Теневая экономика и причины ее возникновения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 21:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является: дать определение сущности теневой экономики, выявление основных причин её возникновения и разработка способов ограничения роста теневого сектора в экономике России.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи курсовой работы:
• Рассмотреть сущность теневой экономики;
• Раскрыть причины теневой экономики;
• Раскрыть негативный эффект теневой деятельности на экономику России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………… 3
1. Территория, субъекты, население района…………………………………………. 4
1.1. Промышленность и ресурсы района……………………………………………….. 4
2. Отличительные особенности района……………………………………………… 6
2.1. Территориальная организация хозяйства…………………………………………. 8
3. Оценка уровня развития субъектов района………………………………………. 11
3.1. Рекомендуемые направления развития субъектов………………………………... 12
Москва………………………………………………………………………………........... 12
Брянская область…………………………………………………………………………... 13
Владимирская область…………………………………………………………………….. 13
Ивановская область……………………………………………………………………….. 13
Калужская область…………………………………………………………………............ 13
Костромская область……………………………………………………………................. 13
Орловская область…………………………………………………………………………. 13
Рязанская область………………………………………………………………………….. 13
Смоленская область……………………………………………………………………….. 14
Тверская область…………………………………………………………………………... 14
Тульская область……………………………………………………………………........... 14
Ярославская область…………………………………………………………………….… 14
Выводы и заключение..……………………………………………………………............ 14
Заключение……………………………………………………………………………….... 15
Список литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 63.84 Кб (Скачать файл)

Также необходимо подчеркнуть: успех борьбы с теневой экономикой и коррупцией возможен лишь при условии  сознательной массовой поддержки этой борьбы в обществе, а это, в свою очередь, достижимо только при наличии  высокого уровня доверия граждан  к государственным институтам власти и управления.

Особое место в теневой  экономике занимает легализация  доходов. Масштабы отмывания преступных доходов, по мнению главы Росфинмониторинга  В.А. Зубкова, подрывают стабильность финансово-экономических систем и  напрямую угрожают национальной безопасности государства. По оценке председателя Банка  России Сергея Игнатьева, объем фиктивных  операций, проводимых через банковскую систему, составляет примерно треть  государственного бюджета страны. Поэтому  тема борьбы с отмыванием средств, полученных преступным путем, и финансированием  терроризма является, сегодня приоритетом, как нашей страны, так и мирового сообщества, что связано с особой общественной опасностью данных преступлений, подрывающих устойчивость экономического роста. Лишение преступников и террористических организаций финансовых активов позволяет избежать огромных материальных убытков. Задача противодействия отмыванию преступных доходов в России представляется еще более актуальной в свете вступления нашей страны в ВТО. Вовлеченность ряда банков в сомнительные операции подрывает репутацию всей российской банковской системы, снижает уровень доверия к ней как внутри страны, так и за рубежом.

Как известно, национальная противолегализационная система была спешно организована в 2001-2003 г. в ответ  на включение России в перечень стран, не предпринимающих мер для борьбы с легализацией денежных средств. На основе 40 рекомендаций ФАТФ приняли  Федеральный закон от 07.08.2001 г. №115-. ФЗ. Этот закон четко определяет те источники информации и организации, которые обязаны предоставлять  информацию. К ним относятся кредитные  учреждения, т. е. все банки, а также  некредитные учреждения. Это и  страховые компании, и участники  рынка ценных бумаг, и лизинговые компании, и другие источники, перечисленные  в законе.

Недостаток российского  Федерального закона в том, что сфера  его применения распространяется на денежные средства, полученные в результате уголовных преступлений, связанных  с нарушением налогового, валютного  и таможенного законодательства. Таким образом, законодатель ограничил  перечень контролируемых законом источников теневых экономических явлений  преимущественно сектором теневой  экономики, перераспределяющим доходы и имущество противозаконными методами. Следовательно, сам «корень» - производительный сектор теневой экономики (вносящий реальный вклад в производство валового национального продукта) в основном не попадает в сферу применения закона.

В 2005 г. Президентом России была утверждена Концепция национальной стратегии противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Она рассчитана до 2010 г. В рамках этой концепции создана межведомственная комиссия из 12 министерств и ведомств и Центробанка. Генпрокуратура является здесь наблюдателем. Работу этой комиссии поручено возглавить руководителю Росфинмониторинга. В основе идеи ПОД/ФТ лежит не просто увеличение раскрываемости совершенных преступлений. Нет, идея гораздо масштабнее. Если легализация станет прозрачной, а только это и есть единственный критерий эффективности системы ПОД/ФТ, сама собой отпадет функция легализации. Соответственно, целесообразность многих и многих преступлений корыстной направленности встанет под вопрос, так как «неотмытые», «грязные» капиталы не только проблематично использовать, но в большинстве случаев они представляют собой главную улику против преступников. Именно формирование ментальности законопослушания как не только единственно возможного пути получения доходов, но и положительного образа гражданина России, как главного элемента устойчивого развития страны и есть суть главной миссии ПОД/ФТ.

За пять лет действия в  России системы ПОД'ФТ кредитным  организациям удалось обучить сотрудников  и провести колоссальную работу по оптимизации технологий обслуживания клиентов с учетом их тотальной идентификации. Работа дала свои результаты, и у  населения сформировалась привычка обращаться в банк только с удостоверением личности. Однако именно в этот момент вступают в силу поправки в Федеральный закон № 115-ФЗ, и всю работу нужно начинать сначала: менять программное обеспечение, производить ежедневные расчеты лимитов покупки и продажи каждой валюты и объяснять клиентам обменного пункта, не имеющим при себе паспортов, почему одному из них провели операцию, а другому отказали, хотя еще вчера те же самые операции кредитная организация проводила.

Несогласованность декларируемых  задач и вектора законотворчества в данном вопросе, отсутствие гласности  результатов работы системы ПОД/ФТ предоставили кредитным организациям, до этого активно расширявшим  работу по соблюдению требований Федерального закона № 115-ФЗ, возможность применить  формальный подход, освоить технологии, позволяющие безболезненно обходить требования регулятора.

В целом борьба с легализации  протекает не совсем гладко. И у  этого есть свои причины.

Действия различных государственных  структур, к сожалению, недостаточно скоординированы между собой  и не системны. Так, например, в соответствии с законом бороться с легализацией незаконных доходов должен достаточно широкий круг организаций. Это финансовые организации банки, страховые и  лизинговые компании, участники рынка  ценных бумаг, иные организации - риелторы, нотариусы, букмекерские конторы, ломбарды и даже ювелирные магазины. Однако создается впечатление, что борьба с легализацией незаконных доходов  ведется в основном банками. Это  связано с тем, что реальное участие  в этой борьбе напрямую зависит от активности соответствующего надзорного органа. В настоящее время такую  активность проявляет только Банк России.

Законодательная система  страны не адаптирована для борьбы с легализацией денежных средств. У  банков нет инструментов для борьбы с организаторами теневых схем. Действующее  гражданское законодательство, защищая  клиентов, обязывает банки заключать  договоры банковского обслуживания, проводить операции по поручениям клиентов, не препятствовать ведению хозяйственной  деятельности. Клиент имеет право  не информировать банк об источниках денежных средств и целях проведения операции. Организаторы теневых схем, прикрываясь действующим законодательством, проводят сомнительные операции, маскируя их под законные. Банки, наблюдая эти  операции, пытаются им противодействовать, используя небогатый выбор средств - тарифная политика и создание различных  искусственных препятствий бюрократического характера. Но оба средства имеют  свои недостатки.

Бюрократический метод изначально ориентирован на конфликт с клиентом и может нести юридические  риски. Поэтому применять его  в массовом порядке проблематично. Кроме того, неотрегулированная под  эти цели банковская система предоставляет  достаточно много бесплатных и безрисковых  способов легализации денежных средств.

Тарифы заградительного  характера могут быть обойдены классическими  методами легализации и вероятнее  всего ущемят интересы добропорядочных  клиентов. Использование возможностей тарифной политики в краткосрочной  перспективе позволит снизить привлекательность  конкретного банка для обналичивания  денежных средств за счет того, что  остаются другие банки, тарифная политика которых позволяет их использовать для этих целей. Дешевые деньги побуждают  к перетеканию таких клиентов в эти банки. Известно, что при  разработке схемы обналичивания  денег для ее организаторов важны  скорость цикла оборота схемы, ее мощность или пропускная способность  и себестоимость оборота схемы. Если хоть один параметр не удовлетворяет  требованиям организаторов, то обналичивающие схемы стараются перевести в  более комфортные условия

Однако массовое введение этих инструментов, ориентированных, по сути, не на предупреждение, а на ограничение  уже проводимых сомнительных операций, приведет к повышению комиссии, что  сделает этот бизнес еще более  привлекательным. В рыночных условиях при наличии спроса всегда поступит предложение. Как следствие, эта  комиссия будет заложена в себестоимость  продукции производственного сектора  теневой экономики. Таким образом, как обычно, все заплатит конечный потребитель.

Все сказанное привело  к тому, что у банков возникла насущная потребность в построении действенных и эффективных систем внутреннего контроля в сфере  ПОД/ФТ, при построении которых необходимо учитывать следующее:

качественная реализация системы внутреннего контроля в  целях ПОД/ФТ возможна только при  вовлечении в процесс всех сотрудников  банка (в рамках компетенции), а базисом  для построения такой системы  должна стать комплексная автоматизация.

На законодательном уровне для организации эффективной  работы по противодействию легализации  в первую очередь необходимо:

наделить банки инструментами  борьбы с организаторами теневых  схем. В частности, дать им право  отказывать в открытии счета и  проведении операции, расторгать договоры банковского обслуживания при наличии обоснованного подозрения в легализации денежных средств или финансировании терроризма;

изменить позицию контролирующих органов по отношению к формальной стороне исполнения закона, т.е. смягчить наказание для банков за технические  ошибки.

В России существуют следующие  службы и организации по борьбе с  теневой экономикой:

Федеральная служба по финансовому  мониторингу (ФСФМ) является федеральным  органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию  легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Росфинмониторинг создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 03.03.2004.

У Росфинмониторинга существует соглашение с Центробанком о предоставлении информации. Согласно Федеральному закону информацию также обязаны предоставлять  все коммерческие, кредитные и  некредитные учреждения, включая  казино и почтовые службы. Информация предоставляется в соответствии с существующей системой критериев. Таких критериев около 30. В частности, это - операции, связанные с наличным обращением; операции, связанные с  юридическими лицами, чей характер сделок запутан и т.д. Все эти  сведения анализируются и расследуются. Если есть достаточные основания  полагать, что эти сообщения могут  быть связаны с отмыванием преступных доходов или финансированием  терроризма, то только в этом случае направляются материалы расследований  в правоохранительные органы по принадлежности. Правоохранительные органы по исходным материалам проводят целый комплекс мероприятий, потом передают дела в  суды, и суды принимают решения. За 5 лет работы Росфинмониторинга совместно  с правоохранительными органами определены типологии, которые могут  использоваться по отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, что существенно облегчает расследование  этих дел.

В 2002г. Россия вступила в  группу «Эгмонт», в которую входит 101 государство, имеющие органы, подобные Росфинмониторингу. Работа ведется  на постоянной основе. Существует закрытая система связи, по которой происходит обмен информацией. Конечно, быть членом группы «Эгмонт» важно. По уставу, который  эта организация имеет, раскрытие  информации становится обязательным элементом  сотрудничества. Обмен информацией  происходит только в том случае, если зарубежные коллеги уверены  на 100 %, что материалы, которыми они  располагают, подкрепляются с их стороны соответствующими документами, тогда они дают разрешение о передаче этих материалов в российские правоохранительные органы.

Сейчас по инициативе России создана Евразийская региональная группа по противодействию легализации  преступных доходов и финансированию терроризма. В нее входят 7 стран-членов этой региональной группы, и достаточно много стран и международных  организаций являются наблюдателями. Здесь единые интересы, которые заключаются  в том, чтобы во всех этих странах  ЕАГ были использованы в полной мере рекомендации международных организаций  и ФАТФ, и Организации Объединенных Наций, и Всемирного банка, и Международного валютного фонда в части выполнения международных стандартов по борьбе с отмыванием преступных доходов  и финансированием терроризма. Очень  важно, чтобы во всех 7 странах были приняты законы, которые соответствовали  бы международным стандартам, были бы образованы подразделения финансовой разведки, такие как Росфинмониторинг в России.

Россия принимает самое  активное участие в работе ЕАГ. Был  создан Международный учебно-методический центр финансового мониторинга  в Москве, где проводится обучение кадров на финансовые постоянной основе. Правительство выделило для этого  значительные ресурсы, и страны, которые  являются наблюдателями, также могли  бы более эффективно принимать участие  в тех вопросах, которые сегодня  решает Россия.

                                              

 

                                             ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во всех странах с рыночной структурой экономики была, есть и, по-видимому, будет существовать так  называемая теневая экономика. Масштабы ее могут различаться, но ни одной  из стран не удалось избавиться от нее совсем. Это все равно что  преступность, масштабы явления можно  уменьшить, но ликвидировать вовсе - практически невозможно. Теневая  экономика имеет много названий - незаконная, нелегальная, скрытая - но суть этого явления не меняется. Теневая экономика - это сокрытие доходов, неуплата налогов, контрабанда, наркобизнес, фиктивные финансовые операции. Доходы от этих видов деятельности поистине грандиозны, они исчисляются  десятками миллиардов долларов, однако, те действия, которые пресекаются  правоохранительными органами, являются лишь вершиной гигантского айсберга, определить размеры которого никому не под силу.

Вот почему данные процессы, происходящие в обществе каждого  государства, необходимо тщательно  изучать, и лишь затем принимать  хорошо проработанные меры по их устранению. В своей работе я попыталась осветить основные явления теневой экономики, как в нашем государстве, так  и на примере других стран мира, сравнивая ее проявления в различных  отраслях. Опираясь на зарубежный опыт и анализ отечественной практики, нельзя не увидеть, что определяющую роль в резком росте размеров "теневой" экономики в России сыграли явные  просчеты и ошибки в проведении экономических  преобразований. Именно это привело  к формированию дестимулирующего механизма  легальной экономической деятельности и дестабилизации материального  положения основной массы населения.

Информация о работе Теневая экономика и причины ее возникновения