Торгово-экономические отношения России и Турции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 12:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы осветить круг вопросов, связанных с понятием международных экономических отношений, и, в частности, вопросов, касающихся сотрудничества России и Турции.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
• раскрыть сущность международных экономических отношений;
• изучить принципы и особенности механизма МЭО;

Содержание

Введение………………………………………………………………………......3
1. Теоретические основы международных экономических отношений.........5
1.1. Сущность и основы международных экономических отношений…..........5
1.2. Принципы и особенности механизма МЭО ……...…………………….…11
2. Торгово-экономические отношения России и Турции …………………...17
2.1. Анализ внешней торговли России и Турции …….……………………...17
2.2. Инвестиционное сотрудничество между Россией и Турцией ……….…22
2.3. Перспективы развития двусторонних отношений России и Турции .…25
Заключение…………………………………………………………………..…...29
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

* прямое осуществление  операций центральными министерствами  и ведомствами;

* региональными и муниципальными  органами управления, в том числе  целевые закупки и продажи  продукции на внешнем рынке;

* предоставление полномочий  отдельным предприятиям, фирмам, коммерческим и банковским структурам, в том числе частным, по осуществлению конкретных операций, совершению тех или иных внешнеэкономических сделок;

* гарантирование экспортно-импортных  операций.

Наконец, в роли субъектов  МЭО выступают международные организации, в частности системы ООН, особенно при предоставлении финансово-кредитной помощи, инвестировании средств в отдельные проекты. Масштабная деятельность в сфере МЭО осуществляется так же транснациональными корпорациями и международными объединениями. Роль этих субъектов МЭО тем более значительна на рынке капиталов, финансово-кредитных и валютных ресурсов.

1.2. Принципы и особенности механизма МЭО

Рынок для его участников - это совокупность прямых взаимовыгодных договоров с равноправными партнерами, направленных на удовлетворение потребностей в товарах и услугах, обеспечение необходимыми ресурсами, факторами производства и позволяющими улучшить их собственное экономическое положение, получить прибыль. Тот факт, что стороны являются гражданами или юридическими лицами других стран принципиально мало чего меняет для субъектов МЭО. При позиционировании на мировом рынке действуют те же принципы и правила, которые годятся для внутреннего рынка. Основу деятельности участников МЭО и механизма последних составляет маркетинговый подход. Потенциальному экспортеру, в частности, необходимо точно знать потребности, склонности и предпочтения покупателей, состояние и перспективы рынка и соответствующих его сегментов в той стране, куда он собирается вывозить свою продукцию. Для этого недостаточен, как уже отмечалось, анализ только собственно рынка сбыта, необходимы изучение, оценка и прогноз макроэкономической среды (экономических, природно-климатических, экологических, социокультурных, нравственно-правовых, религиозно-этнических, психологических и политических) условий. Достоверные сведения о демографических, географических, социально-психологических характеристиках своих зарубежных покупателей позволяют более или менее точно спрогнозировать возможный спрос на вывозимую продукцию, суммы валютной выручки, рентабельность экспортной операции. Это относится к достаточно крупным и устойчивым сделкам, долгосрочным договорам и не всегда применяется при разовых, отдельных контрактах и незначительных партиях внешних поставок. Хотя и в этом случае минимальная информация необходима. Не то ли делают "челноки", предлагая заманчивый и дешевый товар иностранному и отечественному покупателю, нередко не самого высокого качества5.

Подобная работа необходима и при импорте, хотя она несколько проще и меньше по объему, так как охватывает в основном коммерческую часть операции, касается отечественного рынка.

Для проведения эффективной  экспортной операции, гарантирующей  намеченные валютные поступления в  предусмотренные сроки, поставщик должен проработать разные варианты товародвижения: способы и маршруты транспортировки, возможности использования инфраструктуры страны и фирмы-импортера, целесообразность привлечения посредников, а при необходимости создания собственной сети сбыта торговых представительств, дистрибьюторских, дилерских структур, магазинов, складов и т. п. Для продвижения товаров на внешний рынок или закупаемых по импорту, потребуется гибкая комбинация методов рекламы, развитие индивидуальной продажи, материально-денежное поощрение посредников и собственных продавцов. Ценовая политика, система расчетов и коммерческого кредита должны создавать условия, привлекательные особенно для заграничной, а также для отечественной клиентуры, приобретающей иностранные товары и услуги. Безусловно, важнейшей составляющей частью внешнеэкономической деятельности, тем более необходимой в сфере МЭО, является анализ конкуренции. Следует специально подчеркнуть, что в МЭО, на международном рынке, особое значение придаётся требованиям по исключению недобросовестной конкуренции и недопущению злоупотреблений доминирующим положением на рынке. Это тем более важно, поскольку конкуренция в международной торговле много жестче, чем на внутреннем рынке. Для достоверного выявления и оценки конкурентоспособности продукции и позиций конкурентов, определения своих сравнительных преимуществ выходу на внешний рынок должно предшествовать изучение продукции конкурентов, в том числе с учетом потребительских вкусов и предпочтений данного сегмента рынка, а также общей картины деятельности конкурирующих фирм (так называемый фирменный анализ): экономическое и финансовое положение, имидж, цели на конкретном рынке, особенности производственной деятельности и управления, применяемые методы маркетинга, возможные стратегические решения. Специального внимания заслуживает вопрос использования вариантов неценовой конкуренции. Задача позиционирования, овладения рыночной нишей крайне актуальна в условиях жесткой международной конкуренции.

Механизм МЭО требует  обеспечения вытекающей из анализа конкуренции маркетинговой политики в части планирования будущих товаров и услуг, т. е. выработки и реализации концепции модернизации сегодняшней и создания новой продукции, исходя из показателей жизненного цикла в его международном применении. Это касается собственно товара, его упаковки, товарного знака, сервисных условий и т.д.

Включению фирмы в  мирохозяйственные связи должно сопутствовать экономически благоприятное  сочетание ресурсов, используемых для  экспортного производства. Конкурентоспособность предприятия в МЭО может быть обеспечена при прочих равных условиях, при наличии преимуществ в доступности и дешевизне ресурсов, производственных технологиях, информационных средствах. Поскольку предприятия - потребители ресурсов и население любой страны приобретают и импортируемую продукцию, важный вопрос - обоснованное сочетание в производстве и на потребительском рынке отечественной и импортной продукции и ресурсов. В более тщательной проработке нуждаются вопросы международного производственного и научно-технического, инвестиционного сотрудничества, привлечения иностранной рабочей силы, финансово-кредитных средств6.

Вместе с тем, следует  учитывать, что мировая экономика, МЭО имеют специфические черты, которые отражаются на характеристиках  и особенностях функционирования механизма мирохозяйственных связей. Прежде всего, что уже отмечалось, это объёмы обмена, которые превосходят размеры внутреннего товарооборота любой страны. В МЭО участвует большое количество субъектов, несравнимое с внутренним рынком. Товарная и фирменная конкуренция очень масштабна и более жесткая. В результате, весьма существенна совокупная мощность воздействия мирового рынка на отдельные национальные рынки (конечно, при достаточной открытости внутренней экономики). В итоге, международное разделение труда оказывает всё большее воздействие на внутреннее разделение труда в странах, что меняет структуру национальных экономик, объемы и состав внутренних товарообменных операций.

Особенности МЭО как  сферы рыночных отношений, включая  и их механизм, вытекают и из других существенных моментов, упоминавшихся частично выше.

Во-первых, это пространственные масштабы мировой экономики, определяющие значительную удаленность продавцов  и покупателей, а значит, и повышенную роль транспортной проблемы и связанных с этим расходов. Последнее может стать препятствием для установления внешнеэкономических связей, заключения конкретных сделок.

Во-вторых, меньшая мобильность, то есть подвижность ресурсов, что, прежде всего, касается земельных, природных  ресурсов, в частности полезных ископаемых, привязанных к местонахождению. Ограниченна и мобильность трудовых ресурсов, хотя они и более подвижны, особенно теперь. На снижение мобильности ресурсов нередко воздействует государственное вмешательство (миграционные правила, запреты на продажу земли иностранцам, ограничения иностранных инвестиций и деятельности зарубежных фирм, протекционизм во внешней торговле).

В-третьих, использование  в международном обмене национальных валют усложняет расчеты по внешнеэкономическим  операциям, требует наличия валютного рынка. А последний предполагает организацию валютного контроля, введение той или иной системы валютного регулирования.

В-четвертых, немаловажным, самостоятельным фактором становятся международная стандартизация и  сертификация продукции, выполнение требований которых связано с дополнительными затратами, иногда довольно существенными.

Указанные обстоятельства обусловливают особенности рыночного  механизма МЭО, побуждают их участников вносить коррективы в принципы и  методы своей рыночной политики.

С одной стороны, возникающие  возможности выхода на внешний рынок  ставят перед фирмой задачу приспособления всего комплекса маркетинга к  условиям и особенностям экономической  среды в стране-партнере. В то же время необходимы стандартные и простые приемы и решения, обеспечивающие четкое и контролируемое выполнение принятых вариантов.

С другой стороны, у продавца, и тем более производителя, возникает  задача поиска и внедрения наилучшей  организационной формы своей  внешнеэкономической деятельности, учитывающей наряду с условиями и факторами, свойственными и внутреннему рынку и особенности МЭО, отмеченные выше. Кроме того, не может не учитываться фактор риска, связанный со степенью экономической, социальной и политической нестабильности в стране-партнере. Значение рискового фактора тем более возрастает при глубоких формах МЭО (создание и деятельность иностранных и совместных предприятий, инвестиционные проекты, производственная и научно-техническая специализация и кооперирование и т.п.).

Наконец, еще один существенный аспект механизма МЭО - информационная среда. Даже при торгово-экономических операциях участникам требуется достоверная и сопоставимая информация, позволяющая обосновать и принять решение, обеспечить надежный контроль за ходом его выполнения и результатами. Тем более это необходимо при установлении долгосрочных производственных и научно-технических связей, организации совместной деятельности, осуществлении инвестиционных проектов, выборе фирм-партнёров. Последнее предполагает использование информации с определенным набором данных, при их методологическом единстве и однородности, предприятиями и фирмами, вступающими в МЭО. Международная унификация учета и отчетности позволит решить эту практическую задачу. Важную роль сыграет также унификация макроэкономических показателей, национальной и международной статистики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Торгово-экономические  отношения России и Турции

2.1. Анализ внешней  торговли России и Турции

В настоящее  время Турецкая Республика, находясь на втором месте в мире (после Китая) и первом в Европе по темпам роста экономики, является одним из основных торгово-экономических партнеров Российской Федерации.

Главной статьей  российского экспорта, начиная с  середины 90-х годов, является природный  газ. Дальнейшие перспективы роста  российского экспорта в Турцию будут  в первую очередь определяться намечаемым постепенным увеличением поставок природного газа (до 30 млрд. куб. м в год) и сопутствующим развитием экономического сотрудничества, включая участие российских организаций в сооружении в Турции тепловых электростанций, газовых распределительных сетей, подземных хранилищ газа. Ежегодно растет российский экспорт природных ресурсов, таких как нефть и нефтепродукты, природная руда, цветные металлы, уголь7.

Турция является главным поставщиком в Россию помидоров (40% всего импорта), автобусов  и микроавтобусов – 32.2% импорта, винограда  – 27% импорта, лимонов – 45% импорта, табака – 36% импорта, пластмассовых шлангов – 40% всего импорта8. В плане легкой промышленности Турция занимает лидирующее положение на российском рынке по импорту текстильной промышленности. Достаточно качественный и недорогой по сравнению с американским турецкий хлопок завоевал европейские и российские рынки. 9 марта 2007 года было подписано соглашение о сотрудничестве между Российским союзом предпринимателей текстильной и легкой промышленности и Стамбульской ассоциацией экспортеров тканей и готовой одежды (ITKIB). Стороны договорились о сотрудничестве по вопросам производства, импорта и экспорта, своевременном информировании об изменениях существующей законодательной базы, а также установлении торговых контактов между компаниями двух стран. Это позволит усовершенствовать двусторонний диалог в области текстиля, готовой одежды, изделий из кожи, меха; обуви и ковров.

Турция в  последние 20 лет достигла существенных успехов, приблизившись по уровню развития и структуре экономики к промышленно  развитым странам. Соответственно изменились ее внешнеторговые возможности и потребности. Основными статьями экспорта в Россию стали промышленные изделия, а также строительные услуги крупных турецких фирм, сооружающих различные объекты в ряде российских городов.

Турция закупает в России природный газ, уголь, нефтепродукты, сырую нефть, химикаты, лесоматериалы, черные и цветные металлы, бумагу, цемент, автомобили, другую машинотехническую продукцию9. Российский импорт из Турции в основном состоит из потребительских товаров, минерального сырья, стройматериалов, некоторых видов машиностроительной продукции.

Информация о работе Торгово-экономические отношения России и Турции