Уровень и качество жизни в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 19:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение уровня жизни населения, его показателей, факторов роста и динамики в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
привести понятия уровня и качества жизни, раскрыть их социально-экономическую сущность;
рассмотреть основные показатели уровня;
привести основные факторы роста уровня жизни и определить, каким образом их изменение влияет на уровень жизни;
рассмотреть динамику основных показателей в Республике Беларусь, а также меры, принимаемые государством для повышения уровня жизни населения.

Содержание

Введение 3
1.Социально-экономическая сущность уровня жизни 5
1.1. Понятия уровня и качества жизни 5
1.2. Показатели уровня жизни, их классификация 7
2. Факторы роста уровня жизни 11
2.1. Доходы как основа формирования уровня жизни населения 11
2.2. Расходы и потребление как условия роста уровня жизни населения 13
2.3. Минимальные социальные стандарты как гарантия определённого уровня жизни 16
3. Уровень и качество жизни в Республике Беларусь 18
3.1. Динамика основных показателей в Республике Беларусь 18
3.2. Деятельность государства по социальной защите населения. Реформирование социальной сферы 20
Заключение 26
Список использованной литературы: 29

Вложенные файлы: 1 файл

Уровень жизни.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

     Таким образом, существует значительное количество показателей, позволяющих оценить уровень жизни в стране, а также выявить проблемные места в социально-экономическом развитии страны или региона с точки зрения обеспечения условий, необходимых для гармоничного развития общества и каждого индивида в отдельности.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Факторы роста уровня жизни

2.1. Доходы как основа формирования  уровня жизни населения

 

     Уровень жизни населения во многом определяется доходами населения, от размера которых зависит уровень душевого потребления.

     Доходы  – средства в денежной и натуральной форме, получаемые субъектами (отдельным лицом, семъёй, фирмой, предприятием, государством и т.д.) в результате их экономической деятельности. Выделяют следующие статьи доходов:

  • Оплата труда в денежной и натуральной формах, начисленная наёмным работникам с учётом стимулирующих доплат, надбавок, выплат, относящихся в соответствии с действующим порядком к фонду заработной платы;
  • доходы рабочих и служащих от предприятий и организаций, кроме оплаты труда (выплаты социального характера, командировочные расходы, авторские вознаграждения и прочие выплаты);
  • дивиденды;
  • поступления от продажи продуктов сельского хозяйства предприятиям и организациям (выручка от продажи скота и другой сельскохозяйственной продукции);
  • пенсии, пособия, стипендии и другие поступления из финансовой системы (в том числе страховые возмещения, ссуды, проценты по вкладам, выигрыши и погашения по займам);
  • доходы населения от продажи иностранной валюты;
  • другие поступления.

     Доходы  домашних хозяйств могут быть валовыми (начисленными) и чистыми (полученными  на руки), а также номинальными в  текущих ценах и реальными – в постоянных ценах или в ценах одного года. Реальные доходы населения определяются только в динамике за два и более лет.[12,с.151]

       Индекс потребительских цен определяется на основании потребительской корзины, которая представляет собой постоянный набор продуктов и услуг в натуральном выражении. Из неё исключены расходы на алкоголь, табак, привозные овощи и фрукты, так как она является минимальной. Одной из проблем сопоставления доходов населения является их индексация в связи с инфляцией. Индексация – это установленный государством механизм, повышения доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить удорожание потребительских товаров и услуг в результате инфляции. Индексации подлежат доходы населения, получаемые из госбюджета. Во внебюджетной сфере повышение денежных доходов населения осуществляется обычно путём компенсации – прямого пересмотра ставок и окладов, что оговаривается при заключении коллективных договоров с учётом принятых нормативных документов в стране.

     Реальные  доходы населения можно определить и через показатель покупательной способности денег. Данный показатель характеризует изменение объёма товаров и услуг, которые можно приобрести на одинаковую сумму денег в данном периоде по сравнению с предыдущим. Он характеризует динамику реальных доходов населения.

     Следует отметить, что переход к рыночным отношениям обусловил необходимость изучения процесса расслоения общества на различные группы по уровню доходов. В зависимости от уровня доходов выделяют следующие группы населения:

    • группа бедных (располагаемые ресурсы ниже бюджета прожиточного минимума);
    • группа малообеспеченных (располагаемые ресурсы в размере от бюджета прожиточного минимума до минимального потребительского бюджета);
    • среднеобеспеченная часть населения (свыше полутора минимальных потребительских бюджетов);
    • наиболее обеспеченная часть населения (свыше двух минимальных потребительских бюджетов).

       Неравномерность распределения доходов довольно ярко характеризует уровень жизни в стране. Следствием неравномерности уровня доходов является неравный доступ к получению материальных и культурных благ, продуктов питания, товаров длительного пользования.

     Высокий уровень бедности влияет на тенденции  обострения и других проблем жизнедеятельности  семей, среди которых можно назвать  малодетность, рост числа неполных семей, большую долю социально уязвимой группы детей, снижение воспитательных возможностей семьи.

     Приоритетной  задачей преодоления бедности должно стать создание условий для активного  формирования человеческого капитала, стимулирования глубинных механизмов мотивации труда, уменьшения дифференциации доходов.

     Таким образом, доходы являются основой формирования уровня жизни населения, так как  они определяют потребление населением благ и услуг, а также качество потребляемых благ. Соответственно, рост реальных денежных доходов населения ведёт к повышению уровня и качества жизни.[6,с.79] 

  

2.2. Расходы и потребление как условия роста уровня жизни населения

 

     Общий объём потребления товаров и  услуг является основной характеристикой уровня жизни. Потребление является одновременно и экономическим, и социальным показателем. Экономическим потому, что оно тесно связано с условиями производства и распределения и в значительной степени зависит от уровня доходов населения. Социальным потому, что потребление является целью производства, оно призвано удовлетворять потребности населения и улучшать условия жизни.

     К расходам населения относятся все  расходы, связанные с уплатой  денег различным организациям, учреждениям и физическим лицам. При этом денежные расходы населения сгруппированы следующим образом:

  • покупка товаров и оплата услуг;
  • обязательные платежи и добровольные взносы;
  • прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах;
  • покупка недвижимости;
  • расходы населения на приобретение иностранной валюты;
  • деньги, отосланные по переводам.

     Разность  между общими суммами денежных доходов  и расходов населения характеризует увеличение или уменьшение наличных денег у населения.

     При этом в составе денежных расходов населения на покупку товаров и оплату услуг учитываются не только расходы на собственно потребление, но и затраты инвестиционного характера. Потребительскими расходами населения называется только та часть денежных расходов, которая направляется домашними хозяйствами непосредственно на приобретение потребительских товаров и личных услуг для текущего потребления. В составе потребительских расходов домашних хозяйств выделяют:

  • расходы на покупку продуктов домашнего питания;
  • расходы на питание вне дома;
  • расходы на покупку непродовольственных товаров;
  • расходы на покупку алкогольных напитков;
  • расходы на оплату услуг.

     Распределение расходов населения зависит от многих факторов. Снижение уровня жизни населения приводит к изменению психологии его общественного поведения, что проявляется в различных показателях, в том числе и в расходовании населением денежных доходов. Чем ниже уровень доходов, тем сильнее неуверенность в завтрашнем дне, тем больше стремление обезопасить себя на «чёрный» день путём накопительства. Со снижением уровня жизни наблюдается непрерывный рост денежных расходов, направляемых населением на продукты питания. По доле расходов населения на питание все страны мира делятся на 3группы:

    • развитые (15-20%);
    • развивающиеся (25-50%);
    • слаборазвитые (более 50%). [6, с. 82]

     Душевое потребление продуктов и товаров  недлительного пользования зависит от целого ряда факторов: пола, возраста, характера труда, дохода, социальной группы, климатических и национальных особенностей. Например, фактическое потребление основных продуктов питания существенно дифференцируется по социальным группам населения с различными доходами. Самое необеспеченное население, с денежными доходами ниже прожиточного минимума, практически всё тратит на питание, удовлетворяя свои потребности в продуктах, в лучшем случае, на уровне физиологических норм. Люди среднего достатка и высокодоходная группа населения имеют возможность в абсолютном выражении абсолютно увеличить потребление продовольственных товаров, но с одновременным уменьшением их доли в структуре расходов. У этих групп населения увеличивается потребление непродовольственных товаров и услуг. В результате доля расходов на питание снижается, и особенно растёт доля расходов на услуги. Находит своё подтверждение открытый в середине 19в. закон Энгеля: чем ниже доход, тем большая доля расхода должна быть предназначена на питание. Позже были найдены и другие законы потребления: закон Швабе – чем беднее семья, тем большая доля расхода приходится на жилище; закон Жини – если продовольственные расходы растут или убывают в арифметической прогрессии, то другие виды расходов стремятся измениться в обратном направлении в геометрической прогрессии.

     На  основе всего вышесказанного можно  констатировать, что потребление населением благ и услуг тесно связано с уровнем жизни. При повышении уровня жизни расходы населения не только увеличиваются, но и меняется их структура: доля расходов на питание сокращается, а доля расходов на товары длительного пользования, услуги и предметы роскоши увеличивается.

2.3. Минимальные социальные стандарты как гарантия определённого уровня жизни

 

     Минимальные социальные стандарты – это установленные  нормативы и нормы, обеспечивающие определённый уровень удовлетворения важнейших потребностей населения. Они имеют приоритетное значение и устанавливаются в государственном порядке. Такие стандарты находят выражение в системе минимально-допустимых показателей, удовлетворяющих основные потребности населения: обеспеченность жильём, состояние здоровья, организация образования, культура, условия и охрана труда, окружающая среда.

     Механизм  социальных гарантий является системой юридических и материальных средств реализации конституционных прав членов общества, имеющей целью выравнивание уровней жизни отдельных групп населения, недостаточная обеспеченность которых связана главным образом с причинами, не зависящими от их трудовых усилий: высокой иждивенческой нагрузкой на трудоспособных, возрастом, потерей работы и т.д.

     Минимальные социальные стандарты определяют минимально необходимый уровень гарантий социальной защиты в следующих областях:

    • денежных доходов населения;
    • социальной материальной поддержки граждан;
    • социального обслуживания граждан;
    • образования;
    • здравоохранения;
    • культуры;
    • жилищно-коммунальной сфере;
    • юридической помощи гражданам.

     Правительство Республики Беларусь рассматривает гарантирование доходов населения как один из ведущих приоритетов. Многообразие видов выплат, предусмотренных в действующем законодательстве, широта охвата населения, подлежащего обеспечению, свидетельствуют об их большой социальной значимости в поддержании уровня жизни населения Республики Беларусь. Охвачены практически все социально значимые случаи нуждаемости граждан в материальной помощи.

     Социальные  гарантии призваны компенсировать в  той или иной мере неблагоприятные  особенности жизненного положения отдельных категорий работников и членов их семей. Социальная помощь наиболее уязвимым слоям и группам населения – одна из ведущих форм реализации социальных гарантий в переходный период.

     Необходимым условием введения и эффективного функционирования системы минимальных социальных стандартов является обеспечение действенного контроля за их соблюдением на государственном и местном уровнях.

     Таким образом, система минимальных социальных стандартов предназначена для  повышения уровня жизни отдельных групп, сглаживания контрастности в дифференциации населения по уровню доходов и поддержания качества жизни на определённом уровне. 
 
 

  
 
 
 
 

      

 

3. Уровень и качество  жизни в Республике Беларусь

3.1. Динамика основных показателей в Республике Беларусь

           Главной целью и результатом экономической политики страны в 2007г. было и остаётся обеспечение постоянного роста благосостояния народа, дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения.

     За  январь- февраль 2007 г. реальные денежные доходы населения выросли на 25,5% и составили 8,3 трлн. руб. по сравнению с  соответствующим периодом  2006 г. при росте потребительских цен за этот же период на 7,5%. В структуре денежных доходов населения оплата труда составляет 58,2%, социальные трансферты – 80,2%, доходы от официально неучтённой предпринимательской деятельности – 17,9%. [11,с.8]

     Среднедушевые денежные доходы населения в январе –феврале 2007 г. составили в среднем 428,8 тыс.руб., в то время как в феврале минимальный потребительский бюджет на одного члена семьи из четырех человек составил 272 тыс. руб., бюджет прожиточного минимума в среднем на душу-175 тыс.руб.

     Главным источником повышения уровня жизни  населения по-прежнему является рост заработной платы.

     В целом по республике, регионам и большинству отраслей экономики обеспечивается последовательный рост заработной платы, показатели которой соответствуют прогнозным параметрам на 2007 г. Среднемесячная заработная плата работников в целом по республике за январь –март 2007 г. составила 632,8 тыс.руб., в том числе в марте -659,4 тыс., или 307,4 долл. США в эквиваленте, и увеличилась по сравнению с мартом 2006 г. на 18,1 % , что соответствует темпам роста, предусмотренным прогнозом. В бюджетном секторе экономики -574,3 тыс. руб. ,в том числе в марте- 596,7 тыс.руб., или 278,1 долл. США в эквиваленте ,и увеличилась по сравнению с мартом 2006 г. на 13,8%. Уровень среднемесячной заработной платы в экономике должен составить на конец 2007 г. 340 долл.США(300 долл.США- в бюджетной сфере).[13]

Информация о работе Уровень и качество жизни в Республике Беларусь