Типы рыночных структур в экономике современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 17:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение типов рыночных структур в экономике современной России.
Исходя из цели задачи данной курсовой работы:
- рассмотреть основные типы рыночных структур, присущих экономике современной России;
- раскрыть виды и особенности рынка чистой монополии;
- рассмотреть принципы антимонопольной политики

Вложенные файлы: 1 файл

Типы рыночных структур в совр.экономике.docx

— 88.66 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время Российское государство переживает период структурной  перестройки всех сфер общественной жизни. Предпринимается попытка  построить правовое демократическое  общество. Естественным элементом этого  процесса является переход от плановой, административно-командной экономической  системы к рыночной; и, как закономерный результат этого – появление множества разнообразных типов рыночных структур. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и так далее

Рыночная структура –  сложное понятие, имеющее множество  аспектов. Она может определяться характером объектов рыночных сделок. Существуют рынки факторов производств (земля, труд, капитал), рынки продуктов и услуг, рынки товаров длительного (более года) и не длительного (до года) пользования и т. д.

Классификация структуры  рынка базируется на определении  количества продавцов и природы  продукта.

Знание структуры рынка  необходимо для того, чтобы определить возможные объемы продаж при различных  уровнях цен, и как поведут  себя фирмы-конкуренты под воздействием предпринимаемых шагов.

Можно сказать, что структура  рынка определяет степень его  конкурентности. В настоящее время по данному критерию выделяют следующие типы рынков: чистой конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии. За исключением чистой или совершенной конкуренции, все другие структуры характеризуют рынок несовершенной конкуренции.

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение типов  рыночных структур в экономике современной  России.

Исходя из цели задачи данной курсовой работы:

- рассмотреть основные  типы рыночных структур, присущих  экономике современной России;

- раскрыть виды и особенности  рынка чистой монополии;

- рассмотреть принципы  антимонопольной политики;

-дать подробную характеристику  рынка монополистической конкуренции;

- рассмотреть особенности  рынков монополистической конкуренции  в России;

- изучить российский рынок  торговли лекарствами;

- раскрыть сущность олигополии;

- рассмотреть разновидности  олигополии, характерные для современной  экономики РФ.

 

 

МОНОПОЛИЯ

1.1 Основные черты  монополии

Монополия - наиболее яркое  проявление несовершенной конкуренции. Собственно говоря, в условиях монополизации  рынка само существование конкуренции  может быть признано лишь с большими оговорками. Ведь конкуренция предполагает разделение экономической власти, наличие  у потребителя выбора. Именно поэтому  начинается состязание между производителями  за спрос потребителя, возникает  стремление наилучшим образом удовлетворить  его запросы. В условиях же монополии  потребителям противостоит единый производитель-гигант. Хочет или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его  ценовые условия и т.д.

Всевластию монополиста  помогает уникальность (незаменимость) продукции последнего. Может ли житель Москвы или Владивостока добровольно  отказаться от услуг монопольного поставщика электроэнергии, чем-то ее заменив в домашнем хозяйстве? Способны ли угольные предприятия Кузбасса перевозить свою продукцию без помощи железной дороги? Отрицательный ответ на подобные вопросы очевиден, также как и то, что подобное положение позволяет монополисту диктовать свои условия с позиции силы.

Укрепляет власть монополиста  над рынком и полнота имеющейся  у него информации. Обслуживая всех потребителей отрасли, он точно знает  объем рынка, может оперативно и  с абсолютной точностью отслеживать  изменения объемов продаж и, уж конечно, в деталях осведомлен о ценах, которые сам же и устанавливает.

Понятно, что сочетание  всех этих обстоятельств создает  для монополиста исключительно  выгодную обстановку и благоприятные  предпосылки для получения сверхприбылей. Очевидно, однако, и то, что эти  преимущества мгновенно улетучились  бы, появись в отрасли хотя бы еще один производитель-конкурент. Монополисту немедленно пришлось бы перейти от диктата по отношению к потребителю к скрупулезному учету потребностей и интересов последнего.

Нынешнее поколение россиян, на своем опыте испытавшее крах государственного монополизма, без труда найдет массу  бытовых примеров подобных перемен. Черствый хлеб, например, еще недавно  безраздельно господствовавший в булочных, мгновенно стал редкостью, после  того как монопольная система  снабжения сменилась конкуренцией массы независимых пекарен.

Именно поэтому монополистическая  структура рынка там, где она  существует, защищена целой системой практически непреодолимых барьеров на пути вторжения в отрасль независимых  конкурентов. Основными барьерами, существующими в монополистической  отрасли, являются:

- преимущества крупного  производства (вплоть до естественной  монополии);

- легальные барьеры (монопольное  владение источниками сырья, землей, правами на научно-технические  достижения, санкционированные государством  исключительные права);

- нечестная конкуренция.

Рассмотрим подробнее  эти виды барьеров.

Как и на олигополистическом рынке, в монополизированной отрасли  эффективны лишь крупные предприятия. Шансы на возникновение монополии  существуют лишь там, где размеры  создают крупные преимущества в  издержках. Это положение теории многократно проверено практическим опытом.

Дело в том, что высокие  прибыли монополистов всегда были предметом  зависти мелких компаний. В истории  многих стран зафиксированы попытки  мелких фирм под тем или иным названием  создать картель (ассоциацию, объединение, комиссию по стандартам и т.п., т. к. официально картели запрещены в большинстве  стран) и объединенными усилиями диктовать свои условия поставщикам  и потребителям.

В современной России, например, такие шаги предпринимали импортеры  чая и производители соков. Исход  этих попыток, однако, всегда был неутешителен для их организаторов. Поскольку  издержки у этой организации не были ниже, чем у мелких производителей, ничто не мешало новым, независимым  фирмам вступать в отрасль и успешно  конкурировать с картелем, а недовольным  участникам самого объединения (такие  обязательно появлялись) спокойно и  безнаказанно покидать его.

Другое дело - отрасли, где  крупные предприятия имеют более  низкие издержки, чем конкуренты. Это  создает высокий барьер перед  всеми желающими проникнуть в  отрасль, а при благоприятных  для фирм-лидеров обстоятельствах  и позволяет им полностью монополизировать рынок. Примером такой фирмы может  служить российское предприятие  «Центр им. Хруничева» - производитель  тяжелых космических ракет «Протон».

Кроме экономических барьеров монополию обычно защищают барьеры  правовые (легальные), причем нередко  именно они играют решающую роль.

Самым распространенным источником легальных барьеров являются права  собственности. Если в собственности  некой фирмы оказываются, например, уникальные источники сырья, земли  с особыми свойствами и т.п., это  автоматически создает предпосылки  для монополии. Важно лишь, чтобы  производимый с использованием названных  природных ресурсов продукт и  сам был уникальным и незаменимым.

Легальной защитой пользуются и права интеллектуальной собственности. Так, надлежащим образом оформленное  и зарегистрированное изобретение (подтверждающий это документ называется патентом) дает его владельцу монопольное  право на производство соответствующей  продукции в течение определенного  времени. Владелец патента может  единолично осуществлять свое монопольное  право, а может за вознаграждение в полном или частичном объеме предоставлять его другим лицам (выдавать лицензию). Скажем, может продать  лицензию на производство и сбыт запатентованной продукции в определенной стране на условиях уплаты известного процента цены с каждой проданной единицы товара.

Напротив, отсутствие патента  лишает изобретателя всяких привилегий. Так проявляется правовая природа  данного барьера: есть патент - есть право, нет патента - нет и прав. Для нашей страны это обстоятельство имеет огромное значение, поскольку  практически все изобретения  советской эпохи не защищены международными патентами и вплоть до настоящего времени используются иностранцами бесплатно.

С проявлениями нечестной  конкуренции государство борется  самым жестким образом. Дело в  том, что крупный производитель  в борьбе с более мелкими конкурентами обладает массой преимуществ, фактически сводящихся к применению грубой силы. Такими методами можно заставить  банк приостановить кредитование конкурентов, железные дороги - транспортировку  их грузов (именно это проделал когда-то Джон Д. Рокфеллер) и т.п. Появляется возможность вытеснить конкурента и установить монополию даже там, где честным путем она никогда  бы не сложилась.

Важной разновидностью нечестной  конкуренции является демпинг - умышленная продажа продукции ниже себестоимости  с целью вытеснения конкурента. Крупная фирма - потенциальный монополист - имеет большие финансовые резервы. Поэтому она способна долго торговать себе в убыток по заниженным ценам, вынуждая к тем же действиям конкурента. Когда последний не выдержит и разорится, монополист вновь поднимет цены и компенсирует свои убытки.

В России проблема монополизации  экономики стоит очень остро. Главная особенность монополизации  российского рынка состоит в  том, что она сложилась как "наследница" государственного монополизма социалистической экономики.

Социалистическая экономика  представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие  не было вполне автономно, а являлось составной частью общегосударственной  супер структуры. При этом удовлетворение потребности всей страны в том или ином виде продукта часто поручалось всего одному-двум заводам. Так, в конце 80-х годов более 1100 предприятий были полными монополистами в производстве своей продукции. Еще чаще встречалась ситуация, когда число производителей по всей гигантской стране не превышало 2-3 заводов. Всего из 327 товарных групп, выпускавшихся промышленностью страны, 290 (89%) было подвержено сильной монополизации1.

Таким образом, если в странах  с рыночной экономикой монополизация  обычно проходила путем организационного объединения первоначально независимых  компаний, то социалистический монополизм базировался на сознательном создании только одного производителя (или очень  узкой группы производителей).

Начало рыночных реформ в  нашей стране привело к резкому  усилению монополистических тенденций. Отчасти это было связано с  распадом СССР и ослаблением экономических  связей между бывшими союзными республиками. К прежним монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся единственными производителями в рамках всего Союза, но ставшие таковыми на сократившейся территории.

Однако гораздо большее  значение имело изменение условий  хозяйствования. Благодаря им резко усилились последствия монополизации и ее влияние на экономику. Дело в том, что превращение российских заводов в частные предприятия создало мощный стимул для получения монопольных прибылей. А свобода установления цен и выбора объемов производства дали в руки фирм средства достижения этой цели. Все три важнейших последствия монополизации (занижение производства, завышение цен, получение монопольных сверхприбылей), до той поры сдерживавшиеся социалистическим государством, вырвались наружу. При этом старый порок советских монопольных производителей - неэффективность - сохранился везде, где осталась монополия. Усиление проявлений монополизма, в свою очередь, негативно повлияло на общий ход реформ в стране.

Пользуясь своей монопольной  властью, монополисты резко ограничили предложение. Сознательное уменьшение выпуска продукции в сочетании  с повышением цен российскими  предприятиями-монополистами явились  важнейшей микроэкономической причиной особой глубины кризиса в России.

 

 

1.2 Естественные  монополии

В некоторых отраслях без  всяких ограничений действует правило: чем больше масштаб производства, тем ниже издержки. Это создает  предпосылки для укрепления в  такой отрасли одного единственного  производителя. Подобное состояние  рынка является монополией - ситуацией, чреватой рядом крупных проблем  для хозяйства. В данном случае, однако, монополия возникает вследствие естественных причин: технологические  особенности производства таковы, что  единственный производитель обслуживает  рынок более эффективно, чем это  способны сделать несколько конкурирующих  фирм. Такую монополию экономисты называют естественной, или технологической. Ее классическим примером являются различные  виды инфраструктуры.

Действительно, экономически нецелесообразно строительство  двух альтернативных аэропортов или  прокладка рядом друг с другом двух конкурирующих железных дорог.

Бессмысленно и дробить  естественные монополии. Например, даже если разделить железнодорожную  сеть, монопольно эксплуатируемую одной  компанией, на несколько региональных участков и передать их в собственность  независимым компаниям, то естественный источник монополизма все же не будет  устранен. Из города А в город Б все равно можно будет проехать только по одной дороге. В результате единый рынок услуг по перевозке будет разделен на ряд локальных. Вместо одной монополии возникнет несколько (каждая на своем участке). Уровень конкуренции не повысится. Более того, из-за трудностей согласования работы региональных компаний могут возрасти общие издержки железнодорожной отрасли.

Информация о работе Типы рыночных структур в экономике современной России