Управление государственным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 19:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью этой работы является выявление места государственного долга в системе экономических отношений, рассмотрение его функций и определение проблем бюджетного дефицита и государственного долга, и практическое проявление их в казахстанской экономике в настоящее время.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- раскрыть понятие и причины государственного долга;
- исследовать внешний долг самых крупных стран должников;
- проанализировать государственный долг РК;
- проанализировать внутренний долг РК;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
4
1 Теория государственного долга. Структура и механизмы формирования

1.1 Понятие государственного и внешнего долга в рыночной экономике
7
1.2 Причины возникновения государственного долга
10
1.3 Структура и механизм формирования государственного долга
12
2 Анализ государственного долга Республики Казахстан

2.1 Внешний долг самых крупных стран должников
15
2.2 Анализ государственного долга РК за 2009-2013гг
17
2.3 Анализ внутреннего долга за 2008-2012 годы
20
3 Управление государственным долгом

3.1 Методы управления государственным долгом
23
3.2 Пути снижения государственного долга
25
Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

своя.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

Наличие государственного долга не является исключением в экономике, скорее правилом: экономические развитые страны имеют значительный внутренний долг. Однако существует значительная разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга в зависимости от страны. В развитых странах государственный долг и вызвавшие его дефициты бюджета представляют собой встроенные в экономический цикл факторы стабилизации экономики и ее развития. Взятые займы у населения, корпораций, банков, других финансовых и кредитных учреждений денежные средства используются производительно и рассматриваются как активы перечисленных заемщиков. Государственный долг рассматривается как «заем нации самой себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации.

В связи с вышеизложенным невозможно сказать однозначно, что появление государственного долга связано исключительно с ухудшением экономической ситуации в стране, более того грамотно распорядившись возможностью привлечения заемных средств (и как следствие увеличив государственный долг) можно не только улучшить экономическую ситуацию в стране и решить остро вставшие социальные проблемы, но и просто использовать его как источник финансирования в соответствии с принципами грамотного финансового менеджмента с большой пользой для своей страны. [18, c. 52-54].

 

 

 

1.3 Структура и механизм формирования государственного долга

 

Активная политика государства как на внутреннем, так и на внешнем рынке капиталов закономерно приводит к образованию государственного долга, который делится на внутренний и внешний. Внешние заимствования всегда связаны с достижением удовлетворения интересов государства через соответствующую стратегию и тактику ее уряду.

Для осуществления целенаправленного и организованного движения капиталов на международном уровне создан ряд международных финансовых институтов. К их числу относятся Всемирный банк, Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития. Кроме этого, внешний долг может образовываться при получении займов от иностранных государств и их группировок. Сюда относятся кредиты государств Европейского сообщества, кредиты государств поставщиков.

Государство может осуществлять заимствования путем размещения на мировых финансовых рынках ценных бумаг в виде облигаций, а также продажи на внутренних рынках при покупке нерезидентами, получение грантов, субсидий за счет научно-технической помощи. Это требует некоторых пояснений, поскольку все указанные выше формы заимствований различаются по своей экономической сути и при назначениям.

Важнейшее значение имеют инвестиционные проекты. Они направлены на развитие определенных секторов экономики, где предусматривается обязательное внутреннее со финансирование. Все кредиты, предоставляемые Международными финансовыми организациями, имеют для экономики государства важное значение. Они предоставляются на выгодных условиях под низкие проценты.

Со стороны государства заемщика осуществляется контроль за выполнением проектов, финансируемых международными финансовыми организациями. Эти функции выполняет правительство. В каждом государстве есть соответствующее законодательство и изданные на их основе нормативные документы.

Наибольшую сложность для государства как в плане роста внешнего долга, так и в плане использования кредитов составляют заимствования, полученные от иностранных коммерческих структур под гарантии правительства. Эти кредиты, как подтверждает опыт многих стран, самые низкие показатели по эффективности использования. Следует также отметить, что за приемлемого рыночной среды гарантии правительства не является обязательным элементом кредитования.

Мобилизация средств на внутреннем рынке имеет некоторые отличия. Самой распространенной формой заимствований являются займы. С их помощью мобилизуются временно свободные средства юридических и физических лиц для финансирования потребностей государства. Государство выпускает и продает ценные бумаги, как правило, облигации. Они имеют номинальную стоимость, по которой продаются и гасятся. Учитывая номинальную стоимость облигаций выплачиваются проценты.

По выигрышными займам владельцы облигаций получают твердый доход в форме процента от номинальной стоимости облигации. При выигрышных займах весь доход держатели облигаций получают в форме выигрыша. Доход выплачивается не по всем облигациям, а только по тем, на которые выпал выигрыш. Беспроигрышные займы выпускаются с условием, что в течение срока действия займа выигрышными будут все облигации. Беспроцентные займы не предусматривают выплату доходов, но гарантируют получение товара, на который не удовлетворяется спрос на рынке. Стоимость каждой выпущенной облигации равна цене товара (легкового автомобиля, телевизора, холодильника и т.п.).

Местные органы власти могут проводить целевые займы на строительство дорог или другие меры, в которых заинтересовано населения региона. По срокам погашения займы делятся на краткосрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).

По методам размещения различают ссуды добровольные и принудительные. Облигации добровольных займов свободно продаются и покупаются банковскими учреждениями. Государственные займы могут быть облигационным и без облигационными. Без облигационные займы оформляются подписными обязательствам.

Сейчас наиболее распространенной формой государственного кредита является использование государством средств ссудного фонда. Государство мобилизует через кредитные учреждения часть кредитных ресурсов на покрытие своих расходов. Эта форма государственного кредита экономически не оправдана и предопределяет инфляционные процессы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ государственного долга

 

2.1 Внешний долг самых крупных стран должников

 

В целом наличие государственного долга в той или иной стране – это правило, а его отсутствие – напротив, исключение. При этом уровень долговой нагрузки является крайне важным фактором стабильности экономической ситуации в стране.

Долговое бремя так или иначе сказывается на финансовом благополучии жителей страны через повышение налогов, сокращение государственных расходов и социальных выплат или иные меры бюджетной экономии.

 

Таблица 2.1- Страны с наибольшим объемом госдолга на одного жителя на 2013 год

Страна

Гос. долг в среднем на человека, $

Соотношение гос. долга

к ВВП

Япония

111193

237.9%

Сингапур

56798

111.0%

Ирландия

53745

117.1%

США

53180

106.5%

Канада

44732

85.6%

Бельгия

43511

99.6%

Исландия

42049

127.0%


 

Две азиатские страны заняли первые строчки рейтинга. Япония лидирует по показателю «объем госдолга на одного жителя», где на каждого жителя на начало 2013 года приходится по 111 тыс. долларов госдолга. Это почти в два раза больше, чем у занявшего второе место Сингапура – 56.8 тыс. долларов. Япония помимо прочего занимает первое место в мире по соотношение долга к ВВП – 238% на 1 января 2013 года. Таким образом, уровень долговой нагрузки в Японии находится на очень высоком уровне. Однако в отличие от экономик многих других стран, для которых такие показатели были бы однозначным приговором, Япония может себе позволить иметь столь большой долг в силу развитости своей экономики и финансового сектора, а также из-за специфических монетарных факторов и соответственно своеобразной монетарной политики.

Кроме Японии и Сингапура в первой пятерке расположились Ирландия – 53.7 тыс. долларов на человека, США – 53.2 тыс. долларов и Канада – 44.7 тыс. долларов. Все страны лидеры по объему задолженности – это государства с развитыми экономиками и финансовыми системами. В большинстве случаев такие государства должны своим же гражданам, а не каким-то внешним кредиторам. То есть жители этих стран фактически должны сами себе. Соответственно для бедных стран чаще справедливо обратное – государства должны внешним кредиторам (МВФ, крупные иностранные банки, развитые страны), что радикально изменяет ситуацию.

В среднем государственный долг на одного казахстанца меньше, чем в России и Украине, но больше чем в Китае.

 

Таблица 2.2-Уровень долговой нагрузки  Казахстана среди стран

 на 2013 год

Страна

Гос. долг в среднем на человека, $

Соотношение гос. долга к ВВП

Россия

1550

10.9%

Намибия

1520

26.6%

Украина

1451

37.4%

Казахстан

1450

12.3%

Китай

1388

22.8%


 

 

 

Таблица 2.3-Страны с наименьшим объемом госдолга на одного жителя на 2013год

Страна

Гос. долг в среднем на человека, $

Соотношение гос. Долга к ВВП

Либерия

127

29.1%

Нигер

127

31.1%

Гаити

117

15.4%

Эфиопия

104

21.6%

Бурунди

90

32.0%

Демократическая Республика Конго

85

36.0%

Ливия

0

0.0%


 

Маленький объем долга и небольшое соотношение госдолга к ВВП вовсе не свидетельствует об успешности страны. В конце рейтинга располагаются преимущественно небогатые даже по меркам африканского континента страны: Центрально-Африканская Республика, Либерия, Нигер, Эфиопия, Бурунди, Демократическая Республика Конго. Низкий госдолг в этих странах сформировался не потому, что государству хватает своих доходов, а из-за невозможности привлечь заемные средства. [17].

 

           2.2 Анализ государственного долга РК за 2009-2013гг.

 

По состоянию на 1 января 2009 года валовой внешний долг республики составил 108  млрд. долларов. Общий внешний долг Казахстана к концу 2011 года составил 123 млрд. долларов. В 2010 году этот показатель был равен 118 млрд. долларам. Если опираться на сведения Национального банка РК, за этот период внешний долг казахстанских банков сократился на 16,8 процента – на 14,600 млрд. долларов. Но вместе с тем  удельный вес государственного и гарантированного государством внешнего долга вырос с 4,3 процентов до 4,4 процентов. Внешний долг Казахстана на 30 июня 2013 года составил 145 млрд. долларов. А в сентябре 2012 году этот показатель составлял 134 млрд. долларов.

 

 

Таблица 2.4- Динамика государственного долга

Наименование показателя

2009

2010

2011

2012

2013

Внешний долг государства,

млрд. долларов

108

118

123

134

145

Внешний долг к ВВП, в %

98,3

79,9

66,7

68

71


 

По таблице можно пронаблюдать, как растет внешний долг Казахстана с 2009 года.

   Внешний долг крупнейших  государств мира составляет 65 трлн. долларов. Мировой финансовый кризис повлиял на развитые и развивающие страны, причиной кризиса стало чрезмерное увлечение государственных и частных структур кредитами и иностранными займами. По объему внешнего долга Казахстан занимает 36 место в мире. А по удельному весу внешнего долга в ВВП мы стоим на 43 позиции. Если разбить по цифровым показателям, то государственный долг составляет 5 млрд. долларов или 4 процента ВВП; долг национальных холдингов и национальных компаний – 21 млрд. доллар (17 процентов); долг банков второго уровня – 8 млрд. долларов (7 процентов); финансовые обязательства корпоративной отрасли – 90 млрд. долларов (72 процента). Основная часть внешнего долга приходится на долю корпоративной отрасли. Из них 60 млрд. долларов взаимные долги фирм. Значит, эти долги, являющиеся частью прямых инвестиций, обязательств заемщиков перед иностранными участниками и зависимых предприятий.

Информация о работе Управление государственным долгом