Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 10:23, курсовая работа
Цель работы: определить сущность ценных бумаг, их вид, а также порядок выпуска и обращения.
Для достижения поставленной цели был определен следующий круг задач: определить понятие «ценные бумаги»;
выявить классификацию ценных бумаг; рассмотреть порядок выпуска; рассмотреть порядок обращения ценных бумаг.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...…........... 2
1 ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
1.1 История возникновения и развития рынка ценных бумаг в странах Западной Европы, США и России............................. 5
1. 2 Сущность ценных бумаг........................................................................... 12
1. 3 Признаки, функции и вид ценных бумаг................................................ 15
2 ПОРЯДОК ВЫПУСКА И ОБРАЩЕНИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
2.1 Порядок выпуска и обращения ценных бумаг....................................... 24
2.2 Эмиссия и обращение ценных бумаг в современной России................ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................. 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………............................................... 34
Управленческую. Не все ценные бумаги, которые выпущенные и находятся в обращении на рынке ценных бумаг, выполняют эту функцию. К числу тех из них, каким присущий эта функция, принадлежат акции, паевые свидетельства, сертификаты с частицей, инвестиционные сертификаты и т.п.
В контексте рынка ценных бумаг управленческая функция означает наличие во владельца указанного выше вида ценной бумаги и возможность принимать участие в управлении эмитентом. Чаще всего в таких случаях речь идет о реализации права на участие в общих собрании акционеров, голосовании, внесении предложений, выдвижении кандидатур в состав избирательных руководящих органов эмитента (правление, наблюдательный совет); на получение информации, которая касается деятельности и финансового состояния эмитента; на участие в распределении имущества эмитента при него ликвидации.
Позаимствованную. Эта функция выполняется лишь долговыми ценными бумагами, частица которых на рынке ценных бумаг есть одной из самых больших. Однако не все ценные бумаги, которые выпускаются и находятся в обращении на указанном рынке, являются долговыми. К категории долговых документов принадлежат такие денежные документы, которые свидетельствуют о наличии между организацией- эмитентом и владельцем ценной бумаги кредиторское -дебиторских отношений. Другими словами, эмитент осуществляет выпуск данных ценных бумаг с целью «заимствование денег» или «получение кредита» во владельца ценной бумаги. Вместе с тем владелец такой ценной бумаги предоставляет «заем», то есть дает ее «в долг» эмитенту путем оплаты стоимости долговой ценной бумаги. При этом надо осознавать, что при приобретении долговых документов их владелец получает статус кредитора эмитента, а не владельца имущества эмитента. Затем владелец ценных бумаг (что подтверждают участие или членство) получает статус совладельца имущества эмитента, а не кредитора. При кредиторское -дебиторских отношениях право на участие в управлении делами эмитента не предоставляется.
К долговым ценным бумагам принадлежат разные виды облигаций, свидетельства о задолженности, векселях, коммерческие бумаги и некоторые другие документы.
В общем понимании денежные документы, которые находятся в обращении на рынке ценных бумаг, принадлежат или к категории документов, которые подтверждают участие (членство), или документов, которые удостоверяют установление кредиторское - дебиторских отношений. Поэтому, когда речь идет о рынке ценных бумаг, то имеется в виду рынок, на котором находятся в обращении акции и облигации.
Расчетную. Ценные бумаги, которые функционируют на рынке, могут выполнять в процессе загульно- рыночного взаимодействия еще одну очень важную функцию — они могут выступать средством расчетов (платежа). Другими словами, ценные бумаги могут выполнять одну из функций денег, то есть ценными бумагами возможно платить стоимость работ, услуг или товаров.
Выполнение ценными бумагами денежной функции есть возможным поэтому, что эти бумаги также имеют стоимость. При использовании ценных бумаг как платежа для участников соглашения создается возможность соотносить стоимость: продавец соотносит стоимость товара, работ или услуг по стоимостью ценных бумаг; покупатель — наоборот.
Во многих случаях
ценные бумаги могут использоваться
и как средство платежа на рынке
ценных бумаг. Например, стоимость акций
может оплачиваться другими акциями,
облигациями или долговыми
Обеспечительную. В процессе обще рыночных взаимодействия, а также на рынке ценных бумаг последние могут выполнять функцию средства обеспечения выполнения обязательств. В ряде случаев при выполнении определенных обязательств существует вероятность или риск того, что они могут быть не выполненные. С целью уменьшения такого риска должник (покупатель) может передавать свои ценные бумаги кредитору (продавцу) под залог как гарантию того, что в случае невыполнения им своих обязательств соответствующие убытки кредитора (продавца) будут возмещены за счет стоимости указанных ценных бумаг. Таким образом, принцип обеспечения в данном случае означает, что ценные бумаги или права на них передаются кредитору «на всякий случай», то есть на случай невыполнения должником (покупателем) своих обязательств. Если такого не случается, то ценные бумаги или права на них поворачиваются покупателю.
Использование ценных бумаг как средства обеспечения зависит от величины риска того, что определенные обязательства могут быть невыполненными. Чем меньший риск, тем меньшей есть необходимость использовать ценные бумаги в данном качестве. Если риск невыполнения обязательств есть незначительным или его вообще не существует, то в таких случаях ценные бумаги, как правило, не используются в роли средства обеспечения.
Парораспределительную. Эта функция есть в какой-то мере унифицированной и начинает выполняться сразу после поступления ценных бумаг на них вторичный рынок во внебиржевое и биржевое обращение. Она заключается в том, что на вторичном рынке происходит своеобразное перераспределение капитала между разными областями хозяйства, обеспечивая развитие тех или других областей, акции или другие ценные бумаги которых пользуются самым большим спросом (металлургическая, химическая промышленность и прочие). Позднее ценные бумаги с целью привлечения средств перепродаются, обеспечивая «переливание» денежных ресурсов с одной сферы деятельности в другую. Причем эффективнее эта функция должна проявляться на внебиржевом рынке (для государственных ценных бумаг — на биржевом)8.
2 ПОРЯДОК ВЫПУСКА И ОБРАЩЕНИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
2.1 Порядок выпуска и обращения ценных бумаг
Выпуск и обращение государственных
ценных бумаг может использоваться для
решения следующих основных задач:
- финансирование дефицита государственного
бюджета на неинфляционной основе, т. е.
без дополнительного выпуска денег в обращение
или в таких случаях, когда расходы бюджета
на определенную календарную дату превышают
имеющиеся в его распоряжении средства
на эту же дату (кассовый дефицит), либо
когда поступление доходов за месяц или
квартал оказывается меньше, чем средства,
необходимые в этом же периоде для финансирования
расходов бюджета (сезонный дефицит); либо
при годовом дефиците, года по итогам года
доходы бюджета меньше его расходов, и
этот дефицит не покрывается за счет поступлений
в бюджет в следующем году;
- финансирование целевых государственных
программ в области жилищного строительства,
инфраструктуры, социального обеспечения
и т. п.;
- регулирование экономической активности:
денежной массы в обращение, воздействие
на цены и инфляцию, на расходы и направления
инвестирования, экономический рост, платежный
баланс и т.д.
В ст. 75 Конституции установлено, что порядок
выпуска государственных займов в Российской
Федерации определяется на основе федерального
закона, таким образом выпуск государственных
облигаций осуществляется на основе Федерального
закона от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях
эмиссии и обращении государственных
и муниципальных ценных бумаг» (далее
по тексту ФЗ № 136-ФЗ), регулируется Гражданским
кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, Бюджетным
кодексом РФ; федеральным законом РФ «О
рынке ценных бумаг» и другими нормативными
актами, включая письма и указания Минфина
РФ и Центрального банка РФ.
Эмиссия государственных облигаций обычно
осуществляется Министерством финансов
РФ или государственными органами, уполномоченными
на это субъектами РФ.
Эмитентом ценных бумаг Российской Федерации
выступает федеральный орган исполнительной
власти, являющийся юридическим лицом,
к функциям которого решением Правительства
Российской Федерации отнесено составление
или исполнение федерального бюджета.
Государственные облигации выпускаются
в обычной документарной форме, при которой
каждая облигация существует в виде отдельного
документа, либо в специфической документарной
форме (сам выпуск оформляется документарным
сертификатом сразу на все составляющие
его облигации, а их учет по отдельным
владельцам осуществляется в бездокументарной
форме, т.е. в виде записей на счетах в уполномоченных
депозитариях).
В Российской Федерации государственные
органы при выпуске ценных бумаг обязаны
утвердить Генеральные условия эмиссии
государственных или муниципальных ценных
бумаг в форме нормативных правовых актов.
Генеральные условия должны включать
указание на: вид ценных бумаг, форму выпуска
ценных бумаг, срочность данного вида
ценных бумаг (краткосрочные, долгосрочные,
среднесрочные), валюту обязательств,
особенности исполнения обязательств,
предусматривающих право на получение
иного, чем денежные средства, имущественного
эквивалента, ограничения (при наличии
таковых) оборото способности ценных бумаг,
а также на ограничение круга лиц, которым
данные ценные бумаги могут принадлежать
на праве собственности или ином вещном
праве (ст.8 ФЗ № 136-ФЗ).
Каждому отдельному и дополнительному
выпуску присваиваются параметры, которые
должны быть указаны в решении о выпуске
ценных бумаг. Решение о выпуске должно
включать следующие обязательные условия:
1.наименование эмитента;
2.дата начала размещения ценных бумаг;
3.дату или период размещения;
4.форму выпуска ценных бумаг;
5.указание на вид ценных бумаг;
6.номинальную стоимость одной ценной
бумаги;
7.количество ценных бумаг данного выпуска;
8.дату погашения ценных бумаг;
9.наименование регистратора, осуществляющего
ведение реестра владельцев ценных бумаг
или указание на депозитарий, которые
осуществляют учет прав владельцев бумаг
данного выпуска;
10.ограничения эмитента на выпуск ценных
бумаг (ограничения предусмотрены ст.7
ФЗ № 136-ФЗ);
11.иные условия имеющие значения для размещения
и обращения государственных ценных бумаг.
Решение о выпуске должно быть заверено
печатью эмитента и подписано руководителем
эмитента.
Условия, содержащиеся в решении о выпуске,
должны быть опубликованы в средствах
массовой информации или раскрыты эмитентом
иным способом не позднее, чем за два рабочих
дня до даты начала размещения (ст.11 ФЗ
№ 136-ФЗ).
Размещение государственных ценных бумаг
обычно происходит через центральные
банки или министерства финансов. Основными
инвесторами в зависимости от вида выпускаемых
облигаций являются: банки, инвестиционные
компании и фонды, население, страховые
компании. В Российской федерации, размещение
выпуска (дополнительного выпуска, транша)
облигаций осуществляется Банком России
по поручению Эмитента в форме аукциона,
проводимого в Торговой системе, и/или
по фиксированной цене предложения, либо
по закрытой подписке. При этом Центральный
Банк, выступая в качестве агента, выполняет
следующие функции:
- объявляет параметры выпуска в своих
бюллетенях за несколько дней до даты
проведения торговли;
- устанавливает требования к технологическому
обеспечению рынка ценных бумаг, торговой
системе (в частности к Московской межбанковской
валютной бирже), расчетным центрам, депозитарию;
- устанавливает требования к собственному
капиталу дилера;
- устанавливает контроль над ходом аукциона
по первичной продаже государственных
ценных бумаг;
- осуществляет по поручению Минфина РФ
дополнительную продажу на вторичном
рынке непроданных на аукционе облигаций;
- организует операции по погашению облигаций.
Успешность выпуска и обращения государственных
ценных бумаг зависит не только от условий
размещения, процентной ставки, срока
и номинала, но и от рейтинговых оценок
государства международными организациями,
ситуации на внутреннем рынке ценных бумаг,
ситуации на внутреннем кредитном рынке
и на мировых рынках.
Государственные облигации обращаются
на биржевом или внебиржевом рынках, наряду
с ценными бумагами корпоративных эмитентов.
Российский биржевой рынок государственных
облигаций организован на базе Московской
межбанковской валютной биржи.
Можно выделить два существенных
элемента процесса размещения ценных
бумаг:
• заключение гражданско-правовых сделок,
результатом исполнения которых является возникновение
прав собственности (иных вещных прав)
у первого приобретателя;
• совершение действий, которые в соответствии
с законом влекут возникновение прав собственности
на эмиссионные ценные бумаги (включая
передачу сертификатов и (или) операции
в учетной системе).
Заключительным этапом процедуры эмиссии
ценных бумаг является регистрация отчета
об итогах их выпуска.
2.2 Эмиссия и обращение ценных бумаг в современной России
Трудно найти рынок, который бы рос в 1999-2006 гг. такими темпами и с такими рисками, как российский. Как следствие, противоречивость ситуации: очень значительный потенциал роста капитализации рынка при сверхвысоких рисках.
Российский рынок ценных бумаг продолжает оставаться противоречивым, потому что на фондовой бирже действуют старые финансовые инструменты (кредиты, ваучеры, акции) и несмотря на определенное движение вперед рынок не обеспечивает финансирование экономики, т.к. идет продажа и перепродажа, игра на курсовой разнице. Кроме того инфляция продолжает обесценивать рынок в целом и сдерживать его развитие, в связи с чем рынок не отражает состояние экономики. И еще такой ситуации способствует то, что развитию рынка мешают кризис платежей и разрыв хозяйственных связей, и что делает проблематичным вложения в ценные бумаги как отечественного, так и иностранного капитала.
К основным проблемам российского рынка ценных бумаг относится:
- развитие инфраструктуры фондового рынка;
- повышение информационной открытости рынка, увеличение его прозрачности;
- создание полной
- проблема мелкого
инвестора. Рынок
- нехватка капиталовложений, так инвестиционный потенциал банков в 7-8 раз меньше, чем необходимо, а в бюджете денег нет, и довольно-таки трудно привлечь иностранный капитал, поскольку для нашего рынка характерен краткосрочный характер; и главная причина - нестабильность как в экономической, так и в политической ситуации страны;
- дальнейшая интеграция
с фондовыми рынками развитых
стран, хотя следует отметить,
что на российском рынке
- незначительный объем ценных бумаг и небольшое их разнообразие, а также вовлечение в рыночный оборот все большего числа акций российских АО;
- депозитарий, т.к.
нет крупного признания всеми
головного депозитария и
- отсутствие на нашем рынке таких институтов, как дилеры-оптовики и дожеские конторы;
- недостатки системы
российского бухгалтерского
Рост конкурентоспособности российского финансового рынка во многом зависит оттого, будет ли проводиться политика создания регионального финансового центра «Финансовая площадка - Россия»; будет ли сделана попытка создания на территории России финансовых оффшоров в одной или нескольких портовых свободных экономических зонах (пример - свободные банковские и финансовые зоны, созданные в юрисдикции Британского Содружества); будет ли реально проводиться программа интеграции с рынками капитала стран СНГ (программы «единого паспорта» для эмитентов, финансовых инструментов и профучастников из этих стран).
Кризис российского рынка ценных бумаг, вызванный экономическими, политическими факторами, а также процессом его становления не может быть вечным, он неизбежно сменится его ростом. Зарубежные теории содержат мировой опыт выхода из кризисов, поражавших рынки ценных бумаг в разных странах.
Представляется возможным определить основные условия, при которых российский рынок ценных бумаг будет способен преодолеть кризис и начать позитивное развитие:
• функционирование рынка ценных бумаг будет поставлено под контроль государства, формирующего его законодательную базу и следящего на её соблюдением;
• приватизация государственной собственности будет проводиться постепенно с учетом инвестиционных возможностей российского рынка капитала; при этом не будет допускаться разрушение производительных сил;