Финансово-кредитные методы регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

В регулировании рыночных отношений особое значение имеет экономическая роль государства. Теоретически ясно, что в системе свободного рынка не остается места любым типам монополий. Исключены инфляция, безработица, перепроизводство. Хотя на практике дело обстоит значительно сложнее. Возможности свободного рынка отнюдь не безграничны. Он не в состоянии гарантировать решение всех социально-экономических проблем современного общества. В данном случае речь идет не о недостатках, а именно об ограниченности возможностей рынка, особенно применительно к современным экономическим условиям. Поэтому в тех областях, где свободный рынок не может дать результата, необходимо экономическое вмешательство государства.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и структура экономических денежных отношений 4
2. Методы регулирования рыночной экономики 8
2.1. Финансово-кредитное регулирование 8
3. Методы государственного экономического регулирования. Макромаркетинг 9
3.1. Прямые методы регулирования 10
3.2. Косвенные методы регулирования экономики 14
3.3. Направления государственного регулирования 17
3.3.1. Политика центрального банка 18
3.3.2. Учетная политика 18
3.3.3. Регулирование нормы обязательных резервов 18
3.3.4. Операции на открытом рынке 19
3.3.5. Прямое воздействие на кредит 20
3.3.6. Налоговая политика 20
3.3.7.Участие государства в деятельности кредитно-финансовых учреждений 21
4. Мировые финансовые концепции 28
Заключение 31
Список литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

Финансово-кредитные методы регулирования экономики.doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

В условиях рыночной экономики на основе хозяйственной и финансовой независимости предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, целью которого является обязательное получение прибыли. Они самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, формируют и используют фонды производственного и социального назначения, изыскивают необходимые им средства для расширения производства продукции, используя кредитные ресурсы и ресурсы финансового рынка. Развитие предпринимательской деятельности способствует расширению самостоятельности предприятий, освобождению их от мелочной опеки со стороны государства и вместе с тем повышению ответственности за фактические результаты работы.[5]

 

4. Мировые финансовые концепции

 

Основу регулирования экономики создает определенная финансовая концепция. Различают две резко противоположные по формам реализации мировые концепции государственной финансовой политики: монетаризм и кейнсианство.

Монетаризм приветствует свободный нерегулируемый рынок с ограничением государственного вмешательства в экономику поддержанием стабильного темпа роста денежной массы. Финансовая политика, основанная на концепции монетаризма, получила всеобщую популярность благодаря разработкам Милтона Фридмана и Анны Швартц. Монетаризм широко используется Международным валютным фондом и Организацией экономического сотрудничества и развития для реализации программ финансовой стабилизации государств, испытывающих финансовые трудности и привлекающих внешние источники централизованного финансирования бюджетного дефицита и дефицита платежного баланса.

Рестриктивная политика монетаризма основывается на сокращении государственных расходов и повышении налогов. Цель такой политики — сокращение покупательной способности населения, уменьшение бюджетного дефицита и снижение уровня инфляции. Одновременно это вызывает замедление экономического роста. Сокращение спроса приводит к трудностям сбыта и падению темпов прироста выпускаемой продукции. Сдерживание спроса предприятий путем проведения жесткой денежной политики не создает условий для прироста производства продукции, который может обеспечить снижение цен. При ограниченных возможностях привлечения ресурсов извне и «съеденных» инфляцией собственных средствах предприятий происходит естественное сокращение объемов производства.

В конечном счете задача сводится к переориентации ресурсов от потребления к накоплению. Сложность ее реализации обусловлена возможным усилением стагнации производства. В условиях снижения реальной заработной платы и осложнения ситуации на рынке труда перераспределение ресурсов от потребления в пользу инвестиций весьма проблематично. Политика ограничения спроса усиливает конкуренцию и возможность банкротства, а также социальную напряженность в обществе.

Своеобразный антипод монетаризму составляет финансовая концепция, разработанная Джоном Мейнардом Кейнсом, получившая название кейнсианство. Эта концепция отдает предпочтение государственному регулированию и государственной поддержке проводимых в экономике преобразований. Кейнсианство основано на экспансионистской финансовой политике, включающей расширение государственных расходов и снижение налогов, а также экспансионистской кредитно-денежной политике, связанной с расширением денежной массы в обращении.

Увеличение государственных расходов стимулирует рост производства, а значит и рост инвестиций. Кроме того, расширяются покупательная способность населения и совокупный спрос на товары, работы, услуги. Высокая покупательная способность тем не менее не повышает конкурентоспособность предприятий и качество продукции, а эти две проблемы для российской экономики наиболее актуальны.

Экспансионистская политика требует жесткого контроля за ценами, так как издержки производства имеют тенденцию к росту. Контроль необходим и в связи с риском роста инфляции, процентных ставок, налогов.

Увеличение государственных расходов возможно за счет существенного повышения эффективности использования бюджетных ассигнований либо за счет роста налоговых поступлений. Рост налоговых поступлений происходит при расширении производства, повышении темпов прироста выпускаемой продукции. В этом случае необязательно повышать ставки налогов, так как автоматически расширяется налогооблагаемая база. Темп роста расходов не должен превышать темпа роста доходов, за этим соотношением необходим государственный контроль. Для реализации такой политики государство должно иметь долгосрочные программы централизованных инвестиционных вложений. Кейнсианство в чистом виде применяется в мировой финансовой практике редко, так как чревато возрастанием бюджетного дефицита и инфляции. Слишком большие задачи оно возлагает на государство, требует разработки твердой и основательной законодательной базы для соблюдения определенных рамок вмешательства в предпринимательскую деятельность. Отметим одно важное обстоятельство — все мероприятия по государственному регулированию кейнсианство реализует при наличии частной собственности, которая не допускает волюнтаризма и необоснованного администрирования.

Выбор экономической политики особенно сложен в российской экономике при реализации широких структурных преобразований. Отсутствие достаточных накоплений в частном секторе означает невозможность проведения в чистом виде монетаристской или кейнсианской политики. Применение мирового опыта без учета конкретных особенностей и состояния дел в экономике России способно лишь усугубить кризисные процессы. [7]

 

Заключение

 

Все направления экономического регулирования взаимосвязаны, влияют друг на друга. Выявление этих взаимосвязей имеет большое значение для функционирования предпринимательских структур и финансов предприятий. Регулирующая роль государства очень важна и может выражаться прямыми и косвенными методами регулирования.

Воздействие государства на экономику осуществляется в рамках жесткого рыночного законодательства.

Таким образом, экономическая политика правительства — это определенная регламентация норм и правил поведения хозяйственных субъектов посредством экономического инструментария.

1. В кредитной политике:

  • нормирование банковских резервов;
  • варьирование учетной ставки банковского процента;
  • проведение операций на валютном рынке.

2. В бюджетной политике:

  • регулирование государственных расходов;
  • осуществление государственных закупок;
  • выпуск государственных внутренних займов;
  • поддержка и регламентирование государственного предпринимательства.

3. В фискальной политике:

  • регулирование налогового обложения имущества граждан;
  • введение муниципальных налогов.

4. В социальной политике:

  • регулирование минимальных ставок оплаты труда;
  • установление размеров пенсий, пособий по безработице и т. д.

5. Во внешнеэкономической политике:

  • законодательное установление ставок таможенных пошлин,
  • обменных курсов валют;
  • использование иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Государственное регулирование рыночной экономики: Учеб. пособие. — М.: Дело, 2001. — 280 с.
  2. Общая теория денег и кредита: Учебник для вузов / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 359 с.
  3. Основы экономической теории (политэкономия): Учебное пособие для вузов/ Колл. Авторов / Под ред. проф. докт. экон. наук Д.Д. Москвина. — М., МИСИО, 1998 — 440 с.
  4. Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учебник для вузов. — М- Финансы, ЮНИТИ, 1998. – 639 с.
  5. Самсонов Н.Ф., Баранникова Н.П., Строкова И. И. Финансы на макроуровне: Учеб. пособие для вузов.— М.: Высш. шк., 1998— 192 с.
  6. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник/ М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врубдевскон. - М.: Юрайт-М, 2001. -543 с.
  7. Шишкин А. Ф. Экономическая теория: Учебное пособие для вузов. 2-е изд.: В 2 кн. Кн. 1. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. — 352 с.
  8. Шишкин А. Ф. Экономическая теория: Учебное пособие для вузов. 2-е изд.: В 2 кн. Кн. 2. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. — 352 с.
  9. Экономическая теория / Пол ред. А. И. Добрынина, Д. С. Тарасевича: Учебник для вузов. – СПб: Изд. СПбГУЭФ, 1997. –480 с.

 

 


Информация о работе Финансово-кредитные методы регулирования экономики