Торгово-экономические отношения России и Турции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 12:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы осветить круг вопросов, связанных с понятием международных экономических отношений, и, в частности, вопросов, касающихся сотрудничества России и Турции.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
• раскрыть сущность международных экономических отношений;
• изучить принципы и особенности механизма МЭО;

Содержание

Введение………………………………………………………………………......3
1. Теоретические основы международных экономических отношений.........5
1.1. Сущность и основы международных экономических отношений…..........5
1.2. Принципы и особенности механизма МЭО ……...…………………….…11
2. Торгово-экономические отношения России и Турции …………………...17
2.1. Анализ внешней торговли России и Турции …….……………………...17
2.2. Инвестиционное сотрудничество между Россией и Турцией ……….…22
2.3. Перспективы развития двусторонних отношений России и Турции .…25
Заключение…………………………………………………………………..…...29
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………......3

1. Теоретические основы международных экономических отношений.........5

1.1. Сущность и основы международных экономических отношений…..........5

1.2. Принципы и особенности механизма МЭО ……...…………………….…11

2. Торгово-экономические отношения России и Турции …………………...17

2.1. Анализ внешней торговли России и Турции …….……………………...17

2.2. Инвестиционное сотрудничество между Россией и Турцией ……….…22

2.3. Перспективы развития двусторонних отношений России и Турции .…25

Заключение…………………………………………………………………..…...29

Библиографический список …………………….…………………………..…..31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Международные экономические  отношения — это те экономические отношения, которые возникают между государствами, регионами, компаниями, финансовыми группами и другими участниками экономических процессов. Эти отношения могут рассматриваться как отдельно в финансовом, торговом, производственном смысле, так и в части хозяйственных, в том числе трудовых отношений.

История межгосударственных российско-турецких отношений насчитывает более пяти веков. В течение нескольких десятилетий отношения между СССР и Турцией были сложными, временами даже враждебными. Но с началом перестройки они заметно улучшились и стали развиваться стремительно. Начался рост торговых оборотов, активизировались культурные связи, в советских городах появились турецкие строители.

После максимального  упрощения Турцией в одностороннем  порядке визового режима для советских  граждан, важным элементом двусторонних экономических связей стала "челночная торговля", объем которой устойчиво превышает объем официальных торгово-экономических контрактов.

Вскоре настало время "освоения" турецких курортов российскими  туристами, число которых в последние  годы постоянно растет, постепенно приближаясь к числу немцев, традиционно лидирующих по поездкам в Турцию. В настоящее время уровень торгово-экономических и культурных связей между двумя странами достиг самого высокого за всю историю двухсторонних отношений.

В этой уникальной и богатой  периодами дружбы и противостояния, в том числе военного, истории, без сомнения, особое место занял официальный визит в Турцию президента РФ В.В. Путина, который состоялся 5-6 декабря 2004 года. По оценке Москвы и Анкары, этот визит, открывший новую страницу в двусторонних отношениях, имеет историческое значение. Ведь это был, по существу, первый за всю пятивековую историю российско-турецких отношений визит главы российского государства, если не считать приезда в Турцию в 1972 году председателя президиума Верховного Совета СССР Николая Подгорного, который был в то время формальным главой государства. Стороны подписали пакет важных документов, в которых на высшем уровне зафиксировали договоренности расширять и далее многоплановое партнерство России и Турции во всех областях.

Актуальность курсовой работы заключается в том, что торгово-экономические отношения России и Турции вышли на качественно новый уровень. В настоящее время Турецкая Республика, находясь на втором месте в мире (после Китая) и первом в Европе по темпам роста экономики, является одним из основных торгово-экономических партнеров Российской Федерации.

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы осветить круг вопросов, связанных с понятием международных экономических отношений, и, в частности, вопросов, касающихся сотрудничества России и Турции.

Для достижения указанной  цели были поставлены следующие задачи:

    • раскрыть сущность международных экономических отношений;
    • изучить принципы и особенности механизма МЭО;
    • проанализировать внешнюю торговлю России и Турции и рассмотреть инвестиционное сотрудничество между ними;
    • исследовать перспективы развития двусторонних отношений России и Турции.

Объектом данной курсовой работы являются торгово-экономические отношения между Россией и Турцией, возникающие в ходе их сотрудничества.

Предметом курсовой работы является международное сотрудничество России и Турции.

 

1. Теоретические  основы международных экономических  отношений

1.1.Сущность  и основы международных экономических  отношений

Международные экономические  отношения - система хозяйственных связей между национальными экономиками отдельных стран, соответствующими субъектами хозяйствования. МЭО - особая сфера деятельности, основанная на международном разделении труда. Международные экономические отношения находят практическое выражение в обмене между странами, представляющими их предприятиями, фирмами и организациями продукцией (товарами и услугами) международной торговле, научно-технических, производственных, инвестиционных, валютно-финансовых и кредитных, информационных интернациональных связях, перемещении между ними трудовых ресурсов1. МЭО объективно вытекают из процесса разделения труда, международной специализации производства и науки, интенационализации хозяйственной жизни. Становление и развитие МЭО определяются усилением взаимосвязи и взаимозависимости экономик отдельных стран. Углубление и развитие международного разделения труда, а значит МЭО, зависят от естественных (природных, географических, демографических и т.п.) и приобретенных (производственных, технологических) факторов, а также социальных, национальных, этнических, политических и нравственно-правовых условий. Указанные выше практические составные направления и формы МЭО охватывают ряд сфер мирохозяйственной деятельности:

* международная торговля;

* международная специализация производства и научно-технических работ;

* обмен научно-техническими  результатами;

* информационные, валютно-финансовые  и кредитные связи между странами;

* движение капитала  и рабочей силы;

* деятельность международных  экономических организаций, хозяйственное сотрудничество в решении глобальных проблем.

Возможности, перспективы  и роль МЭО, значение и соотношение  их основных форм и направлений определяются углублением международного разделения труда, переходом к высшим его  типам. Общий тип международного разделения труда предопределяет межотраслевой международный обмен, в частности, товарами добывающих и обрабатывающих отраслей отдельных стран. Частное разделение труда приводит к развитию и преобладанию международной торговли готовыми изделиями разных отраслей и производств, в том числе внутриотраслевой. Наконец, единичный тип международного разделения труда означает специализацию на отдельных этапах производства (узлах, деталях, полуфабрикатах и т.п.) и стадиях технологического цикла (переделах), а также в рамках научно-технических, проектно-конструкторских и технологических разработок и даже инвестиционного процесса. Тем самым создаются предпосылки ускоренного роста ёмкости международного рынка, устойчивого расширения МЭО2.

Из сказанного можно сделать вывод, что в принципиальных характеристиках международные экономические отношения, являющиеся полем и результатом приложения труда, капитала, природных и других ресурсов представляют собой одну из сфер рыночного хозяйства со свойственными ему основными признаками. Как известно, исходя из принципа свободы выбора для продавцов и покупателей, и в этой сфере рыночные отношения предполагают:

* множественность их  объектов и субъектов;

* определяющее воздействие  спроса и предложения;

* их взаимосвязь с ценами при необходимой гибкости и подвижности последних;

* конкуренцию.

Это дополняется свободой предпринимательства. Сам факт международного обмена, исключительное пространство его осуществления, выходящее за границы отдельных стран, создают  более чем достаточные предпосылки множественности объектов. Это же можно сказать о множественности субъектов - их число на рынке возрастает: наряду с национальными предпринимателями и фирмами в МЭО участвуют иностранные, международные компании и организации, государственные структуры различных стран. Не изменяя механизм спроса и предложения, МЭО расширяют его границы, охватываемые объёмы и ассортимент обмена. Новые количественные и качественные характеристики приобретает система рыночных цен. И, конечно, ужесточаются условия конкуренции. В качестве основных признаков МЭО как сферы развитого рыночного хозяйства могут быть названы следующие3.

Во-первых, как и в  любой национальной экономике в  основе мирового хозяйства и МЭО  лежат разделение труда и обмен, только не внутринациональные, а международные, предполагающие, что производство и (или) потребление отдельных стран в той или иной мере связаны между собой.

Во-вторых, участники  МЭО экономически обособлены, в частности, в особенной форме национально-хозяйственного обособления, что объективно обуславливает товарно-денежный характер связей.

В-третьих, в совокупности мирохозяйственных обменных связей, МЭО действуют законы спроса, предложения  и свободного ценообразования, являющиеся краеугольными камнями любого рыночного механизма.

В-четвертых, так же, как  национальные рынки, мировой рынок  МЭО характеризуются конкуренцией товаров и услуг, продавцов и  покупателей. Эта конкуренция жестче в силу больших объемов и набора обращающихся на рынке товаров и  услуг. Она дополняется перемещением факторов производства (капитала, труда) между странами.

В-пятых, одна из основных форм МЭО - международная торговля - представляет собой множество межстрановых потоков продукции. В этих условиях формируются мировые товарные рынки, где осуществляются операции по купле-продаже товаров, носящие устойчивый, систематический характер.

В-шестых, обмен товарами и услугами, международное перемещение  факторов производства опосредствовано  движением денег, системой расчетов, товарными кредитами, валютными отношениями. Наряду с товарными рынками функционирует мировой финансовый рынок, международная валютно-финансовая система. Движение капитала, иностранные инвестиции, долгосрочные международные, государственные кредиты придают мировой финансовой системе завершенный вид. Страновые различия в обеспеченности трудовыми ресурсами, в возможностях и условиях занятости населения определяют возникновение и развитие межгосударственных потоков рабочей силы, что обуславливает формирование мирового рынка труда. Возрастание роли информационного обеспечения, интеллектуальной собственности, широкое внедрение системы патентования и лицензирования изобретений и открытий, межгосударственные соглашения по защите авторских прав создают предпосылки для становления мирового информационного рынка.

В-седьмых, МЭО предполагают собственную инфраструктуру, специальные  институты. Они представлены международными экономическими, финансово-кредитными учреждениями и организациями как  общемирового (ВТО, Международная торговая палата, Всемирный банк, Международный валютный фонд и т.д.), так и регионального значения (КЕС, ЕБРР и т.п.).

В-восьмых, МЭО подвержены монополизации. Она возможна по линии  концентрации производства и сбыта  частными предпринимательскими структурами (например, создание и деятельность ТНК), и в результате международных, межгосударственных соглашений и союзов, объединяющих крупнейшие страны и фирмы поставщиков некоторых видов продукции (к примеру, ОПЕК).

Наконец, МЭО не свободны от международного, регионального, государственного вмешательства, регулирования. Оно проявляется в межгосударственных экономических, торговых, кредитных, валютных, таможенных и платежных соглашениях и союзах. Кроме того, результаты регулирования внешнеэкономической деятельности в каждой отдельной стране также влияют на состояние и развитие МЭО.

Все вышесказанное принципиально  характеризует содержание и поле действия современных МЭО, их особенности.

Объекты и субъекты МЭО, в принципе, не отличаются от таковых  в рамках национального рыночного  хозяйства. Новые количественные и качественные моменты характеризуют их множественность. В качестве объектов МЭО выступают, прежде всего, товары и услуги, обращающиеся в международной торговле, объём которой превышает в настоящее время 8 трлн. долларов. Важная особенность здесь - устойчивость и масштабность товаропотоков. Обмен товарами и услугами отличается крупными объёмами, широтой ассортимента, дифференциацией по качеству, как правило, большей конкурентоспособностью. Предметом МЭО являются непосредственные связи по специализации и кооперированию в области производства и научно-технических работ. Особое значение приобрело перемещение факторов производства между странами, хотя, как отмечалось, в мирохозяйственных отношениях тому есть ряд препятствий. Сюда относится, прежде всего, движение капитала в разных формах, международное использование финансово-кредитных ресурсов, интернациональная миграция рабочей силы, обмен интеллектуальной собственностью. В качестве особого объекта следует выделить многостороннее и разнообразное сотрудничество стран и международных организаций в области экологии и по решению других проблем глобального характера. Больше особенностей в субъектах МЭО. Но и здесь, как в целом в рыночной среде, отношения между партнерами из разных стран - это по преимуществу связи на уровне частных фирм, предприятий, отдельных предпринимателей, составляющие несущую основу мирохозяйственных контактов, при необходимой свободе выбора. Практически для большинства стран с рыночной экономикой это означает, что субъектам хозяйственной деятельности не требуется каких-то особых условий и разрешений на ведение внешнеэкономической деятельности, для них нет принципиальной разницы между внутренним и внешним рынком. Тем не менее их маркетинговая задача усложняется: необходимы постоянное изучение внешнего рынка, данной и перспективной ситуации на нём, сравнительные оценки внутренних и международных условий и партнеров. Значительно возрастает роль и объём макроэкономического анализа. В то же время в качестве субъектов МЭО во многих случаях выступают государственные структуры: непосредственно правительственные и другие государственные органы различных уровней (центральные, региональные, муниципальные), а также государственные предприятия и организации. Такие варианты государственного участия различны4:

Информация о работе Торгово-экономические отношения России и Турции