Торговля как отрасль народного хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 06:09, курсовая работа

Краткое описание

Торговля в настоящее время является, пожалуй, одним из наиболее привлекательных видов деятельности, в особенности для так называемого малого и среднего бизнеса. В первую очередь, эта привлекательность заключается в довольно быстром обороте денежных средств и получении прибыли. Многие, начиная собственное дело, как способ накопления первоначального капитала используют именно торговую деятельность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ТОРГОВЛИ КАК ОТРАСЛИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА 5
1.1. Роль торговли в формировании потребительского рынка 5
1.2. Функции и виды торговли 14
1.3. Типы торговых предприятий и их характеристики 18
ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ 25
2.1. Источники коммерческого (торгового) права в РФ 25
2.2. Особенности нормативно-правового регулирования в сфере торговли 32
2.3. Федеральный закон ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45

Вложенные файлы: 1 файл

курс Торговля.doc

— 269.50 Кб (Скачать файл)

Приведенные рассуждения позволяют различать предприятие как производственную систему с оценочным показателем «прибыль» и предприятие как экономическую систему с оценочным показателем «экономическая прибыль». В первом случае речь идет о предприятии, где в качестве фактора производства рассматривается рабочая сила индивида, во втором – экономические интересы.

Тип предприятия розничной торговли – предприятие определенного вида, классифицированное по ассортиментному профилю, торговой площади и формам торгового обслуживания покупателей (табл.1-2).

Таблица 1

Основные признаки, характеризующие типы универсальных магазинов

 

Тип

Торговая площадь, м, не менее

Ассортимент товаров

Формы торгового обслуживания

Гипермаркет

5000

Универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров

Преимущественно самообслуживание

Универмаг

3500 – городская торговля 650 – сельская торговля

Универсальный ассортимент непродовольственных товаров

Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок

Универмаг «Детский мир»

2500

Универсальный ассортимент непродовольственных товаров для детей

Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и др.

Магазин-склад

650

Универсальный ассортимент продовольственных (или) непродовольственных товаров

Самообслуживание, продажа товаров в торговом зале преимущественно из транспортной тары

Универсам (Супермаркет)

400

универсальный ассортимент продовольственных товаров; широкий ассортимент непродовольственных товаров частого спроса

Преимущественно самообслуживание

Гастроном

400

Универсальный ассортимент продовольственных товаров с преобладанием в нем гастрономии

Индивидуальное обслуживание через прилавок

Товары повседневного спроса

100

Универсальный ассортимент

Индивидуальное обслуживание через прилавок


 

Специализированные продовольственные магазины (Рыба, Мясо, Колбасы и т.п.), а также специализированные непродовольственные магазины (Мебель, Одежда, Обувь и т.п.) должны иметь торговую площадь не менее 18 м2. Ассортимент товаров определяется в соответствии со специализацией магазина. Они могут применять самообслуживание, индивидуальное обслуживание через прилавок или другие формы обслуживания в зависимости от ассортимента реализуемых товаров.

Таблица 2

Основные признаки, характеризующие типы неспециализированных непродовольственных магазинов

 

Тип

Торговая площадь, м2 не менее

Ассортимент товаров

Формы торгового обслуживания

Дом торговли

1000

Товарные комплексы предметов туалета и гардероба для мужчин и женщин (одежда, обувь, ткани, галантерея, парфюмерия)

Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и др.

Все для дома, Товары для детей, Товары для женщин и другие магазины с комбинированным ассортиментом товаров

650

Товарные комплексы соответствующей специализации

Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и др.

Промтовары

18

Узкий ассортимент непродовольственных товаров, основные из которых швейные, трикотажные изделия, обувь, галантерея, парфюмерия

Индивидуальное обслуживание через прилавок

Комиссионный магазин

18

Узкий ассортимент непродовольственных товаров

Самообслуживание, индивидуальное обслуживание через прилавок


 

К магазинам прочей товарной специализации относят следующие типы: Природа, Семена, Зоомагазин, Книги и т.п. их минимальная торговая площадь – 18 м2. Ассортимент товаров в таких магазинах формируется с учетом их специализации. Здесь могут применяться различные формы торгового обслуживания.

Неспециализированные продовольственные магазины типа «Продукты» (минимаркет) должны иметь торговую площадь не менее 18 м2. Они торгуют узким ассортиментом продовольственных товаров, основные из которых хлеб, кондитерские товары, гастрономия, вино-водочные изделия, пиво, безалкогольные напитки. В них применяется индивидуальное обслуживание через прилавок.

Магазины со смешанным ассортиментом товаров могут иметь торговую площадь не менее 18 м2 и узкий ассортимент продовольственных товаров, не связанных общностью спроса. Они применяют индивидуальное обслуживание покупателей через прилавок.

При организации сети магазинов в городах и поселках городского типа пользуются Номенклатурой типов магазинов. Она включает основные и дополнительные типы магазинов.

Основные типы магазинов представляют собой предприятия, на основе которых в перспективе должна быть создана рациональная система торгового обслуживания населения. Магазины этой группы создаются за счет нового строительства и реконструкции действующих предприятий с изменением в случае необходимости их ассортиментного профиля.

Дополнительные типы магазинов предназначены для применения при реконструкции и использовании действующих торговых помещений.

Типы торговых предприятий не являются неизменными. Они совершенствуются под влиянием процессов, связанных с переходом к рыночной экономике, а также научно-технического прогресса и других факторов. Таким образом, можно выделить некоторые типы предприятий розничной торговли, которые не вошли в основной стандарт, но имеют широкое распространение, особенно в последние годы:

МОЛЛ – очень крупный торговый центр с хорошо развитой развлекательной системой и сервисным обслуживанием. Другими словами – это место, куда можно приехать на целый день всей семьей и сделать все одним разом. Например, сдать вещи в химчистку или прачечную, починить часы и т.п. Торговые комплексы подобного рода по площади могут достигать 100 тыс. м.

Торговый центр – совокупность торговых предприятий и/или предприятий по оказанию услуг, реализующих универсальный ассортимент товаров и услуг, расположенных на определенной территории, спланированных, построенных и управляемых как единое целое и предоставляющих в границах своей территории стоянку для автомашин.

Многофункциональный комплекс с торговой составляющей – это объект, сочетающий в себе сразу несколько функций – торговля, развлечение, спорт, жилье. Наиболее популярными МФК являются:

  • Торгово-развлекательный центр, представляет собой совокупность предприятий торговли, реализующих универсальный ассортимент товаров и услуг, предприятий общественного питания и развлечений, расположенных на определенной территории, спланированных, построенных и управляемых как единое целое. В ТРЦ соседствуют две ключевые функции, взаимно дополняющие друг друга, – торговая и развлекательная.
  • Торгово-офисный центр – многофункциональный нежилой объект, в котором соседствуют такие ключевые функции как торговая и офисная, причем обе функции нейтральны по отношению друг к другу. Основная функция – торговая.
  • Офисно-торговый центр – многофункциональный нежилой объект, в котором основная функция офисная, при этом часть здания занимают торговые помещения.
  • Торгово-гостиничный комплекс – многофункциональный нежилой объект, в котором основная функция торговая, при этом часть площадей занимают гостиничные номера любого класса.

Вендинг – понятие, которое пришло к нам с Запада и означает автоматизированную торговлю. Продажа товаров происходит через торговые автоматы, которые в свою очередь могут реализовывать практически любой товар, принимать как монеты, так и банкноты, давать сдачу и разменивать деньги.

Интернет-магазин представляет собой веб-витрину, собственную операционную систему и логистическую систему, склад, курьерскую службу. Интернет магазин может реализовывать самый различный ассортимент товаров.

Бутик – реализует товары ведущих производителей, поддерживает высокий уровень цен. Площадь составляет до 100м.

 

ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ

 

2.1. Источники коммерческого (торгового) права в РФ

 

 

Под источниками права в формально-юридическом смысле понимают внешние формы выражения и существования норм права.

Источниками права являются исходящие от государства или признаваемые им официально документальные способы выражения и закрепления правовых норм для придания им юридического общеобязательного значения.

Без объективизации права в соответствующих внешних формах социальные нормы не могут приобрести качество правовых. Государство, устанавливая или признавая уже имеющиеся формы права, наделяет их качествами функциональности, обязательности, гарантированности государством.

Источниками коммерческого права признаются нормативные правовые акты, судебная практика и обычаи делового оборота, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие коммерческие отношения.

Нормативные правовые акты являются традиционными и главными источниками коммерческого права для всех субъектов континентального права. Собственно из них складывается так называемое «коммерческое законодательство».

Следует подчеркнуть различие между понятиями «коммерческое право» и «коммерческое законодательство». Последнее представляет собой совокупность комплексных нормативных актов, содержащих нормы разных отраслей права, регулирующих коммерческую деятельность.

В нормативных актах прежде всего выражены особенности правового регулирования отношений, возникающих с участием предпринимателей и в связи с осуществлением последними предпринимательской деятельности.

Нормативные правовые акты коммерческого законодательства по их юридической силе могут быть классифицированы на законы и подзаконные нормативные акты. Это разделение имеет важное практическое значение, так как в случае расхождения закона и подзаконного акта, действует закон.

Законы принимаются исключительно органами законодательной власти Российской Федерации и ее субъектов (п. 4 ст. 76 Конституции РФ) и наделены высшей юридической силой.

Признание верховенства законов означает не только их формальное превалирование над другими нормативными актами, но и их определяющую роль в системе источников коммерческого права, как преобладающей формы выражения права, с помощью которой государство регулирует коммерческие отношения.

Реальное верховенство законов находит выражение и в самом их содержании. В принимаемых в последние годы федеральных законах в области коммерческой деятельности, преобладают нормы прямого действия, законы непосредственно регулируют коммерческие отношения, чтобы избежать неверного толкования или даже противоречий в подзаконных нормативных актах.

Федеральные законы подразделяются на федеральные конституционные законы и другие федеральные законы (ст. 76 Конституции РФ).

Концепция федерального конституционного законодательства используется в Конституции 1993 года впервые, в ранее действовавших Конституциях России этот термин не применялся. Федеральные конституционные законы применяются в особом порядке (ст. 107 Конституции РФ), касаются наиболее важных вопросов государственного строительства и по объему просто не могут быть включены в текст Конституции.

Во многих статьях Конституции РФ указаны конкретные случаи, когда должны приниматься конституционные федеральные законы.

При этом отдельные части и статьи закона могут вступать в силу в разное время, о чем также имеется указание в самом федеральном законе.

К законам относятся также и законы субъектов Федерации, которые они принимают как по предметам совместного ведения при наличии соответствующих федеральных законов, так и вне этих пределов в рамках своих законодательных полномочий, установленных Конституцией РФ, т.е. осуществляют собственное правовое регулирование.

Собственное правовое регулирование означает, что субъекты Федерации по вопросам, отнесенным к предметам их ведения, издают свои законы и иные нормативные правовые акты, регулируют по своему усмотрению отношения, вытекающие из предметов их ведения, а не только отдельно в развитии (с учетом местных условий) федеральных законов, когда это имеет место, когда субъекты также принимают «собственные» (т.е. местные) законы по вопросам совместного ведения.

Законы и иные нормативные акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии со статьей 71 (исключительные полномочия Федерации), а также федеральным законом, принятым в соответствии со статьей 72 (совместная компетенция). В случае такого противоречия действует федеральный закон, а закон субъекта Федерации не должен применяться.

Информация о работе Торговля как отрасль народного хозяйства