Торговля как отрасль народного хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 06:09, курсовая работа

Краткое описание

Торговля в настоящее время является, пожалуй, одним из наиболее привлекательных видов деятельности, в особенности для так называемого малого и среднего бизнеса. В первую очередь, эта привлекательность заключается в довольно быстром обороте денежных средств и получении прибыли. Многие, начиная собственное дело, как способ накопления первоначального капитала используют именно торговую деятельность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ТОРГОВЛИ КАК ОТРАСЛИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА 5
1.1. Роль торговли в формировании потребительского рынка 5
1.2. Функции и виды торговли 14
1.3. Типы торговых предприятий и их характеристики 18
ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ 25
2.1. Источники коммерческого (торгового) права в РФ 25
2.2. Особенности нормативно-правового регулирования в сфере торговли 32
2.3. Федеральный закон ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45

Вложенные файлы: 1 файл

курс Торговля.doc

— 269.50 Кб (Скачать файл)

3. Современные технологии  проникают в сферу складского  хозяйства, где успешно используется  компьютерная и другая техника.

4. С целью обеспечения  современных дистрибьюторских центров  необходимыми транспортными средствами, во многих развивающихся регионах создаются большие транспортные парки.

Последние годы внутренняя торговля России характеризуется усилением интеграционных процессов. Формирование интегрированных торговых систем позволяет объединить гибкость рыночной организации торговой деятельности с эффектом централизованного руководства, высокий потенциал частной инициативы с преимуществами крупной коммерческой структуры.

По своей сущности интегрированная торговая система является формой производственных отношений между крупным и малым предпринимательством.

В социальном отношении интегрированная торговая система может рассматриваться как метод эффективного осуществления экономического сотрудничества и достижения социального компромисса во взаимоотношениях малого, среднего и крупного предпринимательства на потребительском рынке.

В организационном плане интегрированная торговая система является добровольным договорным объединением предприятий различной специализации и сферы деятельности, созданным в целях совместного решения предпринимательских задач.

В экономическом отношении интегрированная торговая система представляет собой форму постепенной концентрации торговых операций отдельных торговых структур при минимизации их хозяйственного риска и затрат.

Для развития интегрированных торговых структур в российской торговой практике в настоящее время сложились и продолжают формироваться определенные предпосылки. Внешними стимуляторами развития интеграционных процессов являются рыночная неопределенность, обострение проблемы реализации, многочисленные осложнения на пути движения товаров к потребителям, вызванные неразвитостью инфраструктуры торговой деятельности.

Сформировались мощные, побуждающие к интеграции мотивы и внутри самой торговой отрасли. Решающим среди них является усиление конкуренции. Анализ современных тенденций развития интеграционных процессов на потребительском рынке страны показывает, что это движение происходит по достаточно традиционной схеме — от простых моноотраслевых объединений к сложным межотраслевым с реализацией как горизонтальных, так и вертикальных систем хозяйственных взаимоотношений. Спецификой интеграционных торговых процессов стало большое качественное разнообразие предприятий и объединений, диктуемое подотраслевой структурой торговли. Интеграционные процессы в торговле происходят на фоне возникновения таких видов объединений, как цепные торговые организации, кооперативные объединения торговых структур, добровольные оптово-розничные цепи.

Цепные торговые сети как вид добровольного объединения в принципиальном плане могут формироваться как в оптовом, так и в розничном звеньях торговли. Однако наиболее характерной структурой они должны стать для розничного звена.

Сущность данного объединения состоит в том, что крупное торговое предприятие создает собственную цепную сеть предприятий или заключает договор с малыми или средними торговыми структурами, на основе которого последние в качестве филиалов получают право на реализацию определенных видов товаров на конкретном товарном рынке под торговой маркой головного предприятия (система франчайзинга). Причем данная торговая марка широко известна потребителям и воспринимается ими как своеобразная гарантия качества. Цепные торговые организации могут создаваться на принципах добровольного подчинения, с использованием договоров аренды или даже продажи предприятия с соблюдением норм, предусмотренных Гражданским кодексом РФ.

Общим принципом работы подобных объединений при их создании на условиях договоров аренды является строгий контроль за работой членов объединения со стороны головной структуры, вплоть до ее участия в решении их оперативно-хозяйственных вопросов. На практике создание цепных торговых организаций по договору аренды предприятия может рассматриваться как срочный управленческий контракт. При такой постановке вопроса объединение будет работоспособным лишь при полном включении его участников в систему деловой активности головной структуры.

Кооперативные объединения торговых структур или объединения ассоциативного типа возникают как своеобразный ответ на усиление позиций цепных торговых структур. Сущность данного вида объединений в отличие от предыдущего состоит в том, что группа малых и средних торговых структур стремится обеспечить собственную стабильность не за счет использования известной торговой марки какого-либо головного предприятия, а на основе формирования образа новой торговой группы, способной к жесткой конкуренции на потребительском рынке.

Принципиальной особенностью работы таких объединений является опора на согласование и централизацию выполнения наиболее важных функций своей хозяйственной политики. Исходя из этого, можно предположить, что подобные объединения получат широкое распространение в розничной торговле. Именно в этой торговой сфере согласование закупочно-сбытовой политики и централизация функций товароснабжения являются основанием для возникновения объединения.

Наиболее перспективным направлением создания объединений ассоциативного типа в розничной торговле является объединение магазинов с одинаковой концепцией хозяйственного развития: магазины со смешанным ассортиментом и невысокими ценами, специализированные магазины с особыми формами торгового обслуживания, универсальные магазины, предлагающие новые формы торгового обслуживания и т. п.

Развитие цепных торговых структур и объединений ассоциативного типа в розничной торговле неизбежно спровоцирует интеграционные процессы в оптовом звене. Стремясь сохранить свои позиции на рынке, оптовые структуры пришли к необходимости интеграции с розничными структурами на договорной основе. Тем самым формируются добровольные оптово-розничные цепи или объединения контрактного типа.

Объединения данного вида призваны координировать функции оптовой и розничной торговли на принципах общей коммерческой стратегии при сохранении полной юридической и финансовой независимости каждого члена объединения. При этом розничные структуры, входящие в цепь, как правило, должны иметь единое фирменное название, унифицированный товарный ассортимент, общую сбытовую политику.

 

1.2. Функции и виды торговли

 

Сущность торговли и ее миссия реализуются через функции.

Экономические функции торговли укрупненно можно разбить на 2 блока:

а) по оказанию услуг производителям;

б) по оказанию услуг потребителям.

Функции торговли, направленные на оказание услуг производителям:

  • освобождает производителей от необходимости вступать в хозяйственные отношения с массой потребителей;
  • облегчает планирование и прогнозирование производственного процесса;
  • хранение товарных запасов, что обеспечивает синхронизацию ритма производства и ритма потребления;
  • уменьшение кредитного риска;
  • облегчение функции реализации;
  • стимулирование сбыта, что в значительной степени способствует росту производства соответствующих видов продукции;
  • поддержка конкуренции, сравнение и выбор поставщиков;
  • предоставление рыночной информации, в частности, информирование производителей относительно запросов потребителей;
  • организация рынка новых товаров.

Функции торговли, направленные на оказание услуг потребителям:

  • распространение созданных материальных благ и доведение их до потребителей;
  • оценка потребностей и прогнозирование спроса;
  • формирование ассортимента;
  • разбивка крупных партий товара на мелкие;
  • хранение запасов; доставка товаров;
  • предоставление кредита в товарной форме;
  • осуществление рекламной деятельности, которая влияет на выбор потребителями того или иного товара;
  • предоставление информации о рынке.

Торговлю можно условно разделить на виды, представленные на рис. 2:

Рис.2. Виды торговли

 

Внешняя торговля, предполагающая обращение товаров одной страны с другими странами. Торговля разных стран между собой в своей совокупности представляет собой международную торговлю.

Внутренняя торговля, предполагающая обращение товаров внутри одной страны. В рамках одной страны торговля выполняет общественно необходимую функцию – доведение товаров от изготовителя к потребителю.

Внутренняя торговля, в свою очередь, подразделяется на оптовую и розничную торговлю. Кроме того, одним из каналов распределения в торговле можно считать и комиссионную торговлю, когда товары реализуются с помощью посредника.

С точки зрения предпринимательства, торговля представляет собой вид деятельности, направленный на извлечение дохода, где объектом действий является товарообмен, купля-продажа товаров, а также сопутствующие дополнительные услуги по обслуживанию покупателей в процессе реализации товаров и обеспечение доставки товаров, их хранения и подготовки к продаже.

Объектом любой торговли является товар. Неотъемлемым признаком товара выступает его качественная характеристика, направленная на удовлетворение различных нужд и потребностей. Другой характерный признак товара - способность к динамичному гражданско-правовому обороту. Именно поэтому, как правило, товаром не признается недвижимое имущество, не обладающее свойством активно перемещаться в пространстве.

По объемам купли-продажи торговля делится на: оптовую и розничную.

Исходя из содержания статей 492 и 506 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), следует, что основным критерием, позволяющим отличить розничную торговлю от оптовой торговли, является конечная цель использования приобретаемого покупателем товара.

В соответствии со статьей 492 ГК РФ под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность по продаже товаров в розницу, в ходе которой продавец передает покупателю товар для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. По сути, такими покупателями являются физические лица – конечные потребители товара. Отношения между продавцом и покупателем при розничной торговле всегда носят характер договора купли-продажи.

Розничная торговля классифицируется в зависимости от особенностей торгового обслуживания покупателей и наличия торгового помещения: розничная торговля через стационарную сеть; розничная торговля через передвижную торговую сеть; розничная торговля по почте, через Интернет-магазин (рассылка товаров по заказам). Розничная торговля может осуществляться и в различных формах, например, продажа товаров с обслуживанием покупателей на торговом объекте (в месте продажи товаров), продажа товаров по образцам, продажа товаров длительного пользования в кредит и другое.

Организации оптовой торговли реализуют товар хозяйствующим субъектам, приобретающим товар для последующей перепродажи или для производства какого либо вида продукции (выполнения работ, оказания услуг). Как правило, отношения между продавцом и покупателем товара в данном случае оформляются договорами поставки (статья 506 ГК РФ). Таким образом, основным критерием, позволяющим отличить оптовую и розничную торговлю, является конечная цель использования товара, приобретаемого покупателем: при оптовой торговле приобретаемый покупателями товар предназначен для дальнейшего использования в предпринимательской деятельности; если же товар приобретается для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, то имеет место розничная торговля.

За последние годы начинает организовываться новый институт торговли — виртуальная торговля всех видов товаров через глобальную вычислительную сеть. Контакт продавца (производителя или посредника) и покупателя (заказчика) при этом виде торговли носит виртуальный характер и осуществляется через указанную сеть с помощью компьютеров.

 

 

1.3. Типы торговых предприятий и их характеристики

 

Предприятие представляет собой хозяйствующую единицу экономической системы страны. Предприятие – основное звено национальной экономики, самостоятельный хозяйствующий уставный субъект, обладающий правами юридического лица и осуществляющий производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения соответствующей прибыли (доходов).

Первоначально в отечественной политике акцент был сделан на понятие предприятия как хозяйственной единицы. В настоящее время предприятие рассматривают как хозяйствующий субъект, и в статистике приводятся группировки по секторам экономики.

Предприятие – это субъект предпринимательской деятельности, который на свой риск осуществляет самостоятельную деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг, и который зарегистрирован в этом качестве в установленном законом порядке.

В силу разброса понимания содержания понятия «предприятие» представляется целесообразным рассмотреть предприятие как производственную и как экономическую системы. Такой подход становится значимым в условиях преобладания корпоративных методов управления, формирования и развития предприятий как акционерных организаций.

Известно, что производственной функцией предприятия является получение прибыли на основе создания (с помощью соединения факторов производства) продукта, обладающего полезностью для каких-либо экономических субъектов. Однако содержание производственной функции не предполагает развитие предприятия. Между тем именно развитие предприятия (повышение стоимости инвестиций акционеров/собственников) является способом реализации экономических интересов производителей. Прибыль как производственный показатель не отражает динамику экономических процессов, не отражает изменение риска и затрат на дополнительный капитал, который вкладывается для финансирования развития предприятия. Другими словами прибыль не измеряет увеличение или уменьшение стоимости капитала, принадлежащего акционерам / собственникам. Из отмеченного следует, что с позиций экономических интересов показателем работы предприятия является экономическая прибыль (добавочная стоимость капитала).

Информация о работе Торговля как отрасль народного хозяйства