Сущность, структура государственного бюджета и главные макроэкономические функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 21:08, контрольная работа

Краткое описание

Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
Аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...2
1. Сущность, структура государственного бюджета и главные макроэкономические функции………………………………………………3
2. Дефицит и профицит государственного бюджета. Преодоление дефицита бюджета: цели и методы…………………………………………………….6
3. Особенности балансирования государственного бюджета в экономике современной России………………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………….....25
Литература………………………………………………………………….27
Практика……………………………………..……………………………...29

Вложенные файлы: 1 файл

макроэкономика.docx

— 318.94 Кб (Скачать файл)

2. Обеспечение  средне- и долгосрочной макроэкономической  и бюджетной устойчивости. Требовалась адаптация бюджетных расходов к более низкому уровню доходов.

Ближайшие несколько лет были переходным периодом, когда правительству пришлось балансировать  между необходимостью проведения стимулирующей бюджетной политики и восстановлением макроэкономической стабильности. Компромисс между этими требованиями был достигнут путём постепенного сокращения бюджетного дефицита - до 7,5% ВВП в 2010 году, 4,3% ВВП в 2011 году.

После завершения переходного периода планировалось  как можно скорее вернуться к  тем принципам бюджетной политики, которые были закреплены в Бюджетном кодексе в 2008 году. Величина расходов федерального бюджета должна находиться на уровне суммы нефтегазовых доходов, нефтегазового трансферта в размере 3,7% ВВП и финансирования дефицита за счет прочих источников (преимущественно, долговое финансирование) в размере не более 1% ВВП. Использование средств фонда национального благосостояния допустимо лишь для поддержки пенсионной системы.

Такие бюджетные  правила позволят обеспечить стабильность бюджетной системы в долгосрочном периоде, предотвратят чрезмерное наращивание государственного долга, создадут благоприятные условия для внутренних и внешних инвестиций, невозможных при нестабильности бюджета и, как следствие, экономики.

3. Повышение  эффективности расходов бюджета.  В условиях вынужденного снижения объемов расходов бюджета необходимо было обеспечить высокое качество государственных услуг и эффективное использование бюджетных средств.

Уровень эффективности многих государственных  расходов в нашей стране оставался  низким. Необходимо было принять целенаправленные меры по повышению эффективности  государственных расходов, чтобы  сокращение расходов не затормозило развитие экономики и не отразилось на объеме и качестве получаемых гражданами бюджетных услуг, по следующим направлениям:

1) Комплексная  инвентаризация бюджетных обязательств, особенно - в социальной сфере.

2) Совершенствование  программно-целевого принципа в  бюджетном процессе.

3) Сокращение  государственного сектора и одновременное  повышение его эффективности.

4) Развитие  государственно-частного партнерства  в рамках целевых программ и отдельных проектов.

Долгосрочные  программы повышения эффективности  государственных расходов должны были интегрироваться в рамках процедур долгосрочного бюджетного планирования. Что позволило бы учитывать при  распределении бюджетных ресурсов как приоритеты социально-экономического развития, так и потенциал решения важнейших задач с использованием меньшего объема государственных средств и поддержания тем самым бюджетной сбалансированности.

Ключевую  роль в составлении и реализации программ по повышению эффективности  бюджетных расходов должны были играть непосредственно ведомства, отвечающие за расходы по тому или иному направлению.

4. Повышение  эффективности налоговой системы.

 

В период экономического кризиса соблюдение баланса между интересами государства и предпринимателей и выбор оптимальной политики налоговых ставок становился для правительства первоочередной задачей.

Государственная политика в области расходов (на поддержку экономики уже потрачен огромный объем ресурсов) привела  к ситуации, когда в условиях кризиса среднесрочные задачи налоговой политики в определенном смысле шли вразрез с долгосрочными задачами. Целями налоговой политики в долгосрочном периоде в России последние годы было прямое или косвенное снижение налоговой нагрузки. Требования о снижении налоговой нагрузки на бизнес постоянно высказывались представителями предпринимательского сообщества. Однако в кризис правительство столкнулось с острой проблемой бюджетного дефицита, и вынуждено было искать источники его финансирования, в том числе рассматривая варианты повышения налогов.

Во избежание  такого расхождения между долгосрочными  целями и среднесрочной политикой  нужна была коррекция долгосрочных целей налоговой политики. Новой целью налоговой политики должно было стать не простое снижение налоговой нагрузки, а ее оптимизация и распределение по секторам экономики для стимулирования экономического роста и высокотехнологичных производств. Одновременно с этим нужно было оптимизировать налогообложение сырьевого сектора, а также производства и потребления товаров, наносящих вред здоровью, таких как табак и алкоголь.

5. Создание  пенсионной системы, обеспечивающей  достойный уровень жизни пенсионерам.

В 2010 году начался новый этап реформирования пенсионной системы. Была поставлена задача радикально повысить уровень пенсионного  обеспечения и ликвидировать бедность среди пенсионеров.

Одним из источников дополнительного финансирования пенсий стало повышение страховых  взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, ставка которых с 2011 года была повышена до 26%. Важной мерой сталовведение механизма валоризации - переоценки денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до начала пенсионной реформы в 2002 году. С 1 января 2010 года их расчетный пенсионный капитал был проиндексирован на 10% плюс по 1% за каждый год «советского» трудового стажа до 1991 года.

6. Разработка  и реализация совместно с Банком  России мер по поддержанию стабильности банковской системы.

Функционирование  банковского сектора определялось динамикой объема просроченной задолженности в портфелях банков, а также существенным ограничением доступа к ресурсам с международных рынков капитала.

В 2010-2012 годах  одним из направлений деятельности Правительства Российской Федерации  совместно с Банком России по-прежнему оставалось поддержание стабильности банковской системы и защита интересов  вкладчиков и кредиторов. Одновременно Банк России уделял повышенное внимание вопросам развития банковского сектора[24].

3.2 Государственный бюджет  России на 2012-2014 годы

Правительство России одобрило проект бюджета на 2012-2014 годы. В бюджете заложены весьма оптимистичные цифры по самым  значимым экономическим показателям.

Доходы и баланс российского  бюджета

Рис.5 Динамика доходов федерального бюджета

Проект  бюджета планирует стабильное снижение доходных статей:

    • в 2012 году – до 20,1% (против 20,7% в нынешнем году);
    • в 2014 году – до 19,5%.

Понижательная динамика доходов страны обусловлена  снижением нефтегазовых доходов (с 10,2% от ВВП в нынешнем году до 8,5% в 2014 году). При этом правительство считает, что нефтегазовые доходы будут расти (с 10,5% в текущем году до 11,0% от ВВП в 2014 году).

Кабинет министров  и Центробанк РФ планируют, что в  течение ближайшей трехлетки уровень инфляции в стране будет постепенно снижаться:

    • до 5-6% в 2012 году;
    • 2,5-5,5% – в 2013 году;
    • 4-5% – в 2014 году.

После нынешнего  бездефицитного (а может быть, даже профицитного, как считает премьер  В. Путин) года, дефицит на ближайшие  три года запланирован на низком уровне:

    • 2012 год – 1,5% от ВВП;
    • 2013 год – 1,6%;
    • 2014 год – 0,7%.

Покрывать дефицит  федерального бюджета планируется, в первую очередь, за счет государственных заимствований и доходов от приватизации госсобственности. Кроме того, Госдума одобрила изменения в законодательство, дающие правительству право покрывать дефицит федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов.

Рост ВВП  в представленном документе запланирован на уровне:

    • 2012 год – 3,7%;
    • 2013 год – 4,0%;
    • 2014 год – 4,6%.

Расходы российского бюджета:

Рис.6 Динамика расходов федерального бюджета

Расходы бюджета  также вырастут – с 12,658 трлн. руб. в 2012 году до 14,579 трлн. руб. Увеличение расходов связано с целым рядом  факторов:

    • расходы на полицию. С будущего года финансовое обеспечение полиции будет осуществляться за счет федерального бюджета;
    • расходы на военнослужащих. Индексация денежного довольствия военнослужащих на 6% (с 1 апреля 2012 г.);
    • стипендии студентам. Повышение стипендий для студентов вузов (с 1 сентября 2012 г.);
    • расходы на ФОТ. Увеличение фондов оплаты труда работников государственный федеральных учреждений, госслужащих, судей и прокурорских работников (с 1 октября 2012 г.).

За счет федерального бюджета будет также компенсироваться снижение доходов социальных фондов – на 2012−2013 гг. запланировано снижение ставки страховых взносов с нынешних 34% до 30% (а по некоторым категориям еще больше). Чтобы покрыть недополученные доходы соцфондов, из бюджета будет выделено в 2012 году 270,5 млрд. руб., а в 2013 году – 317,7 млрд. руб.

Проект бюджета  предполагает повышение расходов на:

    • социальные нужды – с 35% в 2012 году до 36,7% в 2014 году;
    • нацбезопасность и деятельность правоохранительных органов – с 12,3% в 2012 году до 14,3% в 2014 году;
    • оборону – с 8,6% в 2012 году до 8,7% в 2014 году.

В то же время  расходы на экономику в 2012 и 2013 гг. будут снижаться, что обусловлено  сокращением субсидирования отдельных  направлений национальной экономики, а также завершением выполнения ряда федеральных программ и крупных объектов капстроительства.

Также снижаются  расходы на содержание жилищно-коммунального  хозяйства – вследствие завершения ряда федеральных программ и полным обеспечением военнослужащих жильем в 2013 году, и на образование – в 2013 году завершается модернизация региональных систем общего образования, а с 2012 года содержание профтехучилищ ложится на региональные бюджеты. Снижены будут расходы и в сфере здравоохранения в 2013−2014 гг. – денежные выплаты медицинским работникам будут проводиться за счет обязательного медицинского страхования.

В предстоящее  трехлетие правительство предлагает начать восстановление Резервного фонда за счет нефтегазовых доходов – с 2,409 трлн. руб. в 2012 году до 4,183 трлн. руб. в 2014 году.

Однако реалистичность предложенного проекта федерального бюджета России ставится под сомнение. Как отмечают многие западные СМИ, в бюджет заложены оптимистические показатели стоимости «черного золота»:

    • в 2012 году – $ 100 за баррель;
    • в 2013 году – $ 97 за баррель;
    • в 2014 году – $ 101 за баррель;

в то время как в мире принято  ориентироваться на более сдержанные прогнозы. Так, на следующий год страны ОПЕК прогнозируют стоимость барреля нефти на уровне $ 70, Казахстан – $ 75, Азербайджан – $ 80.

Также эксперты напоминают, что уже бывший министр  финансов России Алексей Кудрин неоднократно заявлял, что для простого сохранения уровня расходов на прежнем уровне необходимо поднимать налоги, чему противился российский премьер В. Путин. Возможно, что новые условия, сложившиеся в мировой финансовой системе приведут к пересмотру бюджетных показателей, связанных с повышением налогов, изменениям тарифных сеток и возможным проведением реформ – например, пенсионной.

Непонятно, и  какими будут страховые взносы с  зарплат – снижение до 30% запланировано  только на 2012−2013 гг., поэтому на 2014 год  в проект бюджета заложена нынешняя цифра – 34%, а какой она будет  реальной, станет известно только после рассмотрения параметров пенсионной реформы2.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Ежегодно  закрепляя законом Государственный  бюджет представляется возможность  наиболее полно учитывать экономическое  состояние страны, наиболее рационально  использовать ресурсы на выполнение мероприятий, предусмотренных прогнозом  экономического и социального развития, избирая приоритетные отрасли и  уровень материального обеспечения  населения.

Значение государственного финансового регулирования через федеральный бюджет трудно переоценить, хотя и нельзя не учитывать и происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов.

Как инструмент государственного регулирования государственный  бюджет призван выполнять свои функции  с целью улучшения экономического благополучия  той или иной страны. Наилучшей является политика государства, которая стремится к поддержанию  достаточно высоких темпов экономического роста. И, как уже отмечалось, экономический  подъём может наблюдаться и при  дефицитном бюджете(до определённого  уровня), и при профицитном.

В экономической  теории спорным остаётся вопрос о  сбалансированности бюджета. Экономический  опыт ряда передовых стран свидетельствует  о том, что наилучшей бюджетной  политикой является такая, которая  балансирует государственный бюджет в рамках экономического цикла, создавая автоматические дефициты при кризисах и автоматические превышения доходов  над расходами при подъёмах.

Анализ экономики  России за последние несколько лет  позволяет подтвердить действенность  и в российских условиях важнейших  составляющих успешной бюджетной политики, определённых на основе международного опыта. Это – базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жёсткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень(или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а, следовательно, и повышению уровня народного благосостояния.

Информация о работе Сущность, структура государственного бюджета и главные макроэкономические функции