Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 09:47, контрольная работа
Спрос – это количество товаров, которое покупатель хочет купить и может купить за определенный период времени (платежеспособная потребность). Объем спроса, или спрос надо отличать от объема покупок. Если, например, законодательным путем устанавливается цена на бананы – 10 рублей за 1 кг, то спрос будет очень высоким. Однако очень мало продавцов захотело бы продавать бананы по такой цене. Поэтому фактический объем покупок оказался бы очень маленьким. Таким образом, объем спроса определяется поведением покупателей, тогда как объем покупок - как покупателями, так и продавцами. Сущность закона спроса состоит в обратной зависимости между ценой товара и спросом на него при прочих равных условиях, т.е. спрос на товар увеличивается, когда цена на него падает, и , наоборот, спрос на товар уменьшается, когда цена на него растет. Каковы же причины существования обратной связи между ценой и спросом?
1.Теория спроса и предложения……………………………………………3 стр.
1.1. Спрос. Закон спроса. Неценовые детерминанты спроса……………...3 стр.
1.2. Кривая спроса……………………………………………………………5 стр.
1.3.Неценовые детерминанты спроса……………………………………….6 стр.
2.Предложение. Закон предложения. Неценовые детерминанты предложения………………………………………………………………….7 стр.
2.1.Неценовые детерминанты предложения………………………………9 стр.
3. Показатели (индексы) монопольной власти……………………………..10 стр.
3.1. Виды монополии…………………………………………………………13стр.
4. Содержание………………………………………………………………...14 стр.
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Теория спроса и предложения……………………………………………3 стр.
1.1. Спрос. Закон спроса. Неценовые детерминанты спроса……………...3 стр.
1.2. Кривая спроса……………………………………………………………5 стр.
1.3.Неценовые детерминанты спроса……………………………………….6 стр.
2.Предложение. Закон предложения. Неценовые
детерминанты предложения…………………………………………………
2.1.Неценовые детерминанты предложения………………………………9 стр.
3. Показатели (индексы) монопольной власти……………………………..10 стр.
3.1. Виды монополии…………………………………………
4. Содержание……………………………………………………
1.1. СПРОС. ЗАКОН СПРОСА. НЕЦЕНОВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СПРОСА.
Спрос – это количество
Эти две причины называют эффектом дохода, т.е. снижение цены увеличивает покупательную способность населения. Например, снижение цены на говядину позволяет купить ее больше тем, кто раньше покупал недостаточно, а также дает возможность приобрести ее тем, кто раньше не мог себе этого позволить.
Эту причины называют еще эффектом замещения. Например, при снижении цены на говядину у покупателей появляется стимул приобретать ее вместо дорогостоящих свинины и телятины и пр.
Эффект дохода и эффект замещения совмещаются и приводят к тому, что спрос на товар увеличивается при снижении цены на него. Связь между ценой и спросом на любой товар может представлена в виде шкалы спроса на этот товар, которая представляет собой таблицу, отражающую обратную связь между ценой на товар, например на бананы и спросом на него.(табл.1.)
Шкала спроса на бананы.
Цена за кг, руб. |
Недельная потребность в продукте семьи, состоящей из трех человек, кг |
30 |
0,5 |
23 |
1 |
14 |
2 |
8 |
4 |
Из таблицы 1 видно, что у
покупателей существуют
______________________________
1. Камаев В.Д. – экономическая теория: Краткий курс/ В.Д.Камаев, М.З.Ильчиков, Т.А.Борисовская.-3-е изд.,стер.-М.:КНОРУС,2008г.
2. Чепурин М.Н., Киселева
Е.А. – курс экономической
1.2.КРИВАЯ СПРОСА
Характерную для закона спроса обратную зависимость между количеством товара, которое потребитель желает и в состоянии купить (Q) по каждой из этих цен (Р) при неизменности прочих факторов, можно показать на графике с помощью кривой спроса (D). Обычно она является убывающей (рис.1)
Охарактеризуем кривую спроса:
1.3.НЕЦЕНОВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СПРОСА.
К основным
неценовым детерминантам
1. Доходы потребителей. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости от изменения дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами: увеличение дохода способствует увеличению спроса на мясо, фрукты, ювелирные изделия, автомобили, шубы из натурального меха и т.д. Кривая спроса на эти товары сдвигается вправо. На товары низшей категории (маргарин, ношеная одежда, шины, бывшие в употреблении и др.) спрос изменяется в противоположном направлении от изменения дохода. С увеличением дохода спрос на эти товары сокращается. Кривая спроса при этом сдвигается влево.
2. Цены на взаимосвязанные товары. К взаимосвязанным товарам относятся товары взаимозаменяемые (субституты) и взаимоподменяемые (комплементарные товары). Товары называются взаимозаменяемыми, если увеличение цены одного из них ведет к росту спроса на другой. К взаимозаменяемым товарам можно отнести медь-алюминий, сливочное масло-маргарин, говядина-свинина и т.д. В случае повышения цены товара на масло кривая спроса на маргарин сдвигается вправо. Товары называются взаимодополняемыми, если увеличение цены одного из них влечет за собой снижение спроса на другой: автомобиль-бензин, кофе в зернах - кофемолка и т.д. Кривая спроса на кофемолку сдвигается влево.
3. Вкусы потребителей. Вкусы и предпочтения потребителей, принятых в обществе, обычаев, образования, моды, рекламы и т.д. При их изменении кривая спроса на отдельные товары может сдвигаться либо вправо, либо влево.
4. Ожидаемые в будущем цены и доходы. Например, спрос на авто в данном месяце может быть выше при любых ценах, если ожидается рост цен в будущем месяце. Кривая спроса на авто сдвинется вправо.
5. Численность потребителей на рынке. Увеличение числа потребителей на рынке обуславливает повышение спроса. Так, повышение рождаемости приводит к увеличению спроса на коляски, товары для детей и т.д. Кривая спроса на эти товары сдвигается вправо.
2. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ. НЕЦЕНОВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Предложение товара - это количество товара, которое продавцы желают и могут поставить на рынок в течение некоторого периода. По аналогии со спросом, предложение необходимо отличать от объема продаж. Допустим, законодательным путем цена на яблоки была установлена 200руб. за 1 кг. Тогда их предложение было бы очень большим, но так как немногие покупатели согласились бы покупать по такой высокой цене, объем продаж был бы очень маленьким, т.е. предложение определяется только поведением продавцов, тогда как объем продаж – поведением, как продавцов, так и покупателей.
Сущность закона предложения состоит в прямой зависимости между ценой и количеством предполагаемого товара: с повышением цены предложение товара возрастает, а со снижением цены – сокращается, так как в случае роста цены производитель получает больший доход.3
По аналогии со спросом,
Рис.2
______________________________
3. Кэмпбелл Р., Макконнелл, Стэнли Л.- Экономикс,2005г.
4. Маховикова Г.А. – Микроэкономика. Учебное пособие,2009г.
2.1.НЕЦЕНОВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
К основным
неценовым детерминантам
1. Цены на ресурсы.
Снижение цен на ресурсы
2. Технология производства.
Любое усовершенствование
3. Налоги и дотации.
Повышение налогов приводит к
увеличению издержек на произво
4. Цены на другие товары, выпускаемые той же фирмой. Фирма, выпускающая два вида товаров, сократит производство одного, если повышается цена на другой товар. Кривая предложения сдвинется влево.
5. Ожидания изменения цен. Производители могут ожидать изменении е цен в будущем, и это в свою очередь может повлиять на их желание поставлять товары в настоящее время двояким образом:
* ожидание повышения цен на дорогостоящие товары, например, автомобили, может существенно сократить их предложение в данный момент.
* ожидание повышения
цен в обрабатывающей промышлен
6. Число продавцов
на рынке. Чем больше
7. Прочие. К ним относится увеличение спроса под влиянием роста доходов, рекламы и др. маркетинговых мероприятий.
3. ПОКАЗАТЕЛИ МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Монополия-тип рыночной структуры, при которой действует только один продавец и множество покупателей. Если же рынок характеризуется наличием только одного покупателя и множества продавцов, то это-монопсония. Монопсонистом может быть государство, которое является единственным покупателем некоторых видов вооружений или труда офицеров. Рассмотрим модель простой монополии, и предположим, что не существует диверсификации цен - продажи разным потребителям продукции по разной цене, монополист всю свою продукцию продает по единой цене.5
К основным признакам
1. На рынке действует только одна фирма, производящая данный продукт. Следовательно, поведение фирмы-монополиста аналогично поведению отрасли в целом.
2. Монополист производит
уникальный продукт, не
3. Фирма-монополист воздействует
на рыночную цену. Кривая спроса
у монополиста имеет
4. Вступление в отрасль заблокировано, т.е. существуют экономические, технические, юридические и другие барьеры для входа в отрасль.
5. Имеются ограничения в доступности информации, например, технологические, когда фирма держит в секрете технологию производства своей продукции.
Если фирма может назначить
цену выше, чем предельные издержки
и тем самым получить