Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 10:53, курсовая работа
История развития человеческого общества наглядно свидетельствует о том, что рыночная экономика способна создать большее количество товаров и услуг для большего количества людей, чем какая-либо другая экономическая система. И объясняется это тем, что в условиях рыночной экономики обеспечивается высокая мотивация к творческому труду, прогрессу, люди сами делают свой выбор, чем заниматься. При этом возникает высокая степень риска и ответственности в хозяйственной деятельности, что развивает инициативу, предприимчивость и ведет к высоким результатам развития общественного производства.
Во-первых, должна расти производительность труда, иначе рост зарплат приведет кснижению рентабельности и конкурентоспособности предприятий и закроетвозможности для инвестиций. Во-вторых, необходима интенсивная модернизацияпотребительских отраслей, так как резервные мощности, которые могут бытьзадействованы при переходе к выпуску новой продукции, не превышают 10%незагруженных мощностей. Реализация этих условий предполагает развертываниеинвестиций именно в отраслях, ориентированных на внутренний рынок. Пока жеэтот процесс практически не заметен. Если в экспортном секторе инвестициивыросли на 18,2%, то во внутренне ориентированном – сократились на 8%.
В этих условиях повышение оплаты труда становится весьма шаткой основой для экономического подъема. Оно снижает инвестиционные возможности трудоемкихотраслей, а также стимулирует расширение конкурирующего потребительскогоимпорта. И как следствие промышленный рост в последние месяцы 2001 годаформировался главным образом не расширением технологически связанных очаговоживления, а точечным ростом производства отдельных видов продукции. А соктября по январь экономика России отчетливо стагнировала.
Говоря о типе экономического роста, мы приходим к выводу, что он преимущественно экстенсивный. В основном у предприятий (ориентированных навнутренний рынок) пока нет средств ни на замену оборудования для повышенияпроизводительности труда, ни даже просто на расширение. Сейчас загружаютсяранее простаивавшие мощности. И только единицам удается перейти на болеевысокий уровень производительности труда, как правило, за счет собственныхсредств и в меньшей степени используя сторонние инвестиции. Но сейчас, когдадевальвационный импульс почти угас, повышаются тарифы естественных монополийи конкуренция со стороны импорта ощущается все острее, компаниям приходитсязадумываться не о количественном росте, а качественном шаге в своем развитии.
Я с полной уверенностью могу сказать, что китайский или малазийский, или любойдругой подобный путь развития экономики не приемлем для России. Никогдаприродные ресурсы, а особенно рабочая сила не будут у нас дешевле, чем вКитае. Поэтому отечественным предприятиям ставку нужно делать на выпуск недешевой, но низкокачественной продукции, а высокотехнологичной, пусть иболее дорогой. Только скачек через ступень в технологическом развитииспособен приблизить нас к промышленно развитым странам.
3.2 Перспективы экономического роста в России
Суть задачи, которую предстоит решать России, - догоняющая (точнее, опережающая) постиндустриализация.
Решение этой задачи не имеет исторических аналогов. Нет опыта, на который можно опереться. Наиболее развитые страны мира - пионеры постиндустриализации- не решали задачи догоняющего развития. А страны, демонстрировавшие впоследние десятилетия чудеса роста (Южная Корея, Тайвань, Китай и др.),осуществляли переход от традиционного (аграрного) общества к индустриальному,т. е. решали иные задачи.
Главная особенность развития в условиях постиндустриальных вызовов - резкое сужение временных интервалов, на которые можно ориентироваться при разработкестратегии. Если в индустриальную эпоху можно было наметить приоритеты ростана 30 - 40 лет, а при их достижении благополучно войти в ряды передовых стран(что и сделала в свое время Германия, а потом - Япония и СССР), то теперьприоритеты меняются быстро. Можно попытаться превзойти весь мир впроизводстве компьютеров на душу населения, разработать программы производства лучших в мире самолетов и телефонов, но к моменту их осуществления выяснится, что мир ушел далеко вперед. Причем ушел в направлении, о самой возможности которого при разработке программы никто и недогадывался.
Постиндустриальный прорыв предполагает выдвижение на передний план гибкости и адаптивности экономической системы, способности экономических агентов быстрои адекватно реагировать на меняющиеся вызовы времени. Раньше ключевымориентиром государственной политики была концентрация ресурсов, теперь -адаптивность. Причем "неформальная" адаптивность сейчас куда важнееформальных показателей уровня развития, измеряемого данными о среднедушевомВВП.
В постиндустриальном обществе доминирующими в ВВП и занятости становятся услуги. Россия уже идет в этом направлении, но движению надо придатьцеленаправленный и последовательный характер. Стратегия прорыва (а неповтора) должна ориентировать на усиленное развитие сектора услуг, особенновысокотехнологичных.
«Промышленная (или структурная) политика» ни в коем случае не должна ориентироваться ни на «назначение победителей», ни даже на их "выбор". Обаподхода означают консервацию пропорций, а ведь новая экономическая структурау нас только формируются. Гораздо важнее стратегия постоянной корректировкиструктуры, при которой власть готова гибко защищать политическими (в томчисле внешнеполитическими) методами всех, кто добивается успеха в мировой конкуренции.
Акцент на секторе услуг не означает забвения других секторов, по которым у страны есть определенные перспективы развития (например, автомобиле- исамолетостроение). Однако надо отдавать себе отчет, что при всей важностиразвития этих секторов (политической, технологической и социальной) они вряд ли станут точками прорыва в постиндустриальную систему. Современная экономикав основном не индустриальная, на долю промышленности, сельского хозяйства вразвитых странах приходится меньше четверти валового внутреннего продукта, унас гораздо больше, и, к сожалению, именно промышленные предприятияопределяют приоритеты экономической политики. И более того, не простопромышленные предприятия, а предприятия, связанные со старой промышленностью,то есть с энергетикой, с металлургией. Получается, что крупнейшие нашиэкономические игроки и политические лоббисты представляют интересы старойпромышленной экономики. Никто, к сожалению, сейчас в России не лоббируетновую экономику. Она у нас осталась без своих лоббистов и в правительстве, иза его пределами. Если посмотреть состав участников встреч президента спредставителями крупного бизнеса. Ему подсказывают, в каком направлениипроводить экономическую политику нефтяники, металлурги, машиностроители,энергетики и т.п., что никак не способствует переменам в структуре нашейэкономики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1) Экономический рост
можно определить, как рост реального
ВНП или рост реального ВНП на душу населения.
Он обеспечивает прирост производства,используемый
для решения внутренних и международных
социально-
2) Экономический рост
определяется следующими
3) При экстенсивном
4) Экстенсивный путь развития
носит застойный характер, фактически
неттехнического прогресса, морально
и физически изнашиваются
5) Государство может играть значительную роль в экономическом росте при правильной налоговой политике и политике инвестирования.
6) Циклическое развитие - это проявление самой сущности развития производства, его естественное свойство, способ его прогрессивного движения.
То есть - это форма движения национальных экономик и мирового хозяйства как единого целого, предполагающая смену революционных и эволюционных стадийразвития экономики, экономического прогресса.
И, наконец, мы подтвердили, что экономика нашей страны также описывается общепринятыми экономическими категориями и подчиняется классическим законамразвития рыночного хозяйства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Учебники, монографии, брошюры