Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 15:54, курсовая работа
Цель курсовой работы - анализ товарооборачиваемости организации и пути совершенствования, а так же влияние товарооборачиваемости на конечные результаты деятельности торговой организации.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:
определить теоретические и методические основы сущности и значения товарооборачиваемости в торговой организации;
провести анализ товарооборачиваемости в торговой организации;
рассмотреть пути оптимизации товарных запасов в торговле.
Введение
1 Значение, содержание и задачи экономического анализа товарооборачиваемости в торговле в условиях рыночной конкуренции.
2 Комплекный анализ товарооборачиваемости и ее влияние на конечные финансовые результаты Гродненского облпотребсоюза
2.1 Социально –экономическая характеристика района и объемов деятельности Гродненского облпотребсоюза
2.2 Экономический анализ товарооборачиваемости и факторов, на нее влияющих.
2.3 Пути нормализации и оптимизации товарных запасов с целью повышения эффективности использования оборотных средств
Заключение
Список литературы
I∑pq= I∑pq(q) * I∑pq(p)
Абсолютный прирост розничного товарооборота представляет собой разность между товарооборотом отчетного периода и товарооборотом базисного периода, т. е. разность между числителем и знаменателем индекса товарооборота:
∆∑pq = ∑p1q1 — ∑p0q0 (8)
Часть этого прироста, которая приходится на долю количественного фактора, может быть выявлена при сравнении условного товарооборота отчетного периода в базисных ценах с базисным товарооборотом, т. е. прирост товарооборота вследствие изменения объема проданных товаров определяется как разность между числителем и знаменателем индекса физического объема товарооборота:
∆∑pq(q) = ∑p0q1 — ∑p0q0 (9)
И наконец, прирост товарооборота
в результате изменения цен исчисляется
при сопоставлении
∆∑pq(p) = ∑p1q1 — ∑p0q1 (10)
Сумма этих двух частных приростов образует общий прирост товарооборота
∑p1q1 - ∑p0q0 = ∑p0q1 - ∑p0q0 + ∑p1q1 - ∑p0q1 , (11)
представленный в виде факторной модели:
∆∑pq = ∆∑pq(q) + ∆∑pq(p) , (12)
т. е. абсолютный прирост розничного товарооборота может быть разложен на количественный и ценностный факторы.
Рассчитаем сводный показатель розничного товарооборота на душу населения. Он рассчитывается по формуле:
O
D = —— (13)
Ĥ
где D - товарооборот на душу населения;
O - розничный товарооборот за год;
Ĥ - среднегодовая численность населения.
Товарооборот на душу населения по продторг является средней величиной из размеров оборота на душу городского и сельского населения.
∑DĤ
Ď = ——— (14)
∑Ĥ
где Ď - товарооборот на душу отдельных групп населения,
Ĥ - среднегодовая
численность отельных групп
Его размер зависит не только от объема продажи на душу населения каждой группы, но и от структуры населения.
Рассмотрим расчет
влияния этих факторов в
Таблица 2.3
Данные о розничном товарообороте и численности населения района
Общее изменение среднего товарооборота на душу населения показывает индекс среднего товарооборота переменного состава.
Ď1 ∑D1Ĥ1 ∑D0Ĥ0 323635 255312
YĎ= —= ——— : ———= ——— : ———= 1,281 или 128,1% (15)
Ď0 ∑Ĥ1 ∑Ĥ0 1123 1135
Индекс постоянного состава отражает, как изменился средний душевой товарооборот только вследствие изменения товарооборота на душу населения:
∑D1Ĥ1 ∑O1 323635
YD = ———= ——— = —————————— = 1,278 или 127,8% (16)
∑D0Ĥ1 ∑D0Ĥ1 258,606*744,6+160,398*378
Изменения среднего душевого товарооборота в результате структурных сдвигов в составе населения можно оценить с помощью индекса влияния сдвигов в структуре населения:
∑D0H ∑D0H0 258,606*744,6+160,398*378
YSĤ = ——— : ———— = ———————————— :
∑Ĥ1 ∑Ĥ0 1123
258,606*745,8+160,398*389,3
: ——————————— = 1,002 или 100,2% (17)
1135
Из полученных данных видно, что средний товарооборот на душу населения увеличится на 28,1% (128,1-100%), в том числе за счет роста товарооборота на душу городского и сельского населения на 27,8%. Под влиянием сдвигов в структуре населения он незначительно возрос на 0,2%.
Важное значение имеет анализ абсолютного изменения объема товарооборота под влиянием факторов, влияющих на него.
Рассмотрим методику анализа по приведенной выше таблице 2.3
∆O = O1 - O0 = 323635-255312=68323 млн. руб. (18)
На данный прирост оказали влияния три фактора:
∆O(D) = (Ď1- Ď0)* Ĥ1 = (288,291-224,925)*1123 = 711600 млн. руб. (19)
∆O(Ĥ) = (Ĥ1- Ĥ0)* Ď0= (1123-1135)*224,925 = -2699,1млн. руб. (20)
Общий прирост товарооборота равен сумме двух приростов:
∆O=∆O(D)+ ∆O(Ĥ) = 711600-2699,1=684900,9 млн.р.
Таким образом, прирост общего товарооборота по продторгу составил 684900,9 млн. руб., в том числе за счет изменения товарооборота на душу населения на 711600млн. руб., а за счет изменения (уменьшения) численности населения товарооборот снизился на 2699,1 млн. руб.
Непосредственное влияние на результаты деятельности торгового предприятия оказывает и эффективность использования трудовых ресурсов предприятия. По сравнению с основными конкурентами Гродненского облпотребсоюза имеет наибольшие конкурентные преимущества по следующим факторам: широта ассортимента, степень охвата рынка, система транспортировки. При этом, наименее конкурентоспособные факторы – уникальность предлагаемых товаров, уровень ремонтного обслуживания, высокие цены, индивидуальная продажа и др. Частные предприятия имеют сильные конкурентные позиции по следующим факторам: широта ассортимента предлагаемых товаров, их универсальность, удобство в употреблении, степень охвата рынка.
В торговую сеть облпотребсоюза поставляются
все необходимые
Периодичность
поставок определенных видов товаров
задается вышестоящими органами, т.е. доводятся
нормативы по доставке товаров. Чтобы
выбрать наилучшего поставщика необходимо
проанализировать его деятельность по
соблюдению следующих требований: точно
в срок по согласованному графику поставлять
продукцию в соответствии с заказом; продукция
должна отвечать оговоренным стандартам
качества,
соблюдать требуемые объемы поставки,
оперативно откликаться на новые требования
райпо, предоставлять необходимую сопроводительную
документацию; выдерживать согласованные
цены и ряд других требований.
Рис. 2.1 Структура аппарата управления Гродненского облпотребсоюза
Анализ численности, состава и структуры работников торговли райпо целесообразно начать с показателей структуры состава работников (табл. 2.4)
Таблица 2.4
Структура состава работников райпо
Показатели табл. 2.4 свидетельствуют
о том, что в Гродненском
облпотребсоюзе наблюдается
Под влиянием факторов по розничной торговле облпотребсоюза в 2006 году были получены прибыли на сумму 6547 млн. р., или 2,02 % к товарообороту. В 2005 году уровень рентабельности по итогам розничной торговли составил 2,07 % к товарообороту. В 2004 году уровень рентабельности составил 2,32 % к товарообороту. В Гродненском облпотребсоюзе в анализируемом периоде наблюдается нестабильная тенденция в развитии уровня валового дохода от реализации товаров. Так, в 2005 году по сравнению с 2004 годом уровень валового дохода от реализации товаров возрос на 27,46 % к товарообороту. В 2006 году также наблюдается его снижение по сравнению с предшествующими годами.[Приложение 6,7,8]
Так, в 2006 году уровень валового дохода от реализации товаров возрос по сравнению с 2004 годом на 22,87 процентных пункта, а по сравнению с 2005 годом наблюдается снижение на 4,59 процентных пункта.
В динамике развития уровня налогов и неналоговых платежей, взимаемых за счет валового дохода, наблюдается аналогичная тенденция. Так, в 2005 году по сравнению с 2004 годом уровень данного показателя возрос на 0,31 процентных пункта. В 2006 году по сравнению с 2004 годом он возрос на 0,76 % к товарообороту и по сравнению с предшествующим годом - на 0,45 % к товарообороту, что оказало негативное влияние на сумму полученной прибыли от реализации.
Таблица 2.5
Формирование прибыли
В развитии издержек обращения по розничной торговле Гродненского облпотребсоюза за анализируемый период наблюдается неблагоприятная ситуация. Так, в 2005 году по сравнению с предшествующим годом он возрос на 1,57 % к товарообороту и в 2006 году по сравнению с 2006 годом снизился на 5,99 % к товарообороту. И в 2006 году по сравнению с 2005 годом он снизился на 7,56 % к товарообороту. Снижение уровня издержек обращения оценивается положительно, так как указывает на рациональный расход средств предприятия (собственных и заемных), повышение эффективности их использования и соответственно ведет к повышению уровня рентабельности продаж.
Таким образом, вследствие снижения уровня издержек обращения уровень прибыльности продаж в 2005 году составил 170,55 % к товарообороту и в 2006 году – 170,55 % к товарообороту.
По результатам хозяйственной деятельности за 2004-2006 годы были получены доходы и расходы по внереализационным операциям. Как положительный момент в деятельности Гродненского облпотребсоюза следует отметить превышение доходов по внереализационным операциям над расходами, так как наличие положительного сальдо по внереализационным операциям увеличивает сумму прибыли отчетного периода по сравнению с прибылью от реализации и ведет к повышению уровня рентабельности. При этом следует отметить, что наличие положительного сальдо по внереализационным операциям позволило увеличить прибыль от реализации товаров в 2005 и 2006 годах.
Таким образом, в 2005 и 2006 годах розничная торговля Гродненского облпотребсоюза была эффективной. На этот факт указывает наличие прибыли от реализации товаров. Уровень рентабельности в 2004 году составил 145,63 % к товарообороту.
Непосредственное влияние на конечные финансово-экономические показатели деятельности облпотребсоюза оказывает эффективность использования ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия. На основании данных табл. 2.6 проанализируем эффективность использования основных средств по розничной торговли Гродненского облпотребсоюза за 2004 - 2006 годы.
Таким образом, в 2006 году по сравнению с предшествующими годами наблюдается тенденция снижения эффективности использования основных средств. Так, фондоотдача в 2006 году по сравнению с 2004 годом незначительное увеличение на 0,26 руб., и как следствие - снижение фондоемкости на 0,07р. Данная ситуация объясняется более медленными темпами роста розничного товарооборота по сравнению со среднегодовой стоимостью основных средств.
Кроме того, из года в год снижается фондорентабельность. Фондорента-бельность в 2004 году составила 4,72 %, что выше показателя 2005 года на 0,77 % и на 0,65 % по сравнению с 2006 годом. При этом в 2006 году по сравнению с 2005 годом фондорентабельность увеличилась на 0,12 %.
Как положительное в динамике основных средств предприятия, следует отметить рост розничного товарооборота в среднем на одно торговое предприятие и на 1 м2 торговой площади. Так, по облпотребсоюзу прослеживается тенденция сокращения сети предприятий. Если на 1 января 2005 года облпотребсоюза объединял 7784 торговых предприятия с общей торговой площадью 15605510 м2, то на 1 января 2007 года их сеть сократилась до 17486 единиц с общей торговой площадью 601079 м2. Сокращение сети происходит вследствие убыточности работы торговых предприятий и сокращения сети в малочисленных населенных пунктах.
Таблица 2.6
Показатели эффективности
При этом растет средний размер торгового предприятия. Так, в 2006 году по сравнению с 2004 годом средний размер торгового предприятия вырос на 2,5 м и по сравнению с 2005 годом - на 1,44 м.
Непосредственное влияние на результаты деятельности торгового предприятия оказывает и эффективность использования трудовых ресурсов предприятия. По сравнению с основными конкурентами Гродненский облпотребсоюз имеет наибольшие конкурентные преимущества по следующим факторам: широта ассортимента, степень охвата рынка, система транспортировки. При этом, наименее конкурентоспособные факторы – уникальность предлагаемых товаров, уровень ремонтного обслуживания, высокие цены, индивидуальная продажа и др. Частные предприятия имеют сильные конкурентные позиции по следующим факторам: широта ассортимента предлагаемых товаров, их универсальность, удобство в употреблении, степень охвата рынка.
В торговую сеть Гродненского облпотребсоюза поставляются все необходимые продовольственные и непродовольственные товары. Объем и структура поставок которых зависят, в первую очередь, от объема спроса на товары, а также от ряда других факторов. Периодичность поставок определенных видов товаров задается вышестоящими органами, т.е. доводятся нормативы по доставке товаров. Чтобы выбрать наилучшего поставщика необходимо проанализировать его деятельность по соблюдению следующих требований: точно в срок по согласованному графику поставлять продукцию в соответствии с заказом; продукция должна отвечать оговоренным стандартам качества, соблюдать требуемые объемы поставки, оперативно откликаться на новые требования облпотребсоюза, предоставлять необходимую сопроводительную документацию; выдерживать согласованные цены и ряд других требований.