Товары

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 16:39, реферат

Краткое описание

Долгое время люди производили материальные блага не в качестве товаров, а в качестве продуктов, которые предназначались для потребления непосредственно. Следовательно, товар есть не вечное, а историческое явление.

Товар — это продукт труда, способный удовлетворять какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обмена.

Каждый товар обладает двумя свойствами:

1) способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность, или потребительной стоимостью;

2) способностью обмениваться на другие товары, или меновой стоимостью.

Вложенные файлы: 1 файл

Экон. теория.docx

— 42.91 Кб (Скачать файл)
  1. Товар и  его свойства
 

     Долгое  время люди производили материальные блага не в качестве товаров, а  в качестве продуктов, которые предназначались для потребления непосредственно. Следовательно, товар есть не вечное, а историческое явление.

     Товар — это продукт труда, способный удовлетворять какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обмена.

     Каждый  товар обладает двумя свойствами:

     1) способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность, или потребительной стоимостью;

     2) способностью обмениваться на другие товары, или меновой стоимостью.

     Различные вещи способны удовлетворять различные  человеческие потребности. Например, хлеб, мясо, масло и другие продовольственные продукты удовлетворяют потребность в пище. Костюмы, платья, пальто и т. п. удовлетворяют потребность в одежде; инструменты и машины — потребность в орудиях производства [4]. 

  1. Потребительная стоимость и полезность. Меновая стоимость
 

     Под потребительной стоимостью понимается способность вещи удовлетворять какую-либо потребность.

     Способы удовлетворения человеческих потребностей могут быть весьма различными:

  1. одни вещи удовлетворяют человеческие потребности непосредственно, например, продукты питания;
  2. есть вещи, которые удовлетворяют человеческие потребности косвенно, опосредованно, например, средства производства;
  3. существуют потребности, которые могут удовлетворяться не одной, а целым рядом потребительных стоимостей, например, потребность в топливе может удовлетворяться углем, нефтью, газом, торфом, дровами, горючими сланцами и т. п.;
  4. многие потребительные стоимости могут удовлетворять не одну, а ряд общественных потребностей, например, древесина используется как химическое сырье, как топливо, для производства мебели, как строительный материал и т. п. Потребительные стоимости составляют вещественное богатство всякого общества. Продукты труда могут быть потребительными стоимостями, но не принимать форму товара:
  • во-первых, когда они используются производителем для собственного потребления,
  • во-вторых, когда они передаются другому лицу, но не в порядке купли-продажи, а например, в форме натуральной феодальной ренты.

     Потребительную  стоимость имеют и полезные для  человека вещи, которые не произведены человеческим трудом, например, дикорастущие плоды, вода в источниках и т. п. В отличие от них потребительная стоимость товара является потребительной стоимостью для других, т. е. общественной потребительной стоимостью. Она поступает в потребление через куплю-продажу [1].

     Потребительная  стоимость товара обладает определенными свойствами:

     1) потребительная стоимость большей частью находится в прямой зависимости от естественных свойств вещи. Так, продовольственные продукты имеют потребительную стоимость потому что содержат в себе белки, жиры, углеводы и витамины, необходимые для человеческого организма. Нефть имеет потребительную стоимость как топливо, потому что при сгорании выделяет большое количество тепловой энергии;

  1. потребительная стоимость не зависит от количества труда, затрачиваемого на производство данной вещи. Например, тонна зерна, произведенного с помощью современной техники, воплощает в себе значительно меньшее количество труда, чем тонна зерна, произведенная с помощью сохи. Однако потребительная стоимость зерна в первом случае ничуть не меньше, чем во втором;
  2. потребительная стоимость как таковая существует во всяком человеческом обществе, в любую историческую эпоху, т. е. она не зависит от сущности общественного строя. Просто одна и та же потребность в зависимости от исторических условий может удовлетворяться с помощью различных вещей. Например, потребность в транспорте может удовлетворяться с помощью коляски, верхом на лошади, в кибитке, в карете, в телеге или с помощью железных дорог, пароходов, теплоходов, автомобилей, самолетов, трамваев, метро, мотоциклов, ракет;
  3. в процессе исторического развития человечества изменяются способы удовлетворения потребностей, способы потребления потребительных стоимостей. Так, потребность в пище не всегда удовлетворялась с помощью тарелок, ножей и вилок. По свидетельству историка И.М.Кулишера, еще в начале XVII в. каждый брал с общего блюда несколько нарезанных кусков руками, а затем руками же разрывал их на части, причем в XVII в. он клал их на тарелку, ранее же последние заменялись толстыми кусками хлеба, на которые клали мясо и иные сухие продукты. Поэтому рекомендовалось не сморкаться (носовых платков еще не было) той рукой — правой, которой берут мясо за обедом;
  4. потребительная стоимость вещей обнаруживается людьми лишь в результате исторического развития. Например, дерево давно употреблялось для постройки жилищ и изготовления домашней утвари. Но использование древесины для производства искусственного волокна возникло сравнительно недавно [6].

     Потребительная  стоимость товара является носителем  меновой стоимости. Наличие у  вещи потребительной стоимости еще не делает ее товаром. Вторым свойством, обязательно присущим товару, является меновая стоимость.

     Меновая стоимость — это способность товара в определенных количественных соотношениях обмениваться на другие товары.

     Меновые соотношения товаров, на первый, взгляд, представляются чем-то совершенно случайным. Они подвержены частым изменениям: сегодня на рынке 1 пара обуви обменивается на 100 кг хлеба, завтра же — на 95 кг или на 105 кг. И все же меновые пропорции тяготеют к какому-то определенному уровню. В обмене просматривается определенная закономерность. Например, одна пара обуви обменивается то на 95 кг, то на 105 кг хлеба. Но в среднем меновые пропорции между этими товарами тяготеют к уровню: 1 пара ботинок = 100 кг хлеба.

     Товаровладельцы не могут субъективно приравнивать один товар к другому в любых  пропорциях. Приравнивание товаров друг к другу при обмене предполагает их объективное равенство до обмена.

     Может быть, основой равенства и соизмеримости  товаров является их потребительная стоимость?

     На  этот вопрос следует ответить отрицательно. Как потребительные стоимости товары не равны друг другу. Они качественно разнородны, несоизмеримы. Например, невозможно определить, что полезность очков во столько-то раз больше или меньше полезности холодильника.

     Товары  однородны и соизмеримы как меновые  стоимости. Это выражается в совершенно определенных меновых пропорциях, например, 1000 очков = 1 холодильник.

     Основой обмениваемости товаров является общественный труд, который затрачен на их производство. При всем многообразии их потребительных стоимостей товары качественно однородны как воплощение общественного труда. Следовательно, основой меновой стоимости товаров, причиной их обмениваемости в определенных пропорциях является общественный труд. Он воплощается в стоимости товара. Стоимость товара — это общественный труд, воплощенный в товарах и обнаруживающийся посредством обмена.

     Товары, имеющие равную стоимость, обмениваются друг на друга эквивалентно. Они являются равноценными. Стоимость — это не природное свойство вещи, а общественное отношение между производителями товаров, это скрытое вещной оболочкой общественное отношение.

     Стоимость тесно связана с меновой стоимостью, но это не тождественные категории. Стоимость есть внутреннее свойство товара. Меновая же стоимость — это внешнее проявление стоимости посредством обмена одного товара на другой.

     Стоимость — это не просто затрата труда. Она представляет косвенное выражение общественного труда через приравнивание и обмен товаров. В условиях натурального хозяйства люди учитывали и измеряли свой труд непосредственно в единицах рабочего времени — в часах, днях. В этих условиях труд не выступал в виде стоимости.

     При товарном производстве общественный труд не выражается прямо в единицах рабочего времени. Он обнаруживается косвенным, окольным путем — через обмен товаров. Когда, например, 1 пара обуви приравнивается при обмене к 10 м ситца, то этим косвенным путем обнаруживается, что на производство 1 пары обуви и 10 м ситца затрачено одинаковое количество общественного труда. Стоимость — таинственна. Она — общественное отношение.

     Стоимость есть историческая категория товарного  производства. Она неразрывно связана с категорией товар и не существует вне товара. В условиях натурального хозяйства стоимости не было, хотя общественный труд существовал.

     В товаре оба его свойства образуют диалектическое единство.

     Стоимость не может, существовать без потребительной стоимости. Например, если человек будет  производить такую вещь, которая не удовлетворяет ничью потребность, то его труд не создает стоимости. В свою очередь, потребительная стоимость не может существовать без стоимости, так как товар может быть использован для потребления лишь после того, как будет реализован как стоимость.

     Однако  потребительная стоимость и стоимость  — это противоположные свойства товара:

  1. как потребительные стоимости товары качественно разнородны и количественно несоизмеримы;
  2. как стоимости они качественно однородны и количественно соизмеримы.

     Один  и тот же товар не может быть использован одним и тем же человеком и в качестве потребительной стоимости, и в качестве стоимости. Один способ использования товара исключает другой. Действительно, для самого производителя его товар не имеет потребительной стоимости. Он ему нужен для обмена как стоимость и меновая стоимость. Напротив, в руках покупателя товар используется именно как потребительная стоимость.

     Итак, хотя потребительная стоимость и  стоимость товара взаимно предполагают друг друга, они в то же время в известном смысле отрицают друг друга. Потребительная стоимость и стоимость представляют собой единство противоположностей.

     Два свойства товара обусловлены двойственным характером заключенного в нем труда [7]. 

  1. Трудовая  теория стоимости
 

     В середине XIX в. теория трудовой стоимости  сводилась к следующим основным положениям.

  1. Стоимость блага бывает временная (рыночная) и постоянная (естественная). Последняя является центром, вокруг которого колеблется и к которому стремится первая.
  2. Рыночная стоимость определяется спросом и предложением. При этом спрос, в свою очередь, зависит от рыночной стоимости.
  3. Естественная стоимость по-разному определяется для невоспроизводимых и свободно воспроизводимых товаров. В первом случае (сюда же относятся и монопольные ситуации) она зависит от ограниченности блага. Во втором (преобладающем) - от величины издержек производства товара и его доставки на рынок.
  4. Издержки производства состоят из заработной платы и прибыли на капитал и определяются в конечном счете количеством затраченного труда [5].

     Труд  любого товаропроизводителя прежде всего имеет качественную определенность: это либо портняжничество, либо ткачество, либо садоводство или другой вид  труда. Причем развитие общественного  разделения труда приводит к появлению все большего числа качественно разнородных видов труда. В экономической теории они получили название различных видов конкретного труда.

     Конкретный  труд — это каждый особый вид  производственной деятельности, качественно отличающийся от всех других ее видов.

     Конкретные  виды труда отличаются друг от друга:

  1. по цели. При выполнении различных конкретных работ люди ставят перед собой различные конкретные цели. Например, целью труда каменщика является постройка здания, целью труда забойщика — добыча угля и т. д.;
  2. по характеру производственных операций. Например, прядильщик прядет из хлопка, ткач ткет ситец, портной шьет одежду и т. д.;
  3. по предметам труда. При затрате различных видов труда используются различные предметы труда: в обувной промышленности — кожа, в машиностроительной — металл и т. д.;
  4. по орудиям труда. Разнообразные конкретные работы требуют различных орудий труда. Так, орудием труда ткача служит ткацкий станок, а сталевара — мартеновская печь;
  5. по результату. Результатом конкретного труда является определенная потребительная стоимость. Например, результат прядения — пряжа, а результат ткачества — ткань.

Информация о работе Товары