Типы рыночных структур в экономике современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 17:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение типов рыночных структур в экономике современной России.
Исходя из цели задачи данной курсовой работы:
- рассмотреть основные типы рыночных структур, присущих экономике современной России;
- раскрыть виды и особенности рынка чистой монополии;
- рассмотреть принципы антимонопольной политики

Вложенные файлы: 1 файл

Типы рыночных структур в совр.экономике.docx

— 88.66 Кб (Скачать файл)

Резким контрастом к ним  выступают легкая и пищевая промышленности. В этих отраслях на долю крупнейших 8 фирм приходится не более 10% . Состояние  рынка в этой сфере можно уверенно характеризовать как монополистическую  конкуренцию, тем более что дифференциация продукта в обеих отраслях исключительно  велика (например, многообразие сортов конфет, которые производит даже не вся пищевая отрасль, а только одна из ее подотраслей - кондитерская промышленность).

Но не всегда можно судить о структуре рынка на основе показателей, относящихся ко всей национальной экономике. Так, часто те или иные фирмы, которым  принадлежит ничтожная доля национального  рынка, являются олигополистами на местном рынке (например, магазины, рестораны, зрелищные предприятия). Если потребитель живет в большом городе, то вряд ли поедет ради покупки хлеба или молока на другой конец города. Расположенные в районе его проживания две булочные могут являться олигополистами.

Конечно, установление количественной границы между олигополией и  монополистической конкуренцией во многом условно. Ведь два названных  типа рынка имеют и другие отличия  друг от друга.

Продукция на олигополистическом рынке может быть как однородной, стандартизированной (медь, цинк, сталь), так и дифференцированной (автомобили, бытовые электроприборы). Степень  дифференциации сказывается на характере  конкуренции. Например, в Германии обычно автомобильные заводы конкурируют  друг с другом в отдельных классах  автомобилей (число конкурентов  доходит до девяти). Российские автозаводы практически не конкурируют друг с другом, так как в большинстве  своем узкопредметно специализированы и превращаются в монополистов.

Важным условием, воздействующим на характер отдельных рынков, является высота барьеров, ограждающих отрасль (величина первоначальных капиталов, контроль действующих фирм над новой технологией  и новейшими продуктами с помощью  патентов и технических секретов и т. п.).

Дело в том, что крупных  фирм в отрасли никогда не может  быть много. Уже многомиллиардная стоимость их заводов служит надежным барьером на пути проникновения новых компаний в отрасль. При обычном развитии событий фирма укрупняется постепенно и к тому моменту, когда в отрасли складывается олигополия, узкий круг крупнейших фирм уже фактически определен. Чтобы вторгнутся в него, надо сразу иметь такую сумму, которую олигополисты постепенно инвестировали в дело за десятилетия. Поэтому история знает лишь очень небольшое число случаев, когда фирма-гигант создавалась «на пустом месте» путем единоразовых огромных инвестиций (примером можно считать Фольксваген в Германии, однако инвестором в этом случае выступало государство, т.е. в формировании этой фирмы большую роль играли неэкономические факторы).

Но даже если бы нашлись  средства на сооружение большого числа  гигантов, те не смогли бы в дальнейшем прибыльно работать. Ведь емкость  рынка ограничена. Потребительского спроса вполне хватает, чтобы поглотить  продукцию тысяч мелких пекарен  или авторемонтных мастерских. Однако никому не нужен металл в тех количествах, которые могли бы выплавить тысячи домен-гигантов.

Существуют значительные ограничения в доступности экономичесеой информации в этой рыночной структуре. Каждый участник рынка тщательно оберегает коммерческую тайну от своих конкурентов.

Большая доля в выпуске  продукции в свою очередь обеспечивает фирмам-олигополистам значительную степень контроля над рынком. Уже каждая из фирм в отдельности достаточно велика, чтобы оказывать влияние на положение в отрасли. Так, если олигополист решит уменьшить выпуск продукции, это приведет к повышению цен на рынке. Летом 1998 г. АвтоВАЗ воспользовался этим обстоятельством: он перешел на работу в одну смену, что привело к рассасыванию непроданных запасов автомобилей и позволило заводу поднять цены. А если несколько олигополистов начнут проводить общую политику, то их совместная рыночная власть и вовсе приблизится к той, которой обладает монополия.

Характерной особенностью олигополистической структуры является то, что фирмы  при формировании своей ценовой  политики должны принимать во внимание реакцию конкурентов, т. е. все производители, выступающие на олигополистическом рынке, взаимозависимы. При монополистической  структуре такого положения не возникает (конкуренты отсутствуют), при совершенной  и монополистической конкуренции - также (конкурентов, наоборот, слишком  много, и учесть их действия невозможно). Между тем реакция фирм-конкурентов  может быть различной, и прогнозировать ее сложно. Предположим, что фирма, выступающая  на рынке бытовых холодильников, решила снизить цены на свою продукцию  на 15%. Конкуренты могут прореагировать на это по-разному. Во-первых, они  могут снизить цены менее чем  на 15%. В этом случае данная фирма  увеличит рынок сбыта. Во-вторых, конкуренты могут снизить цены также на 15%. Объем реализации вырастет у всех фирм, но вследствие снижения цен прибыль может уменьшиться. В-третьих, конкурент может объявить «войну цен», т. е. снизить цены еще в большей степени. Тогда встанет вопрос, принять ли его вызов. Обычно в «войну цен» между собой крупные компании не вступают, так как ее исход сложно предсказать20.

Олигополистическая взаимозависимость - необходимость учета реакции  фирм-конкурентов на действия крупной  фирмы на олигополистическом рынке.

Любая модель олигополии должна исходить из учета действий конкурентов. Это дополнительное существенное ограничение, которое обязательно следует  принимать во внимание при выборе схемы поведения олигополистической фирмы. Поэтому стандартной модели определения оптимального объема производства и цены продукции для олигополии не существует. Можно сказать, что  определение ценовой политики олигополиста - это не только наука, но и искусство. Здесь не последнюю роль играют субъективные качества менеджера, такие, как интуиция, способность принимать нестандартные решения, идти на риск, смелость, решительность и т. д.

 

 

3.2 РАЗНОВИДНОСТИ ОЛИГОПОЛИИ

Олигополистическая структура  может быть самой различной, каждая ее разновидность накладывает отпечаток  на выработку ценовой политики фирмы. Играет роль количество и величина фирм в отрасли, характер продукции, степень обновления технологии и  т.п. Рассмотрим некоторые из вариантов  рыночного поведения фирм-олигополистов.

Нескоординированная олигополия, при которой фирмы не вступают ни в какие контакты друг с другом и не пытаются сознательно найти  точку устраивающего всех равновесия.

Картель (или сговор) фирм, не ликвидирующий их производственной и сбытовой самостоятельности, но предусматривающий  соглашение между ними по ряду вопросов. Прежде всего картельные соглашения включают в себя единые, монопольно высокие цены, по которым участники картеля обязываются продавать свои товары на рынке.

Картельное соглашение предусматривает  также разделение рынка сбыта. Это  означает, что каждый участник картеля  обязуется продавать свои товары, например, только на определнных территориях.

Кроме того, чтобы иметь  возможность удерживать высокие  цены, часто ограничивается предложение  товаров на рынке, а это требует  ограничения размеров производства. Поэтому картельные соглашения нередко  предусматривают определение доли в производстве различных товаров  для каждого члена картеля.

Сговор может быть как  тайным, так и легальным. Во многих европейских странах картели  разрешены, в России и США они  запрещены законом. Существует много  международных картелей, наиболее известным  из которых является ОПЕК (Организация  стран-экспортеров нефти).

Предположим, что фирмы - участницы картеля - решили установить единую цену на свою продукцию. Для  этого необходимо построить кривую предельных издержек для картеля  в целом. Тогда можно определить оптимальный объем производства в картеле, позволяющий максимизировать  совокупную прибыль. Другими словами, картель выступает как монополист. Но наиболее сложной проблемой является распределение объема продаж между  участниками картельного соглашения. Стремясь максимизировать прибыль, картель должен установить квоты  таким образом, чтобы суммарные  издержки оказались минимальными. Но на практике провести такое установление квот довольно трудно. Задача решается путем ведения сложных переговоров, в ходе которых каждая фирма стремится  «выторговать» для себя наилучшие  условия, перехитрить партнеров. Часто  фирмам с более высокими издержками удается получить большие квоты, что не позволяет решить задачу максимизации прибыли. Фактически рынки обычно делятся  по географическому принципу либо в  соответствии со сложившимся объемом  продаж.

Создание картелей наталкивается  на серьезные препятствия. Это не только антимонопольное законодательство. Соглашения часто бывает трудно достичь  вследствие большого числа фирм, существенного  различия в номенклатуре продукции, уровне издержек. Обычно у участника  картеля возникает искушение  нарушить соглашение и получить большую  прибыль. В силу юридического запрета  официально картели в современной  России не существуют. Однако практика разовых ценовых сговоров распространена весьма широко. Достаточно вспомнить, как периодически на потребительском  рынке возникает дефицит то сливочного или подсолнечного масла, то бензина. И как потом эти товары вновь  появляются с сильно повышенными  ценами одновременно у всех продавцов.

Нередко также функции, близкие  к картельным, пытаются осуществлять на более постоянной основе разнообразные ассоциации: импортеров чая, производителей соков и т.д. В октябре 1998 г., например, Государственный антимонопольный комитет РФ начал расследование повышения цен на бензин членами Московской топливной ассоциации, объединяющей около 60 компаний-владельцев бензоколонок и контролирующей 85-90% продаваемого в Москве бензина21.

Однако еще большие  опасения вызывает в этом смысле будущее. Высокая концентрация производства, неумение завоевывать клиентов рыночными  методами, сложившиеся в еще дореформенную  эпоху тесные контакты всех предприятий  основных отраслей и ряд других факторов благоприятствуют массовому возникновению  картелей. Если развитие событий действительно  пойдет по этому сценарию, экономике  может быть нанесен крупный ущерб. Его предотвращение поэтому является важной задачей государственной экономической политики.

Картелеподобная структура рынка (или "игра по правилам"), при которой фирмы сознательно делают свое поведение понятным и предсказуемым для конкурентов, чем облегчают достижение в отрасли равновесия или близкого к нему состояния.

Фирмы не вступают друг с  другом в соглашения, но подчиняют  свое поведение определенным неписаным  правилам. Такая политика, с одной  стороны, позволяет избежать юридической  ответственности, вытекающей из антикартельного  законодательства. А с другой - уменьшить  риск непредсказуемой реакции конкурентов, т.е. оградить себя от главной опасности, свойственной нескоординированной  олигополии. «Игра по правилам» облегчает  достижение олигополистического равновесия.

Наиболее часто употребляемым  приемом «игры по правилам» является лидерство в ценах. Оно состоит  в том, что все крупные изменения  цен сначала проводит одна фирма (обычно самая крупная), а затем  они повторяются в близких  размерах остальными компаниями. Ценовой  лидер фактически единолично определяет цены (а значит, и объем производства) для всей отрасли. Но делает это с таким расчетом, чтобы новые цены устроили и остальных. Ведь если они будут невыгодны конкурентам, то те просто не последуют за лидером и отрасль перейдет в опасное для всех участников состояние нескоординированной олигополии.

Лидерство в ценах очень  распространено на Западе, а в наши дни его можно наблюдать и  в России, например, в автомобилестроении. Российская автомобильная промышленность - классический пример олигополии. Самостоятельных  производителей автомашин в стране вообще немного (около десятка), а  крупных фирм, оказывающих заметное влияние на рынок, и того меньше. Так, в производстве легковых автомобилей  их всего три -АвтоВАЗ, ГАЗ и АЗЛК.

В 1991-1992 гг. лидером в ценах  на легковые машины постоянно выступал крупнейший производитель - АвтоВАЗ. А  АЗЛК и ГАЗ следовали за ним. Это  было время гиперинфляции, когда  дорожало все. Решающее значение имела  скорость повышения цен. И АвтоВАЗ  задал весьма быстрый темп. Экономические  возможности для этого были. С  началом социального расслоения чуть ли не первой покупкой богатых  людей стал именно автомобиль. К  тому же много машин покупали и  новые частные фирмы, где мобильность - главный залог успеха.

Лидерство АвтоВАЗа в ценах  фактически сводилась к их максимально  быстрому повышению, вполне устраивавшему  и других производителей. На рубеже 1993 г., однако, АЗЛК и ГАЗ отказались повторить за лидером очередное  удвоение цен. Дело в том, что «Жигули» в то время были конкурентоспособны за границей и АвтоВАЗ мог ориентироваться  на более высокие цены за рубежом. Завысив цены внутри страны и соответственно потеряв часть российских потребителей, он ничего не проигрывал - высвободившиеся  машины уходили на экспорт и приносили  заводу даже большие прибыли. Напротив, сбыт "Москвичей" и "Волг" за рубежом был невелик. Их производители вынуждены были в большей мере считаться с покупательной способностью россиян. И они перестали повышать цены.

ВАЗ-2109 стал заметно дороже «Волги» и почти в три раза дороже «Москвича». В результате у  АвтоВАЗа возникли первые проблемы со сбытом. Урок не прошел даром: в том  же 1993 г. темп роста цен на «Жигули» резко упал22.

Главным фактором последующих  лет стала постепенная потеря международной конкурентоспособности  российских автомобилей. Сначала «Жигули» вынуждены были оставить иностранные  рынки. Затем, несмотря на защитные таможенные пошлины, иномарки стали теснить  их и в России.

Новый поворот ситуации обусловила девальвация рубля. Она сделала иномарки недоступно дорогими и открыла путь для повышения цен на отечественный машины. Испуганный недавними трудностями сбыта АвтоВАЗ на этот раз отказался выполнять роль лидера их увеличения. Ее взял на себя АЗЛК, сумевший к тому времени заметно улучшить качество выпускаемых им машин. Таким образом, в отрасли вновь восстановилась система лидерства в ценах.

Информация о работе Типы рыночных структур в экономике современной России