Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 15:00, реферат
Формирование инновационной составляющей экономического
развития предполагает единство образовательного, научного и ин-
новационного процессов и их направленность на подготовку ново-
го поколения высококвалифицированных специалистов.
Достижению такой цели способствует достойное финансовое
обеспечение образовательных учреждений. Поэтому совершенство-
вание финансового механизма в системе образования Республики
Беларусь является одним из основных направлений государствен-
ной образовательной политики.
Учреждения высшего
ны обеспечить потребности личности в приобретении высшего об-
разования и квалификации в избранной области профессиональной
деятельности.
В настоящее время высшие учебные заведения
республики имеют
двухканальную систему
совые ресурсы вузов формируются за счет средств бюджета и вне-
бюджетных источников.
, в отличие от других рассмотренных нами ра-
нее учреждений образования, где внебюджетные доходы составля-
ли мизерную долю в объеме финансовых ресурсов, вузы имеют су-
щественную финансовую базу в виде внебюджетных средств, кото-
рые в данном случае выполняют функцию дофинансирования рас-
ходов высших учебных заведений. Тем не менее бюджет остается
основным источником финансирования деятельности вузов. В аб-
солютном размере объем направляемых в эту сферу бюджетных ре-
сурсов постоянно увеличивается, о чем свидетельствуют показате-
ли расходов в целом и по элементам затрат по высшим учебным
заведениям Республики Беларусь в 2005 –2006 гг.
Средства бюджета
очень слабо участвуют в формировании и обновлении материаль-
ной базы вузов. В такой ситуации большая надежда возлагается на
внебюджетные источники.
Существенно выросли также в 2005 – 2006 гг. расходы бюдже-
та в расчете на 1 студента. Так, в 2006 г. расходы на одного студента
за счет средств бюджета составили 3062,4 тыс. руб., что на 220,5
тыс. руб. больше, чем в 2005 г.
Несовершенство механизма финансирования вузов привело к ряду
проблем, требующих срочного решения. Так, темпы старения профес-
сорско-преподавательских и научных кадров привели к истощению
кадрового потенциала. Недостаточно молодых специалистов вследствие
низкого уровня оплаты труда и социального престижа профессии пе-
дагога, слабой социальной защищенности педагогических и научно-
педагогических работников образовательных учреждений.
Острой проблемой является и то, что число выпускников аспи-
рантуры с защитой диссертации в последние годы не может преодо-
леть рубеж 8 % – 10 %.
Отсутствие республиканской системы планирования и прогно-
зирования потребности в научных кадрах с учетом особенностей
развития регионов, а также
четкого финансово-
низма взаимодействия вузов и отраслей народного хозяйства созда-
ли диспропорции в системе подготовки научных кадров.
Увеличение количества негосударственных образовательных
учреждений всех уровней углубило эту проблему и поставило воп-
рос о необходимости усиления государственного и общественного
контроля их деятельности, качества предлагаемого образования.
Особенно это касается негосударственных высших учебных заведе-
ний, их филиалов, не имеющих требуемой учебной базы и профес-
сорско-преподавательских кадров.
Решение всех перечисленных проблем предполагает разработку
новых, альтернативных форм финансирования высшего образования.
Таким образом, основные выводы из проведенного анализа
механизма финансирования вузов следующие:
1. В целом контингент
студентов государственных
тельно увеличился. Однако этот прирост обеспечен за счет опере-
жающего роста числа студентов, обучающихся на платной основе.
2. Число студентов, обучающихся на дневной форме обучения
за счет средств бюджета, сократилось. Сократилось также и число
студентов, обучающихся в высших учебных заведениях на заочной
форме обучения на бюджетной основе.
3. В разрезе вузов республики наблюдается существенная диф-
ференциация в соотношении контингента, обучающегося за счет
средств бюджета и на платной основе как на дневной форме обуче-
ния, так и на заочной. В целом по вузам республики контингент
студентов, обучающихся на дневной форме обучения, на 58 % фи-
нансируется из бюджета и 42 % обучается на платной основе. В
отношении контингента студентов заочной формы обучения наблю-
дается более существенный разрыв: контингент студентов, обучаю-
щихся на заочной форме обучения, на 25 % финансируется за счет
средств бюджета, а 75 % обучается на платной основе.
4. Высшие учебные заведения республики имеют двухканальную
систему финансирования. Финансовые ресурсы вузов формируются за
счет средств бюджета и внебюджетных источников. Расходы на выс-
шие учебные заведения в абсолютном размере существенно увеличи-
лись, но более быстрыми темпами росли внебюджетные средства.
5. Заработная плата вместе
с начислениями составляет
ловины всех расходов вузов. Более 30 % расходов бюджета направля-
ется на выплату трансфертов, в основном – на выплату стипендий.
6. Вследствие низкого
уровня оплаты труда и
стижа профессии педагога, слабой социальной защищенности пе-
дагогических и научно-педагогических работников образовательных
учреждений, в вузах недостаточно молодых специалистов, темпы
старения профессорско-
вели к истощению кадрового потенциала.
7. Средства бюджета
слабо участвуют в
новлении материальной базы вузов. Доля капитальных расходов в
общем объеме бюджетного финансирования составляет 1,2 %.
8. В расходах вузов, финансируемых из внебюджетных источ-
ников, более 70 % занимают расходы на заработную плату с начис-
лениями. Часть средств направляется на капитальные расходы. Это
значит, что вузы имеют реальную возможность за счет внебюджет-
ных средств повысить оплату труда работникам и укрепить матери-
альную базу, однако это должно быть оформлено законодательно.
9. Наблюдается рост расходов бюджета в расчете на 1 студен-
та. Но в их составе только 1,2 % – капитальные расходы, это всего
37,7 тыс. руб. из 3062,4 тыс.
руб. бюджетных средств,
ся на одного студента.
Заключение
Анализ современного экономического положения системы об-
разования в Республике Беларусь позволяет сделать следующие вы-
воды:
1. Система образования Республики Беларусь является преиму-
щественно государственной: основными ее элементами выступают
государственные образовательные учреждения, финансируемые из
государственного бюджета.
2. Бюджетные ассигнования на цели образования растут вмес-
те с общим ростом расходной части бюджета, однако, по ряду оце-
нок, продолжают существенно отставать от потребностей. Пробле-
ма бюджетного недофинансирования текущих расходов по-прежне-
му актуальна для большинства учреждений.
3. Экономический механизм системы образования сформиро-
ван под воздействием двух противоположных тенденций: с одной
стороны, образовательные учреждения последовательно включают-
ся в рыночные отношения, с другой – усиливается централизован-
ное начало в законодательно закрепленных и регулярно уточняемых
условиях их функционирования.
Решение стратегической задачи совершенствования экономичес-
кого механизма в сфере образования требует внедрения новых моде-
лей финансирования образовательных организаций, способствующих
развитию их экономической самостоятельности, стимулирующих
приток финансовых, материальных, интеллектуальных ресурсов в
сферу образования. Проблема финансирования системы образования
выдвигается в последние годы на передний план и связывается в пер-
вую очередь с недостаточными объемами средств, выделяемых для
финансирования образования в бюджетах различных уровней.
Информация о работе Финансирование образования в Республике Беларусь