Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 00:52, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы дать описание теории потребительского поведение. В работе представлены взгляды четырех выдающихся экономистов в порядке, отражающем хронологию развития теории.
В первом разделе рассматривается экономическая модель Кейнса.
В следующих разделах продолжено изучение моделей поведения потребителей,
разработанных Ирвингом Фишером, Франко Модильяни и Милтоном Фридманом, которые дают возможность сравнить разлчные подходы в анализе закономерностей потребления.
Введение……………………………………………………………………3
1. Экономическая модель Джона Мейнарда Кейнса ….. ………………….4
1.1 Кругооборот доходов и продуктов …….………………………………..4
1.2 Равновесие и мультипликатор ……………..……………………………5
1.3 Определение уравня равновесия национального дохода……………….8
2.Ирвинг Фишер и межвременной выбор…………….. …………………...10
2.1 Межвременное бюджетное потребление ..………………………….….10
2.2 Предпочтение потребителя ……………………………………………..12
2.3 Оптимизация.……………………………………………………………..13
2.4 Влияние изменений дохода на потребление..…………………………..13
2.5 Влияние изменения реальной процентной ставки на потребление…...14
2.6 Ограничения по заимствованию ………………………………………..14
3. Франко Модильяни и теория жизненного цикла ……………………….16
4. Милтон Фридман и теория постоянного дохода ……………………….18
4.1 Теория ……………………………………………………………………18
4.2 Рациональные ожидания и потребления ………………………………19
Заключение ..……………………………………………………………..22
Список использованной литературы…………………………………….23
Приложение
Графики
Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации
Южно-Уральский Государственный Университет
Электротехнический факультет
Кафедра экономики и информационных систем
по дисциплине “Макроэкономика”
“Теория потребительского поведения”
Аннотация
Цель данной работы состоит в том, чтобы дать описание теории потребительского поведение. В работе представлены взгляды четырех выдающихся экономистов в порядке, отражающем хронологию развития теории.
В первом разделе рассматривается экономическая модель Кейнса.
В следующих разделах продолжено изучение моделей поведения потребителей,
разработанных
Ирвингом Фишером, Франко Модильяни и
Милтоном Фридманом, которые дают возможность
сравнить разлчные подходы в анализе закономерностей
потребления.
Введение…………………………………………………………
1. Экономическая модель Джона Мейнарда Кейнса ….. ………………….4
1.1 Кругооборот доходов и продуктов …….………………………………..4
1.2 Равновесие и мультипликатор ……………..……………………………5
1.3 Определение уравня равновесия национального дохода……………….8
2.Ирвинг Фишер и межвременной выбор…………….. …………………...10
2.1 Межвременное бюджетное потребление ..………………………….….10
2.2 Предпочтение потребителя ……………………………………………..12
2.3 Оптимизация.………………………………………………
2.4 Влияние изменений дохода на потребление..…………………………..13
2.5 Влияние изменения реальной процентной ставки на потребление…...14
2.6 Ограничения по заимствованию ………………………………………..14
3. Франко Модильяни и теория жизненного цикла ……………………….16
4. Милтон Фридман и теория постоянного дохода ……………………….18
4.1 Теория ……………………………………………………………………18
4.2 Рациональные ожидания и потребления ………………………………19
Заключение ..……………………………………………………………..22
Список использованной литературы…………………………………….23
Приложение
Графики
Как семьи решают, какую часть дохода потратить сегодня, а какую часть
отложить на будущее? Это вопрос из области микроэкономики, поскольку он относится к поведению отдельных экономических агентов. Тем не менее, ответ
на него имеет немалое значение для макроэкономики, т.к. решения о потреблении
влияют на состояние экономики в целом как в долгосрочном, так и в
краткосрочном
периоде.
1 Экономическая
модель Джона Мейнарда Кейнса
Мы
начинаем исследование
Рассмотрим кругооборот
доходов и продуктов и экономическую модель
предложенную Кейнсом.
Центральным положением кейнсианской экономической теории является понятие макроэкономического равновесия. Рассмотрим модель кругооборота (см.Приложение)- то есть замкнутую экономическую систему без учета государственного сектора экономики. В такой экономической системе семейные хозяйства обращают часть своих доходов в сбережения. В дальнейшем сбережения через финансовые рынки движутся к фирмам и деловым предприятиям, которые инвестируют эти средства либо в основной капитал, либо в товарно-материальные запасы. Расширим рассматриваемую модель кругового потока, сделав различия между запланированными и внеплановыми инвестициями в товарно-материальные запасы. Различия между запланированными и внеплановыми изменениями товарно-материальных запасов могут охватывать не только какой либо определенный продукт, но и распространяться на экономическую систему в целом. Если суммарные планируемые расходы и затраты фирм и семейных хазяиств (то есть потребление плюс вложения в основной капитал плюс планируемые изменения товарно-материальных запасов) меньше национального продукта, то уровень внеплановых инвестиций в товарно-материальные запасы будет возрастать – то есть непроданные товары будут громоздиться в складских помещениях. И наоборот, если суммарные планируемые расходы и затраты превышают национальный продукт, будет иметь место внеплановое уменьшение товарно-материальных запасов, своего рода отрицательное вложение в товарно-материальные запасы.
Понятие внеплановых
Эта модель кругового потока может
быть расширена путем интегрирования
в нее государственного сектора экономики
и перехода к открытой экономической системе.В
этом случае общие плановые затраты состоят
из потребления плюс плановые инвестиции
плюс государственные закупки плюс чистый
экспорт. Чтобы обеспечить равновесие
экономической системе, сумма этих факторов
должна равняться национальному продукту;
при этом внеплановые накопления товарно-материальных
запасов будут отсутствовать.
1.2 Равновесие и
мультипликатор
Дж. Кейнс рассматривал взаимную связь
между запланированными расходами и национальным
продуктом как центральный вопрос макроэкономического
анализа. Создадут ли сепаратно сформированные
планы расходов семейных хозяйств, фирм-производителей
и правительственных органов достаточный
спрос на все те товары и услуги, которые
экономическая система в состоянии произвести
в условиях полной занятости? Подобным
вопросом задавался Дж.Кейнс, рассматривая
экономическую систему на долгосрочных
временных интервалах. Опыт Великой Депрессии
с низким объемом производства и высоким
уровнем безработици очевидно оправдал
его опасения.
Личное потребление
– самая значительная категория
расходов – составляет около двух
третей всех покупок товаров и
услуг. Факторы, определяющие потребление,
таким образом можно
Кейнс рассматривал располагаемы доход – доход после всех налоговых выплат - как первостепенный фактор, определяющий структуру потребительских расходов. Каждый добавочный доллар располагаемого дохода повышает потребление – однако на сумму меньшую чем этот доллар. Кейнс называл долю каждого добавочного доллара располагаемого дохода, используемую на потребление, - предельной склонностью к потреблению.
Функция потребления. В аналитическом виде взаимная связь между располагаемым доходом и потреблением может быть выражена в виде функции потребления:
В этом уравнении С –
На графике 1 функция потребления представлена в графической интерпритации. Вертикальный отрезок оси координат, отсекаемый графиком функции потребления, соответствует автономному потреблению. Угол наклона графика к оси абсцисс характеризует предельную склонность к потреблению.
Сдвиги функции потребления. При прочих равных условиях функция потребления характеризует уровень расходов на потребление, связанный с соответствующим уровнем располагаемого дохода. Здесь под прочими равными условиями понимается следующее: ожидания потребителя, богатство и уровень цен. Изменение хотя бы одного из этих факторов автоматически сдвигает функцию потребления, то есть изменяет величину автономного потребления.
Определяя для себя
значительные средства). Пессимизм, беспокойство, вызванное угрозой потери работы, обычно вынуждает затрачивать на потребление меньшие суммы. Несомненно и то, что изменения богатства также сказываются на уровне потребления. Например, бум на фондовой бирже вполне может подтолкнуть семейные хозяйства, владеющие акциями, резко повысившимися в цене, увеличить свой уровень потребления отчасти из-за осознания приумножения своего богатства.
Изменение
уровня цен также влияет на
расходы потребителей, воздействовуя
как на доходы так и на
богатство.
Графическая интерпритация плановых затрат
Потребление, плановые