Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 15:14, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в определении особенности организации американской модели центрального банка, - Федеральной Резервной Системы США, - и его роли в проведении денежно-кредитной политики в стране.
Для реализации поставленной цели были решены перечисленные ниже задачи:
- рассмотреть историю и причины создания ФРС США;
- проанализировать организационную структуру ФРС США;
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. История создания и особенности Федеральной резервной системы США……………………………………………………………………..……..…..5
1.1 История создания Федеральной резервной системы……………………….5
1.2 Особенности ФРС……………………………………………….…………….7
Глава 2. Структура и функции ФРС США……………………………………..10
2.1. Организационная структура ФРС США…………………………………..10
2.2. Цели деятельности и функции ФРС США………………………………..16
Глава 3. Роль ФРС США в проведении денежно – кредитной политики…...20
3.1. Операции на открытом рынке……………………………………………...20
3.2. Дисконтная политика……………………………………………………….25
3.3. Политика обязательных резервов………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………….36
Библиографический список……………………………………………………..37
Кредиты по учетной ставке Федеральной Резервной Системы для коммерческих банков бывают трех видов: первичный кредит; вторичный кредит; сезонный кредит.
Таблица 3 - Виды кредитов по учетной ставке
Виды кредитов по учетной ставке Федеральной Резервной Системы | |
первичный кредит | |
вторичный кредит | |
сезонный кредит |
Первичный кредит (primary credit) – наиболее общий вид кредитования, к которому прибегают банки для решения проблем ликвидности в краткосрочном периоде, возникших в результате временного уменьшения объема депозитов. Он доступен на очень короткий срок и только для банков, не имеющих каких-либо серьезных трудностей. Перед тем, как обратиться в окружной Федеральный Резервный Банк за первичным кредитом коммерческий банк не обязан искать альтернативные источники займа. По предписанной программе 2003 года ФРБ устанавливают ставку по первичному кредиту, по крайней мере, каждые 14 дней после с ее рассмотрения и утверждения в Совете управляющих ФРС.
Вторичный кредит (secondary credit) выдается банкам, испытывающим серьезные трудности с ликвидностью из-за нехватки депозитов и не имеющих право на получение первичного кредита. В большинстве случае банки, претендующие на его получение, имеют статус проблемных кредитных учреждений. Вторичные кредиты также выдаются на короткий срок, но, как правило, под больший процент, чем первичные.
Сезонный кредит (seasonal credit) предоставляется по сезонной схеме в определенное время года ограниченному числу банков, сравнительно небольших по объему депозитов и сталкивающихся с сезонными проблемами по формированию необходимых фондов (банки, работающие в сельскохозяйственных районах).
Процент по сезонному кредиту сравнительно небольшой. С конца июня 2010 г. по март 2011 г. продолжают действовать одни и те же ставки по первичным и вторичным кредитам, которые составляют 6.25% и 6.75% соответственно. Сезонный кредит сейчас на начало 2013 года равен ставке 5.30%.
Также можно привести пример запуска программы LSAP3 со стороны Федеральной Резервной Системы в сентябре 2012 г.
И явно стали расходящиеся спрэды между ставками на первичном и вторичном ипотечном рынке США.
Так как программа LSAP3 только-только набирает обороты и продлится согласно заявлению Бернанке до того момента, пока уровень безработицы в США не опустится ниже 6,5%.
Несмотря на то, что сектор недвижимости формирует чуть более 2% ВВП США, восстановление данного сегмента экономики, наиболее сильно пострадавшего от кризиса 2008 г., является крайне важным для экономики (рост рядового американца, новые рабочие места, повышение качества залогового обеспечения и т.д.)
Деятельность участников финансирования недвижимости в США происходит на двух принципиально различных рынках ипотечных кредитов. Процесс предоставления кредитными институтами ипотечных кредитов на приобретение жилья заемщиками, когда гарантией возврата кредита является залог приобретаемой недвижимости, и обслуживание выданных кредитов (сбор платежей) происходят на «первичном» рынке. На «вторичном» рынке ипотечных кредитов происходит продажа кредитором выданных им ипотечных кредитов инвесторам, а также перепродажа этих кредитов между инвесторами
Рисунок 1 – Функциональные связи между государством, ФРС и населением
Дисконтная политика приобретает особенно большое значение в периоды экономических и финансовых кризисов как средство поддержания устойчивости кредитно-денежной системы – в моменты, когда ухудшается ликвидность банков и других финансовых институтов, в основном из-за обвалов на фондовом рынке. В этих ситуациях появляется значение Федеральной Резервной Системы США как центрального банка: она действует в качестве банка банков и выступает кредитором в последней инстанции – крайне важное условие проведения успешной денежно - кредитной политики [11].
В настоящее время, при отсутствии кризисных ситуаций, банки редко обращаются к дисконтному окну, поскольку процедура получения кредитов сопровождается проверкой Федеральной Резервной Системой их деятельности, и банки предпочитают заимствовать денежные ресурсы на рынке межбанковских кредитов по ставке федеральных фондов. Уровень базовых ставок Федеральной Резервной Системы - ставки по федеральным фондам и учетной ставке - служит главным образом для влияния на состояние экономической активности через денежно - кредитную систему и рынок ценных бумаг.
Снижение базовых ставок производится Федеральной Резервной Системой в периоды уменьшения деловой активности и служит сигналом для общего понижения процентных ставок в стране. Это приводит к удешевлению банковского кредита, также к облегчению условий кредитования через рынок долговых ценных бумаг. Сравнительная дешевизна и доступность кредита ведет к определенному повышению деловой активности и помогает преодолеть экономические кризисы, стимулирует рост инвестиций в акции, благодаря чему повышается экономическая активность. Когда силы циклического подъема действуют чрезмерно активно и наблюдается повышение темпов инфляции, Федеральная Резервная Система прибегает к повышению базовых ставок, подавая сигнал о необходимости удорожания кредита. Рост ставок процента ограничивает кредит и ведет к сдерживанию деловой активности.
Наиболее важным преимуществом дисконтной политики является то, что Федеральная Резервная Система может использовать ее для выполнения своей функции кредитора в последней инстанции.
Главный недостаток заключается в ее более слабом влиянии на предложение денег по сравнению с операциями на открытом рынке. Вдобавок операции на открытом рынке легче обратимы, чем изменения учетной ставки.
До 1980 года требовалось, чтобы на счетах в Федеральных резервных банках держали свои резервы только банки-члены ФРС; остальные банки должны были удовлетворять резервным требованиям, предъявляемым штатами, которые, как правило, позволяли держать значительную часть резервов в виде приносящих доходы ценных бумаг. В связи с тем, что по средствам на счетах в ФРБ не выплачивался процент, становиться участником этой системы было невыгодно. В 1980 г. Конгрессом США был принят закон о дерегулировании депозитных учреждений и монетарном контроле, согласно которому все банки обязаны удовлетворять единым требованиям и держать собственные резервы в виде кассовой наличности в своем учреждении и в виде депозитов в ФРБ. В результате введения такого положения, сокращение числа банков-членов ФРС прекратилось и различия между ними и остальными банками уменьшились.[9].
Изменение нормы обязательных резервов служит самым кардинальным методом регулирования. На практике Федеральная Резервная Система очень редко изменяет нормы обязательных резервов, поскольку это средство действует очень существенно и может единовременно сокращать или увеличивать денежную массу в больших масштабах. Более того, изменение резервов настолько действенно, что для небольших изменений предложения денег нужны крайне малые корректировки норм обязательного резервирования – сотые и даже тысячные доли процента. Этот эффект достигается при проведении операций на открытом рынке, благодаря чему в обычной ситуации у Федеральной Резервной Системы нет необходимости прибегать к прямому изменению норм обязательных резервов. Непосредственное использование этого инструмента приходится только на периоды экономических кризисов.
Круг депозитов, на которые требуется обеспечить резервное требование, ограничен тремя типами:
По закону не существует требований к резервному обеспечению личных сбережений и срочных вкладов. Это стало возможным благодаря тому, что действующая в США система страхования кредитными учреждениями депозитов в Федеральной корпорации страхования депозитов показала свою надежность. В сочетании с другими мерами по защите прав вкладчиков и с учетом достигнутого уровня развития американской банковской системы положение личных сбережений и срочных депозитов стало достаточно прочным. Освобождение этих видов счетов от обязательного резервного покрытия в ФРС направлено на снижение издержек банков при работе с такими счетами, увеличение их доходности, и таким образом стимулируется рост личных сбережений.
Для трансакционных счетов установлены пределы от 0 до 14%. В этих рамках ФРС применяет норму резервных обязательств в размере 3% для трансакционных счетов определенной величины и 10% для более крупных счетов. Пределы резервных требований по неличным срочным счетам установлены от 0% до 9%, и в этих рамках ФРС может вносить изменения с учетом сроков их погашения. Еще с 1990 года Федеральная Резервная Система сделала равным 0% нормативы резервов по неличным и евродолларовым счетам, то есть не применяла по ним отчислений в резервы.
Сумма трансакционных счетов, норма резервирования по которым составляет 0%, называется «освобожденной» суммой Она пересматривается каждый год и увеличивается на 80% от прироста объема всех подлежащих частичному резервированию депозитов.
Сумма будет сохранена на прежнем уровне, если в прошлом году произошло снижение объемов депозитов. С декабря 2010 г. по декабрь 2012 г. размер «освобожденной» суммы увеличился на 3 миллиона долларов (с 5.5 до 8.5 миллионов долларов), возрастая из года в год в среднем на 0.52 млн.
Сумма трансакционных счетов, подлежащая 10 процентному резервированию, изменяется каждый год на 80% от возрастания или снижения в общей сумме трансакционных счетов всех кредитных учреждений страны. С декабря 2010 г. по декабрь 2012 г. наблюдался стабильный рост устанавливаемой суммы с 42.1. до 48.3 млн. долл., а конец 2012 г. ознаменовался снижением ее на 2.5 млн. долл., что является результатом сдерживающей кредитно-денежной политики ФРС США.
В США в состав резервных активов, которые могут быть использованы для удовлетворения резервных требований, входят только два типа денежных активов.
Это кассовая наличность (т.е. банкноты и монеты, хранящиеся в кассах и сейфах кредитных учреждений) и резервные счета в федеральных резервных банках (федеральные фонды). Сумма резервных счетов в федеральных резервных банках и той части кассовой наличности, которая обычно используется для резервных потребностей, называется суммарными резервами. Суммарные резервы делятся на две части. Первая – это обязательные резервы, величина которых определяется действующими нормами. Вторая часть – это избыточные резервы, величина которых равна превышению фактических резервов над обязательными. Очевидно, что банкам невыгодно иметь избыточные резервы, поскольку это ограничивает их возможности совершения активных кредитных операций. Но банк не может допускать и дефицита резервов, в этих случаях на депозитные учреждения накладывается штраф.
Резервные счета в федеральных резервных банках являются беспроцентными. Поэтому кредитные институты, являющиеся держателями этих счетов, не заинтересованы в возникновении излишков, а тем более в том, чтобы эти излишки принимали значительные размеры. Происходит торговля федеральными фондами: кредитные институты, имеющие недостаток на резервных счетах, покупают излишки у своих партнеров. Как уже рассказывалось, ставка процента по федеральным фондам имеет большое значение и служит одним из главных ориентиров для кредитной системы и всей экономики.
Основное преимущество механизма обязательного резервирования при осуществлении контроля над предложением денег состоит в том, что он в равной степени воздействует на все банки и оказывает мощное влияние на предложение денег. Но с другой стороны существуют и недостатки [16]:
Во второй главе курсовой работы были проанализированы три главных инструмента денежно-кредитной политики. ФРС большую значимость отдает операциям на открытом рынке по сравнению с изменением норм обязательных резервов или дисконтной политикой для регулирования предложения денег. Их проведением занимается Комитет по операциям на открытом рынке через менеджера ФРБ Нью-Йорка, это гибкие, легко обратимые и быстрые операции. Комитет старается осуществлять сделки на открытом рынке таким образом, чтобы в результате не отклонятся от определенной целевой ставки по федеральным фондам. Эта ставка является главным ориентиром при определении ставок процента и курса ценных бумаг. Ее повышение приводит к сдерживанию объемов кредитования и притоку иностранных инвестиций. С июля 2011 года она остается неизменной (5.25%). К непосредственным операциям с ценными бумагами относятся краткосрочные сделки РЕПО, а также операции с долгосрочными правительственными облигациями и казначейскими обязательствами, что влияет на возможности банков по кредитованию экономики и, в конечном счете, на величину денежной массы в стране. Это довольно хорошо отлаженный механизм и ФРС США успешно осуществляет свою деятельность на открытом рынке страны.
Следующий вывод, который можно сделать, касается дисконтной политики. В рамках этой политики ФРС выполняет функцию кредитора в последней инстанции. Неоспоримо важна для стабильности банковской системы возможность получения кредита от Федеральной Резервной Системы банком, имеющим трудности с ликвидностью. Рефинансированием занимаются Федеральные Резервные Банки, участвуя в установлении 3-х учетных ставок в рамках дисконтного окна, которое призвано регулировать объемы рефинансирования. По каждой учетной ставке существует отдельный вид кредита и условия его получения, коммерческие банки не могут слишком часто ими пользоваться. Учетные ставки изменяются в том же направлении, что и ставка по федеральным фондам. Однако с помощью дисконтной политики осуществлять контроль над предложением денег гораздо сложнее, из-за трудности предсказания объемов рефинансирования.