Управление государственным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 19:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью этой работы является выявление места государственного долга в системе экономических отношений, рассмотрение его функций и определение проблем бюджетного дефицита и государственного долга, и практическое проявление их в казахстанской экономике в настоящее время.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- раскрыть понятие и причины государственного долга;
- исследовать внешний долг самых крупных стран должников;
- проанализировать государственный долг РК;
- проанализировать внутренний долг РК;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
4
1 Теория государственного долга. Структура и механизмы формирования

1.1 Понятие государственного и внешнего долга в рыночной экономике
7
1.2 Причины возникновения государственного долга
10
1.3 Структура и механизм формирования государственного долга
12
2 Анализ государственного долга Республики Казахстан

2.1 Внешний долг самых крупных стран должников
15
2.2 Анализ государственного долга РК за 2009-2013гг
17
2.3 Анализ внутреннего долга за 2008-2012 годы
20
3 Управление государственным долгом

3.1 Методы управления государственным долгом
23
3.2 Пути снижения государственного долга
25
Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

своя.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 2.5- Страны-инвесторы Казахстана по уровню распределения внешнего долга республики на 2013  год

Страна

млрд. долл.

Нидерланды

33,5

Великобритания

23,6

Китай

17,1

США

11,1

Франция

8,6

Международные организации

6,5

Япония

4,7

Россия

4,3

Либерия

3,9

Швейцария

1,5


 

По задолженности Казахстана первое место занимают Нидерланды, общая сумма составляет- 33,5 млрд, долларов, что составляет 23,1% от общей суммы обязательств перед нерезидентами Казахстана. При этом, наибольшую долю в долге Казахстана перед Нидерландами занимают прямые инвестиции (межфирменная задолженность)- 29,5 млрд, долларов, или 88,0%.

Немного меньше внешний долг республики перед инвесторами из Великобритании – 23,6 млрд, долларов или 16,2 % от общей суммы. При этом задолженность казахстанских банков перед компаниями и институтами  Соединенного Королевства составляет 6,3 млрд, долларов.

 

 

 

 

 

 

2.3  Анализ внутреннего долга за 2008-2012 годы

 

Структура государственного долга за 2008-2012 годы, в %.

 

Наибольший удельный вес принадлежит долгам Правительства РК в 2009 году-74,8%, в 2010 году- 68,8%, в 2011 году- 81,2%, в 2012 году 80,9%. Рост удельного веса долгов Правительства РК обусловлено увеличением сумм государственного долга.

Наибольшую долю долг Национального банка РК достигает в 2010- 27,9%, наименьший удельный вес в 2012 году- 14,7%. Доля государственного долга НБ РК увеличивается в 2010 году в результате роста требований к ликвидности коммерческих банков. Изменение банковского законодательства требует от коммерческих банков хранение денежных средств в Нотах НБ РК, как наиболее ликвидных активах.

Наименьшая доля в структуре государственных долгов принадлежит долгам местных исполнительных органов: в 2009 году- 3,4%, в 2010 году- 3,3%, в 2011 году- 3,7%, в 2012 году- 3,5%. Сокращение  удельного веса долгов обусловлено общим ростом государственных долгов.

Государственный долг Республики Казахстан на 1 августа 2013 года составил 3 865,8 млрд. тенге. Долг правительства республики на эту дату составил 3 760,9 млрд. тенге, в том числе внутренний долг – 3 061,1 млрд. тенге, внешний долг – 699,9 млрд. тенге. Долг Национального банка составил 89,4 млрд. тенге, долг местных исполнительных органов – 15,5 млрд. тенге. [23].

 

 Таблица 2.6- Внутренний государственный долг Правительства РК за 2008-2012год, млн. тенге

Наименование показателей

2008год

2009год

2010год

2011год

2012год

Государственные краткосрочные казначейские обязательства

177595

146371

151989

95423

102784

Государственные среднесрочные казначейские обязательства

283775

437047

467763

492186

519284

Государственные долгосрочные сберегательные казначейские обязательства

221309

368752

502752

658752

730729

Государственные долгосрочные казначейские обязательства

84018

273573

483398

770949

797331

Государственные долгосрочные индексированные казначейские обязательства

0

52909

52909

52909

52909

Прочие обязательства

52909

9582

9520

9513

9520


 

По государственным долгосрочным казначейским обязательствам увеличиваются суммы с 84018 млн. тенге в 2009 году до 273 573 млн. тенге в 483398 году и до 770 949 млн. тенге в 2011 году или за 2008 год абсолютный прирост составил 33 759 млн. тенге, за 2009 год – 189 555 млн. тенге, за 2010 год – 209 825 млн. тенге, за 2011 год – 287 551 млн. тенге. Соответственно, темп роста за 2008 год составил 167%, за 2009 год – 323%, за 2010 год – 177%, за 2011 год – 159%.

Государственные долгосрочные сберегательные казначейские обязательства также показывают рост с 138 209 млн. тенге в 2007 году до 368 752 млн. тенге в 2009 году и до 658 752 млн. тенге в 2011 году. Абсолютный прирост и темпы роста достаточно высокий и стабильный на протяжении исследуемого периода.

Долгосрочные сберегательные казначейские обязательства размещаются среди накопительных пенсионных фондов, АО «Государственный фонд социального страхования», одна вторая срока обращения казначейских обязательств осуществляется среди накопительных пенсионных фондов, АО «Государственный фонд социального страхования», после истечения указанного срока обращение казначейских обязательств осуществляется на свободной основе.

Меньше государственного долга по среднесрочным казначейским обязательствам: 2007 год – 242 162 млн. тенге, 2009 год — 283 775 млн. тенге, 2011 год — 492 186 млн. тенге.

И меньше суммы проходят по Государственным краткосрочным казначейским обязательствам: 2007 год – 55 747 млн. тенге, 2009 год — 146 371 млн. тенге, 2011 год — 95 423 млн. тенге.

Таким образом, можно сделать вывод, что в условиях нестабильности финансовой системы появляется спрос со стороны внутренних организаций, финансовых структур на низкодоходные, но безопасные государственные ценные бумаги Правительства РК.

 

 

 

 

3 Управление государственным  долгом

 

3.1 Методы управления  государственным долгом

 

Вопросы, касающиеся управления государственным долгом, являются одними из самых главных в экономической политике Казахстана. А связано это с тем, что в последние годы наблюдается  увеличение государственного долга, а также расходов по его погашению. Отсюда и главная цель управления: сокращение задолженности и снижение расходов по ее погашению. Вот только не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Управление внутренним государственным долгом, равно, как и внешним, имеет особенности, которые связаны с характером отношений с кредиторами, урегулированием долга, текущим обслуживанием и с ограничением в выборе способов урегулирования долга.

Методы управления государственным долгом

 Рефинансирование –  погашения части основного долга (или всего полностью), а также  процентов по нему из тех  средств, которые были получены  от размещения новых займов.

Аннулирование (дефолт) – отказ государства от выплаты долга и его процентов по выпущенным ранее займам.       

Конверсия – принятие решения государством об изменении доходности выпущенных ранее займов. Чтобы этого достичь, государство обычно снижает размер выплаты процентов.    

  Новация – соглашения между заемщиком и кредитором о прекращении действия обязательств, а также замене их иными обязательствами, которые предусматривают другие условия погашения долгов.

Унификация – принятие решения государством об объединении нескольких выпущенных ранее займов, когда происходит обмен облигаций ранее выпущенных займов на облигации новых займов.    

    Консолидация  – увеличение срока действия  по выпущенным ранее обязательствам. Государство всегда заинтересовано  в том, чтобы получить займы на более длительные сроки.    

 Отсрочка погашения  займа (или всех выпущенных заранее  займов) – проводится в том  случае, когда дальнейший выпуск  новых займов не несет для  государства финансовой активности. Такие методы управления государственным  долгом, как конверсия, унификация и консолидация государственных наймов чаще всего осуществляются в отношении внутренних займов. Что же касается отсрочки погашения займа, то подобная мера может быть применена и для внешних займов. [19].

Принципы управления государственным долгом

 Методы управления государственным долгом были созданы для того, чтобы решить следующие задачи:        

 Удержать объемы внутреннего  и внешнего государственного  долга на одном уровне. Это  необходимо для того, чтобы сохранить  экономическую безопасность страны, а также обеспечить выполнение органами тех обязательств, которые они на себя взяли, при этом не должен быть причинен значительный ущерб финансированию социально-экономического развития.

      Минимизировать  стоимость долга за счет удлинения  долгового срока и снижения дохода государственных ценных бумаг.    

   Сохранить у государства  репутацию хорошего заемщика  за счет беспрерывного выполнения  всех обязательств перед инвесторами.

    Поддерживать  стабильность и предсказуемость государственного долга.          Достигнуть наиболее эффективного и рационального использования заимствованных средств.

       Координировать действия органов субъектов РК, местного самоуправления и федеральных органов на долговом рынке страны.

        Диверсифицировать  долговые обязательства по срокам заимствований, формам выплаты и прочим параметрам с той целью, чтобы удовлетворить потребности инвесторов.

 

3.2 Пути снижения  государственного долга

 

Государственный долг в больших объемах не приводит к банкротству государства, так как могут применяться следующие действия правительства:

1. Рефинансирование. На практике  правительство не сокращает расходы  и не повышает налоги, чтобы  получить средства для погашения  облигаций, срок выплат по которым  наступил (в условиях депрессивной  экономики такая политика была бы ошибочной). Оно рефинансирует свой долг, то есть продает новые облигации и использует выручку для выплаты держателям погашаемых облигаций.

2. Налогообложение. Правительство  имеет право облагать налогами  и собирать их. При финансовых крахах частные хозяйства и корпорации не могут получать доходы за счет сбора налогов, а правительство может; таким образом, частные хозяйства и корпорации могут обанкротиться, а правительство не может.

3. Создание денег. Правительство  имеет возможность печатать деньги, которыми может заплатить за основную сумму долга и проценты, но это будет иметь инфляционный эффект.

Но такие действия правительства вызовут негативные последствия:

а) увеличение неравенства в доходах, так как имеются разные группы населения по величине доходов. И поскольку налоговая система может быть незначительно прогрессивной, она не «выберет» излишние доходы в результате перераспределения процентных доходов от обладания облигаций.

б) процентные платежи требуют увеличения налогообложения, что снизит стимулы к инновациям, инвестициям, работе, что подорвет экономический рост. Отношение процентных платежей по долгу показывает тот уровень налогообложения, который необходим для выплаты процентов по долгу.

в) эффект вытеснения. Предположив, что экономика функционирует при полной занятости и бюджет сбалансирован, то в случае, если правительство увеличивает расходы, по кривой производственных возможностей экономика сместится вдоль кривой в направлении оси правительственных товаров, и будут менее доступны частные товары.

Частные товары могут быть либо потребительскими, либо инвестиционными:

1) если предложение уменьшится  за счет сокращения потребительских  товаров, то снизится уровень  жизни нынешнего поколения населения, а уровень инвестиций сохранится, и будущие поколения не затрагиваются;

2) если же снижение  затронет инвестиционные товары, то уровень потребления нынешнего  поколения не изменится, а в  будущем будет меньше уровень  доходов.

Возможны два сценария развития событий:

1) увеличение правительственных расходов финансируется ростом налогообложения, тогда потребительские расходы снизятся, и бремя правительственных расходов падает на нынешнее поколение;

2) увеличение правительственных  расходов финансируется за счет  увеличения государственного долга. Последствия: правительство выходит на денежный рынок, конкурирует с частными заемщиками, увеличивается процентная ставка, происходит сокращение инвестиций. Будущие поколения унаследуют меньший экономический потенциал и будут иметь более низкий уровень жизни.

Информация о работе Управление государственным долгом