Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 17:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение деятельности ТНК на современном этапе и освещение проблем связанных деятельностью ТНК.
Задачами курсовой работы является - рассмотрение теоретических основ транснациональных корпораций, исследование транснациональных корпораций в России и за рубежом и определение роли и места ТНК в мировой1экономике.
Введение……………………………………………………………………….…3
Глава1. ТНК - основные субъекты международных экономических отношений на современном этапе……………………….....................................6
История ТНК…………………………………………………………….….6
Понятие ТНК. Негативные и позитивные стороны……………………...9
Эволюция организационных форм……………………………………....12
Глава 2. Развитие ТНК в РФ…………………………………………………….20
Деятельность ТНК в России……………………………………………...20
Российские ТНК……………………………………………………………22
Глава 3. Анализ деятельности транснациональной корпорации «Nestle»…..27
Характеристика “Nestle”………………………………………………….27
Деятельность компании "Nestle " в Российской Федерации…………...28
Движущие силы и мотивы зарубежных инвестиций в ТНК…………..29
Поддержка российской культуры………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованных источников…………………………………………...35
3.3.Движущие силы и мотивы зарубежных инвестиций в ТНК
Стратегия компании "Нестле" во всем мире заключается в осуществлении долгосрочных инвестиций. В рамках этой стратегии компания активно вкладывает средства в местное производство, разработку продуктов, отвечающих российским вкусам и традициям, а также использует местное сырье и компоненты. Таким образом, "Нестле" соединяет международный опыт и лидерство в пищевой индустрии с потребностями потребителей. В начале 1995 года "Нестле" приобрела контрольный пакет акций кондитерской фабрики "Россия" в Самаре, выпускающую шоколад и другую кондитерскую продукцию. С тех пор компания сделала большие капиталовложения в техническое оснащение и промышленное переоборудование фабрики. Инвестиции компании позволили наладить местное производство батончиков Nuts и шоколада "Нестле Классик", ранее импортируемых в Россию, а также знаменитого во всем мире шоколадного напитка Nesquik. Другое важное капиталовложение "Нестле" в России - это приобретение в июне1996 года контрольного пакета акций ООО "Нестле Жуковское мороженое". Были осуществлены инвестиции в установку нового современного оборудования, которое позволяет производить традиционное российское мороженое под новыми торговыми марками, такие как: пломбир "48 копеек", эскимо "Кимо", "Розочка", "Снегурочка". Третий инвестиционный проект был реализован в ноябре 1996 года, когда "Нестле" через принадлежащее ей АО "Россия" приобрела контрольный пакет акций самарской кондитерской фабрики АО "Кондитер". Позднее АО "Кондитер" и "Россия" были объединены в ОАО "Кондитерское объединение "Россия", что позволило объединить опыт двух лидеров кондитерского производства и расширить ассортимент новой продукции.12
В январе 1998 года "Нестле" приобрела контрольный пакет акций двух кондитерских фабрик - АО "Алтай" в Барнауле и АО "Камская" в Перми, которые выпускают шоколадные конфеты, карамель и печенье. "Нестле" продолжает осуществлять инвестиции в обе фабрики, приводя их производственные мощности инфраструктуру в соответствие с международными стандартами компании. В июне 1998 года "Нестле" купила контрольный пакет акций АО "Хладопродукт" в Тимашевске Краснодарского края. Эта фабрика мороженого дополняет мощности по производству мороженого "Нестле" в городе Жуковский. В конце 1999 года "Нестле" расширила производственные мощности фабрики в городе Жуковский, приступив к производству бульонных кубиков Магги. Стратегия "Нестле" направлена не только на укрепление и модернизацию производственной инфраструктуры фабрик и внедрение новых технологий в производство. Компания также стремится быть высокоэффективным производителем с низкими производственными затратами. Кроме того, "Нестле" вкладывает
большие средства в обучение и повышение квалификации сотрудников, передавая им международный опыт компании и научно-технические знания.
Общие инвестиции "Нестле" в производство и развитие дистрибьюторской сети в России на 31 декабря 2000 г. составили около 175 миллионов долларов США.
Общее число постоянных сотрудников компании в России - около 4600 человек.13
3.4. Поддержка российской культуры
Проявлением приверженности "Нестле" к России и особой заботы компании о российских детях стало генеральное спонсорство детской телепередачи "Улица Сезам" - российской версии любимой во всем мире детской образовательной программы. "Нестле" также выступила официальным спонсором детских фестивалей во время празднования 850-летия Москвы.
"Нестле" вносит свой
вклад в культурную жизнь
Продукция "Нестле" в России:
· быстрорастворимые напитки (Nescafe, Nesquik и другие)
· мороженое (Nestle, 48 Копеек, Кимо, Розочка и другие)
· детское питание (Nestle)
· шоколадные и кондитерские изделия (торговые марки Россия, Савинов,
Nuts, Nestle Classic, Ш.О.К., Камская, Алтай)
· кулинарная продукция (Maggi)
· сухие завтраки (Nestle)
Заключение
Транснациональные корпорации
в конце XX в. во многом определяют структуру
мирового рынка и уровень
В большинстве ТНК представляют
собой крупные фирмы
Современные теоретические
концепции ТНК базируются на теории
фирмы как предприятия для
организации производства и сбыта
товаров и услуг. Особое внимание
в концепциях ТНК уделяется моделям
предпринимательских
Основными источниками эффективной деятельности ТНК являются использование преимуществ владения природными ресурсами (или доступа к ним), капиталом и особенно результатами НИОКР; возможность оптимального расположения своих предприятий в разных странах с учетом объема их внутреннего рынка, темпов экономического роста, цен и квалификации рабочей силы, стоимости и доступности остальных экономических ресурсов, развитости инфраструктуры, а также политико-правовых факторов, среди которых важнейшим является политическая стабильность; возможность аккумулирования капитала в рамках всей сети ТНК; использование в своих целях финансовых ресурсов всего мира;постоянная информированность о конъюнктуре товарных, валютных и финансовых рынков в разных странах; рациональная организационная структура ТНК; опыт международного менеджмента.
Основным мотивом прямых иностранных инвестиций ТНК в России и других странах с переходной экономикой выступает расширение рынков сбыта. Свою деятельность в России иностранные ТНК пока сосредоточивают в регионах с высокоразвитой инфраструктурой - Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Ленинградской, Нижегородской областях, а также в регионах с преобладанием добывающей промышленности - в Тюменской и Магаданской областях, Приморском крае. Производства и предоставление услуг в России развернули главным образом иностранные ТНК, специализирующиеся на топливно-энергетическом комплексе, торговле, пищевой промышленности, общественном питании, сфере различных услуг, в меньшей степени - в обрабатывающей промышленности, включая автомобилестроение.
Базой для создания российских ТНК становятся финансово-промышленные группы, образованные путем объединения банков с промышленными предприятиями, интегрированными по вертикальному технологическому принципу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Мировая экономика: учебник / под ред. А.С.Булатов–2-е изд. Переработка и доп. – М.:Экономисть, 2008.
2 Колесова В.П., Осьмова, М.Н. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: учебник для вузов / В.П. Колесова. М. Н. Осьмова. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2008
3 Андрианов В. Д. Россия в мировой экономике: учебное пособие / В. Д. Андрианов. М.: Гуманит,
4 Гладков И. С. Мировая экономика: учебное пособие. М.: Издательско - торговая компания "Дамков и Ко". 2008.
5 Долгов А. П. Уровень транснационализации основных отраслей промышленности /А. П. Долгов // Финансы и кредит. 2006. № 13.
6 Губайдуллина Ф. С. Крупные транснациональные корпорации на новых рынках / Ф. С. Габайдуллина // ЭКО. 2008. № 3.
7 Андрианов В. Д. Россия в мировой экономике: учебное пособие / В. Д. Андрианов. М.: Гуманит, 2007.
8Градобитова Л. Д. Транснациональные корпорации в современных международных экономических отношениях: учебное пособие / Л. Д. Градобитова, Т. М. Исаченко. М.: Анкил, 2006
9 Пашин С.Т. Функционирование транснациональных компаний: Организационно-экономическое обеспечение / С. Т. Пашин. М.: Экономика, 2007.
10 Международная экономика. Киреев. Москва , 2011
11Михайлушкин А.И. «экономика транснациональной компании».издат-во «высшая школа», 2005.
12Зименков Р., Романова Е. Инвестиционная активность американских ТНК как субъектов процесса глобализации / Р. Зименков, Е. Романов // РЭЖ. 2009. № 2.
13 Лучко М.Л. Роль транснациональных компаний в процессах иностранного инвестирования: учебник для вузов / М.Л. Лучко. М.: ТЕИС, 2007