Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 10:29, курсовая работа
Целью работы является проанализировать и определить основные подходы к определению теория предельной полезности.
Чтобы достигнуть этой цели, в работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть факторы, влияющие на потребительский выбор: потребность, цена, доход.
- дать понятие потребность и потребление, полезность: общая и предельная. Закон убывающей предельной полезности.
- проанализировать особенности потребительского поведения в российской экономике.
Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Факторы, влияющие на потребительский выбор: потребность, цена, доход……………………………………………………………………………….4
2. Потребность и потребление, полезность: общая и предельная. Закон убывающей предельной полезности………………………………………….….9
3. Особенности потребительского поведения в российской экономике...14 Заключение………………………………………………………………….........17
Список литературы………………………………………………………………19
Контрольные тестовые задания…….…………………………………………..20
Задача….………………………………………………………………………….21
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ
ФИЛИАЛ В Г. ЧЕЛЯБИНСКЕ
Кафедра Теории и истории экономики
Факультет Финансово – кредитный
Направление Бакалавр экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине микроэкономика
Тема Теория предельной полезности
Студент: Шефнер О.В.
Курс 1 № группы 102
Личное дело № 100.30/120138
Преподаватель: Дубынина А.В.
Челябинск - 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Факторы, влияющие на потребительский
выбор: потребность, цена, доход…………………………………………………………………
2. Потребность и потребление, полезность: общая и предельная. Закон убывающей предельной полезности………………………………………….….9
3. Особенности потребительского
поведения в российской экономике...14 Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Контрольные тестовые задания…….…………………………………………..20
Задача….…………………………………………………………
Введение
Теория предельной полезности или предельных издержек — концепция в политэкономии, возникшая в последней трети XIX века, является противовесом теории трудовой стоимости К. Маркса.
Объектом «поведения потребителей» в индивидуалистической традиции является человек. В социологической – одна из сфер общественной жизни – процесс потребления, существующий наряду с производством, распределением. Но предметом выступает не весь человек, а только его поведение, и не во всех его проявлениях, а только на рынке и только в качестве потребителя. Поведение потребителей изучает покупателей и процессы обмена, вовлеченные в приобретение, потребление и избавление от товаров. Полезность, цена, доход — составляют содержание теории потребления. Все они взаимосвязаны, и нам предстоит определить эту взаимосвязь. Очевидно, что существует некоторая связь между спросом, полезностью товара и его ценой.
Актуальность заключается в том, что эта проблема представляет не только теоретический, но и практический интерес.
Целью работы является проанализировать и определить основные подходы к определению теория предельной полезности.
Чтобы достигнуть этой цели, в работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть факторы, влияющие на потребительский выбор: потребность, цена, доход.
- дать понятие потребность и потребление, полезность: общая и предельная. Закон убывающей предельной полезности.
- проанализировать особенности потребительского поведения в российской экономике.
Предметом исследования является – сущность поведения потребителей на рынке. В процессе работы была использована специальная экономическая, и психологическая литература.
Для того чтобы субъект экономических
отношений мог осуществить
*Что купить?* Сколько это стоит?* Хватит ли денег на эту покупку?
Следовательно, на поведение
потребителя влияют три основных
фактора: потребность, цена и доход.
Под потребностью следует понимать
желание человека потреблять различные
блага. Но поскольку количество благ,
которое он желает потребить, в принципе,
не ограничено, то ему приходится ранжировать
их по степени необходимости. Так, насущные
нужды человека, такие, как еда, одежда,
относят к потребностям первого
порядка, организацию досуга - к потребностям
второго порядка и т.д. Иначе
говоря, человеку свойственно расставлять
свои потребности в определенном
порядке. Например, вода будет стоять
на первом месте, так как без нее
просто не прожить. На втором месте - еда,
причем в первую очередь необходимая
(хлеб, картофель, яйца, мясо и т.п.), а
уж потом лакомство, без которого
можно прожить. На третьем - одежда,
причем также с соблюдением принципа
первой необходимости, на четвертом - досуг,
на пятом - предметы роскоши и т.д.
Такая расстановка потребностей
объясняется тем, что любое благо
имеет свою цену. Поэтому потребитель
сравнивает цены на взаимозаменяемые
товары и формирует свой потребительский
выбор. При этом немаловажным критерием
оценки блага является его качество.
К сожалению, доход человека ограничен,
поэтому потребитель вынужден совершать
покупки в соответствии со своим
бюджетным ограничением. То есть, если
его доход не позволяет приобрести
новый автомобиль, то придется довольствоваться
подержанным. Конечно, потребитель
может взять ссуду в банке
на недостающую сумму, но тогда ему
придется ограничить свои будущие расходы,
сократив тем самым удовлетворение
насущных потребностей. Следовательно,
рациональный потребитель должен так
распределить свои расходы, чтобы максимально
удовлетворить потребности при
условии ограниченного дохода. Иначе
говоря, потребительское поведение
- это процесс формирования спроса
на товары и услуги, исходя из конкретного
дохода потребителя и учитывая его
субъективные предпочтения. Мы говорим:
«рациональный потребитель», потому
что для упрощения анализа
потребительского поведения делается
предположение, что потребитель
рационален в своем выборе и стремится
наилучшим образом
Потребители принимают свои решения
не в вакууме. На совершаемые ими
покупки большое влияние
Самое большое и глубокое влияние
на поведение потребителя
Любая культура включает в себя более
мелкие составляющие, или субкультуры,
которые представляют своим членам
возможность более конкретного
отождествления и общения с себе
подобными. В крупных сообществах
встречаются группы лиц одной
национальности, скажем ирландцев, поляков,
итальянцев или пуэрториканцев, проявляющих
четкие этнические вкусовые пристрастия
и интересы. Отдельные субкультуры
со своими специфическими предпочтениями
и запретами представляют собой
религиозные группы, такие, как группы
католиков, мусульман, иудеев. Четко
выделяющимися культурными
Почти в каждом обществе существуют
различные общественные классы, которые
определяются следующим образом: общественные
классы - сравнительно стабильные группы
в рамках общества, располагающиеся
в иерархическом порядке и
характеризующиеся наличием у их
членов схожих ценностных представлений,
интересов и поведения. Общественным
классам присуще несколько
Так же на выбор покупателя оказывает
влияние его ближайшее
На покупателя так же влияют личностные факторы: род занятий, экономическое положение, образ жизни и т.д. При определенном роде занятий у человека может возникнуть желание заниматься каким-то еще делом, совершенно не связанным с его повседневными делами или наоборот, дополняющим его занятия. Пример: увлечение каким-либо хобби (рыбная ловля, чтение детективов) помогает человеку расслабиться, но это приводит к покупке необходимых ему при этом товаров (удочка, книги).
Но основной причиной выбора товара и услуг является экономическое положение покупателя. Возьмем на рассмотрение нашу страну. Покупки продуктов и одежды основной массой населения осуществляется на рынках. Это связано в первую очередь ценой: в магазинах она дороже. Однако, покупка бытовой техники производится в магазинах, так как на рынке больше шансов купить не качественную технику.[2;с.187] Психологические факторы лучше рассмотреть при том, как покупатели подходят к приобретению товаров-новинок. Под новинкой имеется в виду товар, услуга или идея, которые часть потенциальных клиентов воспринимают как нечто новое. Люди заметно отличаются друг от друга своей готовностью к опробованию новых товаров. Восприимчивость к новому - это “степень сравнительного опережения индивидом остальных членов своей общественной системы в восприятии новых идей”. В каждой товарной сфере будут и свои первопроходцы, и их ранние последователи. Некоторые женщины первыми приемлют новую моду в одежде. Некоторые врачи первыми начинают прописывать новые лекарства. Другие люди воспринимают новинки гораздо позже. Все это позволило квалифицировать людей по степени их восприимчивости . После замедленного начала новинку начинает воспринимать все больше людей. Со временем их число достигает пикового значения, а затем процент начинает уменьшаться по мере уменьшения числа еще не воспринявших товар. Новаторами считаются первые 2,5 % покупателей, к ранним последователям относят следующие 13,5% и т.д. [3;с.447]
Новаторы склонны к риску. Они
опробуют новинки, немного рискуя. Ранние
последователи - лидеры мнений в своей
среде и воспринимают новые идеи
довольно рано, хотя и с осторожностью.
Раннее большинство- люди осмотрительные.
Они воспринимают новшества раньше
среднего жителя, но лидерами бывают редко.
Запоздалое большинство настроено
скептически. Эти люди воспринимают
новинку только после того, как
ее уже опробовало большинство. И
наконец, отстающие - это люди, связанные
традициями. Они с подозрением
относятся к переменам, общаются
с другими приверженцами
Большую роль в процессе восприятия
новинок играет личное влияние. Под
личным влиянием имеют в виду эффект,
который производят заявления о
товаре, сделанные одним человеком,
на отношения другого человека или
на вероятность совершения им покупки.
Хотя личное влияние - фактор важный вообще,
оно приобретает особую значимость
в некоторых ситуациях и для
некоторых людей. В отношении
новинки личное влияние оказывается
наиболее значимым на этапе оценки.
На поздних последователей оно производит
большее впечатление, чем на ранних.
В ситуациях, связанных с риском,
оно оказывается более
2. Потребность и потребление, полезность: общая и предельная. Закон убывающей предельной полезности.
Потребление - форма экономических отношений, определяющих уничтожение произведенного продукта (конечное потребление: прием пищи и т.д.) или создание нового в процессе производственной обработки. Например, работа станка - это процесс производства. Его энергия, рабочая сила потребляются для создания новой продукции. Это классический пример производственного потребления. В целом потребление называют отрицательным производством, поскольку в процессе потребления происходит разрушение, уменьшение полезности.
Потребность - это осознанный интерес, нужда, необходимость в чем-либо, требующие постоянного удовлетворения. Потребность выражается в материальных благах, которые создает общество, т.е. в процессе общественного производства.
Основная классификация
потребностей разделяет их по роли
в общественном производстве: первичные
потребности - это нужда в продуктах
питания, элементах одежды, т.е. товарах
первой необходимости, обеспечивающих
существование человека; вторичные
потребности представляют собой
необходимость в товарах