Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 16:56, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является полное раскрытие понятия рынка, рассмотрение сущности, механизма деятельности, функций рынка, определение факторов влияющих на структуру рынка.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1). Определить следующие понятия: рынок, функции рынка, рыночная экономика, структура рынка, инфраструктура рынка, преимущества рынка, недостатки («провалы» или «фиаско») рынка.
2). Раскрыть содержание функций рынка, показать преимущества рыночной экономики в использовании ограниченных ресурсов на основе анализа функций рынка.
3). Определить критерии классификации видов рынков. Дать обоснование критериям их классификации.
4). Определить факторы, влияющие на структуру рынка.
Введение
Глава 1. Понятие рынка. Рыночный механизм и его функции
1.1 Понятие рынка
1.2 Сущность рынка. Условия возникновения рынка
1.3 Функции рынка
1.4 Структура рынка. Инфраструктура рынка
1.5 Рыночная экономика
Глава 2 Типология рынков. Конкуренция и монополия в рыночном механизме
Виды рынков
Рынок совершенной конкуренции
Рынок чистой монополии
Рынок монополистической конкуренции
Рынок олигополии
Глава 3 Факторы и характеристики
3.1 Факторы и характеристики определяющие структуру рынка
Заключение
Список литературы
Приложение
Не менее важным условием возникновения рынка является специализация. Специализация — форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса. В промышленности различают три основные формы специализации: предметную (например, автомобильные, тракторные заводы), подетальную (например, завод шарикоподшипников), технологическую — стадийную (например, прядильная фабрика). Специализация в настоящее время достигла такой степени, что окружающие нас предметы уже, как правило, невозможно произвести в одиночку. Необходимость в постоянном обмене плодами специализированного труда определяет сегодня характер взаимоотношений людей в обществе.
Важной причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека. Даже самый способный человек может произвести лишь небольшое количество благ. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Их общее количество имеет пределы, а применение в какой-либо одной сфере исключает возможности такого же производственного использования в другой. В экономической теории это явление получило название закона ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов преодолевается посредством обмена одного продукта на другой через рынок.
Формирования рынка произошло в результате экономической обособленности товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться результатами своего труда. Благами обмениваются полностью независимые, автономные в принятии хозяйственных решений производители. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать. Адекватным правовым режимом состоянию экономической обособленности является режим частной собственности. Обмен продуктами человеческого труда в первую очередь предполагает наличие частной собственности. С развитием частной собственности развивалось и рыночное хозяйство. Наиболее высокого уровня частная собственность и рыночные отношения достигли при капитализме. Объекты частной собственности многообразны. Они создаются и приумножаются за счет предпринимательской деятельности, доходов от ведения собственного хозяйства, доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, акции и другие ценные бумаги.
Обособленность товаропроизводителей, постепенно начала распространяться, на коллективную и другие формы собственности. Появились кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные и смешанные предприятия.
Помимо
того, одним из факторов становления рынка
кроется и в возможности для каждого экономического
субъекта обеспечивать свои интересы.
Так же, рынок предполагает свободу конкурентного
поведения, свободу хозяйствования, защиту
интересов конкретного товаропроизводителя.
Внерыночное регулирование хозяйства
неизбежно в любой системе, однако чем
меньше скован товаропроизводитель, тем
больше простора для развития рыночных
отношений.
1.2 Функции рынка
В современной экономике рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя следующие основные взаимосвязанные функции:
С
учетом функций рынка его элементами
выступают: производители и потребители;
цены; спрос и предложение; конкуренция
("невидимая рука провидения",
по А. Смиту).
1.4 Рыночная экономика
Рыночная
экономика - это система экономических
отношений по поводу купли-продажи
товаров и услуг, осуществляемой
с помощью денег в условиях
плюрализма всех форм собственности, свободной
конкуренции и ценообразования,
обеспечивающая эффективность решения
социально- экономических проблем.
Современная рыночная экономика
представляет собой сложнейший организм,
состоящий из огромного количества
разнообразных
Основными принципами функционирования рыночной экономики являются:
1.5
Структура рынка. Инфраструктура
рынка
Рыночной экономике необходима инфраструктура (от лат. infra – ниже, под и structura–строение, расположение) – комплекс рыночных институтов, обеспечивающих взаимосвязь основных макроэкономических потоков. Применительно к рынку (рыночной экономике) инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых и экономических отношений, связывающую эти отношения при всем их многообразии в одно целое. Иными словами, инфраструктура рынка - это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Ее характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка, так и совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка.
Организационная база инфраструктуры рынка включает снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий.
Материальная база состоит из транспортных систем, складского и тарного хозяйства, информационной системы и средств связи.
В кредитно-расчетную базу входят отдельные банковские и страховые системы, крупные самостоятельные банковские и кредитно-сберегательные учреждения, а также различные по объему операций средние и мелкие коммерческие банки.
Важнейшими элементами рыночной инфраструктуры являются ярмарки, аукционы, биржи. Элементом инфраструктуры рынка выступает кредитная система. Она включает банки, страховые компании, фонды профсоюзов и любых других организаций, обладающих правом коммерческой деятельности. Ядро кредитной системы — банковская система. Она включает в себя национальный (государственный), коммерческие (осуществляют прием вкладов и превращение их в кредит), ипотечные (дают деньги под залог недвижимости), инновационные (кредитуют разработку технологических нововведений) и инвестиционные банки.
В рыночную инфраструктуру входят и государственные финансы. Их основу составляют республиканские и местные бюджеты. Через госбюджет происходит перераспределение доходов, финансирование производственных и социальных программ.
Важной
частью инфраструктуры рынка является
разветвленная система
2. Типология рынков. конкуренция и монополия в рыночном механизме
Итак,
по определению рынок – это организованная
структура, в которой существуют производители
и потребители, продавцы и покупатели,
где в результате взаимодействия спроса
потребителей (спросом называется количество
товара, которое потребители могут купить
по определенной цене) и предложения производителей
(предложение – это количество товара,
которое производители продают по определенной
цене) устанавливаются и цены товаров,
и объемы продаж.6 Существуют множество
видов рынков, главные из которых можно
сгруппировать по следующим четырем признакам7:
Таблица2.1.1 Основные виды рынков
по виду продаваемого товара | по масштабам охвата территории | с точки зрения соответствия действующему законодательству | по уровню конкуренции |
1 | 2 | 3 | 4 |
-
рынок сырья;
- рынок материалов; - рынок драгоценностей; - рынок средств производства; - рынок недвижимости; - рынок
потребительских товаров и - рынок
информационного и - рынок инноваций; - рынок капитала; - рынок валюты; - рынок ценных бумаг; - рынок труда, рабочих мест и рабочей силы |
- мировой рынок
- зональный рынок - региональный рынок - национальный рынок - внутренний
и внешний рынок ( |
- легальный
(официальный) рынок
- нелегальный (теневой, чёрный…) рынок |
- рынок совершенной
конкуренции (высококонкурент- - рынок монополистической конкуренции, - рынок олигополии, - рынок чистой монополии (закрытый) |
В качестве исходного рыночного критерия целесообразно признать деление рынков по признаку «факторы производства».
Каждый из рынков, в свою очередь, можно разделить на составляющие элементы. Так, рынок средств производства включает рынок земли, станков, кормов, газа и т. д.; рынок информации - рынки научно-технических разработок, ноу-хау, патентов и др.; финансовый рынок - рынки ценных бумаг, банковских ссуд и других кредитных ресурсов.
В условиях углубления и расширения хозяйственных связей товарные рынки утрачивают национальные и территориальные границы, превращаясь в мировые товарные рынки, на которых выступают торговцы всех стран. Вместе с тем пока продолжают существовать и относительно обособленные национальные рынки отдельных товаров в пределах государственных границ. Среди множества товарных рынков выделяются крупные рынки сырьевых, продовольственных товаров, машин и оборудования, других готовых изделий, рынки рекламных, строительных, туристских и иных услуг, а также фрахтовый, валютный и кредитный рынки. Существуют особые виды рынков: товарные биржи, аукционы, торги, выставки, ярмарки.8
Информация о работе Факторы и характеристики определяющие структуру рынка