Торгово-экономические отношения России со странами Центральной и Восточной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 23:16, доклад

Краткое описание

Эссе, про отношения России со странами ЦВЕ
На данный момент Центральная и Восточная Европа (ЦВЕ) является одним из быстро развивающихся регионов мира. Структура экономики ЦВЕ постепенно приобретает черты постиндустриальной с характерным преобладанием сферы услуг.
Регион ЦВЕ представляет сферу традиционных геополитических и экономических интересов России, играет важную роль в обеспечении экономической безопасности, что обусловлено, прежде всего, значительными объемами поставок российских энергоносителей в эти страны и большим транзитным значением региона.
Структура российского экспорта в страны ЦВЕ за последнее десятилетие в целом остается неизменной и характеризуется большой долей поставок энергоносителей. Импортируются продовольственные товары, продукция химии и нефтехимии, медикаменты, потребительские товары, машины и оборудование.
Как известно, Чехия относится к числу важных торгово-экономических партнеров России в регионе Центральной Европы, занимая 21 место по объему товарооборота по итогам 2011 года. Россия также входит в число основных внешнеторговых партнеров Чехии, занимая 6-е место среди стран мира по объему товарооборота с Чехией по итогам 2011 года (по данным Чешского статистического управления).

Вложенные файлы: 1 файл

Чехия относится к числу важных торгово.docx

— 32.70 Кб (Скачать файл)

 

Основной целью государственного вмешательства во внешнеэкономическую  сферу является обеспечение благоприятных  внешних условий для экономического развития страны. Среди конкретных задач, решаемых с использованием государственных механизмов регулирования, можно отметить создание эффективной юридической основы и организационной структуры для внешнеэкономической деятельности предприятий и фирм, поддержание приемлемого состояния торгового и платежного балансов страны и относительно стабильного курса национальной валюты, предотвращение нежелательных помех нормальному осуществлению внешнеэкономических операции, своевременное улаживание торговых конфликтов с основными партнерами за рубежом, предоставление необходимых гарантий участникам внешнеэкономических связей.

До середины 60 –х годов торговый режим Японии носил относительно закрытый характер, несмотря на то, что в 1952 г. страна стала полноправным членом ГАТТ. В период 1960-1965 гг. была проведена некоторая либерализация внешней торговли и с 1972 г. Япония перешла в режим открытой экономики. В соответствии с решением Токийского раунда многосторонних переговоров (1973-1979 гг.) Япония обязалась отменить все виды лицензирования импорта и приняла программу снижения пошлин на 19 тыс. товаров в среднем на 26.3%. в результате последующих международных переговоров Япония с 1985 по апрель 2001 г. более десяти раз снижала уровень импортных пошлин. В 2000-2005 г. сбор таможенных пошлин составлял 2.5% от стоимости импорта – немного выше, чем в США (2.1%) и Евросоюзе (2.2%). Доход от таможенного обложения ровняется 1.6-1.7% общей суммы налоговых поступлений в центральный бюджет и фискального значения не имеет.

В тарифной классификации Японии 7222 товарные позиции. Из них 2592 (35.9%) ввозятся беспошлинно, остальные облагаются по ставкам так называемых общих  тарифов. Есть список временных ставок, которые вводятся на короткий срок. Есть список товаров, по которым ставки подлежат снижению в порядке двусторонних переговоров. Есть список сезонных ставок на товары конкурирующего импорта, есть список тарифных преференций – сниженных  ставок (от нуля до 80% общих тарифов), по которым облагается импорт из наиболее бедных развивающихся стран.

Есть список товаров (141 позиция), к  которым применяются тарифные квоты  – пониженные ставки в пределах определенного объема импорта и  повышенный сверх этого объема. В  этот список входят редкие растения и  животные, а также вещества, разрушающие  озоновый слой.

Нынешний уровень развития японской экономики позволяет стране проводить  курс на практически полную либерализацию  внешней торговли. Это, тем не менее, не означает того, что правительство  полностью утрачивает контроль в  этой области. Скорее, следует вести речь о смене приоритетов и основных механизмов такого контроля, поскольку формирование импорта на максимально выгодных для японских компаний условиях остается главной заботой государственной импортной политики и по сей день.

В 1998 г. количественные квоты импорта были отменены для всех сельскохозяйственных товаров, кроме риса. По принятому тогда же Основному закону о продовольствии, сельском хозяйстве и сельских районах (ст.18), правительство имеет право вводить тарифные и иные ограничения импорта, если он наносит или может нанести серьезный ущерб отечественному производству конкурирующей с ним продукции.

Экспортные операции в Японии регламентируются Законом о контроле над валютным обменом и внешней торговлей 1980г., являющимся базовым в регулировании  всех видов внешнеэкономической  деятельности. Он носит либеральный  характер и в целом сопоставим с основами современного внешнеэкономического законодательства большинства развитых стран, исповедующих принципы свободной  торговли. В соответствии с положениями  Закона его действие во всех сферах применения служит целям поддержания  баланса внешней торговли и международных  платежей, нормальному развитию национальной экономики.

Либерализация экспорта в Японии является довольно широкой - разрешения на экспорт  необходимы в очень редких случаях, в основном вывоз товаров осуществляется практически свободно. Более регламентированной является финансовая процедура сделки. Минфин Японии установил определенный порядок оформления расчетов по экспорту, в соответствии с которым экспортер  обязан получить банковское разрешение, что далеко не всем удается.

В стране действует развитая система  экспортного контроля, которому подлежат не все, но многие еще товары. В основном контроль осуществляется в интересах  поддержания высокой репутации  экспортной продукции. Контроль за её качеством осуществляется государственными или частными инспекциями (всего 37). В ходе инспекционного осмотра контролируются 3 основных параметра: качество товара, упаковки, сырья и материалов, из которых произведен экспортируемый товар. Кроме того инспектируется и сам процесс производства экспортной продукции.

Товары, экспорт которых подлежит стимулированию, вывозятся с использованием экспортных кредитов, ставки по которым  существенно ниже рыночных. Определенной льготой для экспорта служит система  страхования, в рамках которой частные банки и правительство Японии гарантируют покрытие 67-90% возможных потерь экспортера, в случае тех или иных обстоятельств, оговоренных в законе. В настоящее время в Японии действуют 6 видов государственного экспортного страхования. Правительство в лице специальных органов берет на себя форс-мажорные (до 95% общей суммы убытков) и кредитные (60-80%) риски, которые могут возникнуть в связи с невозможностью выполнения обязательств покупателем перед японским экспортером.

Япония – развитая страна, основными  торговыми партнерами которой являются страны развивающиеся. Поэтому Япония пошла на предоставление преференциального  режима при импорте продукции  из этих стран, что является своего рода торгово-политической уступкой за право достаточно свободного доступа  к их сырьевым ресурсам. ОСП действует  в основном в отношении переработанной, включая полуфабрикаты, и готовой  продукции (особенно продовольственной).

Динамика  экспортно-импортных связей ведущих  стран и территорий мира,

2006–2010 гг., млрд долл. США*

Страны

2009 г.

2010 г.

Экспорт

Импорт

Экспорт

Импорт

Китай

1 201790

1 004170

1 578 270

1 394 690

США

1 056 750

1 605 300

1 277 580

1 968 070

Германия

1 120666

926 154

1 271 352

1 068 054

Япония

580 719

550 550

770 003

692 566

Франция

474 773

556 641

519 737

599 176

Нидерланды

431 839

382 268

492 267

440 619

Республика

Корея

361 614

322 843

466 384

425 212

Италия

406 686

414 723

447 463

486 598

Гонконг

318 510

347 311

390 174

433 193

Велико-

британия

356 516

485 238

410 169

561 514

Канада

313 981

320 287

386 011

390 526


 

 


Информация о работе Торгово-экономические отношения России со странами Центральной и Восточной Европы