Факторы и модели экономического роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 15:32, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы налицо, т.к. есть необходимость в увеличении темпов экономического роста в связи с отсталостью национальной экономики. Поиск путей его достижения является одним из приоритетных проблем для нашей страны. Цель данной работы – выявить сущность экономического роста, осуществить анализ фактических данных, отражающих динамику экономического роста и механизм развития экономического роста, раскрыть государственные меры по развитию экономического роста и условия его стабильности и, наконец, сформулировать выводы и предложения по рассматриваемому вопросу, исходя из собственного видения изучаемого экономического процесса.

Содержание

Введение.
1. Экономический рост и его измерение.
1.1 Понятие экономического роста.
1.2 Основные модели экономического роста.
1.3 Факторы и типы экономического роста.
2. Государственное регулирование экономического роста.
Государственное регулирование экономического роста.
2.2 Фискальная политика государства и дискреционная фискальная политика .
2.3 Недискреционная фискальная политика.
3. Условия стабильности экономического роста.
Условия стабильности экономического роста.
Тенденции экономического роста в России.
3.3 Современные тенденции экономического роста в России.
4. Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

введение.docx

— 88.69 Кб (Скачать файл)

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             2. Государственное регулирование экономического роста.

 2.1 Государственное регулирование экономического роста.

Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста и следует рассмотреть, какие меры государственного регулирования  наилучшим образом могут стимулировать  этот процесс.

1. Кейнсианцы рассматривают  экономический рост преимущественно  с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие  темпы роста неадекватным уровнем  совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику “дешевых денег”) как  средство  стимулирования капиталовложений. При  необходимости  финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем  чтобы  высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.

2. В  противоположность  кейнсианцам, сторонники “экономики  предложения”  делают упор  на  факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему  сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве  полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого  предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В  отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог  на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют  больше  внимания  краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники “экономики предложения”  отдают  предпочтение долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост  общественного  продукта  при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.

3. Экономисты  разных  теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы  стимулирования  экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют  индустриальную  политику, посредством  которой  правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных  отраслей и способствующие  перемещению  ресурсов из низко производительных  отраслей. Правительство  также  могло бы увеличить  свои расходы на фундаментальные  исследования  и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образование также может способствовать повышению качества рабочей силы и  росту  производительности труда.

При  всей  многочисленности и сложности  возможных методов стимулирования экономического  роста  большинство  экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей, - капиталоемкость и склонность  к  сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования.  

 По поводу методов  государственного регулирования  экономического роста существуют  различные точки зрения. Кейнсианцы  рассматривают экономический рост  преимущественно с точки зрения  факторов спроса. Обычно они объясняют  низкие темпы роста неадекватным  уровнем совокупных расходов, который  не обеспечивает необходимого  прироста ВНП. Поэтому они пропагандируют  политику ”дешевых денег”, рекомендуя  устанавливать низкие ставки  процента как средство стимулирования  капиталовложений. При чрезмерном  экономическом росте кейнсианцы  предлагают использовать финансово-бюджетную  политику для ограничения правительственных  расходов и потребления, чтобы  высокий уровень капиталовложений  не приводил к инфляции.

В противоположность кейнсианцам  сторонники ”экономики предложения” делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к  снижению налогов как средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему  предпринимательскую активность, что, впрочем, не противоречит и кейнсианской политике.

Зарубежные сторонники ”экономики предложения” выступают за введение единого налога на потребление в  качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл  этого предложения состоит в  ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить  или отменить налог на прибыли  корпораций, предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Такая  мера была бы особенно полезна в  настоящее время в российской налоговой политике, поскольку российские хозяйственники, пользуясь бесконтрольностью  государства и его нетребовательностью  к ведению бухгалтерского учета, в массовом масштабе сводят прибыль  к несущественному уровню.

В общем случае можно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочной цели поддержания  необходимого уровня реального ВНП, воздействуя на совокупные расходы. В отличие от них сторонники ''экономики  предложения'' отдают предпочтение долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного  продукта при полных занятости трудоспособного  населения и загрузке производственных мощностей.

Экономисты разных теоретических  направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста.

В 1981 г. бюджетное управление Конгресса США предложило следующий  комплекс мер, направленных на повышение  производительности:

- Модифицирование налогового  законодательства с целью поощрения  сбережений и инвестиций; освобождение  сбережений от подоходного налога; налоговые скидки на инвестиции; увеличение начислений на амортизацию капитала.

- Изменение государственного  регулирования в направлении  использования экономических стимулов, а не административных методов.

- Введение новых показателей,  которые стимулировали бы расходы  на НИОКР.

- Модифицирование государственной  политики, с тем чтобы способствовать  повышению квалификации и адаптации  работников: обеспечение возможности  для переподготовки тех, кто  теряет работу; замена программ, предусматривающих предоставление  рабочих мест, которые не требуют  квалификации, программами профессиональной  подготовки.

- Поощрение развития отраслей  промышленности с высокой производительностью.

Эта программа почти не была выполнена, поскольку правительство  США не посчитало экономический  рост высокоприоритетным направлением. В менее развитых странах, в том числе в России, такие меры по повышению производительности народного хозяйства являются более необходимыми.

Современная российская экономика  обладает некоторыми особенностями, которые  делают актуальными иные меры обеспечения  экономического роста. Главная из особенностей заключается в том, что в отличие  от многих других стран основной вклад в прирост народнохозяйственной прибыли России вносит не труд и не капитал, а рента от использования природных ресурсов. При отсутствии государственного регулирования вся или большая часть ренты присваивается финансовыми спекулянтами и криминальным бизнесом. Но по своей экономической сути рентный доход не имеет непосредственного отношения к предпринимательской или иной коммерческой деятельности - это та часть совокупного дохода, которая во все времена принадлежала собственникам природных ресурсов. В современном мире такими полноправными собственниками являются народы, объединенные в государства.

Возможны два различных  варианта государственной политики регулирования экономического роста. Первый состоит в том, чтобы отменить излишние меры административного регулирования, заменив их на экономические.

Второй вариант состоит  в активном поощрении расходов на НИОКР, что означает в сущности инвестиции в новые знания. Это можно делать с помощью соответствующего налогового режима, а также прямой государственной  поддержки и бюджетного субсидирования науки и образования.

                      2.2  Фискальная политика государства.

Фискальная (лат. fiscalis — казенный) политика — совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как. например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.

Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем в странах Запада используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.

К прямым относятся способы  бюджетного регулирования. Средствами государственного бюджета финансируются: а) затраты на расширенное воспроизводство; 6) непроизводительные расходы государства; в) развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.: г) проведение структурной политики; д) содержание военно-промышленного комплекса и т.п.

С помощью косвенных методов  государство воздействует на финансовые возможности производителей товаров и услуг и на размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., государство стремится добиться возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства.

К числу важных косвенных  методов, содействующих накоплению капитала, относится политика ускоренной амортизации. По существу, государство  освобождает предпринимателей от уплаты налогов с части прибыли, искусственно перераспределяемой в амортизационный  фонд. Однако в этих случаях амортизация  списывается в размерах, значительно превышающих действительный износ основного капитала, вследствие чего повышаются цены на производимую с помощью этого оборудования продукцию. Если ускоренная амортизация расширяет финансовые возможности бизнесменов, то одновременно она ухудшает условия реализации продукции и сокращает покупательную способность населения.  В зависимости от характера использования прямых и косвенных финансовых методов различают два вида фискальной политики государства: а) дискреционную и  б) недискреционную.

                 Дискреционная фискальная политика.

Дискреционная (лат. discrecio —  действующий по своему усмотрению) политика означает следующее. Государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение в целях улучшения экономического положения страны. При этом правительство учитывает следующие проверенные на практике функциональные зависимости между финансовыми переменными величинами.

Первая зависимость: рост государственных расходов увеличивает  совокупный спрос (потребление и  инвестиции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции и занятость трудоспособного населения. Важно учесть, что государственные расходы влияют на совокупный спрос так же, как и инвестиции (действуют как мультипликатор инвестиций, который разработал Дж. Кейнс): мультипликатор государственных расходов МG показывает, насколько возрастает валовой национальный продукт D ВНП в результате увеличения этих расходов DG:

DВНП=DG ´ MG

Естественно, что при уменьшении государственных затрат G сокращается  объем ВНП.

Другая функциональная зависимость  показывает, что увеличение суммы  налогов уменьшает личный располагаемый  доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем  выпуска продукции и занятость  рабочей силы. И наоборот: снижение налогов ведет к возрастанию  покупательских расходов, выпуска продукции  и занятости.

Изменение налогообложения  дает мультипликационный эффект. Между  тем мультипликатор налогов меньше мультипликаторов инвестиций и государственных  расходов. Дело в том, что каждая единица прироста инвестиций (и государственных  расходов) прямо воздействует на увеличение объема ВНП. При уменьшении же налогов растет располагаемый доход, однако, часть его идет на потребление, а оставшаяся доля расходуется на сбережения.

Указанные функциональные зависимости  используются в дискреционной политике государства для воздействия  на экономический цикл. Разумеется, эта политика различается на разных фазах цикла. 

           2.3 Недискреционная, фискальная политика.

Второй вид фискальной политики — недискреционная, или  политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Автоматический стабилизатор – экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты, осуществляемые государством.

На фазе подъема, естественно, растут доходы фирм и населения. Но при прогрессивном налогообложении  еще быстрее увеличиваются суммы  налогов. В этот период сокращается  безработица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей. Следовательно, уменьшаются выплаты пособий по безработице и иные социальные расходы государства. В итоге снижается совокупный спрос, а это сдерживает экономический рост.

На фазе кризиса налоговые  поступления автоматически уменьшаются и тем самым сокращается сумма изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты социального характера, в том числе пособия по безработице. Значит, увеличивается покупательная способность населения, что помогает преодолению спада экономики.

Информация о работе Факторы и модели экономического роста