Теория предельной полезности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 10:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является проанализировать и определить основные подходы к определению теория предельной полезности.
Чтобы достигнуть этой цели, в работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть факторы, влияющие на потребительский выбор: потребность, цена, доход.
- дать понятие потребность и потребление, полезность: общая и предельная. Закон убывающей предельной полезности.
- проанализировать особенности потребительского поведения в российской экономике.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Факторы, влияющие на потребительский выбор: потребность, цена, доход……………………………………………………………………………….4
2. Потребность и потребление, полезность: общая и предельная. Закон убывающей предельной полезности………………………………………….….9
3. Особенности потребительского поведения в российской экономике...14 Заключение………………………………………………………………….........17
Список литературы………………………………………………………………19
Контрольные тестовые задания…….…………………………………………..20
Задача….………………………………………………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ теория предельной полезности.docx

— 98.10 Кб (Скачать файл)

Потребности не имеют границ и так или иначе зависят  от уровня дохода (прямая зависимость). В связи с этим существует первый экономический закон: потребности  человека безграничны или не имеют  степени насыщения.

Однако ресурсы, требуемые  для производства благ, ограничены, следовательно, возникает проблема экономического выбора, как наиболее рационально использовать ограниченные ресурсы, чтобы получить максимальное удовлетворение от их потребления. [8;с.69]

Полезность - это потребительная стоимость товара, характеризующая его со стороны качества. Иными словами, полезность - это способность товара удовлетворять определенные потребности. Но это понятие объективное, поскольку для отдельных людей разные виды товаров представляют различную полезность. Кто-то получает наибольшее удовлетворение от потребления морепродуктов, а кто-то предпочитает овощи.

В экономической теории различают  общую (совокупную) и предельную полезность.

Общая полезность TU. Общая полезность есть совокупное удовлетворение , получаемое в результате потребления данного количества товара или услуг за данное время.

С ростом количества блага, которым располагает потребитель, растет общая полезность, но при  этом темп увеличения общей полезности замедляется (рисунок 1.1). Если благо, удовлетворяющее  потребность в еде (т.е. пищу), разделить на три части, первую часть условно обозначить 10 ед., то при добавлении второй части полезность увеличится до 18, на не до 20 ед., так как интенсивность удовлетворения потребности уменьшается (ведь 10 ед. уже потреблены и чувство голода уже не такое острое). После третьей части полезность увеличится уже до 24 ед. и т.д. Добавление последующих частей в конечном итоге приведет к достижению определенного пика, после которого общая полезность начнет убывать.

 

Рис. 1.1 Кривая общей полезности

По горизонтали откладываем  количество блага, по вертикали —  общую полезность блага. Точка max показывает пик насыщения потребности.

График общей полезности показывает, что если сначала общая  полезность блага растет, то после  точки max она убывает.

Предельная полезность  . Имеет склонность к постоянному уменьшению. Чем выше количество потребляемого продукта, тем ниже предельная полезность последней его единицы.

Изменение общей полезности отражается в показателе предельной полезности. Предельная полезность MU — это дополнительная полезность, получаемая от потребления одной дополнительной единицы данного блага за единицу времени.

Рис. 1.2 Кривая предельной полезности

Закон убывающей предельной полезности.

Кривая предельной полезности (рисунок 1.2) показывает, что полезность потребляемых одна за другой частей блага постепенно убывает, поскольку растет степень удовлетворения потребителей. Если предельная полезность равна нулю, следовательно, данное благо существует в количестве, которое может полностью удовлетворить данную потребность.

Падение предельной полезности по мере приобретения потребителем дополнительных единиц определенного товара известно как название закона убывающей предельной полезности. Чем больше потребление  блага, тем меньше прирост полезности, получаемый от единичного приращения потребления этого блага (если последовательное потребление какого-либо блага постепенно приводит человека к состоянию насыщения, то дополнительная полезность от использования  одной дополнительной единицы данного  блага начинает сокращаться). Это  первый закон Госсена.

Суть первого закона Госсена  в том, что предельная полезность каждой следующей единицы блага, получаемой в данный момент, меньше полезности предыдущей единицы.

Кардиналисты, пытаясь вычислить  предельную полезность, вводят условную единицу — ютиль, с помощью  которой определяют степень удовлетворения потребности. Совокупную полезность любого количества блага любого блага можно  определить путем суммирования показателей  предельной полезности. [4;с.275]

        Ординалисты  полагают, что поскольку предельная  полезность является чисто субъективной, то ее невозможно измерить количественно, но можно определить, уменьшается или увеличивается степень удовлетворения потребителя.

Если каждая последующая  единица блага обладает все меньшей  и меньшей предельной полезностью, то потребитель станет покупать дополнительные единицы блага, лишь при условии  снижения их цены.

Приобретая одни товары, потребители жертвуют потреблением других. Поэтому выбор потребителя  в условиях рыночной экономики всегда связна не только с оценкой полезности потребляемых благ, но и с сопоставлением цен альтернативных товаров.

Математически закон  убывания предельной полезности означает, что вторая производная общей полезности по количеству данного блага является отрицательной величиной: 

 

3. Особенности потребительского поведения в российской экономике

Потребительское поведение - это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор  товаров с учетом цен и личного  бюджета, то есть собственных денежных доходов.

В основе потребительского выбора всегда лежит желание покупателя удовлетворить ту или иную потребность. Каждый индивид имеет свои собственные  предпочтения. Рыночный спрос суммирует  эти индивидуальные предпочтения, так  как потребители выражают свои желания  путем распределения своих доходов  между различными товарами и услугами, и определяет цену и объем предложения  на рынке. Такая способность потребителя  воздействовать на производителя называется суверенитетом потребителя. Суверенитет  потребителя - способность воздействия  потребителя на производителя путем  свободного выбора товара на рынке.

Свобода потребительского выбора очень важна. Ее ограничение может  лишить возможности покупателя приобрести конкретный товар на рынке и повлиять на его производство. Решения будет  приниматься административным путем  и могут привести к кризису. Свобода  выбора может быть искажена в результате:

- следования потребителя  за большинством покупателей  (эффект присоединения к большинству  или эффект подражания);

- стремления потребителя  выделиться из общей среды  (эффект сноба);

- настойчивой демонстрации  престижного потребления (эффект  Веблена или эффект демонстрации  исключительности).

Несмотря на то, что результаты действий экономических агентов  в России не всегда приемлемы с  точки зрения общества и требуют  корректировки, экономическая теория предполагает, что люди в своем  потребительском поведении ведут  себя разумно. Гипотеза о рациональности потребителя означает, что он стремится  максимально эффективно распорядиться  имеющимися у него средствами. Абстрактного, идеального человека, соответствующего данной гипотезе, в экономической  науке принято называть "экономическим  человеком".

В своих рассуждениях экономисты исходят из предположения, что российские потребители ведут себя на рынке  рационально. В самом общем смысле вести себя рационально — значит стремиться достичь максимального  результата при ограниченных возможностях.

Формулируя принципы рационального  поведения потребителя, экономисты вовсе не определяют цели рационального  потребительского поведения, оставляя раздумья об этом философам, религиозным  проповедникам, политикам и самим  потребителям. Экономиста интересует иное — как ведут себя люди, реализующие  свои индивидуальные интересы в мире ограниченных возможностей. [6;с.391]

Очевидно, что главным  ограничением для любого потребителя  является размер его дохода. Поскольку  потребности многообразны и безграничны, а доход (т. е. располагаемая потребителем сумма денег) ограничен, покупатель вынужден постоянно совершать выбор  из огромного количества товаров, предлагаемых ему на рынке. Естественно предположить, что, совершая этот выбор, потребитель  стремится приобрести наилучший  набор товаров из тех, которые  доступны при данном ограниченном доходе.

Экономическая теория утверждает, что не существует объективного критерия для того, чтобы определить, какой  же набор товаров является наилучшим  для данного потребителя. И только потому, что потребитель выбирает «наилучший набор» товаров со своей  индивидуальной (т. е. субъективной) точки  зрения.

Конечно, субъективный подход не безупречен: человек — сложное  существо и далеко не всегда ведет  себя рационально в указанном  смысле. Разумеется, представление  о рациональности потребителя упрощает механизм его экономического поведения, и тем не менее большинство  потребителей действительно стремится  получить на свой ограниченный доход  максимум удовлетворения.

Особо надо подчеркнуть, что  вести себя на рынке рационально  — вовсе не значит обязательно  быть прижимистым и мелочно-расчетливым. Не следует думать, что человек, истративший  свое состояние на «миллион алых роз» для своей любимой, — нерациональный потребитель, а другой, положивший деньги в коммерческий банк под высокие  проценты, — наоборот, рациональный потребитель. Теория потребительского поведения признает рациональным потребителем и того и другого, если только они  действительно выбрали наилучший (с их субъективной точки зрения) вариант потребительского поведения. Это значит, что каждый потребитель  имеет своего рода индивидуальную шкалу  предпочтений и, реализуя ее при ограниченном доходе, стремится достичь максимально  возможной степени удовлетворения.

Если заменить слово «удовлетворение» более подходящим для данной ситуации термином «полезность», то рациональное поведение потребителя состоит  в том, чтобы максимизировать  полезность при ограниченном доходе.

Становление рыночных отношений в  России происходит на основе определенной цивилизации. Ее называют евроазиатской. Этим как бы подчеркивается, что  Россия — не Европа и не Азия. И  в тоже время в российской цивилизации  есть много и европейского, и азиатского.

Формирование рыночной экономики  определяют не только экономические, но и неэкономические факторы, например, особенности национальной психологии. Российский менталитет очень специфический. Он оказался весьма жизнестойким даже в те десятилетия, когда пытались создать «нового человека».

 

 

 

Заключение

Отмечая методологические и  теоретические изъяны  теории предельной полезности, нельзя в то же время не отметить, что проблемы взаимодействия спроса и предложения в ценообразовании, вопросы взаимной связи потребительной стоимости (полезности) и стоимости, соотношения платежеспособного спроса и цен, затронутые в этой теории, являются важными для понимания функционирования товарного производства. Совершенно очевидно, что изучение и прогнозирование  спроса и предложения, исследование конкретных  рынков является актуальной задачей для экономической науки. С целью решения этой задачи современные буржуазные экономисты используют теорию предельной полезности, усилив внимание к изучению  закономерностей потребительского спроса, анализу предложения, исследованию рынков совершенной и несовершенной конкуренции и ценообразования факторов производства на микроэкономическом уровне а современном этапе сложились объективные предпосылки  для синтеза трудовой теории стоимости и относительной выделенности. Пока  труд является определяющей  субстанцией для увеличения общественного богатства,  трудовая теория стоимости  занимает главенствующее положение. Но по мере того, как эта роль переходит к интеллектуальным способностям  человека,  т. е. к нетрудовым  факторам,  на первое место выходит маржинализм, причем  трудовая детерминанта остается некоторым базисным ограничителем, который  дает о себе знать тогда, когда люди начинают игнорировать эти ограничения. Соответственно, и трудовая теория стоимости становится всего лишь глубинной основой, которая по  мере прохождения к  постиндустриальному обществу  все меньше описывает конкретные экономические реалии, и тогда на первый план выходит теория предельной полезности. Как видим, теория австрийцев продолжает жить и наше время, причем находит применение не только в своем классическом виде, но и, что очень важно, в синтезе с другими теориями. Это дает возможность получить качественно новые методы анализа, изучения и прогнозирования экономических процессов и явлений, которые на современном этапе позволят наиболее полно выполнять свои функции. 
Итак товары покупаются на рынке не потому, что кто-то оценил затраты труда на производство товаров как общественно необходимые, а потому, что они обладают определенным полезным эффектом для покупателя, т.е. покупатель ценит этот товар. 
Цена, определяемая предельной полезностью, помогла разрешить многие загадки и парадоксы хозяйственной жизни и позволила создать те разделы экономической науки, которые сейчас называются теория потребительского выбора и меновая теория стоимости. 
 
Подводя итог, можно сказать, что теория предельной полезности позволяет лучше понять, как ведет себя на рынке экономический субъект, а так же произвести более точный анализ спроса и влияние его количественного изменения на рыночное равновесие. Эти теории подчеркивают воздействие на экономическую систему импульсов, вытекающих из изменений вкусов и предпочтений потребителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Байбардина Т.Н. Поведение потребителя. Практикум. Пособие для ВУЗов. – М.: Новое знание, 2004.
  2. Белов Г.В., Белова Г.Б. Товары и услуги на потребительском рынке. – М.: ИКЦ "Академкнига", 2006. – 256 с.
  3. Васильев Г.А. Поведение потребителей. – М.: Вузовский учебник, 2005.
  4. Гальперин В.М. Вехи экономической мысли. Теория потребительского поведения и спроса. Т.1. – М.: Экономическая школа,2001.
  5. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. – М.: Экономическая школа, 2006. – 503 с.
  6. Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2005. – 242 с.
  7. Егорова О.А. Институциональные проблемы создания рыночных структур. //Экономические вестник. - 2005 . - N 5. - С. 9-10.
  8. Заостровцев А.П., сост.- ред. Вехи экономической мысли. Том 4: Экономика благосостояния и общественный выбор: Перевод с английского. – М.: Экономическая школа, 2004. – 560 с.
  9. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2006.
  10. Серяков С.Г. Экономическая теория: Микроэкономика. Макроэкономика. Конспект лекций. – М.: Юристъ, 2001. – 318 с.
  11. Экономическая теория. Под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, и др. – М.: Инфра-М, 2005.
  12. Яковлев С. Макроэкономические сдвиги и развитие конкуренции в российской экономике. //ЭКО, 2005, №3.

 

 

 

 

Контрольные тестовые задания

1) Рыночные  структуры совершенной и монополистической  конкуренции имеют общую черту: 

1. Выпускаются  дифференцированные товары.

2. На рынке оперируют множество  продавцов и покупателей. 

3. Выпускаются  однородные товары.

4. Рыночное  поведение фирмы зависит от  реакции ее конкурентов. 

Ответ:  Рыночные структуры совершенной и монополистической конкуренции имеют сходство в том, что на рынке оперируют множество продавцов и покупателей, это следует из определений совершенной и монополистической конкуренций:

Чистая (совершенная) конкуренция(pure competition)- рынок, где множество фирм продает стандартизированные товары; доступ свободен, индивидуальный продавец совершенно не способен контролировать цену продаваемого им товара, отсутствует неценовая конкуренция; рынок с очень большим числом покупателей и продавцов.

Информация о работе Теория предельной полезности