Финансирование культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 17:31, реферат

Краткое описание

Действующее законодательно в сфере культуры предусматривает, что государство берет на себя обязательства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….4
I. БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ И
ИСКУССТВА………………………………………………………………………5
1. Содержание расходов бюджета на культуру и искусство………………5
2. Порядок расчета расходов учреждений………………………………….9
3. Организация планирования и финансирования расходов на учреждения культуры и искусства………………………………………………………………..…12
II. СИСТЕМА ПЛАТНЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ………………17
III. ФИНАНСИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В 2005г………………………………………………………………..….20
1. Формирование бюджета 2005г. по новой бюджетной классификации расходов…………………………………………………………………………..……..21
2. Бюджет раздела “Культура, кинематография и средства массовой информации”……………………………………………………………………………22
3. Снижение ставки единого социального налога……………….…………24
4. Финансирование основных мероприятий раздела и проектной деятельности……………………………………………………………………….……25
Заключение………………………………………………………………….…….28
Список использованной литературы……………………………………………..30

Вложенные файлы: 1 файл

финансирование культуры.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

При расчете объемов бюджетного финансирования по театрам и концертным организациям также определяются объемы предполагаемого поступления доходов, которые зависят от количества обслуживаемых зрителей и средней цены билета. Чтобы рассчитать количество зрителей, необходимо вместимость зрительного зала умножить на количество планируемых спектаклей и их среднюю посещаемость. Все спектакли распределяются на утренние, дневные и вечерние. Цена билетов зависит от времени проведения спектакля. Кроме доходов от спектаклей театры могут получать доходы от оказания услуг населению. Методика расчета расходов по основным статьям расходов не имеет каких либо особенностей. Фонд оплаты труда артистического и художественного персонала подразделяются на фонд оплаты труда штатных работников и приглашенных. Затраты на новые постановки, реализацию билетов, рекламу, другие расходы регулируются объемом доходов и бюджетных поступлений. Бюджетные средства, как правило, выделяются в виде субсидий. Смета театра представляет собой финансовый план, состоящий из двух разделов: доходы и поступления; расходы и отчисления. В первом разделе учитываются доходы от сборов по основной деятельности, прочие доходы, бюджетные субсидии. Во втором – все расходы, независимо от источников их покрытия.

В отличие от театров концертная деятельность включает в себя различные жанры – эстрадные, филармонические и т.д. Государственная финансовая поддержка оказывается филармоническому направлению, так как из-за своей специфики оно наиболее убыточно. Расчеты и обоснования по финансированию концертных организаций аналогичны театральным.

В важнейшем государственном документе – Плане действий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 гг. обосновывалась необходимость внедрения контрактных методов финансирования учреждений культуры. Это значит, что в практику взаимоотношений между государственным учредителем и исполнителем услуг в сфере искусства входят договорные отношения с условием предоставления бюджетных средств по стабильному нормативу. В то же время дискуссионным остается вопрос о критериях выбора единицы нормирования. При большом разнообразии не похожих друг на друга учреждений и организаций культуры сложно определить как единицу нормирования, так и стоимость бюджетной услуги. Так, в театрах объем услуг может быть выражен в количестве обслуженных зрителей и в количестве спектаклей. Нельзя не заметить, что рыночная ценность услуг культуры не всегда свидетельствует о ее художественном уровне. В то же время зрительский спрос является лучшим индикатором результативности работы театра. Установление жесткой связи между государственным финансированием и числом зрителей может оказаться дестимулирующим фактором, что свидетельствует о необходимости индивидуального подхода к проектируемым расходам.

 

 

 

3. Организация планирования  и финансирования расходов на  учреждения культуры и искусства

В настоящее время Министерство культуры и массовых коммуникаций  РФ финансирует федеральные учреждения и организации. Их перечень определяется правительством РФ. В него входят библиотеки, музеи, театры, учебные заведения, имеющие особую культурную значимость для России, а их деятельность является эталоном в сфере культуры и искусства.

Бюджетные ассигнования выделяются на следующие цели:

  • оплату труда    работников     (специалистов,     творческого, управленческого,  производственного  и вспомогательного персонала) как состоящих в штате,  так и привлекаемых по  договорам,  выплату гонораров    авторам   произведений,   используемых   организацией культуры;
  • содержание зданий  (включая  расходы  на  коммунальные услуги, освещение,  текущий  ремонт   и   прочие   аналогичные   расходы), оборудования, транспорта и (или) затраты на их аренду;
  • содержание природных  комплексов  и  объектов,  относящихся  к данной организации культуры;
  • содержание животных в зоопарках и цирках;
  • комплектование библиотечных   фондов,   формирование  новых  и пополнение существующих музейных  коллекций,  обеспечение  особого режима   их  хранения,  приобретение  материалов  для  реставрации фондов, научно - методическую деятельность;
  • материальное обеспечение художественного воплощения творческих замыслов (создание  новых  постановок,  представлений,  подготовку концертных  программ  и других видов массовых зрелищ,  организацию фестивалей,  выставок,  проведение работ по созданию и  обновлению экспозиций)   и  поддержание  в  рабочем  состоянии  материального оформления   постановок   (программ,   номеров),    художественных экспозиций;
  • оснащение организации   культуры   современными   техническими средствами   и   оборудованием,   в   том   числе  обеспечивающими безопасность фондов хранения и здания организации культуры;
  • проведение капитального ремонта;
  • реставрацию памятников  истории,   культуры   и   архитектуры, переданных в пользование организации культуры;
  • другие затраты, связанные с основной деятельностью организации культуры.

    Запрещается нецелевое  использование  бюджетных  ассигнований, выделяемых  на  осуществление  основной  деятельности  организации культуры,  в  том  числе  размещение  бюджетных  ассигнований   на депозитных счетах кредитных учреждений и приобретение ценных бумаг для получения организацией культуры дополнительного дохода. Поступление средств из внебюджетных источников не является основанием   для   уменьшения   размера   бюджетных   ассигнований организации культуры.

Массовая сеть государственных учреждений культуры финансируется за счет региональных и местных бюджетов. В зависимости от своего расположения библиотеки, музеи, театры, дома и дворцы культуры, другие учреждения различаются по масштабам деятельности, числу работников, охвату населения. Значительное количество мелких учреждений культуры, расположенных в сельской местности, ориентировано в основном на бюджетное финансирование. Крупные муниципальные учреждения культуры имеют признаки юридического лица, среди которых наличие самостоятельной сметы доходов и расходов. Исходя из этого и финансирование объектов культуры может быть как сводным, так и индивидуальным.

По-разному строится и механизм общего объема бюджетных средств на финансирование культуры. Все ассигнования по бюджету крупной территориальной единицы делятся на две части. Первая предназначена для финансирования государственных учреждений, вторая – для финансирования программ и мероприятий, а также обеспечения деятельности  негосударственных организаций и частных лиц, вносящих вклад в развитие отрасли. Вторая часть ассигнований представляет собой целевую статью расходов, при формировании которой применяется методология “от достигнутого уровня”, или же выделение средств осуществляется в определенной пропорции от расходов на содержание отрасли. За счет средств этой статьи могут финансироваться культурные программы и мероприятия как государственных, так и негосударственных учреждений культуры. В данном случае применяется программно-целевой метод обоснования и выделения средств. Этот метод можно отнести к числу новаторских. В качестве приоритетных направлений деятельности, подлежащих финансированию, рассматриваются, как правило, такие как:

  • сохранение и восстановление памятников истории, культуры и архитектуры;
  • сохранение народных традиций (поддержка фольклорного ансамбля, центров декоративно-прикладного искусства, самодеятельного творчества и др.);
  • развитие региональных культур малочисленных народов (создание центров национальных культур, проведение национальных фестивалей и т.п.);
  • развитие творчества детей и поддержки молодых дарований;
  • организация семейного отдыха и создание условий для здорового образа жизни.

В условиях ограниченного финансирования при разработке той или иной программы избирается некоторая крупная социально значимая и общественно необходимая цель, которая может быть достигнута разными исполнителями. Для повышения эффективности выделяемых средств в условиях конкурентности применяется конкурсное рассмотрение предложений потенциальных исполнителей заказа. Возможны варианты финансирования программ из различных источников. В этом случае орган управления культуры принимает долевое участие в финансировании. При оценке результативности предлагаемого набора условий, сформулированных заказчиком, расчеты и обоснования подвергаются независимой экспертизе. С участием экспертов определяются и приоритеты финансирования, для чего при главном распорядителе средств создаются экспертные советы. В его состав включаются специалисты, имеющие профессиональный авторитет в области культуры. Этот совет с максимальной объективностью оценивает каждое учреждение культуры и дает рекомендации главному  распорядителю бюджетных средств и выделении средств на выполнение тех или иных мероприятий. Решение вопроса, как правило, основывается на системе критериев, среди которых целесообразность, экономическая эффективность, надежность реализации, социальная значимость, культурная преемственность, технологическая осуществимость, творческая подготовленность, методологическая обоснованность.

При подготовке учреждениями и организациями заявок на право получения государственного и муниципального заказа в области культуры важно выделить вид деятельности, самостоятельно сформулировать и оценить соответствие проводимого мероприятия установленным приоритетам и критериям финансирования.

В последние годы в экономическую и организационно-творческую жизнь органов управления и организации культуры внедряется принцип применения так называемого социально-творческого заказа. При этом способе финансирования для всех субъектов культурной деятельности создаются равные возможности на получение бюджетных средств. Процедура перечисления средств подобна процедуре финансирования программ. Однако отличительной особенностью при заключении договоров на реализацию социально-творческого заказа является то, что он разбивается на две части. Основная часть фиксируется и не может меняться ни органом управления культурой, ни исполнителем. Конъюнктурная же часть не фиксируется, так как представляет собой достаточно широкий набор мероприятий и культурных услуг. Договор предусматривает определенные допуски для замены одних мероприятий на другие, адекватные по форме или по содержанию. Разрешается вносить изменения по срокам выполнения заказа в случае изменения ресурсных условий.

В отношении расходов, связанных с укреплением и развитием материально-технической базы объектов культуры, действует особый порядок финансирования. Основу его составляют конкурсы, процедура проведения которых регулируется Бюджетным кодексом РФ.

Коротко остановимся на порядке взаимодействия культуры, физической культуры и спорта со средствами массовой информации. Например, государственные службы по телевидению и радиовещанию обеспечивают финансирование программ театрально-зрелищной, оздоровительной и спортивной направленности за счет средств федерального бюджета, бюджетов РФ и собственных источников. Телевизионные компании и радиокомпании иных форм собственности – за счет собственных средств с учетом того, что трансляция мероприятий по каналам теле- и радиовещания, съемки и фотографирование, производство записей их изображения и звуковой записи осуществляется только при наличии соответствующих разрешений. Реклама товаров, изделий и услуг во время проведения зрелищных и спортивных мероприятий допускается также с разрешения организаторов, поскольку это связано с получением дохода от рекламы в виде спонсорского вклада.

Бюджетное финансирование средств массовой информации, как правило, осуществляется в виде грантов, предоставляемых на безвозмездной основе и безвозвратной основе, и регулируется особым законодательством. Выделение грантов осуществляется на оплату социально значимых информационно-публицистических материалов о социальных проблемах, производство просветительских программ в сфере культуры и научно-популярных материалов, производство печатной продукции, предназначенной для инвалидов по зрению или с нарушением слуха и т.д. Конкурсное рассмотрение заявок и их экспертная оценка – обязательные условия, предшествующие выделению бюджетного финансирования.1

 

 

 

II.Система платных услуг в сфере культуры

Важной чертой механизма финансирования стало объединение средств, поступающих из различных источников, включая бюджет, в единый доход учреждения и использование этого дохода независимо от источника финансирования. Причем средства, поступающие из других источников, не уменьшают величину бюджетных ассигнований. Тем самым был закреплен принцип, согласно которому бюджетные ассигнования учреждениям культуры  - не просто расходы государства, а особый вид доходов учреждений, обусловленный социальной значимостью их деятельности.

Многие учреждения культуры, особенно обладающие материально-технической базой, расширили круг услуг, предоставляемых за плату, стали проводить более гибкую ценовую политику. В результате доля собственных средств в общих доходах достигла в среднем 25%.

Вместе с тем хотелось бы отметить, что дополнительные доходы во многих случаях были получены, во-первых, за счет замены бесплатных услуг платными, что привело к значительному сокращению кружков, уменьшению культурно-массовых мероприятий для сельских жителей, во-вторых, за счет непрофильных видов деятельности.

Организации культуры широко пользуются своим правом самостоятельно устанавливать цены. Однако очень часто их ценовая политика направлена, главным образом, на укрепление собственного финансового положения. Резкое увеличение цен на услуги культуры, даже с учетом инфляции, оказывает негативное влияние на доступность культурных услуг для широких слоев населения.

Рассмотрим динамику получения дополнительных ассигнований Комитетом по культуре и искусству (рис.1)

 

 

 

 

 

Рис.1 Соотношение долей поступлений от кружков, дискотеки и культурно-массовых мероприятий в общем объеме прибыли за 2000-2002 годы

На представленной диаграмме можно увидеть, что наибольшую долю в общем, объеме прибыли составляет поступления от кружков (32%), на следующем месте по доходности – дискотека и культурно-массовые мероприятия (по 29% соответственно). Эти три направления является перспективными при разработке предложений по повышению эффективности культуры.

Для повышения прибыли необходимо основывать новые вида платных кружков, чаще проводить дискотеки с привлечением артистов эстрады и т.д.

Для повышения эффективности культурно-массовых мероприятий в первую очередь следует обратить внимание на улучшение качества репертуара предлагаемых к просмотру кино- и видеофильмов.

Одним из важных альтернативных источников финансирования культуры являются средства меценатов и спонсоров.

Информация о работе Финансирование культуры