Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 22:07, курсовая работа
В курсовой работе рассмотрен феномен так называемых трансакционных издержек (далее ТАИ), являющийся ключевым понятием в одной из самых прогрессивных направлений современной экономической мысли – так называемой современной институциональной теории, которая позволяет взглянуть на экономическую систему и функционирующие институты под другим углом, а именно с точки зрения возможностей экономии на ТАИ, а не, например, конфликта классовых интересов. Именно поэтому она часто определяется и рассматривается как экономическая теория трансакционных издержек. Работа основывается на фундаментальном понятии трансакции, такой, какой видит её представители новой институциональной экономической теории. Также дано определение этому понятию, обособляющего его от более примитивных понятий типа «обмен» или «сделка», обозначить их значение и влияние на прочие экономические феномены.
Если бы ТАИ были равны нулю, то, следуя предпосылкам новой институциональной (и неоклассической) теории, ресурсы распределялись и использовались бы там, где они обладают наибольшей ценностью (если не принимать во внимание эффект дохода) вне зависимости от первоначального распределения прав собственности между экономическими агентами. В соответствии с предпосылкой о нулевых ТАИ интерпретаторами Р. Коуза была сформулирована теорема, носящая его имя. Сокращённый вариант её можно представить в следующем виде: при нулевых ТАИ и эффекте дохода, а также экзогенности цен по отношению к действиям экономических агентов первоначальное распределение прав собственности не влияет на эффективность их окончательного размещения.
В качестве комментария к данному определению необходимо подчеркнуть, что сам Р. Коуз никогда не говорил о модели мира с нулевыми ТАИ в позитивном плане. Первая работа Р. Коуза, получившая всемирное признание несколькими десятилетиями позже, — «Природа фирмы» (1937) основана именно на предпосылке о ненулевых ТАИ. Сформулированная теорема имеет значение в том плане, что косвенным образом показывает: положительные ТАИ имеют значение при различных вариантах первоначального распределения прав собственности с точки зрения эффективности конечного размещения ресурсов.
Трансакционные и
ТАИ — элемент издержек производства наряду с трансформационными издержками, которые являются объектом анализа в традиционной неоклассической теории.
Однако, следует отметить, что определение издержек как трансакционных или трансформационных неинвариантно по отношению к выбранной точке отсчёта. Например, покупатель квартиры, оплачивая услуги риэлтерской фирмы, несёт ТАИ. Они являются доходами риэлтерской фирмы. Одновременно агенты по торговле недвижимостью оказывают для данной фирмы трансформационные услуги, что отражается в появлении трансформационных издержек. Таким образом, если предположить, что данная фирма действует в конкурентном окружении, в долгосрочном периоде её экономическая прибыль равна нулю, соответственно трансформационные издержки по величине равны ТАИ. Однако проблема усложняется тем, что сама риэлтерская фирма также несёт ТАИ, приобретая трансакционные услуги, в частности, по обеспечению безопасности своей деятельности. Расходы по данной статье оказываются доходами организаций, обеспечивающих безопасность предпринимательской деятельности и защиту контрактов. Эту цепочку можно продолжить. Здесь мы также наталкиваемся на хорошо известную проблему двойного счета, что требует определения рыночной стоимости конечных трансакционных услуг.
Существует не только взаимодополняемость трансакционных и трансформационных издержек, но и их заменяемость.
Известно также, что ограниченные блага обладают комплексом характеристик, которые можно разделить на две группы: физические и правовые. Первая группа включает такие свойства, как размер, форма, вкус, цвет, запах, химический состав, вес, расположение в пространстве и во времени. Ко второй группе относят правомочия, составляющие права собственности. Двум типам характеристик благ соответствуют две функции: трансформационная и трансакционная, которые позволяют создавать их и изменять.
Итак, ТАИ являются препятствием для взаимовыгодного обмена. В связи с этим возникает вопрос о средствах, которые позволяют снизить уровень ТАИ и обеспечить их распределение таким образом, чтобы добровольный обмен стал возможным. Разнообразие ТАИ обусловливает и многообразие средств, позволяющих снизить данные издержки.
Издержки выявления альтернатив. В силу того, что неопределённость существует в любой реальной хозяйственной системе, также как момент противоположности экономических интересов действующих субъектов, следует признать и всеобщее распространение ТАИ. В то же время один из фундаментальных моментов функционирования экономической системы это индивидуальный выбор вне зависимости от того, какая из хозяйственных систем является объектом изучения. В свою очередь принятие решения предполагает сопоставление альтернатив. Однако альтернативы изначально не даны лицу, принимающему решение. Вот почему их выявление - результат хозяйственной деятельности, так как это связано с издержками.
В условиях неопределённости неизбежно возникают издержки, обусловленные поиском наиболее выгодной цены (как со стороны покупателей, так и со стороны продавцов — для трансакции сделки) других условий контракта, а также подбором потенциальных контрагентов (с точки зрения достоверности выдаваемых ими обещаний).
Существование данного вида ТАИ определяется, прежде всего, дифференциацией цен на один и тот же продукт, не обусловленной различиями в транспортных расходах. В основе же такой дифференциации цен лежит феномен неопределённости, проявляющийся во фрагментарности и неоднородности информации, которую получает каждый экономический агент. Аналогичная проблема возникает с потенциальными контрагентами, которые также оказываются неоднородными.
Именно разброс цен на одно и то же благо (то есть в пределах относительно небольшого региона) – так называемый спрэд является одним из признаков незрелости рынка. С этой точки зрения закон единой цены действует в чистом виде тогда, когда ТАИ пренебрежимо малы или равны нулю.
Дж. Стиглер, один из основоположников современной экономической теории информации, отмечал:
«На всех рынках цены меняются более или менее часто, и, если только рынок не централизован полностью, никому не будут известны все цены, устанавливаемые в данный момент различными продавцами (или покупателями). Покупатель (или продавец), желающий определить наилучшую цену, должен опросить разных продавцов (или покупателей), и это явление я буду называть «поиск».
В простейшем виде модель поиска можно представить, предположив, что единственным существенным элементом контракта является цена товара. Необходимо определить количество единиц поиска (число опрошенных продавцов), чтобы принять решение о покупке. Следует иметь в виду, что потребитель, принимая решение о количестве опрошенных им продавцов, должен знать о существовании различных цен на один и тот же товар. Неопределённым является лишь распределение между конкретными продавцами. Одна из проблем, которая именуется «информационный парадокс», состоит в том, что определить оптимальные масштабы поиска достаточно сложно ввиду затруднительности оценки ex ante значимости получаемой информации.
Для минимизации данного рода издержек используются такие институты, как специализированные рынки, в частности биржи, а также реклама и/или репутация. Что касается организованных рынков, то экономия на издержках возможна за счёт концентрации спроса и предложения. В результате ускоряется циркуляция информации и происходит более интенсивное выравнивание цен. Они представляют собой основной продукт, производимым биржей.
Проверка надёжности контрагента (как один из моментов процесса поиска) требует также и времени, и ресурсов. Так, для получения чековой книжки с гарантией банка потенциальному клиенту придётся не только заполнить достаточно подробную форму, в которой он даёт интересующую банк информацию о себе, в том числе и о доходах, но и побеседовать с сотрудником или руководителем отделения банка, предоставить рекомендательное письмо, а также в случае необходимости пройти испытательный срок с книжкой без права на овердрафт.
Для экономии на этом виде ТАИ используется также репутация (как общественно значимая оценка экономического агента с точки зрения деловой этики, если речь идёт о предпринимателе), которая, в свою очередь, может рассматриваться как актив (обладающий определённой ценностью и, следовательно, могущий быть использованным, например, в качестве взноса в уставный капитал или для обращения на него взыскания). В частности, поручительство в приведённом примере оказывается формой залога, который должен обеспечить предсказуемость поведения клиента в будущем.
В связи со сказанным необходимо отметить, что репутация тесно связана со средствами индивидуализации предприятий, в частности с фирменными наименованиями, товарными знаками, знаками обслуживания и наименованиями мест происхождения товаров. Именно данные средства позволяют потребителями сэкономить на издержках поиска. Чем более сильным (узнаваемым, подтверждающим ожидания покупателей при повторяющихся покупках) является товарный знак как источник информации, тем значительнее экономия на издержках поиска, тем выше при прочих равных условиях может быть цена, которую назначает продавец.
Издержки измерения. Любое благо имеет множество измерений, поскольку обладает комплексом полезных свойств.
Поскольку существует два типа характеристик благ - физические и правовые, то можно выделить и два типа издержек измерения, связанных с оценкой свойств, принадлежащих различным типам.
Необходимо измерить и/или оценить наличие этих свойств, что предполагает затраты на измерительную аппаратуру, затраты времени, а также использование суррогатов (оценка качества товара по физическим свойствам, по цене, по оценкам других агентов) или посредников (в том числе и государственных по формальному статусу): в виде госторгинспекции, обществ потребителей, оценщиков, конкурентов и т.п. Кроме того, необходимо знание правил, а также технологии обеспечения их соблюдения для того, чтобы оценить, насколько велика ожидаемая полезность вещи.
В связи с определением данного вида ТАИ можно было бы выделить три категории благ: исследуемые, опытные и доверительные.
Блага с запретительно высокими издержками измерения качества до их приобретения (потребления) называются «опытными» (experience). Блага со сравнительно дешёвой процедурой предварительного определения их качества называются «исследуемыми» (search). Качество последних может быть относительно легко оценено до покупки, качество же других — главным образом в процессе потребления. Для «доверительных» (credence) благ характерны высокие издержки измерения качества как ex ante, так и ex post.
Отметим, что одно и то же благо может быть в одной ситуации опытным, а в другой — исследуемым. В частности, большое значение могут иметь физические свойства блага, в том числе делимость, а также технология и существующие правила измерения. Например, если покупатель приобретает один апельсин, то издержки измерения по отношению к его стоимости слишком высоки. Однако, если предположить, что апельсины стандартные, то при покупке десяти килограммов можно съесть один апельсин для оценки всей партии.
В случае, если речь идёт об организации рынка опытного блага длительного пользования, большое значение имеет совокупность сигналов, например, гарантийное послепродажное обслуживание, возможность замены в течение определённого срока бракованного товара на качественный того же вида и т.д.. Гарантийное послепродажное обслуживание выполняет для покупателя функцию своего рода страховки, которая означает для него плату за передачу риска продавцу. В свою очередь, страховка будет иметь силу при соблюдении потребителем определённого набора требований по использованию блага.
Доверительность благ основана на сложности вычленения положительного эффекта (или его отсутствия) ввиду сложности получаемого результата. В числе доверительных вполне могут оказаться институты как блага, координационные свойства которых (позволяющие повысить благосостояние каждого из заинтересованных индивидов) далеко не всегда ясны даже специалистам в соответствующей области. С этой точки зрения производство данного блага вовсе необязательно приводит к однозначной оценке соответствия ожидаемых выгод фактическим. В числе других примеров можно указать фармацевтические препараты, особенно действие которых растянуто во времени и потому достаточно ложно идентифицируемо.
Информация о свойствах благ распределяется неравномерно между контрагентами, что и является содержанием феномена асимметрии информации, которая вынуждает сторону, обладающую относительно меньшей информацией, нести относительно более высокие издержки (через использование экспертов, затраты времени и т.п.), связанные с восстановлением симметрии в обладании ею. И как раз в числе методов минимизации следует особо упомянуть использование упомянутых экономических агентов, специализирующихся на оценке, например, аналитических контор.
Издержки заключения контракта. Поскольку в условиях неопределённости сложно предугадать развитие событий, контракты, с одной стороны, призваны придать устойчивость взаимоотношениям, но с другой — разработка условий контракта, согласование их между сторонами также требует ресурсов и времени.
Разработка контракта, содержащего обещания, предполагает проекцию действий участников контракта на будущее. Однако для этого формализованный контракт должен содержать кодифицированную информацию, а также предполагать понимание (раскодирование) указанных в нем условий. Кроме того, разработка контракта предполагает предварительную коммуникацию.
Когда рассматриваются издержки заключения контрактов, требуется учитывать свойства трансакций, которые они обеспечивают. В экономической теории трансакционных издержек выделяют три ключевых свойства трансакций: частота, уровень неопределённости и специфичность актива. Если уровень неопределённости невысок, так же как частота повторного осуществления сделки и специфичность актива, то разработка стандартного контракта не представляет больших трудностей. В силу стандартности контракта достаточно широки возможности использования государства как организации со сравнительными преимуществами в осуществлении насилия, которое одновременно через судебную систему позволяет снимать спорные вопросы.
Другое дело, когда уровень неопределённости достаточно высок, так же как и частота взаимодействия. В данном контракте уже не представляется возможным оговорить все нюансы взаимоотношений между контрагентами. Тогда требуется специализированная система, определяющая ответственного в рамках данного отношения между экономическими агентами (в частности, арбитражные суды, отраслевые ассоциации и т.п.). Наконец, если трансакции характеризуются не только непрерывностью, но и высокой степенью специфичности активов, контракт не только не может быть полным, но значительная его часть становится имплицитной. Это связано с тем, что в условиях, когда взаимоотношения между сторонами сложны, их формализация может потребовать значительных издержек, тогда как использование правового механизма для обеспечения их соблюдения оказывается затруднительным или невозможным в силу запретительно высоких издержек.
Информация о работе Трансакционные издержки в современной рыночной экономике