Теория потребительского поведения на рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 18:29, творческая работа

Краткое описание

•В современной теории потребительского выбора предполагается, что:
•1) денежный доход потребителя ограничен;
•2) цены не зависят от количеств благ, покупаемых отдельными домохозяйствами;
•3) все покупатели прекрасно представляют предельную полезность всех продуктов;
•4) потребители стремятся максимизировать совокупную полезность.

Содержание

1)Основные постулаты теории поведения потребителя. Условия равновесия потребителя.
2)Кривые безразличия. Карта кривых безразличия. Бюджетные ограничения. Кривая «доход-потребление». Кривая «цена-потребление».
3)Эффект дохода и эффект замещения. Блага низшего порядка. Парадокс Гиффена.

Вложенные файлы: 1 файл

Теория потребительского поведения на рынке.pptx

— 213.54 Кб (Скачать файл)

Теория  потребительского поведения на рынке.

 

1)Основные  постулаты теории поведения потребителя.  Условия равновесия потребителя.

2)Кривые  безразличия. Карта кривых безразличия.  Бюджетные ограничения. Кривая  «доход-потребление». Кривая «цена-потребление».

3)Эффект  дохода и эффект замещения.  Блага низшего порядка. Парадокс  Гиффена. 

 

  
 
 
 
Основные постулаты теории поведения потребителя.  

 

    • В современной теории потребительского выбора предполагается, что:
    • 1) денежный доход потребителя ограничен;
    • 2) цены не зависят от количеств благ, покупаемых отдельными домохозяйствами;
    • 3) все покупатели прекрасно представляют предельную полезность всех продуктов;
    • 4) потребители стремятся максимизировать совокупную полезность.
    • Теория потребительского выбора основывается на следующих постулатах:
    • 1. Множественность видов потребления. Каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных индивидуальных благ.
    • 2. Ненасыщенность. Потребитель стремится иметь большее количество любых товаров и услуг, он не пресыщен ни одним из них. Предельная полезность всех экономических благ всегда положительна.

 

 

 

 

 

 

 

 

    • 3. Транзитивность. Теория потребительского выбора исходит из постоянства и определенной согласованности вкусов потребителя. Логически это может быть выражено следующим образом: если А, В и С являются комбинациями каких-либо благ и потребитель безразличен в выборе между наборами А и В и между В и С, то он также безразличен в выборе между А и С.
    • 4. Субституция. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага А, если ему предложат взамен большее количество блага-субститута.
    • 5. Убывающая предельная полезность. Предельная полезность какого-либо блага зависит от его общего количества, которым располагает данный потребитель.

 

 

 

 

 

Условия равновесия потребителя. 

 

    • Предположим, что потребитель удовлетворяет всего три потребности-А, В и С. Допустим, что предельная полезность блага А равна 100, а его цена (Р) -10 долларов; предельная полезность блага В-80, а его цена-4 долларов; предельная блага С-45, а его цена-3 долларов.
    • Предельная полезность и цена благ

 

 

 

 

    • Положение равновесия потребителя

(в кардиналистской теории)

 

 

Блага

Предельная  полезность

Цена  долларов

Взвешенная  предельная полезность

 

( MU)

(P)

(MU/P)

А

100

10

10

В

80

4

20

С

45

3

15


    • Положение равновесия потребителя

(в кардиналистской теории)

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

         

Если мы разделим предельную полезность на цену, то обнаружим, что взвешенные предельные полезности (MU/P) у этих продуктов не равны. У  блага А предельная полезность равна 10, у блага В — 20, у С —15. Очевидно, что распределение наших денежных средств не оптимально, так как  благо В приносит нам наибольшую полезность. Поэтому мы можем перераспределить наш бюджет таким образом, чтобы  получать блага В больше, а блага  А — меньше. В нашем случае следует отказаться от последнего экземпляра блага А. Таким образом, мы сэкономим 10 долл. На них можно купить две  с половиной части блага В, что принесет нам удовлетворение величиной в 200 долл. (от блага В) минус 100 долл. (от уменьшения потребления  блага А), итого — 100 долл. Такое  перераспределение приведет к тому, что предельная полезность блага  А будет повышаться, а предельная полезность блага В — понижаться. Перераспределяя наш доход таким  образом, мы постараемся достичь  ситуации, при которой наши взвешенные предельные полезности будут равны. В этой точке потребитель достигает  положения равновесия.

 

 

 

 

Блага

MU

P

MU/P

А

150

10

15

В

60

4

15

С

45

3

15


Кривые  безразличия.

 

    • Попытки измерения субъективной полезности с помощью абсолютной шкалы не увенчались успехом, поэтому ряд ученых предложили заменить абсолютную шкалу относительной и описать поведение потребителя с помощью предпочтения или ранжирования. Такие попытки предпринимались в течение полувека, начиная с 80-х гг. XIXв.
    • Наибольший вклад в разработку ординалистской (порядковой) полезности внесли Ф. Эджуорт, В. Парето, Е. Слуцкий, Р. Аллен и Дж. Хикс. Эти ученые предложили измерять субъективную полезность с помощью не абсолютной (кардиналистская теория), а относительной шкалы, показывающей предпочтение потребителя или ранг потребляемого блага (ординалистская, или порядковая, теория полезности). При этом потребителю необходимо лишь сделать выбор между двумя наборами потребительских благ.

 

 

 

 

Карта кривых безразличия.

 

    • Кривая безразличия представляет все множество комбинаций пепси-колы и гамбургеров, имеющих одинаковую, с точки зрения потребителя, полезность. Чем правее и выше расположена кривая безразличия, тем большее удовлетворение приносят представленные ею комбинации двух благ. Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карта кривых безразличия.

 

 

 

 

 

    • Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, выпуклы относительно начала координат и никогда не пересекаются друг с другом. Поэтому через любую точку можно провести лишь одну кривую безразличия. Аппарат кривых безразличия имеет важное значение в теории поведения потребителя.

Бюджетные ограничения.

 

    • Кривые безразличия позволяют выявить потребительские предпочтения. Однако при этом не учитываются два важных обстоятельства: цены товаров и доход потребителей. Кривые безразличия лишь показывают возможность замены одного блага другим. Однако они не определяют, какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным.
    • Эту информацию дает нам бюджетное ограничение (линия цен, прямая расходов — budget constraint). Оно показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег. Если I — доход потребителя, Рх — цена блага X, Р — цена блага Y, а X и Y составляют соответственно купленные количества благ.

 

    • При Х=0, Y=I/P , то есть весь доход потребителя расходуется на благо Y. Его количество легко подсчитать, разделив доход на цену этого блага. При Y=0 , Х=1/Рх, то есть мы находим количество блага X, которое потребитель может купить по цене Рх.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    • Точка касания кривой безразличия с бюджетным ограничением означает положение равновесия потребителя. На рисунке показаны несколько кривых безразличия — U1, U2, U3. Кривая U1пересекает бюджетную линию и поэтому является неоптимальным решением для потребителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

    • Двигаясь вдоль бюджетного ограничения, мы можем найти такую точку D, которая принадлежит кривой безразличия U2 более высокого порядка и в которой максимизируется благосостояние потребителя при данном бюджете. Кривая U3 является кривой более высокого порядка, чем U2, однако она выходит за пределы нашего бюджета и поэтому пока для нас недостижима.

 

Кривая  «доход-потребление».

 

    • Увеличение денежного дохода означает смещение бюджетной прямой вправо вверх. Аналогичный результат может быть достигнут при снижении цен обоих продуктов, что также означает увеличение реального дохода. При уменьшении денежного дохода или росте цен бюджетная прямая сдвигается влево вниз.
    • С ростом реального дохода бюджетное ограничение сдвигается последовательно в положение В1, В2, В3, ... , Вп. Точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями K1,K2, К3, К ,..., Кп показывают последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с ростом его дохода. Эта кривая, названная Дж. Хиксом "доход—потребление", в американской литературе получила название кривой уровня жизни.

 

 

 

 

 

 

 

Кривая "доход — потребление" (уровня жизни)

 

    • Если кривая "доход—потребление" — луч, выходящий из начала координат под углом 45°, это значит, что с ростом дохода потребитель в одинаковой пропорции увеличивает потребление и блага X, и блага Y. Если же покупки увеличиваются непропорционально, то изменяется угол наклона кривой. В нашем примере сначала происходит быстрый рост, а потом относительное уменьшение потребления блага Y и постепенное увеличение потребления блага X.

 

    • Уже в XIX в. было замечено, что с ростом реального дохода потребителя потребление вторичных благ возрастает быстрее, чем благ первой необходимости. Первым исследователем, занимавшимся вопросами влияния изменения дохода на структуру потребительских расходов, был немецкий статистик Эрнст Энгель(1821 — 1896).
    • Кривые Энгеля в современной интерпретации представлены на рисунке .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    • Отложим на оси абсцисс доход потребителя I, а на оси ординат — количество оплачиваемых им продуктов Q. Прежде всего происходит насыщение продовольственными товарами, затем — промышленными товарами стандартного качества и лишь позднее — высококачественными товарами и услугами. Отмечена любопытная закономерность: даже после перехода к потреблению высококачественных товаров и услуг происходит новый всплеск спроса на промышленные товары стандартного качества, которые используются потребителем для повседневных нужд.

 

 

Кривая  «цена-потребление». 

 

    • Рассматривая кривую "доход — потребление", мы исходили из постоянства цен благ. Изменялся только доход. Теперь предположим в качестве постоянной величины доход, а в качестве переменной возьмем цену одного из благ, например блага X. Допустим, что цена блага X снижается, т. е. Р'х > Рх > PJ > Рх и т.д. Например, 1 единица блага X стоила 100 долл., а теперь она стоит 50 долл. Это значит, что за 100 долл. покупатель может купить 2 единицы блага X.

 

 

    • Графически это выглядит как сдвиг бюджетного ограничения из положения NX2 в положение NX3.

 

    • При анализе кривой "доход — потребление" мы рассматривали влияние изменения дохода, при анализе кривой "цена — потребление« — влияние изменения цен на относительную замену одного блага другим. Выясним теперь, в какой степени изменение спроса на благо X вызвано изменением цены, а в какой — реального дохода.

Эффект  дохода и эффект замещения.

 

    • Допустим, цена блага X снижается с Р1 до Р2 а цена на благо Y остается неизменной (РУ = c o n s t ) B этом случае происходят два процесса: возрастает реальный доход индивида и осуществляется относительная замена одного блага (Y) другим благом (Х). Определим, в какой мере увеличение спроса на благо вызвано уменьшением цены, а в какой — связано с ростом реального дохода.
    • Используем интерпретацию Дж. Хикса. Допустим, что в результате снижения цен на благо Х положение равновесия потребителя переместилось из точки Е0 в точку Е1 .Чтобы выявить эффект дохода, необходимо провести линию бюджетного ограничения N1G2, параллельную линии бюджетного ограничения NG1, так, чтобы она касалась первоначальной кривой безразличия U1. Обозначим точку касания бюджетной линии N1G2 с кривой безразличия U1 через Е2. Величина проекции отрезка кривой безразличия Е0Е2 на ось абсцисс объясняется исключительно изменением относительных цен благ и называется эффектом замещения (субституции).

Информация о работе Теория потребительского поведения на рынке