Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 19:37, курсовая работа
Оказание кредитных услуг - важнейшая функция банков, которая непосредственно зависит от процентной политики. Выступая как финансовые посредники, банки фактически передают средства, полученные у вкладчиков, в распоряжение заемщиков. При этом вкладчики получают проценты по депозитам, заемщики имеют возможность определенный срок пользоваться крупными денежными ссудами, а интерес банка выражается в виде маржи.
1. Теоретические
аспекты формирования
1.1 Сущность процентной политики коммерческих банков, банковский процент
Оказание кредитных услуг - важнейшая функция банков, которая непосредственно зависит от процентной политики. Выступая как финансовые посредники, банки фактически передают средства, полученные у вкладчиков, в распоряжение заемщиков. При этом вкладчики получают проценты по депозитам, заемщики имеют возможность определенный срок пользоваться крупными денежными ссудами, а интерес банка выражается в виде маржи.
Процентная политика банка является одним из важнейших элементов общей политики банка и представляет собой совокупность мер в области процентных ставок по привлечению и размещению денежных средств в рублях и иностранной валюте и направлена на обеспечение рентабельности и ликвидности банка [1].
Можно выделить основные принципы построения процентной политики:
• тесная связь с коммерциализацией деятельности банков;
• одновременное регулирование процентных ставок по депозитным (пассивным) и ссудным (активным) операциям;
• установление дифференцированных размеров процентных ставок, обеспечивающих рентабельность операций банка, и порядок их уплаты на договорной основе [2].
На процентную политику банка оказывают влияние внешние и внутренние факторы.
К первым относятся: состояние финансового рынка, уровень инфляции, спрос на банковские услуги, уровень банковской конкуренции, политика Национального Банка Республики Беларусь, региональная специфика, состояние социальной среды.
Ко вторым относятся: спектр оказываемых банком услуг, квалификация и опыт персонала, состав клиентов банка.
Процентная политика имеет свою сферу применения - регулирование процентных ставок [3]. Поэтому её важным элементом является ссудный процент.
Один из важнейших принципов кредитования - платность. Плата за кредит выступает в форме ссудного процента. И в этом, прежде всего основное предназначение ссудного процента [4, с. 154].
Ссудный процент - это плата
за временное пользование
Хотя процент и не является обязательным атрибутом кредита, но вне кредитных отношений он не функционирует, более того - выступает как движущийся мотив их развития [5, с. 427].
Ссудный процент делится на следующие виды:
• банковский;
• по государственному кредиту;
• коммерческий;
• по лизингу;
• потребительский и т.д.
Так как в данной работе процентная ставка рассматривается на уровне банковской сферы, то имеет смысл более подробно рассказать о банковском проценте.
Банковский процент - один из наиболее развитых видов ссудного процента. Он возникает в том случае, когда одним из субъектов кредитных отношений выступает банк (коммерческий, центральный) [5, с. 431].
С содержательной точки зрения банковский процент имеет три вида ставок: базовые (базисные), кредитные и депозитные.
Базовая процентная ставка - процентная ставка, устанавливаемая и публикуемая банками для определения базовой основы начисления процентов по различным видам кредитов [6].
Базисная ставка за кредит представляет собой результат средних воздействий факторов на уровень ставок. Это не минимальная ставка, так как банки могут предоставлять ссуды и под более низкий процент, это своего рода начальная, или отправная, величина. Базовая ставка может быть различной в каждом банке.
При установлении процента банки обычно учитывают размер базовой процентной ставки своих конкурентов [5, с. 432].
Депозитные ставки - это процентные ставки, выплачиваемые банками вкладчикам или ставки привлечения ресурсов [4, с. 157].
Уровень депозитного процента зависит от:
• срока и размера привлекаемых ресурсов;
• надежности коммерческого банка;
• прочности взаимоотношений с клиентом,
• вида депозита;
• состояния спроса на кредит;
• условий рынка кредитных ресурсов (наличие, предложение, размер процента по кредитам банка, ставки рефинансирования, учетный процент);
• уровня ставок налогов на доходы банка;
• характера клиента (предприятия, предприниматели, граждане и др.);
• уровня инфляции;
• затрат банка и других факторов.
Депозитный процент в первую очередь призван компенсировать риск, который имеют вкладчики в связи с передачей своих средств банку.
Депозитная процентная политика должна, прежде всего, обеспечивать максимальную выгоду кредиторам от размещения временно свободных средств, а также возможность использования кредитополучателями (заемщиками) хранящихся у них ресурсов для проведения разного рода финансовых операций при обеспечении минимальных операционных расходов.
Она предполагает объективность при установлении процентов по всем видам депозитов (вкладов) и обоснованность соответствующих процентных ставок, а также обеспечение увязки депозитных процентов с процентными ставками по активным банковским операциям. При этих условиях поддерживается ликвидность клиента (кредитора) и банка (заемщика) [5, с. 432].
Кредитные ставки - это процентные ставки, которые уплачивает заемщик за пользование кредитом. Для банка это - ставка размещения ресурсов [4, с. 157].
Процентная ставка по кредитам обычно имеет больший размер, чем по депозитам. Это вызвано тем, что она включает в себя затраты банка на погашение процентов по вкладам и маржу.
Плавающие ставки по процентам колеблются в зависимости от развития рыночных отношений, изменения размера процентов по депозитам (вкладам), складывающегося спроса и предложения на кредитные ресурсы, а также состояния экономики, финансового состояния заемщика и могут пересматриваться банком в течение срока кредитования с обязательным уведомлением кредитополучателя.
Банк может изменить процентную ставку по выделенной ссуде (в том числе и фиксированную) в соответствии с процентной политикой центрального банка и других уполномоченных органов, направленной на стабилизацию и регулирование денежного обращения.
Процентные ставки по ссудам с плавающим процентом могут быть ниже ставок по ссудам с фиксированным процентом, так как здесь выше риск кредитополучателя (если ставка вырастет, его ежемесячные выплаты банку возрастут). Ссуды с плавающими ставками более выгодны коммерческим банкам, так как позволяют защищать себя от возможных повышений ставок по депозитным операциям и ставки рефинансирования [5, с. 436].
Дисконтная (учетная) ставка (discount Rate) - процентная ставка, которую центральный банк взимает при учете правительственных ценных бумаг или при предоставлении кредита против обеспечения в виде этих бумаг [7].
При любых ставках по депозитам, кредитам и при любой процентной политике в принципе выделяется одно общее её начало - это денежно-кредитная политика государства и влияние центрального банка.
Они оказывают воздействие на уровень ставок коммерческих банков, используя меры как директивного, так и косвенного регулирования. К первым можно отнести ограничение верхнего уровня ставок, разницы между процентами (моржи), установление официальной ставки рефинансирования, учетного процента, замораживание процентных ставок и другое.
К инструментам косвенного воздействия относят: уровень резервных требований центрального банка; объем, условия и цена предоставляемых коммерческим банкам кредитов; нормативы ликвидности.
Таким образом, процентная политика является одним из достаточно сложных инструментов регулирования банковской деятельности, так как шкала процентов, принципы ее построения зависят от множества факторов (спроса и предложения денег, степени деловой активности в стране, темпов инфляции, напряженности кредитного рынка, источников, объемов, сроков свободных средств, влияния внешних факторов).
1.2 Процентная политика Национального банка Республики Беларусь
Национальный банк Республики Беларусь является главным контролирующим органом банковской сферы в нашем государстве. Любые действия коммерческих банков непосредственно зависят от его регламентаций.
Свою процентную политику
НБ строит в соответствии с задачами
денежно-кредитной политикой
То есть данный вид политики банка должен соответствовать Банковскому кодексу Республики Беларусь и другим законодательным актам в этой сфере.
В соответствии с банковским кодексом Национальный банк регулирует кредитную, а следовательно и процентную, политику с помощью различных инструментов.
Рисунок 1 - Динамика ставки рефинансирования
Таблица 1 - Ставка рефинансирования
2012 | |
20.04.2012 16.03.2012 |
13 12 |
2011 | |
15.09.2011 18.08.2011 14.07.2011 12.05.2011 19.04.2011 17.02.2011 |
10,5 11 11,5 12 12,5 13 |
2009 | |
01.12.2009 08.01.2009 |
13,5 14 |
2008 | |
17.12.2008 12.11.2008 15.10.2008 13.08.2008 01.07.2008 |
12 11 10,75 10,5 10,25 |
На современном этапе действует 13% ставка рефинансирования. Она не является максимальной в течение последних пяти лет, но в то же время были случаи, когда ставка рефинансирования являлась более низкой, например 10%.
Изменение величины ставок рефинансирования происходило плавно - они не увеличивалась более чем на 4 процентных пункта: от 10% до 14%. Это значит, что по причине роста ставки рефинансирования проценты по операциям коммерческих банков не могли сильно возрасти. Рост ставки рефинансирования мог быть вызван финансовым кризисом 2009 года и инфляцией.
Что касается, процентные ставки по операциям Национального банка, то их величина по состоянию на 2012 год отражена в таблице 2.
Таблица 2 - Ставки по операциям Национального банка Республики Беларусь на финансовом рынке
Операции |
Срок |
16.03.2012 |
23.03.2012 |
20.04.2012 |
Постоянно доступные операции | ||||
кредит овернайт |
1 день |
18,00% |
18,00% |
19,00% |
СВОП овернайт (по национальной валюте) |
||||
депозиты овернайт |
7,00% |
7,00% |
8,00% | |
Двусторонние операции | ||||
Ломбардный кредит по фиксированной ставке |
1 день |
18,00% |
18,00% |
19,00% |
сделки СВОП (по национальной валюте) |
Не более 30 дней |
15,00% |
17,00% |
19,00% |
За прошедшие четыре месяца текущего года процентная ставка увеличилась на 1%, это так же может привести к росту ставок в коммерческих банках.
Процентная политика Национального Банка регулируется не только Банковским кодексом Республики Беларусь, но и указами Президента Республики Беларусь «Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь», которые составляются на каждый год и ежегодно составляемым положением «О принципах регулирования текущей ликвидности банков Республики Беларусь Национальным банком Республики Беларусь».
В 2009 процентная политика Национального
Банка имела следующие
В целях снижения инфляционно-девальвационного давления, дальнейшего стимулирования привлечения рублевых банковских вкладов физических и юридических лиц ставка рефинансирования с 8 января 2009 г. была повышена на 2 процентных пункта (с 12 до 14 процентов годовых).
При прогнозируемом годовом приросте инфляции на 11 процентов, сбалансированности денежного и валютного рынков ставка рефинансирования к концу 2009 года составит 12 - 13,5 процента годовых.
Для поддержания финансовой стабильности в начале января 2009 г. процентные ставки по операциям Национального банка были увеличены на 2 процентных пункта (по кредиту «овернайт» и сделкам СВОП «овернайт» - до 22 процентов годовых, по депозитам - до 10 процентов годовых). В апреле 2009 г. в связи со снижением темпов инфляции указанные ставки понижены на 2 процентных пункта.
В октябре 2009 г. средневзвешенная процентная ставка по однодневному межбанковскому кредиту составила 21,2 процента годовых.
Для обеспечения непрерывности
платежного процесса Национальный банк
оказывал значительную ресурсную поддержку
банкам. Среднедневной остаток
Ставка рефинансирования и ставки на межбанковском рынке оказывали влияние на формирование процентных ставок по депозитам и кредитам в национальной валюте. В октябре 2009 г. средняя процентная ставка по новым срочным рублевым депозитам юридических и физических лиц сложилась на уровне 18 процентов годовых, по новым рублевым кредитам банков - 21,4 процента годовых [11, с. 3-4].
Что касается 2011 года, то в связи с указами Президента Республики Беларусь «Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь» планировалось следующее.
К концу 2011 года при прогнозируемом уровне инфляции ставка рефинансирования составит 9 - 12 процентов годовых.
Информация о работе Теоретические аспекты формирования процентной политики коммерческих банков