Теневая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 22:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить аспекты теневой экономики России.
Задачи работы - изучить основную терминологию «теневой» экономики; представить классификацию теневых экономических явлений; изучить структуру теневой экономики; рассмотреть масштабы теневой экономики.

Содержание

Введение 3
Глава 1. «Теневая» составляющая экономической деятельности: терминология и сущность 5
1.1 Понятие теневой экономики 5
1.2 Причины возникновения и особенности теневой экономики 8
1.3 Механизм функционирования теневой экономики 11
Глава 2. Теневая экономика в Российской Федерации 14
2.1 Масштабы теневой экономики в современной России 14
2.2 Последствия существования теневой экономики в современной России 21
Заключение 24
Список литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

к-135 Экономическая теория.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

Кроме того, данное определение неявно предполагает, что в составе теневой экономики учитываются лишь коммерческие договора, которые должны быть, согласно закону, официально зарегистрированы. Данное определение является также чрезмерно узким, уже только потому, что исключает большинство экономических преступлений и сектор запрещенных видов экономической деятельности2.

Трансакционная концепция (концепция незарегистрированных государством сделок). Введение понятия сделки как первичной единицы теневой экономической деятельности расширяет границы теневой экономики по сравнению с предыдущей точкой зрения поскольку договор является лишь частным случаем сделки, в которой необходимо согласование воли двух и более лиц. Вместе с тем, концепция необоснованно ограничивает сферу теневой экономики лишь сделками, которые не зарегистрированы государством. Государственная регистрация предусмотрена российским законодательством для ограниченного круга сделок, к которым относятся сделки внешнеэкономические, с недвижимостью и ряд других. Кроме того, подобное понимание теневой экономики исключает из нее неформальную и нелегальную экономику, а также перераспределительный криминальный сектор.

Операционная концепция в качестве первичного элемента теневой экономики использует понятие теневой экономической операции. Данный подход хотя и декларирован в литературе, но не проведен последовательно, поскольку зачастую фактически экономическая операция отождествляется со сделкой. Однако понятие операции шире понятия сделки и может включать любые экономически значимые действия, имеющие целью получение теневого дохода3.

 

1.3 Механизм функционирования теневой экономики

 

В структуре теневой экономики с известной степенью условности могут быть выделены следующие основные сферы или блоки.

Производительный сектор (нелегальная экономика), обеспечивающий реальный вклад в производство валового внутреннего продукта:

а) легальные виды деятельности, осуществляемые нелегально, например, без лицензии или специального разрешения; скрытое производство в легальной экономике;

б) нелегальная (неформальная, по терминологии СНС-93) занятость, работа по найму;

в) запрещенная законодательством экономическая деятельность4.

Перераспределительный сектор теневой экономики включает различные преступления экономической направленности. В литературе для обозначения отдельных элементов этого сектора теневой экономики используется различные понятия.

Существую два особых сектора экономики, которые также являются неконтролируемыми и нерегламентированными, не отражаемыми, как правило, в статистическом учете. Это сектор домашней и сектор общинной экономики.

Домашняя экономика представлена сферой общественно необходимого производительного домашнего труда, который не оплачивается и находится вне сферы товарного обмена. В домашнюю экономику включается трудовая деятельность по производству продуктов, которые заменяют товары, приобретаемые за деньги в сфере официальной экономики.

Признаками домашней экономики являются: производительный характер, отсутствие учета, официальной регламентации, непротивоправный характер, отсутствие обмена в рыночной и нерыночной формах.

Общинная экономика представлена системой производства и реализации благ и услуг, которая основана на обмене в неденежной форме. Она действует в рамках сообществ, складывающихся на базе различных форм социальных связей: родственных, соседских, дружественных отношений, близости культур, религиозных взглядов, профессии, идеологической ориентации и т.п.

Общинная экономика – это форма развития домашней экономики при выходе последней за пределы семьи. Если обмен благами в рамках различного рода общин начинает осуществляться в денежной форме, общинная экономика переходит в нелегальную.

Признаками общинной экономики являются: производительный, непротивоправный, характер, обмен в неденежной форме, несоблюдение принципа эквивалентности, нерегламентированность, неучитываетмый характер.

Данные сектора, на наш взгляд, не следует относить к теневой экономике. Связано это с тем, что сокрытие от учета и налогообложения в этих сферах не происходит. Обязанности официальной регистрации и уплаты налогов законодательство не предусматривает. Данная деятельность не носит, как правило, противоправного характера. Такое понимание теневой экономики оправдано и с криминологических позиций при рассмотрении ее в качестве фактора экономической преступности. Сферы домашней и общинной экономики не связаны с выходом за рамки правового поля и не являются факторами криминализации экономических отношений5.

Некоторые авторы относят эти сферы экономической деятельности к легальной части неформальной экономики.

 

 

 

Глава 2. Теневая экономика в Российской Федерации

 

2.1 Масштабы теневой экономики в современной России

 

Причины, мотивирующие сокрытие доходов в глобальной экономике, практически одинаковые, но в зависимости от уровня развития конкретной страны они оказывают разное воздействие на общий процесс. Эти причины можно объединить в следующие блоки:

1) невысокий уровень развития  экономики и благосостояния населения;

2) несовершенство законодательства, регламентирующего разделение дохода  между государством и остальной  экономикой;

3) зарегулированность процедур открытия и ведения бизнеса, что порождает коррупционную деятельность;

4) несовершенство методов оценки  скрытой экономики и обмена  между государственными органами  информацией по этой проблеме;

5) недостаточно развитая материально-техническая  база органов администрирования и борьбы с экономическими преступлениями;

6) преобладание наличной формы  расчета и слабый уровень развития  сети приема платежных карточек6.

Более подробная характеристика причин, составляющих тот или иной блок для всех стран следующая:

1. Невысокий уровень развития экономики и благосостояния населения.

Уровень развития экономики страны можно выразить следующими макроэкономическими показателями: ВВП на душу населения, индекс человеческого развития, уровень безработицы, доля населения, проживающего за чертой бедности и др.

Основными причинами наличия теневой экономики в условиях невысокого уровня социально-экономического развития являются:

необходимость выживания населения в условиях высокого уровня безработицы и невысокого уровня оплаты труда;

невысокий технический и организационный уровень производства, что в условиях внешней конкуренции не позволяет предприятиям обеспечивать рентабельное производство товаров и услуг после уплаты налогов;

наличие высокого спроса на поддельную и контрафактную продукцию;

недоступность кредитных ресурсов (особенно для малого бизнеса) вследствие высокой степени риска по возврату средств, невысокой конкурентоспособности экономики и проблем развития финансового и кредитного рынка.

2. Несовершенство законодательства, регламентирующего разделение дохода между государством и остальной экономикой.

Сбалансированность между доходами государства и остальной экономикой можно выразить следующими показателями: общий уровень налоговой нагрузки на предприятия и население, уровень рентабельности производства товаров и услуг в целом по экономике и по отдельным отраслям и видам деятельности, а также сопоставление заработных плат с показателями роста производительности труда, прожиточного минимума или с минимальной заработной платой.

Необходимо отметить, что казахстанские налогоплательщики в большей части уходят в тень не от высоких ставок налогообложения, а вследствие низкой конкурентоспособности производимой ими продукции. Хотя в некоторых других странах этот блок причин оказывает существенное влияние на уход экономики в тень.

Основными причинами, стимулирующими рост теневой экономики по этому блоку, являются:

необоснованно высокие ставки налогообложения, не позволяющие обеспечивать расширенное воспроизводство товаров и услуг (даже в условиях конкурентоспособности производимой продукции);

недостаточность налоговых и кредитных стимулов у физических лиц и малых предприятий для укрупнения производства, перехода на более высокие формы его организации;

необоснованно высокие таможенные тарифы и другие сборы.

3. Зарегулированность процедур  открытия и ведения бизнеса, что  порождает коррупционную деятельность.

Показателями состояния дел по данному блоку причин являются: количество согласовывающих инстанций, размер перечня лицензируемых видов деятельности, уровень тарифов на услуги, состояние компьютеризации процедур по регистрации и уплаты взносов и других сборов, а также состояние налогового администрирования лиц, осуществляющих процедуры оформления государственных услуг и функций.

Причинами, стимулирующими развитие теневой экономики в этом блоке, являются:

стремление юридических и физических лиц в короткие сроки и за более низкую оплату урегулировать процедурные вопросы развития;

стремление предотвратить остановку предприятия вследствие выявленных нарушений со стороны проверяющих организаций (стандартизация, сертификация, пожарная и другие инспекции);

стремление получить (или выдать) государственный заказ на производство товаров и услуг с нарушением законодательства.

4. Несовершенство методов оценки размеров скрытой экономики и обмена информацией между государственными органами.

Показателями оценки состояния теневой экономики в этом блоке причин являются: анализ затрат основных материалов на производство в сопоставлении с утвержденными нормами потребления; изучение динамики производства и потребления электроэнергии; состояние активности местных органов по раскрытию подпольного производства в сравнении с другими регионами и странами; обмен информацией между органами, занимающимися борьбой с правонарушениями в сфере экономики, а также с органами учета.

стремление к обогащению за счет организации подпольного производства продукции;

недостаточная работа силовых органов по выявлению подпольных цехов и сокрытого от государства дохода;

сращивание государственных служащих с производителями подпольной продукции.

5. Недостаточно развитая материально-техническая  база органов администрирования  и борьбы с экономическими  преступлениями.

Показателями состояния дел в этом блоке являются: состояние технической оснащенности органов, осуществляющих сбор налогов и платежей, уровень их оплаты труда, внутреннего и внешнего контроля над работой специалистов по сбору налогов и других платежей.

Причинами, стимулирующими развитие теневой экономики, в этом блоке являются:

невозможность пресечь незаконное использование природных ресурсов со стороны физических и юридических лиц (отлов осетровых, вырубка леса, продажа зерна и др.);

прозрачность государственной границы с государствами СНГ.

6. Преобладание наличной формы  расчета и слабый уровень развития сети приема платежных карточек.

Показателями состоянию дел по данному блоку являются: объемы наличного и безналичного оборота наличных денег, состояние наличного денежного обращения, скорость обращения денег, уровень использования платежных карточек и других инновационных инструментов для осуществления безналичных расчетов за товары и услуги, а также уровень развития инфраструктуры обслуживания платежных карточек.

Причинами развития теневой экономики в этом блоке являются:

нежелание экономических агентов декларировать и показывать в финансовых отчетах фискальным органам свой реальный оборот товаров и доходы;

незаинтересованность экономических агентов в размещении расчетных карточных терминалов в своих торговых точках и организациях сферы услуг и предпочтение работать с наличностью;

недоверие населения к банкам;

низкий банковский процент по остаткам денег на счету;

высокие комиссионные сборы за обслуживание;

слабая пропаганда удобства и преимуществах системы индивидуальных безналичных расчетов и отсутствие привлекательных условий для физических и юридических лиц в системе безналичного денежного обращения;

наличие слабо развитой сферы электронных платежей;

боязнь граждан раскрытия своих доходов и расходов7.

Разработанная методика апробирована учеными на субъектах УрФО Данный регион показателен для проведения оценки ущерба, наносимого теневой экономикой, так как в нем представлены территории с развитой нефте- и газодобычей, старопромышленные регионы, территории с преобладанием сельского хозяйства. Неоднородно и их финансовое положение: от дотационных, до регионов, формирующих значительную долю доходов бюджета Российской Федерации (см.приложение, табл. 1).

Как показывают проведенные расчеты ущерб, наносимый теневым сектором экономике региона, составляет до 27% валового регионального продукта.

Информация о работе Теневая экономика