Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 17:51, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение типов рыночных структур в экономике современной России.
Исходя из цели задачи данной курсовой работы:
- рассмотреть основные типы рыночных структур, присущих экономике современной России;
- раскрыть виды и особенности рынка чистой монополии;
- рассмотреть принципы антимонопольной политики
Важен и макроэкономический
аспект проблемы. Инфраструктурные сети,
являющиеся естественными монополиями,
обеспечивают взаимосвязь экономических
субъектов и целостность
Таким образом, разрушение естественных монополий недопустимо, но это не значит, что государство не должно вмешиваться в их деятельность, напротив, оно должно регулировать деятельность естественных монополий, чтобы избежать злоупотреблений с их стороны.
1.3 ПРИНЦИПЫ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Монополия сопряжена с
целым букетом резко
Всевластию же монополиста в силу непреодолимости барьеров на пути в отрасль ничто не грозит даже в длительном плане. Самостоятельно рынок не в силах разрешить эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. Не случайно, в наше время нет ни одной развитой страны (и Россия в этом смысле не составляет исключения), где бы отсутствовало специальное антимонопольное законодательство и не было бы специального органа власти для надзора за его исполнением.
Вместе с тем проведение
антимонопольной политики сопряжено
с рядом объективных
И это далеко не частный
случай. Можно говорить о невозможности,
превращения монополизированной отрасли
в отрасль совершенной
В силу названных причин
прямое дробление фирм-монополистов
в развитых рыночных экономиках встречается
достаточно редко. Обычная цель антимонопольной
политики - не столько борьба с монополистами
как таковыми, сколько ограничение
монополистических
Особенно остро вопрос
стоит относительно естественных монополий.
Их высокая экономическая
При этом естественный характер монопольного положения хотя и создает возможности для эффективной работы, отнюдь не гарантирует, что эти возможности будут на практике реализованы. Действительно, теоретически РАО «ЕЭС России» может иметь более низкие издержки, чем несколько конкурирующих электроэнергетических фирм. Но где гарантии того, что оно хочет удерживать их на минимальном уровне, а, скажем, не станет увеличивать расходы высшего руководства фирмы.
Основной путь борьбы с
негативными сторонами
Кроме регулирования цен
определенную пользу - особенно в нашей
стране - может принести и реформирование
структуры естественных монополий.
Дело в том, что в России в рамках
единой корпорации часто объединяется
как производство естественно-монопольных
благ, так и производство таких
благ, которые эффективней
РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», Министерство путей сообщения - ярчайшие примеры подобных объединений. В состав РАО «Газпром» наряду с Единой системой газоснабжения России (т.е. естественно-монопольным элементом) входят геологоразведочные, добывающие, приборостроительные предприятия, проектно-технологические структуры, объекты социальной сферы (т.е. потенциально конкурентные элементы). В ведении МПС находится как инфраструктура (железные дороги, вокзалы, информационная система), так и немонопольные виды деятельности (подрядно-строительные и ремонтные организации, предприятия общепита). РАО «ЕЭС России» объединяет и электросети, и электростанции. Поэтому существует возможность развивать конкуренцию в тех видах деятельности естественных монополий, где она может быть достигнута.
В отличие от естественной, искусственная (или предпринимательская) монополия складывается в тех отраслях, где единственный производитель не обладает повышенной эффективностью по сравнению с несколькими конкурирующими фирмами. Установление монополистического типа рынка поэтому не является неизбежным для такой отрасли, хотя на практике может и сложиться, если будущему монополисту удастся устранить конкурентов.
Употребление термина "искусственная монополия" в экономической и юридической литературе обладает следующей особенностью: этим понятием объединяют и достаточно редко встречающееся на рынке господство единственного монополиста, и более распространенную ситуацию преобладания на нем нескольких в той или иной мере сотрудничающих фирм, т. е. речь сразу идет о чистой монополии и о двух разновидностях олигополии - картеле и картелеподобной структуре рынка.
В случае искусственного монополизма
основным направлением антимонопольной
политики является противодействие
формированию таких монополий, а
порой и разрушение уже сложившихся.
Для этого государство
Первый в истории России законодательный акт, регламентирубщий порядок конкурентного поведения фирм в условиях рыночного хозяйства и содержащий "правила" игры" для конкурентов, был принят в марте 1991 г. Это закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В 1995 г. в текст Закона были внесены изменеия и дополнения3.
Главным органом, осуществляющим
антимонопольную политику в России,
является Министерство по антимонопольной
политике и поддержке
В соответствии с новой трактовкой Закона безусловным монополистом может считаться предприятие, контролирующее 65% и более товарного рынка. Предприятие, контролирующее 35-65% рынка, тоже может быть признано монополистом, но для этого антимонопольные органы должны доказать, что имеет место "доминирующее положение" хозяйствующего субъекта на рынке, изучив конкретную рыночную ситуацию.
«Доминирующее положение» дает фирме возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Установлен перечень акций, которые трактуются как злоупотребление доминирующим положением. К ним отнесены изъятие товаров из обращения в целях создания дефицита, навязывание условий, невыгодных контрагенту или не относящихся к предмету договора, создание препятствий к доступу на рынок конкурентов, нарушение установленного порядка ценообразования. В качестве соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, признаются сговоры о ценах на товары и услуги, о ценах на аукционах и торгах, о разделе рынка, об ограничении доступа к рынку.
Законом установлен государственный контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, а также за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале предприятия, принудительном разделении хозяйствующих субъектов. Предусмотрена ответственность предприятий и должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства.
Какую политику проводит государство
по отношению к естественным монополиям?
В данном случае возникает противоречие.
С одной стороны, фирмы - естественные
монополисты, как любые монополисты,
устанавливают высокие
Значительное внимание уделяется борьбе с ограничивающей конкуренцию практикой местных властей. В условиях нестабильной экономической ситуации в стране региональные власти часто пытаются незаконными методами поддержать свои предприятия. Например, под тем или иным предлогом запретить ввоз конкурирующих товаров из других областей. Это создает местным производителям монопольное положение, что, естественно, вызывает протесты Министерства по антимонопольной политике. Впрочем, как и в других областях современной российской экономики и политики, центральные власти, несмотря на юридическую справедливость своих требований, далеко не всегда оказываются в силах одолеть сопротивление местных властей.
В целом система антимонопольного регулирования в России находится пока в стадии становления и требует радикального совершенствования.
МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Разновидность рынка несовершенной
конкуренции –
Рынок монополистической
конкуренции состоит из множества
покупателей и продавцов, совершающих
сделки не по единой рыночной цене, а
в широком диапазоне цен. Наличие
диапазона цен объясняется
Для монополистической конкуренции не требуется наличие сотен или тысяч фирм, достаточно сравнительно небольшого их числа, например, 25, 35, 60 или 70 в каждой отрасли. Из наличия такого числа фирм вытекает несколько важных признаков монополистической конкуренции5:
Малая доля рынка. Каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка и поэтому имеет очень ограниченный контроль над рыночными ценами.
Невозможность сговора. Наличие
сравнительно большого числа фирм гарантирует,
что тайный сговор, согласованные
действия с целью ограничения
объёма производства и искусственного
повышения цен почти
Независимость действий. Когда в отрасли действует много фирм. Между ними нет жёсткой взаимной зависимости; каждая фирма определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурентов.
В противоположность совершенной конкуренции одним из основных признаков монополистической конкуренции является дифференциация продукта. В условиях монополистической конкуренции фирмы производят продукты, немного отличающиеся от товаров соперников в том, что касается характерных внешних атрибутов (признаков) продукта, качества услуг, местоположения и доступности товаров или других характеристик.
Войти в отрасль с монополистической
конкуренцией относительно легко. То,
что производители в таких
отраслях обычно являются небольшими
по размеру фирмами как в
Выход фирм из отраслей с
монополистической конкуренцией относительно
прост. Ничто не мешает неприбыльной
фирме в отрасли с
2.2 ОСОБЕННОСТИ РЫНКОВ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Уникальность российских условий – несомненный факт. Дело в том, что вплоть до 90-х годов в России было централизованное управление экономикой. Предприятия не задавали себе вопросы: что производить? Как производить? Какую назначать цену? Все эти вопросы решало государство. Предприятия не пытались расширить ассортимент, привлечь внимание покупателя какой – либо уникальной продукцией; увеличить прибыль; иными словами - у них не было стимулов для конкуренции. К тому же Россия вступала на путь рыночных реформ в то время как в большинства западных странах уже были развитые рыночные отношения. Поэтому российские предприятия испытали огромные трудности в адаптации к условиям рыночной экономики.
Информация о работе Типы рыночных структур в экономике современной России