Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 22:25, курсовая работа
Цель работы – изучить аспекты теневой экономики России.
Задачи работы - изучить основную терминологию «теневой» экономики; представить классификацию теневых экономических явлений; изучить структуру теневой экономики; рассмотреть масштабы теневой экономики.
Введение 3
Глава 1. «Теневая» составляющая экономической деятельности: терминология и сущность 5
1.1 Понятие теневой экономики 5
1.2 Причины возникновения и особенности теневой экономики 8
1.3 Механизм функционирования теневой экономики 11
Глава 2. Теневая экономика в Российской Федерации 14
2.1 Масштабы теневой экономики в современной России 14
2.2 Последствия существования теневой экономики в современной России 21
Заключение 24
Список литературы 25
Кроме того, данное определение неявно предполагает, что в составе теневой экономики учитываются лишь коммерческие договора, которые должны быть, согласно закону, официально зарегистрированы. Данное определение является также чрезмерно узким, уже только потому, что исключает большинство экономических преступлений и сектор запрещенных видов экономической деятельности2.
Трансакционная концепция (концепция незарегистрированных государством сделок). Введение понятия сделки как первичной единицы теневой экономической деятельности расширяет границы теневой экономики по сравнению с предыдущей точкой зрения поскольку договор является лишь частным случаем сделки, в которой необходимо согласование воли двух и более лиц. Вместе с тем, концепция необоснованно ограничивает сферу теневой экономики лишь сделками, которые не зарегистрированы государством. Государственная регистрация предусмотрена российским законодательством для ограниченного круга сделок, к которым относятся сделки внешнеэкономические, с недвижимостью и ряд других. Кроме того, подобное понимание теневой экономики исключает из нее неформальную и нелегальную экономику, а также перераспределительный криминальный сектор.
Операционная концепция в качестве первичного элемента теневой экономики использует понятие теневой экономической операции. Данный подход хотя и декларирован в литературе, но не проведен последовательно, поскольку зачастую фактически экономическая операция отождествляется со сделкой. Однако понятие операции шире понятия сделки и может включать любые экономически значимые действия, имеющие целью получение теневого дохода3.
В структуре теневой экономики с известной степенью условности могут быть выделены следующие основные сферы или блоки.
Производительный сектор (нелегальная экономика), обеспечивающий реальный вклад в производство валового внутреннего продукта:
а) легальные виды деятельности, осуществляемые нелегально, например, без лицензии или специального разрешения; скрытое производство в легальной экономике;
б) нелегальная (неформальная, по терминологии СНС-93) занятость, работа по найму;
в) запрещенная законодательством экономическая деятельность4.
Перераспределительный сектор теневой экономики включает различные преступления экономической направленности. В литературе для обозначения отдельных элементов этого сектора теневой экономики используется различные понятия.
Существую два особых сектора экономики, которые также являются неконтролируемыми и нерегламентированными, не отражаемыми, как правило, в статистическом учете. Это сектор домашней и сектор общинной экономики.
Домашняя экономика представлена сферой общественно необходимого производительного домашнего труда, который не оплачивается и находится вне сферы товарного обмена. В домашнюю экономику включается трудовая деятельность по производству продуктов, которые заменяют товары, приобретаемые за деньги в сфере официальной экономики.
Признаками домашней экономики являются: производительный характер, отсутствие учета, официальной регламентации, непротивоправный характер, отсутствие обмена в рыночной и нерыночной формах.
Общинная экономика представлена системой производства и реализации благ и услуг, которая основана на обмене в неденежной форме. Она действует в рамках сообществ, складывающихся на базе различных форм социальных связей: родственных, соседских, дружественных отношений, близости культур, религиозных взглядов, профессии, идеологической ориентации и т.п.
Общинная экономика – это форма развития домашней экономики при выходе последней за пределы семьи. Если обмен благами в рамках различного рода общин начинает осуществляться в денежной форме, общинная экономика переходит в нелегальную.
Признаками общинной экономики являются: производительный, непротивоправный, характер, обмен в неденежной форме, несоблюдение принципа эквивалентности, нерегламентированность, неучитываетмый характер.
Данные сектора, на наш взгляд, не следует относить к теневой экономике. Связано это с тем, что сокрытие от учета и налогообложения в этих сферах не происходит. Обязанности официальной регистрации и уплаты налогов законодательство не предусматривает. Данная деятельность не носит, как правило, противоправного характера. Такое понимание теневой экономики оправдано и с криминологических позиций при рассмотрении ее в качестве фактора экономической преступности. Сферы домашней и общинной экономики не связаны с выходом за рамки правового поля и не являются факторами криминализации экономических отношений5.
Некоторые авторы относят эти сферы экономической деятельности к легальной части неформальной экономики.
Причины, мотивирующие сокрытие доходов в глобальной экономике, практически одинаковые, но в зависимости от уровня развития конкретной страны они оказывают разное воздействие на общий процесс. Эти причины можно объединить в следующие блоки:
1) невысокий уровень развития
экономики и благосостояния
2) несовершенство
3) зарегулированность процедур открытия и ведения бизнеса, что порождает коррупционную деятельность;
4) несовершенство методов оценки
скрытой экономики и обмена
между государственными
5) недостаточно развитая
6) преобладание наличной формы
расчета и слабый уровень
Более подробная характеристика причин, составляющих тот или иной блок для всех стран следующая:
1. Невысокий уровень развития экономики и благосостояния населения.
Уровень развития экономики страны можно выразить следующими макроэкономическими показателями: ВВП на душу населения, индекс человеческого развития, уровень безработицы, доля населения, проживающего за чертой бедности и др.
Основными причинами наличия теневой экономики в условиях невысокого уровня социально-экономического развития являются:
необходимость выживания населения в условиях высокого уровня безработицы и невысокого уровня оплаты труда;
невысокий технический и организационный уровень производства, что в условиях внешней конкуренции не позволяет предприятиям обеспечивать рентабельное производство товаров и услуг после уплаты налогов;
наличие высокого спроса на поддельную и контрафактную продукцию;
недоступность кредитных ресурсов (особенно для малого бизнеса) вследствие высокой степени риска по возврату средств, невысокой конкурентоспособности экономики и проблем развития финансового и кредитного рынка.
2. Несовершенство законодательств
Сбалансированность между доходами государства и остальной экономикой можно выразить следующими показателями: общий уровень налоговой нагрузки на предприятия и население, уровень рентабельности производства товаров и услуг в целом по экономике и по отдельным отраслям и видам деятельности, а также сопоставление заработных плат с показателями роста производительности труда, прожиточного минимума или с минимальной заработной платой.
Необходимо отметить, что казахстанские налогоплательщики в большей части уходят в тень не от высоких ставок налогообложения, а вследствие низкой конкурентоспособности производимой ими продукции. Хотя в некоторых других странах этот блок причин оказывает существенное влияние на уход экономики в тень.
Основными причинами, стимулирующими рост теневой экономики по этому блоку, являются:
необоснованно высокие ставки налогообложения, не позволяющие обеспечивать расширенное воспроизводство товаров и услуг (даже в условиях конкурентоспособности производимой продукции);
недостаточность налоговых и кредитных стимулов у физических лиц и малых предприятий для укрупнения производства, перехода на более высокие формы его организации;
необоснованно высокие таможенные тарифы и другие сборы.
3. Зарегулированность процедур
открытия и ведения бизнеса, что
порождает коррупционную
Показателями состояния дел по данному блоку причин являются: количество согласовывающих инстанций, размер перечня лицензируемых видов деятельности, уровень тарифов на услуги, состояние компьютеризации процедур по регистрации и уплаты взносов и других сборов, а также состояние налогового администрирования лиц, осуществляющих процедуры оформления государственных услуг и функций.
Причинами, стимулирующими развитие теневой экономики в этом блоке, являются:
стремление юридических и физических лиц в короткие сроки и за более низкую оплату урегулировать процедурные вопросы развития;
стремление предотвратить остановку предприятия вследствие выявленных нарушений со стороны проверяющих организаций (стандартизация, сертификация, пожарная и другие инспекции);
стремление получить (или выдать) государственный заказ на производство товаров и услуг с нарушением законодательства.
4. Несовершенство методов оценки размеров скрытой экономики и обмена информацией между государственными органами.
Показателями оценки состояния теневой экономики в этом блоке причин являются: анализ затрат основных материалов на производство в сопоставлении с утвержденными нормами потребления; изучение динамики производства и потребления электроэнергии; состояние активности местных органов по раскрытию подпольного производства в сравнении с другими регионами и странами; обмен информацией между органами, занимающимися борьбой с правонарушениями в сфере экономики, а также с органами учета.
стремление к обогащению за счет организации подпольного производства продукции;
недостаточная работа силовых органов по выявлению подпольных цехов и сокрытого от государства дохода;
сращивание государственных служащих с производителями подпольной продукции.
5. Недостаточно развитая
Показателями состояния дел в этом блоке являются: состояние технической оснащенности органов, осуществляющих сбор налогов и платежей, уровень их оплаты труда, внутреннего и внешнего контроля над работой специалистов по сбору налогов и других платежей.
Причинами, стимулирующими развитие теневой экономики, в этом блоке являются:
невозможность пресечь незаконное использование природных ресурсов со стороны физических и юридических лиц (отлов осетровых, вырубка леса, продажа зерна и др.);
прозрачность государственной границы с государствами СНГ.
6. Преобладание наличной формы расчета и слабый уровень развития сети приема платежных карточек.
Показателями состоянию дел по данному блоку являются: объемы наличного и безналичного оборота наличных денег, состояние наличного денежного обращения, скорость обращения денег, уровень использования платежных карточек и других инновационных инструментов для осуществления безналичных расчетов за товары и услуги, а также уровень развития инфраструктуры обслуживания платежных карточек.
Причинами развития теневой экономики в этом блоке являются:
нежелание экономических агентов декларировать и показывать в финансовых отчетах фискальным органам свой реальный оборот товаров и доходы;
незаинтересованность экономических агентов в размещении расчетных карточных терминалов в своих торговых точках и организациях сферы услуг и предпочтение работать с наличностью;
недоверие населения к банкам;
низкий банковский процент по остаткам денег на счету;
высокие комиссионные сборы за обслуживание;
слабая пропаганда удобства и преимуществах системы индивидуальных безналичных расчетов и отсутствие привлекательных условий для физических и юридических лиц в системе безналичного денежного обращения;
наличие слабо развитой сферы электронных платежей;
боязнь граждан раскрытия своих доходов и расходов7.
Разработанная методика апробирована учеными на субъектах УрФО Данный регион показателен для проведения оценки ущерба, наносимого теневой экономикой, так как в нем представлены территории с развитой нефте- и газодобычей, старопромышленные регионы, территории с преобладанием сельского хозяйства. Неоднородно и их финансовое положение: от дотационных, до регионов, формирующих значительную долю доходов бюджета Российской Федерации (см.приложение, табл. 1).
Как показывают проведенные расчеты ущерб, наносимый теневым сектором экономике региона, составляет до 27% валового регионального продукта.