Финансовая система и финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 08:55, контрольная работа

Краткое описание

Финансы рассматриваются как составная часть денежных отношений, обслуживающих экономические связи работников, хозяйственных единиц с государством и друг с другом. Эти отношения предполагают накопление денежных ресурсов или фондов и использование их для взаиморасчётов. Такие фонды должны образовываться у каждого субъекта рыночных отношений, в том числе у государства. Отношения, связанные с формированием и использованием денежных фондов, называются финансовыми. Финансы выражают общественные отношения, большое разнообразие которых характерно в условиях рынка.

Содержание

Введение 3
1. Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура 4
2.Сущность, виды и функции налогов 7
3.Особенности финансовой политики в РФ. 14
Практикум. 18
Заключение 19
Список литературы. 20

Вложенные файлы: 1 файл

макроэкономика 2.docx

— 51.41 Кб (Скачать файл)

Данное явление получило название эффекта Лаффера, а кривая, отображающая эту зависимость, - кривой Лаффера.

 

 

Согласно кривой Лаффера  рост налоговых ставок приводит к  увеличению массы налоговых поступлений лишь до определенных пределов, дальнейшее увеличение налоговой ставки приведет к чрезмерному налоговому бремени. Это сократит доходы предприятий, возможности расширения производства, тем самым в долгосрочном периоде затормозит рост ВВП и валового национального дохода. В результате сократится налогооблагаемая база, что приведет к падению доходов государственного бюджета. Увеличение налогового бремени может привести к уходу с рынка многих производителей из-за банкротств и к уклонению остальных хозяйств от налогов, что также сократит возможности государственного бюджета.

Кривая Лаффера показывает, при определенных условиях снижение налоговых ставок может создать  для бизнеса стимулы, способствовать приумножению сбережений и тем самым  содействовать росту инвестиционного  потенциала. Уменьшение банкротств должно способствовать расширению налогооблагаемой базы, так как количество налогоплательщиков при этом должно возрасти.

Таким образом, государство  призвано стабилизирующее воздействовать на экономику, обеспечивая наилучшие  условия для эффективного экономического роста. Для этого необходимы определенные ресурсы, которые частично могут  быть определены за счет собственных  источников, например за счет доходов  государственных предприятий. Однако в рыночной экономике основной производительной единицей является не государственное, а частное предприятие. Поэтому для формирования государственных ресурсов правительство изымает безвозмездно часть доходов предприятий и граждан.

 

 

3.Особенности финансовой политики в РФ.

 

Финансовая политика государства  представляет собой совокупность государственных  мероприятий по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию  для выполнения государством его  функций.

Для достижения указанной  цели необходимы финансовая стабилизация, направленная на снижение инвестиционных рисков; укрепление законности и правопорядка как основы для развития предпринимательской  активности. Основой снижения инвестиционных рисков является финансовая стабилизация. Для её достижения необходимо добиться увеличения своевременных реальных налоговых поступлений в бюджет; поступлений от приватизации; привлечение  частных инвестиций; стабилизации национальной валюты; прекращение утечки капитала из страны и положительного торгового баланса.

Финансовая политика – это не только управление финансами, но и воздействие на среду, в которой осуществляется финансовый процесс. Очень многое зависит от общественного мнения, которое влияет на финансовый процесс через деятельность законодательной власти, через доверие населения к банковскому и фондовому секторам и через спрос на иностранную валюту и т.д.

Финансовая политика предполагает разработку плана, наличие конкретных ресурсов для его осуществления, а также последовательность разумных действий на основе разработанного плана и имеющихся ресурсов для решения поставленных планов и задач. На финансовую политику влияют социально-экономическая реальность, стихийные бедствия, массовые беспорядки, ажиотажный спрос на товары первой необходимости и др. для реализации финансовой политики следует устранять негативные факторы или хотя бы снижать их воздействие и усиливать действие положительных факторов, от которых зависит поступательное развитие экономики страны. К положительным факторам можно отнести обеспечение политической и социальной стабильности, устойчивого и безопасного международного положения и т.п.

Под финансовой политикой  следует понимать управление финансами  на уровне государства, т.е. выработку  целей и задач, на которые необходимо направлять централизованные ассигнования, поиск ресурсов и путей достижения поставленных целей в сочетании с влиянием внешних факторов, от которых также зависит получение намеченных результатов. Управление финансами на уровне государства представляет собой процесс, состоящий из разработки целей и задач, создания информационной базы, прогнозирования, планирования, организации управления, оценки полученных результатов, стимулирования и контроля.

В рамках финансовой политики следует различать такие достаточно самостоятельные направления, как  антимонопольная, бюджетная, валютная, кредитная, налоговая, страховая и  таможенная политика. Все эти направления  тесно взаимосвязаны, поэтому необходимо разрабатывать и осуществлять их в тесной взаимосвязи.

Финансовая политика также  осуществляется и на уровне субъектов  Российской Федерации. Её специфика  заключается в зависимости от решений, принимаемых федеральным  центром. Значительно ограничено субъектам  Российской Федерации проведение финансовой политики в кредитной, налоговой  и страховой сферах, а также  возможность влиять на антимонопольную, валютную и таможенную политику. Кроме  того, ограничение проведения финансовой политики на уровне субъектов Российской Федерации заключается в ограничении  ресурсов для реализации к решению  конкретных насущных потребностей людей.

В качестве приоритетной задачи финансовой политики государства и  регионов должно стать повышение  благосостояния каждого человека. Она  может быть решена только на уровне местного самоуправления. При этом должно учитываться увеличение или  сохранение уровня реальных доходов  на душу населения и на этой основе обеспечиваться выполнение социальных нормативов уровня жизни в стране, в том числе на уровне каждого региона.

Для реализации финансовой политики чрезвычайно важно ресурсное  обеспечение, связанное с развитием  производительных сил. От этого зависит  политика государства, ориентированная на увеличение численности населения, улучшение его здоровья, повышение образовательного уровня, пригодного к участию в производительном труде. Необходимо обновление основных производственных фондов предприятий всех отраслей экономики, эффективное использование природных ресурсов, развитие финансовой инфраструктуры. В настоящее время плановое регулирование всех составляющих финансовой политики государства начинает реализовываться.

Вместе с тем необходимо структурирование, функциональное, общее  управление по всем направлениям единой финансовой политики при усилении роли и ответственности федерального центра и каждого субъекта Российской Федерации за вопросы, входящие в  их компетенцию. Необходимо усилить  роль Минфина России и Минэкономразвития  России в координации деятельности всех ведомств, причастных к проведению единой финансово- экономической политики государства.

Существование рациональной финансовой политики субъектов РФ является положительным фактором развития экономики  государства, и, наоборот, ее отсутствие тормозит развитие экономики конкретного  региона и страны в целом. Целесообразно  восстановить вертикальную зависимость  деятельности территориальных финансовых органов от Минфина России, одновременно в рамках субъектов Российской Федерации  создать единый механизм тесного  воздействия всех управлений Минфина  России и правительства республик, краев и областей для повышения  эффективности проведения единой политики государства на территории конкретного  субъекта Российской Федерации.

В финансовой политике России в последние годы особое внимание уделяется развитию налоговой системы. При переходе к рыночной экономике  налоговую систему пришлось практически  создать заново.

В период 2010 – 2012 годов будет  продолжена реализация целей и задач, предусмотренных "Основными направлениями  налоговой политики в Российской Федерации на 2008 – 2011 годы" и "Основными  направлениями налоговой политики на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов".

При этом реализация основных направлений налоговой политики будет проводиться во взаимосвязи  с основными направлениями Программы  антикризисных мер Правительства  Российской Федерации и с проектами  по реализации основных направлений  деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.

Предлагается внесение изменений в законодательство и  уточнение ранее заявленных подходов к проведению налоговой реформы  по вопросам:

- совершенствования налогового  контроля за использованием трансфертных  цен в целях налогообложения;

- создания института консолидированной налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций;

- совершенствования порядка  учета в налоговых органах  организаций и физических лиц,  оптимизации взаимодействия, в том  числе посредством передачи документов  в электронном виде, между налоговыми  органами и банками, органами  исполнительной власти, местными  администрациями, другими организациями,  которые обязаны сообщать в  налоговые органы сведения, связанные  с налоговым администрированием. .

Таким образом, современная  финансовая политика России связана  с реализацией комплекса мероприятий, обеспечивающих переход к рыночной экономике, экономическую стабилизацию, социальную поддержку населения. А  главной задачей финансовой политики государства является обеспечение  соответствующими финансовыми ресурсами  государственных программ экономического и социального развития.

Практикум.

 

Рассчитайте доходы и расходы  главного звена финансовой системы  любой страны (госбюджета), если государственные  расходы составляют 50 млрд. денежных единиц, трансферты – 20 млрд., проценты по обслуживанию госдолга, составляющего 40 млрд., - 10% годовых, налоговые поступления  – 100 млрд. денежных единиц. Дефицитен  или профицитен бюджет и почему?

Решение: Для определения дефицитен или профицитен бюджет необходимо рассчитать сумму доходов и расходов госбюджета. Дефицитен бюджет тогда, когда расходная часть бюджета будет превышать доходную. Профицитен бюджет тогда, когда доходная часть будет превышать расходную. Расходная часть бюджета включает в себя: - расходы на социально-культурные нужды: образование, здравоохранение, науку, культуру; - расходы на развитие хозяйства страны; - обеспечение безопасности страны: - развитие фундаментальной науки

-содержание управленческого  аппарата;

-обслуживание внутреннего  и внешнего государственного  долга. Согласно условию задачи сумма расходов составит: Расходы = 50 + 20 + (40 * 10 % / 100 %) = 74 млрд. единиц. Доходная часть бюджета, согласно условию задачи составит: 100 млрд. ден. ед. – налоговые поступления. Определим, дефицитен или профицитен бюджет, определив разницу между доходной и расходной частью бюджета: Бюджет = 100 – 74 = 26 млрд. ден. ед. Итак, бюджет профицитен, так как доходная часть (100 млрд. ден. Ед.) превышает расходную (74 млрд. ден. ед.) на 26 млрд. ден.ед.

 

Заключение

 

Итак, финансовая система  представляет собой совокупность различных  финансовых отношений, в процессе которых  разными методами и формами распределяются, используются фонды денежных средств  хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства.

Финансы занимают важнейший  сектор денежных отношений, связанный  с накоплением и использованием денежных ресурсов в рыночных отношениях.

Налоговые отношения являются частью финансовых отношений, но в то же время имеют свои особенности, которые выделяют их из общей совокупности финансовых отношений.

Именно эти специфические  признаки позволяют сгруппировать  отдельные финансовые отношения  в определенные сферы и звенья, каждая из которых отличается особыми  формами формирования и использования, и следовательно, играет решающую роль в процессе общественного воспроизводства.

Финансовая политика –  составная часть экономической  политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного  хозяйства, определяется общий объем  финансовых ресурсов, их источники  и направления использования, разрабатывается  механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических  процессов.

В то же время финансовая политика – относительно самостоятельная  сфера деятельности государства, важнейшее  средство реализации политики государства  в любой области общественной деятельности.

 

Список литературы.

 

  1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 544с.
  2. Введение в макроэкономику: Учебное пособие / Под ред. М.Е.Дорошенко. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 175с.
  3. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. – М.: МГУ: ИНФРА-М, 1997. – 784с.
  4. Курс экономической теории: Учебник / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – 4-е изд., доп. и перераб. – Киров: АСА, 2009. – 848с.
  5. Кузнецов Б.Т. Макроэкономика. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 463с.
  6. Макроэкономика: Учебник / Т.А.Агапова, С.Ф.Серегина.; Под общ.ред. Сидоровича А.В. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ДНС, 1999. – 416с.
  7. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, прблемы и политика. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 365с.
  8. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Аникин П.В., Жидкова Е.Ю. – М.: Эксмо, 2008. – 496с.
  9. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд., 2001. – 512с.
  10. Финансы и кредит: Учебник / Под.ред. М.В. Романовского, Г.Н. Белоглазовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшее образование, Юрайт – Издат, 2009. – 609с.
  11. Экономическая теория: Учебное пособие / Г.С.Вечканов, Г.Р. Вечканова. – М. Эксмо, 2007. – 448с.
  12. Экономическая теория: Учебник / И.П.Николаева. – М.: Кнорус, 2006. – 224с.
  13. Экономическая теория: Учебное пособие / Под ред. А.Г.Грязновой, Н.Н.Думной, А.Ю.Юданова-4-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008. – 608с.
  14. Экономическая теория: Учебник / ВЗФЭИ; Под ред. Николаевой И.П. – 2-е изд, перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 527с.
  15. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под ред. В.И.Видяпина, Г.П.Журавлевой. – 4-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 640с.
  16. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П.Николаевой. – М.: Проспект, 2001. – 448с.
  17. www.minfin.ru
  18. www.nalog.ru

Информация о работе Финансовая система и финансовая политика государства