Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 15:00, реферат
Формирование инновационной составляющей экономического
развития предполагает единство образовательного, научного и ин-
новационного процессов и их направленность на подготовку ново-
го поколения высококвалифицированных специалистов.
Достижению такой цели способствует достойное финансовое
обеспечение образовательных учреждений. Поэтому совершенство-
вание финансового механизма в системе образования Республики
Беларусь является одним из основных направлений государствен-
ной образовательной политики.
та третьей ступени образования (по отношению к ВВП на душу
населения) от Австрии в 1,7 раза, Швеции – в 1,8 раза, Фин-
ляндии – в 1,3 раза. Следует учесть, что сравнение осуществля-
ется в относительных величинах, абсолютные расходы отлича-
ются более существенно, поскольку их размер зависит от масш-
таба ВВП. Например, в Австрии расходы в расчете на студента
составляют 12070 долл. США (по паритету покупательной спо-
собности), в Швеции – 14222 долл. США, а в среднем по стра-
нам ОЭСР – 9210 долл. США [28].
ВВП на душу населения в Республике Беларусь в 2004 г. со-
ставлял 5828 долл. США (по ППС), следовательно, расходы на од-
ного студента – 1608 долл. США, что более чем в два раза ниже,
чем в Польше (3912 долл. США).
Важнейшей характеристикой качества образовательной си-
стемы страны является ее востребованность на мировом рын-
ке образовательных услуг. На мобильность студентов, наряду
с процессами глобализации,
оказывает влияние уровень
сирования образования в стране. Международные сравнения
потоков обмена студентами показывают, что страны с высоки-
ми затратами на образование имеют положительное сальдо об-
мена (табл. 1.4) [28].
Таблица 1.4 – Международный обмен студентами по странам, 2004 г.
Страна |
Иностранные студенты в стране |
Студенты, обучающиеся за рубежом |
Пятерка стран, принявших наибольшее число студентов |
Сальдо обмена, чел. | ||
Страна | чел. |
% |
чел. |
% |
Пятерка стран, принявших наибольшее число студентов Сальдо обмена, чел. | |
Беларусь |
2428 |
0,5 |
10490 |
2,1 |
Россия (6010), Германия (1737), Польша (1088), Франция (465), США (422) |
-8062 |
Казахстан |
8690 |
1,3 |
27356 |
4,1 |
Россия (20098), Кыргызстан (3635), Германия (876), Турция (7821), США (538) |
-18666 |
Россия |
75786 |
0.9 |
34473 |
0,4 |
Германия (11462), США (5532), Франция (2597), Казахстан (2177), Великобритания (1878) |
41313 |
Украина |
15622 |
0,6 |
25188 |
1,0 |
Германия (7816), Россия (6841), США (2004), Польша (1809), Венгрия (1005) |
-9566 |
Развитые страны: Австрия
Франция
Великобрита- ния
США |
31101
237587
300056
572509 |
13,5
11,0
13,4
3,4 |
11679
53350
23542
41181 |
5,1
2,5
1,0
0,2 |
Германия (6924), Великобритания (1308), США (899), Швейцария (550), Франция (495) Бельгия (12458), Великобритания (11295), США (6818), Германия (6678), Бельгия (6238) США (8439), Франция (2611), Германия (2154), Ирландия (2132), Австралия (1652) Великобритания (13381), Канада (4394), Австралия (3439), Германия (3419), Франция (2687) |
19422
184237
276514
531328 |
Мир в целом, Сев.Америка и Зап. Европа |
2455250
1704735 |
|
|
|
|
Анализ данных, представленных в табл.1.4, позволяет
сделать следующие выводы:
· Беларусь пока слабо вовлечена в мировой обмен студентами.
Доля иностранных студентов, обучающихся в стране, в процентах
к контингенту (inbound mobility rate) составляет 0,5 %, это ниже,
чем в странах СНГ, и гораздо ниже уровня обмена в развитых
странах. В то же время доля студентов, получающих образование за
рубежом, в процентах к контингенту студентов (2,1 % – outbound
mobility ratio) в Беларуси выше, чем в России и Украине.
Анализ соотношения
образование показывает, что в большинстве стран мира финанси-
рование образования осуществляется в основном за счет государ-
ственных средств (табл. 1.6).
Таблица 1.6 – Источники финансирования образования по странам
мира, 2002 г.
Анализ табл. 1.6 показывает, что в развитых странах мира
(ОЭСР) 88 % расходов на образование осуществляется за счет госу-
дарственных средств. В некоторых государствах – участниках СНГ
негосударственный сектор образовательной деятельности превышает
долю этого сектора в развитых странах. Так, если в Австрии в 2002 г.
частные расходы на образование составляли 4,5 % от общих затрат
на эти цели, в Финляндии – 1,8 %, а в Швеции – 2,6 %, то в некото-
рых странах СНГ это соотношение оказывается существенным: в
Молдове – 19,7 %, в Армении – 22,0 %, а в Казахстане – более 23,1 %.
4. Анализ механизма
финансирования
Финансирование детских дошкольных учереждений.
В настоящее время система дошкольного воспитания ориентирова-
на на создание дошкольных учреждений различных типов и профилей,
внедрение новых технологий обучения и развития детей, учет индивиду-
альных и возрастных особенностей каждого ребенка, интеграцию се-
мейного воспитания и дошкольного образования, обеспечение преем-
ственности между дошкольным и начальным школьным образованием.
Наибольших масштабов развитие сети дошкольных учрежде-
ний достигло в 1981–1990 гг., когда она возросла в Беларуси с 3,7 до
5,3 тыс. В дошкольных учреждениях на начало 1990 г. воспитыва-
лось более 600 тыс. детей, что составило 68 % общей численности
детей дошкольного возраста. За 1981–1990 гг. было введено в дей-
ствие дошкольных учреждений на 275 тыс. мест.
Данные о количестве дошкольных учреждений и числе детей в
них представлены в табл. 2.1.
Таблица 2.1 – Динамика количества дошкольных учреждений и
численности детей в них в Республике Беларусь.
Итак, как видно из табл. 2.1, в Республике Беларусь на начало
2006 г. функционировало 4150 дошкольных учреждений, которые
посещали 366,7 тыс. детей. Процесс воспитания, обучения и разви-
тия детей обеспечивали 50356 педагогических работников. Образо-
вательный уровень педагогических работников дошкольных учреж-
дений характеризуется постепенным повышением доли работников
с высшим образованием (2005 г. – 42,83 %, в 2006 г. – 43,86 %).
Финансирование общеобразовательных школ в Республике Беларусь.
Финансирование
примере г. Минска. По состоянию на 1 января 2007 г. в г. Минске
насчитывалось 239 общеобразовательных школ. Из них 15,9 %
составляли лицеи, гимназии, гимназии – колледжи и 84,1 % –
традиционная школа. Количество
учебных заведений и
учащихся по г. Минску представлены в табл. 2.8 – 2.9 [21].
Таблица 2.8 – Динамика количества общеобразовательных школ по
г. Минску.
Из табл. 2.8 видно, что общее число учреждений за период 2005–
2006 гг. увеличилось на 2 ед. за счет открытия гимназий, т.е. практически
в количественном выражении существенно число школ не изменилось,
но произошли качественные преобразования в подготовке учащихся.
Несмотря на расширение сети школ, наблюдается снижение
численности учащихся на 5 % (табл. 2.9) [21].
Таблица 2.9 – Динамика численности учащихся общеобразовательных
школ г. Минска.
Анализ структуры контингента обучающихся в общеобразова-
тельных учебных учреждениях выявил следующие тенденции: в на-
чальной школе (1-4 классы) за период 2005 – 2006 гг. произошло сни-
жение численности учащихся на 1,6 %, в 5 – 10 классах – на 8,5 %, а
в 11 – 12 классах и в вечерних школах – незначительное увеличение.
Снижение численности
в начальной школе можно
в 1994 – 1995 гг. произошло снижение рождаемости детей.
На фоне этих тенденций совершенно очевидным является факт
прироста в анализируемом периоде общего объема средств, расхо-
дуемых общеобразовательными учреждениями г. Минска.
Таким образом, результатом проведенного анализа действующего
механизма финансирования школ являются следующие выводы и оценки:
1) значительную долю в
общем объеме ассигнований
ет заработная плата. Однако темпы роста заработной платы работ-
ников образования отстают от темпов роста заработной платы в
целом по республике и по отдельным отраслям экономики;
2) в связи с ограничением бюджетных средств происходит зна-
чительное снижение объемов ассигнований по таким подстатьям,
как «Оплата транспортных услуг», «Оплата услуг связи», «Приоб-
ретение предметов снабжения и расходных материалов» и др.;
3) доля внебюджетных средств в доходах учебного заведения
мизерна и не решает насущных проблем финансирования;
4) объемы финансовых ресурсов, функционирующих в сфере
деятельности общеобразовательных учебных заведений, не могут
обеспечить полноценный
образовательный процесс и
чество образовательных услуг. Назрела необходимость пересмотра
сложившихся подходов к выделению бюджетных средств на нужды
образования, и в частности на нужды школ. Необходимо кардиналь-
ное изменение методик планирования расходов на содержание об-
щеобразовательных учебных заведений.
Финансирование
профессионально-технических
Профессионально-технические училища и средние специаль-
ные учебные заведения занимают особое место в системе образова-
ния. ПТУ и ССУЗы готовят квалифицированных рабочих и специа-
листов среднего звена.
Структура затрат ССУЗов различна и определяется формой
обучения (дневная, вечерняя, заочная), профилем учебного заведе-
ния (гуманитарным, медицинским, педагогическим, сельскохозяй-
ственным, техническим) и другими факторами.
Удельный вес затрат, связанных с оплатой труда работников, в
общем объеме затрат ПТУ г. Минска в 2006 г. занимал 41,8 %, а в
объеме затрат ССУЗов г. Минска – 44,2 % [26].
В ПТУ и ССУЗах выделяют следующие виды субъектов, уча-
ствующих в процессе подготовки специалистов: педагогический
персонал, учебно-вспомогательный персонал, административно-
хозяйственный персонал.
Одной из значимых статей расходов в учебных заведениях яв-
ляются отчисления в фонд социальной защиты населения.
Социальная защита населения представляет собой совокуп-
ность социальных гарантий, устанавливаемых государством и обя-
зательных для выполнения хозяйственными субъектами, незави-
симо от вида деятельности и формы собственности. Размеры стра-
ховых отчислений для ПТУ и ССУЗов установлены в таких же
объемах, что и для предприятий сферы материального производ-
ства, и представляют значительную величину в общем объеме рас-
ходов ПТУ и ССУЗов. По функциональным признакам эти затра-
ты можно отнести к группе трудовых затрат.
Аналогичным образом следует рассматривать и расходы, свя-
занные с поддержанием жизненного уровня обучающихся. Эти рас-
ходы объединены в стипендиальный фонд, который имеет строго
целевую направленность. Доля стипендиального фонда в структуре
затрат ПТУ в 2006 г. незначительна и составила всего около 3,9 %,
а в ССУЗах – значительно выше и равняется 12,4 %. Финансовая
помощь учащимся и студентам, в том числе в виде выплаты стипен-
дий, – это обязательная статья расходов учебных заведений, обус-
ловленная технологией процесса подготовки специалистов.
Следующей крупной группой расходов сметы ПТУ и ССУЗов
являются материальные и приравненные к ним затраты, которые
включают: «Приобретение
предметов снабжения и
риалов», «Командировки и служебные разъезды», «Оплата транс-
портных услуг», «Оплата услуг связи», «Оплата коммунальных ус-
луг», «Прочие текущие расходы на закупку товаров и оплату услуг».
Порядку исчисления объема данных затрат необходимо уделить боль-
шое внимание, так как они образуют материальную базу, фунда-
мент процесса производства образовательных услуг. Экономия на
материальных затратах приведет к снижению качественных харак-
теристик подготовки кадров этого звена. Поэтому при планирова-
нии объема материальных затрат следует исходить из их полной
достаточности для качественного осуществления учебного про-
цесса с учетом специфики учебного заведения и реальной самосто-
ятельности ПТУ и ССУЗов в расходовании этих средств. Только в
таком случае на ПТУ и ССУЗ можно возложить полную ответствен-
ность за качество образовательного процесса.
Расходы, обеспечивающие воспроизводство основных фондов,
включают в себя следующие затраты: приобретение оборудования и пред-
метов длительного пользования и капитальный ремонт. Объем финан-
сирования в этом направлении должен быть достаточным, позволяю-
щим учебному заведению сформировать научно-техническую базу, адек-
ватную требованиям подготовки специалистов высокой квалификации.
Таким образом, все перечисленные виды затрат ПТУ и ССУЗов
в силу своей значимости в учебном процессе должны строго регла-
ментироваться, т.е. должны иметь свою методику планирования, ко-
торая будет учитывать важность каждого элемента планирования,
взаимосвязь между ними. Технологию планирования по подстатьям
и элементам расходов рассмотрим в дальнейшем исследовании.
Финансирование высших учебных заведений в Республике Беларусь.
Информация о работе Финансирование образования в Республике Беларусь