Условия возникновения отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 14:29, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа по учебной дисциплине «Экономика отрасли» содержит 33 листа печатного текста. Для ее подготовки использовано 10 источников литературы.

Целью курсовой работы является изучение особенностей протекания основных отраслевых организационно-экономических процессов в современных условиях хозяйствования.

Результатом курсовой работы является приобретение теоретических знаний об экономических аспектах функционирования отраслей и практических навыков в сфере анализа отраслевых организационно-экономических процессов и выявление факторов наиболее эффективного функционирования отрасли.

Содержание

Введение

Глава 1 Условия возникновения отрасли

Глава 2 Расчетный раздел

2.1 Себестоимость выпускаемой продукции

2.2 Материальный баланс предприятия

2.3 Корректировка стоимости продукции

2.4 Производственная программа

2.5 Производственная база

2.6 Кадры предприятия

2.7 План реализации продукции

2.8 Финансово-экономические показатели деятельности предприятия

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 480.00 Кб (Скачать файл)

 

Реферат

     Данная  курсовая работа по учебной дисциплине «Экономика отрасли» содержит 33 листа печатного текста. Для ее подготовки использовано 10 источников  литературы.

     Целью курсовой работы является изучение особенностей протекания основных отраслевых организационно-экономических процессов в современных условиях хозяйствования.

     Результатом курсовой работы является приобретение теоретических знаний об экономических  аспектах функционирования отраслей и  практических навыков в сфере  анализа отраслевых организационно-экономических процессов и выявление факторов наиболее эффективного функционирования отрасли.

 

Содержание 

 

Введение

 

      Складывающаяся  в России рыночная система хозяйствования обусловливает необходимость переосмысления форм и методов ведения экономики. Очевидно, что они должны быть иными, чем ранее: многообразными по форме, быстро адаптирующимися к меняющейся обстановке и предполагающими предпринимательское поведение во взаимодействии одновременно со многими субъектами рыночной экономики. 

      Фирма – основное организационно-экономическое звено любой рыночной экономики. Она определяет деловую активность национального хозяйства. Государство при этом создает условия для эффективной работы фирм в виде системы законов и нормативных актов.

      В современной экономической теории фирма – это, с одной стороны, организация, преобразующая исходные ресурсы в конечный продукт, а с другой – юридически самостоятельная форма существования бизнеса, соответствующим образом зарегистрированная предпринимательская единица, обладающая коммерческой самостоятельностью. Ею может быть как крупная корпорация, так и небольшая компания.

      Современная фирма может включать одно или  несколько предприятий, функционирующих  в любых сферах национального  хозяйства. В результатах экономической  деятельности фирм отражаются все проблемы микроэкономики. 
 

 

Глава 1 Условия возникновения отрасли

 

      Появление новых конкурентов на рынке приводит к перераспределению (снижению) долей  рынка, принадлежавших ранее предприятиям, работающим в отрасли. Ввод новых  производственных мощностей влечет за собой обострение конкуренции и, как следствие, уменьшение цен и снижение рентабельности. Реальность такой угрозы зависит от уровня «входного барьера» в отрасль и реакции действующих предприятий на появление новых конкурентов.

      Уровень «входных барьеров», т.е. совокупность экономических, технических и организационных  условий для создания нового производства, определяется рядом факторов, среди  которых необходимо выделить:

  1. Преимущественный тип производства в отрасли и связанный с ними уровень отраслевой себестоимости. Масштабность производства и наличие крупных производителей является препятствием для достижения преимуществ над конкурентами в себестоимости производимой продукции.
  2. Реклама и дифференциация продуктов. Рекламная деятельность способствует формированию уверенности и уважения покупателей по отношению к известным торговым маркам. Степень дифференцированности продукции (наличие большого разнообразие моделей, модификаций одной и той же продукции) означает глубокую сегментированность рынка и высокую степень его занятости.
  3. Потребность в капитале, которая значительно затрудняет начало дела в тех случаях, когда для ведения конкурентной борьбы необходимы крупные средства.
  4. Доступность каналов распределения продукции. Освоенность рынка, как правило, означает, что сети оптовой и розничной продажи, а также другие формы каналов распределения продукции заняты конкурентами.
  5. Консерватизм существующей системы поставок. Характер и устойчивость связей поставщик-потребитель и общее количество поставщиков определяет цену, которое должно оплатить новое предприятие по переориентации существующей системы поставок на себя.
  6. Ряд препятствий в виде дополнительных затрат, не связанных с экономией на объемах производства, а обусловленных наличием определенных действующих отрасли преимуществ.

    Детерминантами  отрасли являются:

    1. факторные условия, т.е. факторы, необходимые для успешного конкурирования в данной отрасли;
    2. условия спроса;
    3. родственные и поддерживающие отрасли;
    4. стратегия фирмы.

      Эти детерминанты, каждый в отдельности и все вместе как система, создают среду, в которой создаются и действуют фирмы: наличие ресурсов и навыков, необходимых для конкурентного преимущества в отрасли; информация, от которой зависит, будут ли замечены и использованы возможности получить конкурентное преимущество и направления применения ресурсов и навыков, имеющихся в распоряжении фирмы; цели, заставляющие фирмы вкладывать средства в ту или иную деятельность и заниматься обновлением производства.

      Условия спроса определяют спрос на внутреннем рынке на товары и услуги, предлагаемые этой отраслью. Важнейшие характеристики структуры спроса на внутреннем рынке:

      - сегментная структура;

      - требования покупателей;

      - предполагаемые потребности покупателей.

      Родственными  называются такие отрасли, в которых фирмы могут взаимодействовать между собой в процессе производства продукции, а также отрасли, имеющие дело с взаимодополняющими продуктами, такие как компьютеры и программное обеспечение. Взаимодействие может происходить в сфере развития технологий, производства, распространения маркетинга и сервиса.

      Стратегия – это выбор фирмой основных долгосрочных целей  и задач, утверждение курса  ее действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей. Конкурентная стратегия должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли и процесса ее изменения.

      Жизненный цикл отрасли – процесс развития отрасли, состоящий из трех этапов:

  1. Этап зарождения. На практике к образованию новой отрасли обычно приводит действие одного из трех условий:
    1. Первоначальное преимущественное преобладание факторами производства часто способствует зарождению отрасли. Набор отраслей зависит от национальных особенностей каждой страны.
    1. Источниками возникновения отраслей могут быть также родственные и поддерживающие отрасли.
    2. Параметры спроса образуют еще одну базу для возникновения новой отрасли.
  1. Этап развития. Для того, чтобы преодолеть первоначальный период формирования отрасли, почти всегда необходимо наличие конкуренции на местном рынке.
  1. Этап упадка. По мере развития отрасли инновационные процессы замедляются или совсем прекращаются.

      Конкуренция представляет собой борьбу продавцов (или производителей товаров и  услуг) за лучшее удовлетворение требований покупателей, а также соперничество  покупателей за приобретение нужных им товаров на более выгодных условиях.

      В период свободного рынка четко определились две основные формы конкуренции  – внутриотраслевая и межотраслевая.

      Внутриотраслевая  конкуренция – конкуренция между  товаропроизводителями одной и  той же отрасли, когда предприятия с более высокой, чем средняя, производительностью труда получают дополнительную прибыль, а технически и организационно-отсталые предприятия, наоборот, теряют часть индивидуальной стоимости производимых ими товаров и разоряются.

      Помимо  внутриотраслевой конкуренции имеет  место и межотраслевая конкуренция. Межотраслевая конкуренция –  это конкуренция между производителями  различных отраслей, выражающаяся в  переливе капиталов из отраслей, имеющих  узкую низкую норму прибыли, в  отрасли с высокой долей прибыли. Она направлена на достижение более высокой эффективности функционирования капитала и объективно ведет к выравниванию отраслевых норм прибыли. Дело в том, что возникновение более высокой нормы прибыли в какой-либо определенной отрасли, вне зависимости от причин, ее вызвавших, побуждает предпринимателей в долгосрочном периоде направлять свои капиталы в данную сферу деятельности.

      В соответствии с методами осуществления  различают ценовую и неценовую  конкуренцию. Ценовая конкуренция  предполагает продажу товаров или предложение услуг по ценам, более низким, чем у других конкурентов. Повышение или понижение цены на товар одним из производителей вызывает адекватную реакцию конкурентов. В данном случае действия конкурентов нейтрализуют преимущество в цене, которого пытался добиться один из хозяйственных субъектов. В результате между конкурентами фактически не происходит перераспределения общих объемов продаж, каждый из конкурентов не ощущает потери своих покупателей. Если и происходит отток или приток покупателей, то это ощущает отрасль в целом под воздействием  понижения или повышения цен всеми товаропроизводителями. В зависимости от направления динамики цен покупатели будут искать способы удовлетворения своих потребностей путем расширения объема закупок товаров в данной отрасли или в других отраслях.

      Неценовая конкуренция предполагает предложение  товаров более высокого качества, с лучшими показателями надежности и сроком службы, с более высокой  производительностью, а также более  высокого ассортимента. Т.е. в какой-то период времени фирма может не иметь перспективы увеличения прибыли за счет снижения цены. Единственным выходом остается неценовая конкуренция: 1) улучшение качества продукта, 2) реклама и 3) различные приемы, стимулирующие сбыт.

 

Глава 2 Расчетный раздел

2.1 Себестоимость выпускаемой  продукции

 

     Материальные  затраты.                                                                        (1)

Исходные данные:

Изделие Расход  материальных ресурсов, ед. Реализуемые отходы, ед. Стоимость материальных ресурсов Стоимость реализуемых отходов
Участок 1 2 3 1 2 3 Уч-к 1 2 3 Уч-к 1 2 3
Ед. Ед.
А 20 30 - 1 1 - Руб. 100 30 - Руб. 15 15 -
Б 40 - 60 2 - 2 $ 20 - 10 Руб. 15 - 15
В - 30 40 - 2 2 - 15 21 Руб. - 20 20

 

     Материальные затраты определяются по следующей формуле:

     Змат = Ц * q – Цотх * q,

     Курс  «доллара»: 1 доллар = 30 руб., курс «евро»: 1 евро = 41 руб.

     а) изделие А1=100*20-15*1=2000-15=1985 руб.

     изделие А2=30*30-15*1=900-15=885 руб.

     Итого изделие А(А1+А2)=1985+885=2870 руб.

     б) изделие Б1=(20*30)*40-15*2=23170 руб.

     изделие Б3=(10*30)*60-15*2=17370 руб.

     Итого изделие Б(Б1+Б3)=23170+17370=40540 руб

     в) изделие В2=(15*41)*30-20*2=615*30-40=18410 руб.

     изделие В3=(21*41)*40-20*2=861*40-40=34400 руб.

     Итого изделие В(В2+В3)=18410+34400=52810 руб 

     Заработная  плата.                                                                                    (2)

     Основная  заработная плата по участкам:

     1 участок – 42,33 руб.,  2 участок  – 48,25 руб.,  3 участок – 27,46 руб.

     Заработная  плата определяется по следующей формуле: ЗП = ∑ ЗПi ,

     а) изделие А (А1+А2)=42,33+48,25=90,58 руб.

     б) изделие Б (Б1+Б3)=42,33+27,46=69,79 руб.

     в) изделие В (В2+В3)=48,25+27,46=75,71 руб. 

     Цеховые расходы определяются по следующей формуле: Зц = Нц * З ,

     где Зц – цеховые расходы, руб.;  Нц – норма цеховых расходов,

     Нц=0,4.                                                                                                         (3)

     а) изделие А: Зц=0,4*90,58=36,23 руб.

     б) изделие Б: Зц=0,4*69,79=27,92 руб.

     в) изделие В: Зц=0,4*75,71=30,28 руб.  

     Заводские расходы определяются по следующей формуле: Зз = Нз * З ,

     где Зз – заводские расходы, руб.; Нз – норма заводских расходов, Нз=0,28.

     а) изделие А: Зз=0,28*36,23=10,14 руб.                                                    (4)

Информация о работе Условия возникновения отрасли