Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 16:25, курсовая работа
В регулировании рыночных отношений особое значение имеет экономическая роль государства. Теоретически ясно, что в системе свободного рынка не остается места любым типам монополий. Исключены инфляция, безработица, перепроизводство. Хотя на практике дело обстоит значительно сложнее. Возможности свободного рынка отнюдь не безграничны. Он не в состоянии гарантировать решение всех социально-экономических проблем современного общества. В данном случае речь идет не о недостатках, а именно об ограниченности возможностей рынка, особенно применительно к современным экономическим условиям. Поэтому в тех областях, где свободный рынок не может дать результата, необходимо экономическое вмешательство государства.
Введение 3
1. Сущность и структура экономических денежных отношений 4
2. Методы регулирования рыночной экономики 8
2.1. Финансово-кредитное регулирование 8
3. Методы государственного экономического регулирования. Макромаркетинг 9
3.1. Прямые методы регулирования 10
3.2. Косвенные методы регулирования экономики 14
3.3. Направления государственного регулирования 17
3.3.1. Политика центрального банка 18
3.3.2. Учетная политика 18
3.3.3. Регулирование нормы обязательных резервов 18
3.3.4. Операции на открытом рынке 19
3.3.5. Прямое воздействие на кредит 20
3.3.6. Налоговая политика 20
3.3.7.Участие государства в деятельности кредитно-финансовых учреждений 21
4. Мировые финансовые концепции 28
Заключение 31
Список литературы 33
Содержание
В регулировании рыночных отношений особое значение имеет экономическая роль государства.
Теоретически ясно, что в системе свободного рынка не остается места любым типам монополий. Исключены инфляция, безработица, перепроизводство. Хотя на практике дело обстоит значительно сложнее. Возможности свободного рынка отнюдь не безграничны. Он не в состоянии гарантировать решение всех социально-экономических проблем современного общества. В данном случае речь идет не о недостатках, а именно об ограниченности возможностей рынка, особенно применительно к современным экономическим условиям. Поэтому в тех областях, где свободный рынок не может дать результата, необходимо экономическое вмешательство государства.
Государство использует денежную, кредитную и финансовую политику как методы регулирования рыночной конъюнктуры, стимулирования развития тех предприятий и отраслей, деятельность которых соответствует общенациональным программам экономического развития, а также с целью решения социальных проблем общества.
Целью данной курсовой работы является теоретическое определение финансово-кредитных методов регулирования экономики, а также государственных методов и направлений регулирования экономики.
При написании работы использовался монографический метод исследования. Использовались труды авторов: Е.Ф. Жуков, Д.Д. Москвин, Л.Н. Павлова, Н.Ф. Самсонов, М.В. Романовский, А. Ф. Шишкин, А. И. Добрынин и др.
В условиях рынка денежные отношения пронизывают все области экономической жизни. В зависимости от сферы деятельности, от целей и способов их достижения денежные отношения подразделяются на три основных вида, непосредственные денежные отношения, финансовые и кредитные отношения.
Непосредственно денежные отношения образуют основу денежного обращения, представляют собой движение денежной наличности. В этой сфере деньги выполняют преимущественно функцию меры стоимости и средства обращения. Областью экономической жизни, в которой непосредственно денежные отношения проявляются наиболее ярко, является торговля.
Финансы представляют собой экономические денежные отношения, возникшие между субъектами этих отношений по поводу формирования и использования фондов денежных средств. Специфика финансовых отношений состоит в том, что это — денежные отношения "на бумаге", целью и содержанием которых является распределение и перераспределение денежных средств, роспись "на бумаге" доходов и расходов. В процессе этого распределения формируются и используются фонды денежных средств различного назначения. Использование фондов означает выделение образующих их средств на различные цели. Субъектами финансовых отношений являются государство, местные органы власти, предприятия, фирмы и каждый отдельный человек. В зависимости от участников финансовых отношений последние подразделяются на государственные финансы и финансы предприятий.
Кредит представляет собой экономические денежные отношения, касающиеся аккумулирования и размещения временно свободных денежных средств на основе платности, срочности, возвратности. Объектом кредитных отношений является ссудный капитал, т. е. денежный капитал (капитал в денежной форме), предоставляемый в ссуду его собственниками на условиях возвратности за плату в виде процента. Таким образом, можно определить кредит и как движение ссудного капитала.
Субъектами кредитных отношений выступают государство, местные органы власти, предприятия, фирмы, граждане. В зависимости от участников кредитных отношений, а также от объекта ссуды, сферы функционирования выделяют коммерческий, банковский, потребительский, государственный и международный кредиты.
Коммерческий кредит — это кредит, предоставленный одними предприятиями другим в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Основным инструментом коммерческого кредита является вексель (ценная бумага, составленная с соблюдением установленных норм, выражающая безусловное обязательство уплаты определенной суммы денег с указанием места и времени платежа). Цель коммерческого кредита — ускорение реализации товара.[6]
Банковский кредит — это кредит, предоставляемый банками, специальными кредитными учреждениями заемщикам в виде денежных ссуд. Объект банковского кредита — денежный капитал, заемщик — предприниматель, государство, домашнее хозяйство. Сфера использования банковского кредита шире, чем коммерческого, так как он обслуживает не только обращение товаров, но и накопление капитала, превращая в капитал часть денежных доходов и сбережений населения. Для современной рыночной экономики характерно переплетение коммерческого и банковского кредита.
Потребительский кредит — это кредит, предоставляемый частным лицам. Объектом потребительского кредита являются товары длительного пользования. Потребительский кредит выступает как в форме коммерческого, так и в форме банковского кредита. Коммерческий потребительский кредит представляет собой продажу товаров с отсрочкой платежа через розничные магазины. Банковский потребительский кредит — предоставление ссуд кредитными учреждениями на потребительские цели. Банк может заключить соглашение с магазином, согласно которому товары клиентам банка будут продаваться в кредит. Банки сразу выплачивают магазинам наличные деньги за проданные товары, а покупатели постепенно погашают ссуду банка. Разновидностью потребительского кредита являются долгосрочные ссуды частным лицам на приобретение или строительство жилищ.
Государственный кредит — это кредит, предоставляемый населением (домашними хозяйствами) и хозяйственными структурами своему государству. В этом случае государство является заемщиком, а население, предприятия и организации — кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика, так и в роли кредитора. Государство заимствует средства на рынке ссудных капиталов путем выпуска займов через финансово-кредитные учреждения. Взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Эти ресурсы направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета. Таким образом, несмотря на то, что государственный кредит осуществляется на основе платности, срочности и возвратности, он связан с движением бюджетных средств. Поэтому государственный кредит выражает часть финансовых отношений общества.[1]
В современных условиях расширяется кредитная деятельность государства, особенно в низкорентабельных, но необходимых для воспроизводства отраслях (жилищное строительство, инфраструктура, сельское хозяйство и т. д.).
Международный кредит — это кредит, предоставляемый одним государством другому, международной кредитно-финансовой организацией какому-либо государству или институциональным структурам. В любом случае международный кредит представляет собой движение ссудного капитала между странами.
Широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам — все это обусловливает интенсивное развитие международного государственного кредита. Его разновидностью является условный государственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т. п.
Экономические денежные отношения на практике реализуются через совокупность институциональных структур с помощью определенных форм и методов, учитывающих общие и специфические черты каждого вида этих отношений. Непосредственно денежные отношения реализуются через денежную систему, финансовые отношения — через финансовую систему, кредитные — через кредитную систему. Все три системы настолько тесно взаимосвязаны, переплетены, что очень трудно, а порой и невозможно определить, где кончается одна и начинается другая. Поэтому границы систем носят условный характер, а сами системы объединяются. Так, в кредитно-финансовую систему объединяются кредитная и финансовая, что подчеркивает их общий перераспределительный характер. В денежно-кредитную систему объединяются денежная и кредитная, так как кредит играет существенную роль в организации безналичного денежного обращения, в осуществлении расчетов и платежей, в экономии издержек обращения.
Соответственно выделяются и три направления макроэкономической политики: денежное, кредитное и финансовое. Несмотря на различия в методах и применяемых инструментах, указанные направления экономической политики имеют общие цели и задачи.
Государство проводит денежную, кредитную и финансовую политику с целью регулирования рыночной конъюнктуры, стимулирования развития тех предприятий и отраслей, деятельность которых соответствует общенациональным программам экономического развития, а также с целью решения социальных проблем общества.[3]
Общество, выполняя свои общесоциальные функции, применяет разнообразные методы воздействия на экономику. К ним относятся:
Комбинация этих методов позволяет создать действенный рыночный механизм.[8]
Финансово-кредитное регулирование экономики осуществляется посредством денежной, кредитной и финансовой политики.
Государство проводит денежную, кредитную и финансовую политику с целью регулирования рыночной конъюнктуры, стимулирования развития тех предприятий и отраслей, деятельность которых соответствует общенациональным программам экономического развития. Рассмотрим методы государственного экономического регулирования.
Методы регулирования — это способы воздействия на экономику для достижения поставленных целей.
Государство, осуществляя регулирование социально-экономических процессов, использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Анализ западных теорий и мирового опыта позволяет говорить как о формировании национальных моделей, так и о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования.
В качестве инструментов государственного регулирования следует рассматривать правовое законодательство, государственный контроль над биржами, аудиторскую деятельность. Правовые нормы хозяйствования регламентируют порядок образования акционерных обществ и их функционирование, право наследования; к ним относится и антимонопольное законодательство. [3]
Рассмотрим универсальные средства госрегулирования, применяемые в последнее время.
Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, административные, прямые, косвенные.
Правовое регулирование состоит в установлении государством правил «экономической игры» для фирм-производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и др.
Административное регулирование включает в себя меры по регулированию, контингентированию, лицензированию, квотированию и т. д. С помощью системы административных мер (в виде мер закрепления, разрешения, принуждения) осуществляется государственный контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. В настоящее время сфера действия административных мер ограничивается в большинстве стран областью охраны окружающей среды, социальной защиты населения.[6]
Прямые методы регулирования базируются на властнораспорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на функционирование и результативность хозяйствования субъектов. Среди методов прямого ГЭР преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования секторов экономики, регионов, фирм, в виде субвенций или субсидий, включающих дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов общенационального и регионального уровней, а также льготных кредитов. Целью таких методов является достижение приоритетов развития, защита общественно-необходимых секторов экономики и групп населения. Кроме положительного эффекта, указанные меры могут иметь и негативные последствия в виде деформации реального соотношения издержек и цен, снижения уровня конкурентности, ослабления балансирующей функции рынка.
Прямые методы государственного регулирования экономики широко используются, когда с их помощью государство создает приоритетные возможности для развития нужных отраслей производства, направлений НТП, сфер экономики.
Общепринятой классификации форм государственного регулирования экономики нет. На основе систематизации опыта ведущих зарубежных стран можно выделить несколько основных форм:
Прямое воздействие на экономику государство осуществляет через инвестиции в определенные отрасли хозяйства. Оно может идти по двум направлениям: или развитие государственного предпринимательства, или субсидирование предприятий негосударственного сектора. Первое осуществляется в капиталоемких и малорентабельных отраслях, например таких, как угольная промышленность, железнодорожный и водный транспорт, содержание автомобильных дорог. Кроме того, для обеспечения высокого уровня развития экономики государство осуществляет инвестирование в отрасли, определяющие на данном этапе научно-технический прогресс, а также подготовку квалифицированных кадров и проведение научных исследований. Государственное предпринимательство развивается в тех областях, где применение других форм собственности может принести отрицательные последствия.
Информация о работе Финансово-кредитные методы регулирования экономики