Финансирование образования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 15:00, реферат

Краткое описание

Формирование инновационной составляющей экономического
развития предполагает единство образовательного, научного и ин-
новационного процессов и их направленность на подготовку ново-
го поколения высококвалифицированных специалистов.
Достижению такой цели способствует достойное финансовое
обеспечение образовательных учреждений. Поэтому совершенство-
вание финансового механизма в системе образования Республики
Беларусь является одним из основных направлений государствен-
ной образовательной политики.

Вложенные файлы: 1 файл

рефферат эконом. образования финансирование беларуссии1.docx

— 73.04 Кб (Скачать файл)

Учреждения высшего профессионального  образования призва-

ны обеспечить потребности личности в приобретении высшего об-

разования и квалификации в избранной области профессиональной

деятельности.

В настоящее время высшие учебные заведения

республики имеют  двухканальную систему финансирования. Финан-

совые ресурсы вузов формируются за  счет средств бюджета и вне-

бюджетных источников.

, в отличие от других  рассмотренных нами ра-

нее учреждений образования, где внебюджетные доходы составля-

ли мизерную долю в объеме финансовых ресурсов, вузы имеют су-

щественную финансовую базу в виде внебюджетных средств, кото-

рые в данном случае выполняют функцию дофинансирования рас-

ходов  высших  учебных  заведений.  Тем  не  менее  бюджет  остается

основным источником финансирования деятельности  вузов. В аб-

солютном размере объем направляемых в эту сферу бюджетных ре-

сурсов постоянно увеличивается, о чем свидетельствуют показате-

ли  расходов  в  целом  и  по  элементам  затрат  по  высшим  учебным

заведениям Республики Беларусь в 2005 –2006 гг.

Средства  бюджета

очень слабо  участвуют  в  формировании и  обновлении материаль-

ной базы вузов. В такой  ситуации большая надежда возлагается  на

внебюджетные источники.

Существенно выросли также  в 2005 – 2006 гг. расходы бюдже-

та в расчете на 1 студента. Так, в 2006 г. расходы на одного студента

за  счет  средств  бюджета  составили 3062,4  тыс.  руб.,  что  на 220,5

тыс. руб. больше, чем в 2005 г.

Несовершенство  механизма финансирования вузов  привело к ряду

проблем, требующих  срочного решения. Так, темпы старения профес-

сорско-преподавательских  и научных кадров  привели к истощению

кадрового потенциала. Недостаточно молодых специалистов вследствие

низкого уровня оплаты труда  и социального престижа профессии  пе-

дагога, слабой социальной защищенности педагогических и научно-

педагогических работников образовательных учреждений.

Острой проблемой является и то, что число выпускников  аспи-

рантуры с защитой диссертации в последние годы не может преодо-

леть рубеж 8 % – 10 %.

Отсутствие республиканской  системы планирования и прогно-

зирования  потребности в научных кадрах  с учетом  особенностей

развития регионов, а также  четкого финансово-экономического меха-

низма взаимодействия вузов и отраслей народного хозяйства созда-

ли  диспропорции в системе подготовки научных  кадров.

Увеличение  количества  негосударственных  образовательных

учреждений всех уровней  углубило эту проблему и поставило  воп-

рос о необходимости усиления государственного и общественного

контроля  их  деятельности,  качества  предлагаемого образования.

Особенно это касается негосударственных высших учебных заведе-

ний, их филиалов, не имеющих требуемой учебной базы и профес-

сорско-преподавательских кадров.

Решение всех перечисленных  проблем  предполагает  разработку

новых, альтернативных форм финансирования высшего образования.

Таким  образом,  основные  выводы  из  проведенного  анализа

механизма финансирования вузов  следующие:

1. В целом контингент  студентов государственных вузов  значи-

тельно  увеличился. Однако  этот  прирост обеспечен за  счет  опере-

жающего роста числа студентов, обучающихся на платной основе.

2. Число студентов, обучающихся  на дневной форме обучения

за счет средств бюджета, сократилось. Сократилось также  и число

студентов, обучающихся в  высших учебных заведениях на заочной

форме обучения на бюджетной  основе.

3. В разрезе вузов республики  наблюдается существенная диф-

ференциация  в соотношении контингента,  обучающегося  за  счет

средств бюджета и на платной  основе как на дневной форме обуче-

ния,  так и на  заочной.  В целом по  вузам республики  контингент

студентов, обучающихся на дневной форме обучения, на 58 % фи-

нансируется  из  бюджета и 42  %  обучается на  платной основе.  В

отношении контингента студентов заочной формы обучения наблю-

дается более существенный разрыв: контингент студентов, обучаю-

щихся на заочной форме обучения, на 25 % финансируется за счет

средств бюджета, а 75 % обучается  на платной основе.

4. Высшие учебные заведения  республики имеют двухканальную

систему финансирования. Финансовые ресурсы вузов формируются за

счет средств бюджета  и внебюджетных источников. Расходы  на выс-

шие учебные заведения в абсолютном размере существенно увеличи-

лись, но более быстрыми темпами росли внебюджетные средства.

5. Заработная плата вместе  с начислениями составляет более  по-

ловины всех расходов вузов. Более 30 % расходов бюджета направля-

ется на выплату трансфертов, в основном – на выплату стипендий.

6. Вследствие низкого  уровня оплаты труда и социального  пре-

стижа профессии педагога, слабой социальной защищенности пе-

дагогических и научно-педагогических работников образовательных

учреждений,  в  вузах  недостаточно  молодых  специалистов,  темпы

старения профессорско-преподавательских  и научных кадров при-

вели к истощению кадрового  потенциала.

7.  Средства  бюджета   слабо  участвуют  в  формировании  и  об-

новлении материальной базы вузов. Доля капитальных расходов в

общем объеме бюджетного финансирования составляет 1,2 %.

8. В расходах вузов,  финансируемых из внебюджетных  источ-

ников, более 70 % занимают расходы на заработную плату с начис-

лениями. Часть средств направляется на капитальные расходы. Это

значит, что вузы имеют  реальную возможность за счет внебюджет-

ных средств повысить оплату труда работникам и укрепить матери-

альную базу, однако это должно быть оформлено законодательно.

9. Наблюдается рост расходов  бюджета в расчете на 1 студен-

та. Но в их составе только 1,2 % – капитальные расходы, это  всего

37,7 тыс. руб. из 3062,4 тыс.  руб. бюджетных средств, приходящих-

ся на одного студента.

Заключение

Анализ современного экономического положения системы об-

разования в Республике Беларусь позволяет сделать следующие вы-

воды:

1. Система образования  Республики Беларусь является  преиму-

щественно государственной: основными ее элементами выступают

государственные образовательные  учреждения, финансируемые из

государственного бюджета.

2. Бюджетные ассигнования  на цели образования растут  вмес-

те с общим ростом расходной  части бюджета, однако, по ряду оце-

нок, продолжают существенно  отставать от потребностей. Пробле-

ма бюджетного недофинансирования текущих расходов по-прежне-

му актуальна для большинства учреждений.

3. Экономический механизм системы образования сформиро-

ван  под воздействием  двух  противоположных тенденций: с одной

стороны, образовательные  учреждения последовательно включают-

ся в рыночные отношения, с другой – усиливается централизован-

ное начало в законодательно закрепленных и регулярно уточняемых

условиях их функционирования.

Решение стратегической задачи совершенствования экономичес-

кого механизма в сфере  образования требует внедрения новых моде-

лей финансирования образовательных организаций, способствующих

развитию  их  экономической  самостоятельности,  стимулирующих

приток  финансовых,  материальных,  интеллектуальных  ресурсов  в

сферу образования. Проблема финансирования системы образования

выдвигается в последние  годы на передний план и связывается  в пер-

вую  очередь с недостаточными  объемами  средств,  выделяемых  для

финансирования образования  в бюджетах различных уровней.

 

 

 


Информация о работе Финансирование образования в Республике Беларусь