Тенденции развития транспорта в мировой экономике XX столетия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Транспорт - важная составляющая часть мировой экономике, так как является материальным носителем между государствами.
Темпы развития и качественные перемены на транспорте в XX веке сравнимы по своим масштабам с тем, что было достигнуто в целом за всю его предыдущую историю. В результате не только возросло значение транспорта, но и проявилась его роль как важнейшего звена инфраструктуры.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Транспорт и его значение в мировой экономике XX столетия
1.1 Структура транспорта в мировой экономике 5
1.2 Железнодорожный транспорт 8
1.3 Автомобильный транспорт 10
1.4 Городской транспорт 14
1.5 Морской транспорт 16
1.6 Речной транспорт 18
1.7 Воздушный транспорт 20
1.8 Трубопроводный транспорт 21
Глава 2 Тенденции развития транспорта в мировой
экономике XX столетия 23
Заключение 25
Список использованных источников 26

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ по мировой экономике.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

     На  географию морских перевозок  большое влияние оказывают морские  каналы. Международное значение имеют  Суэцкий и Панамский каналы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.6 Речной  транспорт 

     Вид транспорта, осуществляющий перевозки  пассажиров и грузов в основном по внутренним водным путям, как естественным (реки, озёра), так и искусственным (Каналы, водохранилища). Выделяются магистральные речные пути, в том числе международные, обслуживающие внешнеторговые перевозки нескольких государств (например, Дунай, Одер, Рейн, Амур, Парагвай, Нигер), межрайонные, обслуживающие перевозки между крупными районами внутри страны (например, Волга, Янцзы, Миссисипи), и местные, обслуживающие внутрирайонные связи.

     Речной  транспорт, несмотря на сезонность его работы в ряде стран, обладает рядом преимуществ по сравнению с другими видами транспорта. Первоначальные затраты на организацию судоходства по крупным рекам в 8—10 раз меньше соответствующих затрат на создание железных дорог. Себестоимость перевозок на магистральных реках на 35% ниже железно-дорожных перевозок и в 3—5 раз — автомобильных.

     С начала XX в. паровую машину (XIX в.) на речных судах вытесняет Двигатель  внутреннего сгорания. Впервые его  использовали сормовские судостроители, установившие Дизель на самоходном наливном судне «Вандал» (1903). В 1913 Россия удерживала мировое первенство по количеству и качеству речных судов. Для перевозки нефти строились большегрузные металлические наливные баржи. Протяжённость судоходных внутренних водных путей составляла 64,6 тыс. км. В середине 30-х гг. развернулись большие работы по созданию единой глубоководной сети Европейской части СССР.

     Речной  транспор СССР — составная часть  единой транспортной системы страны. Большое значение имеет речной транспорт  для развития промышленности и сельского хозяйства восточных районов; он обслуживает промышленность, особенно освоение нефтегазоносных районов Западной Сибири; доставляет грузы для Норильского горно-металлургического комбината и экспортные лесоматериалы в Игарку, грузы для горнорудной промышленности Якутии и др.

     С начала 70-х гг. на речной транспорт  СССР применяются высокоэффективные  перевозки грузов в Контейнерах. Созданы совершенно новые по принципу движения быстроходные суда на подводных  крыльях. Теплоходы типа «Ракета» и «Метеор», имеющие скорость 60—65 км/ч, составляют основу скоростного пассажирского флота. Большое пополнение получил пассажирский речной флот: трёхпалубные комфортабельные пассажирские теплоходы и дизель-электроходы мощностью 885 квт (1200 л. с.), приспособленные для плавания по водохранилищам, двухпалубные теплоходы мощностью 590 квт (800 л. с.), небольшие речные суда типа речных трамваев и др. С появлением судов смешанного плавания «река — море» и созданием глубоководных межбассейновых соединений расширена сфера использования для прямых речно-морских перевозок.

     В развивающихся странах общая  протяжённость внутренних водных путей  в начале 70-х гг. XX в. составляла свыше 164 тыс. км, в том числе в странах  Латинской Америки — 82 тыс. км (около 1/3 сети приходится на систему р. Амазонка); в странах Африки — 34 тыс. км; в странах Азии — 48 тыс. км (около 1/5 — на реки Индостанского полуострова и Бирмы). Водные пути отличаются низким техническим уровнем и слабым транспортным использованием. Речной флот большинства развивающихся стран представлен устаревшими небольшими судоходными, чаще парусными, судами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.7 Воздушный  транспорт

     Самый быстрый и в то же время самый  дорогой вид транспорта. Основная сфера применения воздушного транспорта — пассажирские перевозки на расстояниях свыше тысячи километров. Так же осуществляются и грузовые перевозки, но их доля очень низка. В основном авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почту. Во многих труднодоступных районах (в горах, районах Крайнего Севера) воздушному транспорту нет альтернатив. В таких случаях, когда в месте посадки отсутствует аэродром (например, доставка научных групп в труднодоступные районы) используют не самолёты, а вертолёты, которые не нуждаются в посадочной полосе. Большая проблема современных самолётов — шум, производимый ими при взлёте, который значительно портит качество жизни обитателей расположенных рядом с аэропортами районов.

     В настоящее время понятия авиация  и воздушный транспорт фактически стали синонимами, так как воздушные перевозки осуществляются исключительно воздушными судами тяжелее воздуха. Однако первые воздушные суда были легче воздуха. В 1709 году был запущен первый воздушный шар. Впрочем, воздушные шары были неуправляемы. К концу XIX века доминировать в воздухе стали огромные воздушные корабли — дирижабли. Их золотой век пришёлся на первую половину XX века, когда пассажирские дирижабли совершали регулярные перелёты между Европой и Америкой. Эпоха дирижаблей кончилась в 1937 году, когда прямо в аэропорту Нью-Йорка сгорел немецкий пассажирский дирижабль-лайнер «Гинденбург». В конце XX века возобновился интерес к дирижаблям: теперь вместо взрывоопасного водорода применяется инертный гелий, дирижабли хоть и много медленнее самолётов, но зато намного экономичнее. Тем не менее до сих пор сфера их применения остаётся маргинальной: рекламные и увеселительные полёты, наблюдение за дорожным движением. Дирижабли также предлагаются в качестве климатически приемлемой альтернативы самолётам. 

1.8 Трубопроводный  транспорт

     Хотя  первые небольшие трубопроводы были сооружены еще до начала прошлого столетия, развитие этого вида транспорта относится целиком к прошедшему веку и особенно к его второй половине.

     В начале 70-х годов в мире в целом  общая протяженность магистральных нефтепроводов достигла 258 тыс. км, газопроводов — 609 тыс. км. Уже в то время примерно половина общей длины нефтепроводов и 2/3 длины газопроводов приходилось на США. В Советском Союзе сооружение трубопроводной сети в те годы также набирало темпы. Спустя еще 30 лет, к началу XXI столетия общая протяженность магистральных нефтепроводов в мире достигла 500 тыс. км, т.е. возросла примерно вдвое.

     Наибольшей  трубопроводной сетью обладают США, Россия и следующая за ними с большим  отрывом Европа. В США общая протяженность нефте- и нефтепродуктопроводов к началу XXI столетия составила около 290 тыс. км. В Европе (без Российской Федерации, Белоруссии и Украины) общая протяженность магистральных нефтепроводов составляет более 45 тыс. км, газопроводов — 10,5 тыс. км. По европейским нефтепроводам ежегодно прокачивается около 800 млн т нефти.

     Из  зарубежных восточноевропейских стран  значительными трубопроводными  системами обладают также Украина  — 6,9 тыс. км и Белоруссия — 2,9 тыс. км. В настоящее время по ним прокачивается ежегодно 67,5 млн т и 71 млн т нефти соответственно. В основном это транзитная российская нефть, поставляемая на Запад. Грузооборот украинских нефтепроводов достигает 37,5 млрд т/км, белорусских — около 27 млрд т/км.

     В СССР нефтспроводная система стала  развиваться во второй половине XX в. В конечном итоге протяженность  всей этой системы была доведена до 70 тыс. км к 1980 г. В настоящее время  Россия обладает трубопроводной сетью, которая включает 62 тыс. км магистральных нефтепроводов и 150 тыс. км газопроводов. По нефтепроводной системе Российской Федерации перекачивается сегодня более 300 млн т нефти. Газотранспортная система России рассчитана на 600 млрд м3 газа.

     На  Дальнем Востоке России и в  Восточной Сибири предполагается строительство новых нефтепроводов для обеспечения поставок нефти на экспорт в Китай и Японию. Сеть газопроводов Российской Федерации постоянно возрастает за счет внутренних линий для обеспечения собственных потребностей и для поставок российского газа на экспорт. Продолжаются работы по строительству трубопровода «Ямал — Европа» протяженностью 4200 км. Пуск его в эксплуатацию намечен на 2010 г., пропускная мощность составит 70 млрд м3 в год. На очереди также газопровод, который пройдет в северо-западном направлении на Финляндию, далее Швецию и Данию. Эксплуатация первой стадии северо-западной газовой магистрали начнется в 2005 г., всего трубопровода — в 2008 г. Сооружен также масштабный газопровод на Турцию в рамках проекта «Голубой поток».

     В целом, если прогнозы для мирового трубопроводного транспорта до 2015 г. признаются хорошими, то для этого вида российского транспорта они представляются чрезвычайно перспективными. Итоги развития транспорта в прошлом раскрывают конкретную взаимозависимость между появлением новых технологий на транспорте или их совершенствованием и развитием мирохозяйственных связей. Так, строительство массовогруз-ных судов сделало реальным для потребителя более свободный и гибкий выбор сырьевых ресурсов. Активизировался рынок сырья. Одновременно ускорилось приобщение развивающихся стран к международной торговле. «Контейнерная революция» привела к быстрой, сохранной и экономичной доставке промышленной продукции в самые отдаленные районы мира. В социальном плане улучшилось положение населения многих стран. 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 Тенденции развития транспорта в  мировой экономике XX столетия

     Из  всего вышесказанного можно сделать  вывод, что стабилизация экономики  и ее подъем невозможны без решения  основных проблем транспортного  комплекса. В настоящее время разрабатывается комплексная программа «Транспорт России». В первую очередь требуют решения вопросы увеличения инвестиций в эту отрасль, привлечения иностранного капитала, налаживания работы поставщиков транспортного комплекса — транспортного машиностроения, электротехнической и электронной промышленности, приборостроения, стройиндустрии и др. В самом транспортном комплексе необходима более тесная координация работы всех видов транспорта между собой и с отраслями народного хозяйства. Одной из основных задач также является восстановление транспортно-экономических связей со странами ближнего зарубежья, так как транспортный комплекс СССР формировался как единое целое, и обособленное функционирование его отдельных частей привело к деградации транспортного хозяйства не только России, но всех бывших республик СССР.

     Остро стоят проблемы транспортного обеспечения  сельских населенных пунктов, пассажирских перевозок в крупных городах, снижения экологически неблагоприятного влияния транспорта на природную  среду и человека. Переход к рыночным отношениям транспортного комплекса России сложен из-за сформировавшейся ранее сильно централизованной структуры управления и созданных сверхкрупных транспортных монополий. При решении проблемы разгосударствления отдельных частей транспортного комплекса, создания условий для конкуренции возникла объективная необходимость малого и среднего бизнеса. Активно идет процесс приватизации автотранспортных предприятий, создания мелких акционерных авиакомпаний, предприятий водного транспорта.

     В условиях рыночных отношений на первый план в развитии выдвигается задача более полного и качественного  удовлетворения потребностей в транспортных услугах народного хозяйства  и населения страны, на что и  нацелена программа “Модернизация  транспортной системы России”, принятая в 2001 г.

     Если  же рассматривать другие проблемы комплекса, помимо финансовых, то в первую очередь  возникает проблема загрязнения  окружающей среды. И здесь речь идет не только о вредных выбросах в  атмосферу. Встает проблема о шумовом и тепловом загрязнении мобильными источниками. К мобильным источникам относятся автомобили и транспортные механизмы, передвигающиеся по земле, по воде и по воздуху. В больших городах к числу основных источников загрязнения атмосферного воздуха относится автотранспорт. Выхлопные газы двигателей содержат более двухсот компонентов, среди которых немало канцерогенов. Наземные транспортные средства — это механизмы, передвигающиеся по шоссейным и железным дорогам, а также строительное, сельскохозяйственное и военное оборудование. К опасным видам транспорта можно отнести трубопроводный, ибо повреждения в системе могут очень быстро вылиться в экологическую катастрофу мирового масштаба.

     Следующая проблема транспорта — это безопасность перевозок. Прежде всего это относится к авиационному и железнодорожному транспорту, так как скорости и тот и другой развивают очень большие. Также не разрешена проблема  рационального использования временных и территориальных ресурсов. Во многих крупных портах, на стыке железнодорожных и морских транспортных узлов из-за несовершенного законодательства товары проводят на складах гораздо больше времени, нежели это требуется. Из-за этого качество (хотя бы тех же продуктов питания) резко снижается.

     Таким образом, в заключение можно сказать, что существует множество проблем разного масштаба, без решения которых Россия никогда не будет по-настоящему великой державой. Но сейчас намечается положительная тенденция к развитию и улучшению транспортного комплекса страны, которая базируется на огромном потенциале российских ученых и простых граждан. 

Заключение

     В данной работе изучена транспортная система мира. Выявлены особенности  транспорта, его положительные и  отрицательные стороны, рассматривались  тенденции и проблемы развития транспортной системы, ведь транспорт является важным связующим звеном в мировой экономике, без которого невозможно нормальное функционирование ни одного государства.

Информация о работе Тенденции развития транспорта в мировой экономике XX столетия