В зависимости от цели ревизии применяются разные приемы
ее проведения: сопоставления плановых
и отчетных данных, проверка наличных
денег, документальные проверки.
Общепринятый регламент проведения
комплексной ревизии предполагает
следующие поэтапные действия контрольных
органов:
- инвентаризация наличия и
сохранности товарно-материальных ценностей,
незавершенного производства (строительства), полуфабрикатов, офисного
и другого оборудования, денежных средств и
расчетов;
- визуальная проверка правильности
оформления документов (полноты и
достоверности заполнения реквизитов,
соответствие предъявленных
к проверке документов утвержденным
нормам, выявление
некачественных документов), арифметический
подсчет итогов;
- проверка полноты и правильности
отражения в документах финансово-хозяйственных
операций. По первичным записям проводится таксировка (проверка количественных
суммовых данных) и контировка (проверка правильности корреспонденции
бухгалтерских счетов). Проверяются также
правильность и полнота отражения
бухгалтерских записей в учетных регистрах,
разработочных таблицах, журналах-ордерах,
Главной книге;
- проверка правильности исчисления
расчетных показателей (заработной платы,
налогов, амортизационных сумм, резервов,
процентов за кредиты и т.д.);
- проверка правильности формирования
отчетности — бухгалтерской, финансовой,
налоговой, статистической, страховой,
кредитной и другой отчетности,
предусмотренной страновым законодательством.
3. Органы
государственного финансового контроля.
Состав органов финансового
контроля определяется государственным
устройством, функциями отдельных государственных
органов, закрепленных в Конституции РФ.
Это предопределяет контроль
за финансовой деятельностью:
- органов исполнительной
власти — со стороны Президента РФ;
- органов законодательной
власти.
В рамках бюджетного процесса
многие его участники наделяются контрольными
функциями. Эти полномочия выполняют глава
государства, органы исполнительной и
законодательной властей, специализированные
контрольные органы, а также распорядители
бюджетных средств.
Президентский
контроль осуществляется в соответствии
с Конституцией РФ путем подписания федеральных
законов, издания указов и распоряжений
по финансовым вопросам, назначения на
должность и освобождения от должности
министра финансов, представления Государственной
Думе кандидатуры на должность председателя
Банка России.
В состав Администрации Президента
РФ входит Главное контрольное управление,
которое также наделено рядом полномочий.
Оно не может самостоятельно применять
какие-либо санкции, но вправе направлять
предписания об устранении финансовых
нарушений. Предложения, сделанные по
итогам проверок, вносятся на рассмотрение
Президента РФ.
Важной формой финансового
контроля в России и за рубежом является парламентский
контроль.
В соответствии с Бюджетным
кодексом РФ законодательные (представительные)
органы власти осуществляют:
- предварительный контроль — в ходе обсуждения
и утверждения проектов
законов о бюджете и других нормативных
актов, посвященных финансовым вопросам;
- текущий контроль — при рассмотрении
отдельных вопросов исполнения
бюджета на заседаниях парламентских
комитетов, комиссий, рабочих групп в ходе
парламентских слушаний и в связи с депутатскими
запросами;
- последующий контроль — при рассмотрении и утверждении
отчетов об исполнении бюджета, подготовленных
органами исполнительной
власти.
В обеих палатах Федерального
Собрания имеются специальные комитеты,
отвечающие за рассмотрение вопросов,
связанных с государственными финансами.
К их функциям относятся проверка доходов
и расходов, предусмотренных законопроектом
о бюджете на очередной год, подготовка
заключения на проект бюджета, контроль
за рациональным использованием государственных
средств.
В системе исполнительной власти контрольными полномочиями
наделено: Министерство финансов РФ, включая
федеральные службы. Правительство РФ
как высший орган исполнительной власти
регулирует и контролирует финансовую
деятельность министерств и ведомств,
межбюджетные отношения, информирует
Государственную Думу о ходе исполнения
федерального бюджета, а также представляет
Счетной палате РФ информацию, необходимую
для осуществления ею контрольных полномочий.
Органы государственного финансового
контроля:
1)
Счетная палата РФ - независимый от Правительства
РФ орган государственного финансового
контроля, наделенный широкими полномочиями
и подотчетный Федеральному Собранию
РФ.
Счетную палату РФ возглавляет
председатель, назначаемый Государственной
Думой сроком на шесть лет. Коллегия Счетной
палаты РФ помимо председателя состоит
из 12 аудиторов.
Текущую контрольную
работу выполняет аппарат — инспекторы
Счетной палаты РФ.
Сфера
полномочий Счетной палаты РФ — контроль
за федеральной собственностью и федеральными
денежными средствами.
Контролю подлежат все юридические
лица:
- государственные
органы и учреждения, включая государственные внебюджетные фонды
и Банк России;
- органы местного
самоуправления, коммерческие
банки, страховые компании и др;
- негосударственные
некоммерческие организации — в части, связанной с получением, перечислением или
использованием ими средств
федерального бюджета и внебюджетных
фондов, использованием федеральной собственности.
Задачи Счетной палаты РФ:
- организация контроля
за исполнением федерального бюджета и внебюджетных фондов;
- подготовка предложений по устранению
обнаруженных нарушений и улучшению
бюджетного процесса;
- оценка эффективности
расходования государственных средств,
в том числе предоставленных на возвратной
основе;
- определение степени
обоснованности статей проектов федерального бюджета и внебюджетных
фондов;
- финансовая экспертиза,
т.е. оценка финансовых последствий принятия
федеральных законов для бюджета;
- контроль за поступлением
и движением бюджетных средств на счетах
банков;
- регулярное представление
Совету Федерации и Государственной Думе
информации о ходе исполнения федерального
бюджета;
- контроль за состоянием
внутреннего и внешнего долга;
- контроль за деятельностью
Банка России по обслуживанию государственного
долга;
- оценка эффективности
использования иностранных займов, кредитов, получаемых
Правительством РФ.
Права Счетной палаты РФ:
- давать указания,
обязательные для исполнения;
- принимать решения
о приостановлении финансовых, платежных и расчетных операций
по счетам проверяемого юридического лица.
Деятельность Счетной палаты
РФ является гласной.
2) Контрольное управление
Президента РФ. (далее — Управление) действует
как система обеспечения конституционных
контрольных полномочий Президента РФ
и проводит от имени и по поручению Президента
РФ президентский контроль за исполнением
федеральными органами государственной
власти и органами государственной власти
субъектов РФ Конституции РФ, законов
РФ, указов и распоряжений Президента
РФ.
Основная
задача Управления — подготовка
для Президента РФ по результатам контроля
информации:
- о деятельности
федеральных органов государственной
власти, органов государственной
власти субъектов РФ и их должностных лиц по
исполнению Конституции РФ, указов и распоряжений Президента РФ;
- об исполнении
Администрацией Президента РФ, Правительством РФ, федеральными
органами исполнительной власти и их должностными лицами поручений Президента
РФ;
- о деятельности
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов РФ, а также предприятий, учреждений и организаций
по реализации социально-экономической
политики;
- о деятельности
дипломатических, торговых
представительств и других
учреждений Российской Федерации за рубежом.
Основные
функции Управления:
- готовит и представляет
Президенту РФ аналитическую информацию о деятельности федеральных
органов государственной власти, органов
государственной власти
субъектов РФ по исполнению Конституции
РФ, указов и распоряжений Президента
РФ;
- проводит проверки
деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов РФ, их
руководителей и аппарата, а также учреждений и организаций;
- осуществляет проверки деятельности
подразделений Администрации Президента РФ;
- рассматривает жалобы и обращения граждан,
предприятий, учреждений и организаций;
- анализирует деятельность специальных
органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти
и их подразделений на местах;
- обобщает практику применения законодательства
РФ в сфере контрольной деятельности и
вносит предложения по его совершенствованию;
- осуществляет сотрудничество с контрольными
органами зарубежных стран и международными
организациями по вопросам контрольной деятельности,
изучает практику реализации контрольных
функций и структуре президентской власти
других государств;
- проводит мероприятия по профессиональной
подготовке и переподготовке кадров Управления.
Права Управления:
- требовать от руководителей федеральных
органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов РФ, а
также предприятий, учреждений и организаций
независимо от форм собственности необходимые
документы, материалы и письменные объяснения, другую
информацию, необходимую для проверок в соответствии с задачами Управления;
- привлекать в установленном
порядке к участию в проверках представителей правоохранительных
и специальных органов контроля, а также
специалистов федеральных органов исполнительной власти, запрашивать в указанных
органа информацию о доходах проверяемых
должностных лиц;
- привлекать к работе на договорной
основе научные учреждения, отдельных ученых и
специалистов;
- пользоваться информационными
банками данных Администрации Президента РФ;
- вносить на рассмотрение
Президента РФ предложения по результатам
проверок;
- докладывать Президенту РФ
о несвоевременном или неполном выполнении поручений,
содержащихся в указах и распоряжениях Президента РФ, и
запрашивать от соответствующих должностных
лиц объяснения причин этих нарушений.
3) Министерство финансов РФ — федеральный орган исполнительной
власти. В своей деятельности руководствуется
Конституцией РФ, федеральными, конституционными
законами, актами Президента РФ и Правительства
РФ.
Министерство финансов РФ осуществляет координацию и
контроль деятельности находящихся в его ведении:
- Федеральной налоговой службы;
- Федеральной службы страхового
надзора;
- Федеральной службы финансово-бюджетного
надзора;
- Федерального казначейства (федеральной
службы).
Основные задачи Министерства финансов РФ:
- совершенствование бюджетной
системы Российской Федерации, развитие бюджетного
федерализма;
- разработка и реализация
единой финансовой, бюджетной, налоговой
и валютной политики в Российской Федерации;
- концентрация финансовых
ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического
развития Российской Федерации;
- разработка проекта федерального
бюджета;
- составление отчета об исполнении
федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
• разработка программ
государственных заимствований управление
государственным внутренним и внешним
долгом Российской Федерации.
Министерство финансов РФ в соответствии
с возложенными на него задачами выполняет
следующие основные функции:
- подготавливает предложения и реализует
меры по совершенствованию бюджетной системы
Российской Федерации, развитию бюджетного федерализма
и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;
- участвует в разработке прогнозов социально-экономического развития Российской
Федерации на долгосрочную, среднесрочную
и краткосрочную перспективу;
- участвует в разработке и осуществлении
мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке
экономики, поддержке и защите интересов
отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;
- участвует
в подготовке предложений по основным
направлениям кредитной, денежной политики
Российской Федерации, улучшению состояния
расчетов и платежей в экономике;
- разрабатывает
меры, направленные на формирование и реализацию активной инвестиционной политики,
участвует в разработке и финансировании федеральных
инвестиционных программ и бюджета развития Российской
Федерации;
- разрабатывает
проекты федерального бюджета и прогноза
консолидированного бюджета Российской Федерации;
- исполняет
федеральный бюджет, составляет отчет
об исполнении федерального бюджета и консолидированного
бюджета Российской Федерации;
- осуществляет
контроль за целевым использованием средств
федерального бюджета.