ТНК в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 17:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение деятельности ТНК на современном этапе и освещение проблем связанных деятельностью ТНК.
Задачами курсовой работы является - рассмотрение теоретических основ транснациональных корпораций, исследование транснациональных корпораций в России и за рубежом и определение роли и места ТНК в мировой1экономике.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3
Глава1. ТНК - основные субъекты международных экономических отношений на современном этапе……………………….....................................6
История ТНК…………………………………………………………….….6
Понятие ТНК. Негативные и позитивные стороны……………………...9
Эволюция организационных форм……………………………………....12
Глава 2. Развитие ТНК в РФ…………………………………………………….20
Деятельность ТНК в России……………………………………………...20
Российские ТНК……………………………………………………………22
Глава 3. Анализ деятельности транснациональной корпорации «Nestle»…..27
Характеристика “Nestle”………………………………………………….27
Деятельность компании "Nestle " в Российской Федерации…………...28
Движущие силы и мотивы зарубежных инвестиций в ТНК…………..29
Поддержка российской культуры………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованных источников…………………………………………...35

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ ТНК В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ1.docx

— 77.49 Кб (Скачать файл)

 

 

3.3.Движущие силы и мотивы зарубежных инвестиций  в ТНК

 

Стратегия компании "Нестле" во всем мире заключается в осуществлении долгосрочных инвестиций. В рамках этой стратегии компания активно вкладывает средства в местное производство, разработку продуктов, отвечающих российским вкусам и традициям, а также использует местное сырье и компоненты. Таким образом, "Нестле" соединяет международный опыт и лидерство в пищевой индустрии с потребностями потребителей. В начале 1995 года "Нестле" приобрела контрольный пакет акций кондитерской фабрики "Россия" в Самаре, выпускающую шоколад и другую кондитерскую продукцию. С тех пор компания сделала большие капиталовложения в техническое оснащение и промышленное переоборудование фабрики. Инвестиции компании позволили наладить местное производство батончиков Nuts и шоколада "Нестле Классик", ранее импортируемых в Россию, а также знаменитого во всем мире шоколадного напитка Nesquik. Другое важное капиталовложение "Нестле" в России - это приобретение в июне1996 года контрольного пакета акций ООО "Нестле Жуковское мороженое". Были осуществлены инвестиции в установку нового современного оборудования, которое позволяет производить традиционное российское мороженое под новыми торговыми марками, такие как: пломбир "48 копеек", эскимо "Кимо", "Розочка", "Снегурочка". Третий инвестиционный проект был реализован в ноябре 1996 года, когда "Нестле" через принадлежащее ей АО "Россия" приобрела контрольный пакет акций самарской кондитерской фабрики АО "Кондитер". Позднее АО "Кондитер" и "Россия" были объединены в ОАО "Кондитерское объединение "Россия", что позволило объединить опыт двух лидеров кондитерского производства и расширить ассортимент новой продукции.12

В январе 1998 года "Нестле" приобрела контрольный пакет  акций двух кондитерских фабрик - АО "Алтай" в Барнауле и АО "Камская" в Перми, которые выпускают шоколадные конфеты, карамель и печенье. "Нестле" продолжает осуществлять инвестиции в обе фабрики, приводя их производственные мощности инфраструктуру в соответствие с международными стандартами компании. В июне 1998 года "Нестле" купила контрольный пакет акций АО "Хладопродукт" в Тимашевске Краснодарского края. Эта фабрика мороженого дополняет мощности по производству мороженого "Нестле" в городе Жуковский. В конце 1999 года "Нестле" расширила производственные мощности фабрики в городе Жуковский, приступив к производству бульонных кубиков Магги. Стратегия "Нестле" направлена не только на укрепление и модернизацию производственной инфраструктуры фабрик и внедрение новых технологий в производство. Компания также стремится быть высокоэффективным производителем с низкими производственными затратами. Кроме того, "Нестле" вкладывает

большие средства в обучение и повышение квалификации сотрудников, передавая им международный опыт компании и научно-технические знания.

Общие инвестиции "Нестле" в производство и развитие дистрибьюторской сети в России на 31 декабря 2000 г. составили около 175 миллионов долларов США.

Общее число постоянных сотрудников  компании в России - около 4600 человек.13

3.4. Поддержка российской культуры

 

Проявлением приверженности "Нестле" к России и особой заботы компании о российских детях стало генеральное спонсорство детской телепередачи "Улица Сезам" - российской версии любимой во всем мире детской образовательной программы. "Нестле" также выступила официальным спонсором детских фестивалей во время празднования 850-летия Москвы.

"Нестле" вносит свой  вклад в культурную жизнь России, являясь генеральным спонсором Московского Симфонического Оркестра. В мире театрального искусства "Нестле" стала известна как ежегодный генеральный спонсор фестиваля "Золотая Маска", III-его Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова, а также других театральных проектов. Два года подряд в 1999 г. и 2000 г. "Нестле" выступала спонсором Московского Кинофестиваля. В 2001 году Нескафе и Россия стали генеральным спонсором III-ей Всемирной театральной Олимпиады в Москве, а также IV-ого Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова.

Продукция "Нестле" в  России:

·        быстрорастворимые  напитки (Nescafe, Nesquik и другие)

·        мороженое (Nestle, 48 Копеек, Кимо, Розочка и другие)

·        детское  питание (Nestle)

·        шоколадные и кондитерские изделия (торговые марки  Россия, Савинов,

Nuts, Nestle Classic, Ш.О.К., Камская, Алтай)

·        кулинарная продукция (Maggi)

·        сухие  завтраки (Nestle)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Транснациональные корпорации в конце XX в. во многом определяют структуру  мирового рынка и уровень конкурентоспособности  на нем товаров и услуг, а также  международного движения капиталов  и передачи технологии.

В большинстве ТНК представляют собой крупные фирмы олигопольного или монопольного типа с диверсифицированной интеграцией производства и сбыта товаров и услуг на мировом рынке. Все элементы их многонациональной структуры функционируют как единый согласованный механизм в соответствии со стратегией головной компании. Они рассматривают мир как единый рынок и принимают решение о выходе на него с новой продукцией или услугами вне зависимости от государственных границ.

Современные теоретические  концепции ТНК базируются на теории фирмы как предприятия для  организации производства и сбыта  товаров и услуг. Особое внимание в концепциях ТНК уделяется моделям  предпринимательских инвестиций, к  которым в первую очередь относятся  модели монополистических преимуществ, жизненного цикла продукта, интернализации, эклектическая модель.

Основными источниками эффективной  деятельности ТНК являются использование  преимуществ владения природными ресурсами (или доступа к ним), капиталом и особенно результатами НИОКР; возможность оптимального расположения своих предприятий в разных странах с учетом объема их внутреннего рынка, темпов экономического роста, цен и квалификации рабочей силы, стоимости и доступности остальных экономических ресурсов, развитости инфраструктуры, а также политико-правовых факторов, среди которых важнейшим является политическая стабильность; возможность аккумулирования капитала в рамках всей сети ТНК; использование в своих целях финансовых ресурсов всего мира;постоянная информированность о конъюнктуре товарных, валютных и финансовых рынков в разных странах; рациональная организационная структура ТНК; опыт международного менеджмента.

Основным мотивом прямых иностранных инвестиций ТНК в  России и других странах с переходной экономикой выступает расширение рынков сбыта. Свою деятельность в России иностранные ТНК пока сосредоточивают в регионах с высокоразвитой инфраструктурой - Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Ленинградской, Нижегородской областях, а также в регионах с преобладанием добывающей промышленности - в Тюменской и Магаданской областях, Приморском крае. Производства и предоставление услуг в России развернули главным образом иностранные ТНК, специализирующиеся на топливно-энергетическом комплексе, торговле, пищевой промышленности, общественном питании, сфере различных услуг, в меньшей степени - в обрабатывающей промышленности, включая автомобилестроение.

Базой для создания российских ТНК становятся финансово-промышленные группы, образованные путем объединения  банков с промышленными предприятиями, интегрированными по вертикальному  технологическому принципу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Мировая экономика: учебник / под ред. А.С.Булатов–2-е изд. Переработка и доп. –      М.:Экономисть, 2008.
  2. Колесова В.П., Осьмова, М.Н. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: учебник для вузов / В.П. Колесова. М. Н. Осьмова. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2008
  3. Андрианов В. Д. Россия в мировой экономике: учебное пособие / В. Д. Андрианов. М.: Гуманит,
  4. Гладков И. С. Мировая экономика: учебное пособие. М.: Издательско - торговая компания "Дамков и Ко". 2008.
  5. Долгов А. П.  Уровень транснационализации основных отраслей промышленности /А. П. Долгов // Финансы и кредит. 2006. № 13.
  6. Губайдуллина Ф. С.  Крупные транснациональные корпорации на новых рынках / Ф. С. Габайдуллина // ЭКО. 2008. № 3.
  7. Андрианов В. Д. Россия в мировой экономике: учебное пособие / В. Д. Андрианов. М.: Гуманит, 2007.
  8. Градобитова Л. Д. Транснациональные корпорации в современных международных экономических отношениях: учебное пособие / Л. Д. Градобитова, Т. М. Исаченко. М.: Анкил, 2006
  9. Пашин С.Т. Функционирование транснациональных компаний: Организационно-экономическое обеспечение / С. Т. Пашин. М.: Экономика, 2007.
  10. Международная экономика. Киреев. Москва , 2011
  11. Михайлушкин А.И. «экономика транснациональной компании».издат-во «высшая школа», 2008.
  12. Зименков Р., Романова Е. Инвестиционная активность американских ТНК как субъектов процесса глобализации / Р. Зименков, Е. Романов // РЭЖ. 2009. № 2.
  13. Лучко М.Л. Роль транснациональных компаний в процессах иностранного инвестирования: учебник для вузов / М.Л. Лучко. М.: ТЕИС, 2007

1 Мировая экономика: учебник / под ред. А.С.Булатов–2-е изд. Переработка и доп. –      М.:Экономисть, 2008.

2 Колесова В.П., Осьмова, М.Н. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: учебник для вузов / В.П. Колесова. М. Н. Осьмова. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2008

3 Андрианов В. Д. Россия в мировой экономике: учебное пособие / В. Д. Андрианов. М.: Гуманит,

4 Гладков И. С. Мировая экономика: учебное пособие. М.: Издательско - торговая компания "Дамков и Ко". 2008.

5 Долгов А. П.  Уровень транснационализации основных отраслей промышленности /А. П. Долгов // Финансы и кредит. 2006. № 13.

6 Губайдуллина Ф. С.  Крупные транснациональные корпорации на новых рынках / Ф. С. Габайдуллина // ЭКО. 2008. № 3.

7 Андрианов В. Д. Россия в мировой экономике: учебное пособие / В. Д. Андрианов. М.: Гуманит, 2007.

8Градобитова Л. Д. Транснациональные корпорации в современных международных экономических отношениях: учебное пособие / Л. Д. Градобитова, Т. М. Исаченко. М.: Анкил, 2006

9 Пашин С.Т. Функционирование транснациональных компаний: Организационно-экономическое обеспечение / С. Т. Пашин. М.: Экономика, 2007.

10 Международная экономика. Киреев. Москва , 2011

11Михайлушкин А.И. «экономика транснациональной компании».издат-во «высшая школа», 2005.

12Зименков Р., Романова Е. Инвестиционная активность американских ТНК как субъектов процесса глобализации / Р. Зименков, Е. Романов // РЭЖ. 2009. № 2.

13 Лучко М.Л. Роль транснациональных компаний в процессах иностранного инвестирования: учебник для вузов / М.Л. Лучко. М.: ТЕИС, 2007

 


Информация о работе ТНК в мировой экономике