Теоретические аспекты политики доходов и заработной платы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 11:21, контрольная работа

Краткое описание

Политика доходов и заработной платы представляет собой совокупность установленных государством норм и правил, воздействующих на уровень доходов, инфляцию и цены. Она включает законодательные и нормативные меры, направленные на сокращение разрыва в доходах высокообеспеченной и малообеспеченной групп населения, снижение инфляции, социальную защиту нетрудоспособных и безработных.
В рыночной экономике политика доходов и заработной платы осуществляется на макро- и микроуровнях. На макроуровне она проводится государством, органами законодательной и исполнительной власти.

Вложенные файлы: 1 файл

Политика доходов и заработной платы в рыночной экономике.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

Минимальная зарплата (МЗП) представляет собой тот предел, ниже которого не может быть установлена оплата труда на одного работника, выполняющего норму труда. МЗП выполняет две функции: гарантию уровня доходов наемных работников и служебную. Служебная функция МЗП заключается в том, что ее величина лежит в основе расчетов минимальных социальных гарантий: минимальных размеров пенсий, пособий, стипендий, а также в том, что МЗП используется при установлении штрафных санкций в административном и уголовном праве.

Основными критериями определения и использования уровня МЗП являются:

- потребности трудящихся и их семей, стоимость жизни, сравнительный уровень жизни различных социальных групп;

- требования экономического развития, уровень производительности труда, поддержание высокого уровня занятости.

3.3. Бюджет прожиточного  минимума (БПМ), виды, методы расчета, использование в политике доходов  и заработной платы.

Бюджет прожиточного минимума (БПМ) представляет собой стоимостное выражение минимального объема и структуры потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья и поддержания активного физического состояния человека.

В соответствии с законом “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”, вступившим в силу с 1 января 1998 года, государство гарантирует населению необходимый минимум для выживания.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным его социально-демографическим группам в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Госкомстата об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством РФ, в субъектах Российской Федерации – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На основе бюджета прожиточного минимума устанавливаются минимальные размеры оплаты труда, пенсий по старости, а также определяются размеры стипендий, пособий и других социальных выплат.

БПМ определяется в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения: для мужчин и женщин в трудоспособном возрасте, пенсионеров, детей от 0 до 6 лет и подростков от 7 до 15 лет.

Закон вводит также такие понятия, как “малоимущие”, и разрешает субъектам Федерации выделять из бюджетов средства на их поддержку.

БПМ в политике доходов и заработной платы используется на федеральном, местном (региональном) уровне, а также на уровне предприятий и организаций. Основными методами расчета БПМ являются статистический, нормативный, комбинированный (нормативно-статистический), субъективный и ресурсный.

3.4. Региональное регулирование доходов и заработной платы и его совершенствование.

Региональное регулирование доходов и заработной платы осуществляется следующими методами:

- зонирование РФ при установлении бюджета прожиточного минимума;

- применение в организации заработной платы районных коэффициентов и надбавок к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах.

Существующая система регионального регулирования доходов и заработной платы сформировалась в условиях государственного планирования и централизованного управления экономикой и учитывает следующие факторы:

- различия в потребностях населения, занятого трудом равной тяжести и сложности (квалификации), обусловленные природно-климатическими условиями, общим уровнем культуры населения и его национальными особенностями быта;

- различия в уровне потребительских цен по регионам;

- необходимость привлечения трудоспособного населения в регионы, испытывающие дефицит рабочей силы.

В настоящее время формы и методы регионального регулирования заработной платы не в полной мере соответствуют сложившимся новым социально-экономическим условиям и требованиям рыночной экономики. Законодательно не закреплены четкие критерии определения Севера и отнесение к нему территорий, что не позволяет эффективно проводить дифференцированную государственную политику в области регионального регулирования и оплаты труда. Действующие размеры районных коэффициентов не отражают реальных различий в стоимости жизни по территориям. Не решена проблема финансирования расходов по выплате районных коэффициентов и других северных льгот.

 


Информация о работе Теоретические аспекты политики доходов и заработной платы