Финансовые системы и фискальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 14:25, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе «Финансовые системы и фискальная политика» Рассмотрены такие темы как финансы и финансовые системы , а так же в частности сущность и структура финансовой системы с разных точек зрения. В следующем вопросе рассмотрены механизм и основные законодательные и правовые основы регламентирующие функционирование финансовой системы т.е. фискальная политика.
Рассмотрены такие вопросы как: проблема финансовой стабильности и пути совершенствования финансовой системы Украины.

Содержание

Введение 4
Раздел 1. Финансы и финансовые системы
1.1. Финансы современного общества 7
1.2. Сущность финансовой системы 10
1.3. Состав и структура финансовой системы Украины с разных точек зрения 15
Раздел 2. Фискальная политика
2.1. Механизм функционирования финансовой системы 23
2.2.Фискальная политика и законодательные и правовые основы регламентирующие функционирование финансовой системы 26
2.3. Проблемы финансовой стабильности в Украине 34
2.4. Пути совершенствования финансовой системы и её механизма 37
Заключение 39
Список литературы 42
Приложение 45

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по политэкономии.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

       Сфера финансового рынка охватывает кругооборот финансовых ресурсов как специфического товара. Финансовый рынок делится на рынок денег и капиталов. Обособленным звеном финансовой системы выступает страхование, которое не принадлежит к конкретной сфере.

       Такой является структура финансовой системы по мнению Опарина В.В. Данный подход дает возможность провести полную структуризацию финансовых отношений, выделить и охарактеризовать денежные потоки. Это также делает предпосылки, чтобы организовать четкую систему управления финансами на каждом уровне, так как отслеживаются все денежные потоки и  между ними.

       Следующая трактовка структуры  финансовой системы Украины доктора  экономических наук Шокуна В.В  (1.2.1.). Он предлагает в условиях реалий существования Украины как независимого, демократического, социального и правового государства перестроить собственную финансовую систему(см.схему №3).

       Предложенная концепция финансовой  системы Украины рассматривается  как основа для разработки  финансовой доктрины страны, которая  должна определить влияния государства на управление движением ВВП в процессе распределения его стоимости.

       Финансовая система Украины определена  как взаимосвязанное соединение  в экономико-правовом просторе  объективного процесса распределения  стоимости ВВП и субъективного процесса влияния на него политики страны. Концепция перестройки финансовой системы Украины основывается на:

  • осмыслении экономической сущности процессов формирования и направления финансовых ресурсов в условиях рыночной экономики;
  • включения в ее состав совокупных элементов, которые связаны с проведением законодательно обеспеченой финансовой политики государства;
  • использовании системного подхода, который дает возможность рассматривать составные финансовой системы в единой взаимосвязи.

     Научно-практическое назначение положений этой концепции состоит в возможности:

  • определения подходов, которые касаются создания финансовой доктрины государства;
  • определения подходов к разработке экономико-математических моделей формирования и движения финансовых ресурсов страны, функциональным назначением которых должно стать прогнозирование, планирование  и анализ распределения стоимости ВВП;2
  • введения единой системы понятий и однозначного толкования их, как на уровне профессионалов-практиков, так и в образовательном процессе;
  • оценке состояния законодательно-нормативного обеспечения и разработке единого пакета взаимосогласованных правовых актов, касаемых вопросов функционирования финансовой системы с дальнейшим ее мониторингом.
 

     Кандидат  экономических наук Безгубенко Л.И.(1.2.1.) представляет структуру финансовой системы, выделяя три сферы:

  • государственные финансы;
  • частные финансы;
  • финансы предприятий

Государственные финансы он подразделяет на общегосударственные  финансы и финансы государственных  предприятий. А частные финансы на финансы частных предприятий и финансы домохозяйств.

      Безгубенко Л.И.характеризует звенья финансовой системы и говорит о том, что для государственных финансов, в частности, характерны:

          1.Принцип функционального назначения звена.

          2.Административно-териториальный принцип.

     Каждое  звено финансовой системы имеет  свою особенность, которая обусловлена  спецификой:

      1.состава финансовых отношений;

     2.состава фондов денежных средств;

     3.источников формирования фондов денежных средств и методов аккумуляции средств;

     4.направлений использования фондов денежных средств;

     5.целевого назначения фондов денежных средств;

     6.участников формирования денежных средств;

     7.участников распределения и использования фонда денежных средств;

     8.собственника или распорядителя фонда денежных средств;

     9.роли в процессе производства, распределении и перераспределении                                     ВВП и НД;

     10.Части в распределении финансовых ресурсов

  • осмыслении экономической сущности процессов формирования и направления финансовых ресурсов в условиях рыночной экономики;
  • включения в ее состав совокупных элементов, которые связаны с проведением законодательно обеспеченной финансовой политики государства;

       Особенно актуальным считает  Безгубенко Л.И., для Украины, ее  финансовой системой является усиление внимания государственных деятелей, ученых и практиков к финансам домохозяйств.

 Таким образом, это звено финансовой системы прежде всего представлено бюджетом домохозяйств, который является объектом серьезных исследований в государствах с развитой рыночной экономикой, но недостаточно исследованной в отечественной литературе. Состав и структура доходов и расходов бюджетов домохозяйств, взаимоотношение доходов и расходов является свидетельством прежде всего уровня экономического развития государства. Так представляет финансовую систему Украина Безгубенко Л.И.

      Свою концепцию состава и структуры финансовой системы Украины представляет  кафедра «Финансы и кредит» Донецкого Государственного Университета(см.схему №5). Эта трактовка широко и полно отражает структуру финансовой системы, все ее сферы и особенно отдельные ее элементы. Она очень актуальна на сегодняшний день для экономики Украины. Основываясь на такой структуре легче проводить анализ финансовых ресурсов государства, подробно исследуя все их сферы и звенья, и механизмы, их аккумуляции и распределении. Именно основываясь на этой трактовке я буду рассматривать в дальнейшем финансовую систему Украины.3

     Финансовая  система рассматривается с двух сторон: по внутреннему строению и организационной структуре.4

        

     Финансовая  система - совокупность относительно обособленных взаимосвязанных финансовых отношений, которые отображают специфические  формы и методы распределения  и перераспределения ВВП.

     

      

     Финансовая  система – совокупность финансовых органов и институтов, которые управляют денежными потоками.

     Внутреннее  строение финансовой системы отображает объективную совокупность финансовых отношений и является общей для  всех стран. Она состоит из сфер и  звеньев.

     Сфера характеризует обобщенную по определённому признаку совокупность финансовых отношений.

     Звенья  показывают обособленную часть финансовых отношений. В основу выделения сфер и звеньев положен уровень  экономической системы (схема 1).

     Внутренняя  структура финансовой системы показана в схеме 2.

     Организационная структура финансовой системы –  совокупность финансовых органов и  институтов, которая характеризует  систему управления финансами.

     В основе выделения органов управления финансовой системой лежит её внутренняя структура. Общее управление финансовой деятельностью в какой-либо стране осуществляют органы государственной власти и управления. Состав органов и институтов финансовой системы представлен на схеме 2 приложения.

 

      Раздел 2. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

2.1. Механизм  функционирования финансовой системы

     Финансовая  политика – основополагающий элемент в системе управления финансами. Она направлена на обеспечение эффективного распределения и перераспределения имеющихся финансовых ресурсов государства для наилучшего удовлетворения потребностей воспроизводства и роста общественного богатства. Свое конкретное воплощение финансовая политика имеет в финансовом механизме государства.

     Финансовый  механизм – инструмент финансовой политики, представляющий собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

     В зависимости от степени регулирования  со стороны государства финансовый механизм подразделяется на директивный  и регулирующий. Директивный связан с отношениями, в которых непосредственно участвует государство (налоги, государственный кредит, бюджетный процесс и т.д.). Регулирующий определяет основные направления функционирования финансовых отношений, не затрагивающих напрямую интересы государства (организация внутрихозяйственной деятельности на предприятиях).

     С одной стороны, финансовый механизм включает в себя системы финансового  планирования, регулирования и контроля, систему денежных расчетов, систему  финансовых рычагов и стимулирования, финансовых норм и нормативов, показателей, государственные банковские и финансовые резервы.

     Также финансовый механизм можно представить в виде совокупности механизмов функционирования отдельных звеньев финансовой системы:

  • Функционирование бюджетного механизма
  • Механизм функционирования финансов предприятий, учреждений и организаций
  • Механизм функционирования внебюджетных фондов
  • Механизм функционирования местных финансов
  • Функционирование страхового механизма
  • Механизм функционирования финансового рынка
 

     Для обеспечения стабильного и эффективного функционирования финансового механизма государства первостепенное значение имеет правовая регламентация форм и норм финансовых отношений. Они являются источником и регулятором финансовой системы. Именно на основании их можно проследить механизм функционирования финансовой системы, понять, как аккумулируются, распределяются и перераспределяются финансовые ресурсы.

     Оценка  качества работы финансового механизма  происходит в соответствии с его  адекватностью современным интересам  общества, со способностью его достигать поставленные цели и решать конкретные задачи. Также механизм функционирования должен быть инструментом согласования и реализации интересов различных слоев общества и имеющихся у государства объективных возможностей.

     Более конкретно такую черту можно определить как финансовое планирование, т.е. один из элементов управления финансами, объектом которого является распределительный процесс. Этот процесс охватывает формирование и распределение финансовых ресурсов, образование и использование на их основе различных денежных фондов и осуществляется на основе производственных и финансовых показателей.

     В процессе финансового планирования определяются:

  • источники и размеры финансовых ресурсов на планируемый период
  • объемы денежных фондов, создаваемых на их основе
  • рассчитываются направления и структура использования средств денежных фондов, при этом решается задача наиболее эффективного их использования

     В процессе составления финансовых планов изыскиваются материальные, трудовые и финансовые резервы для роста финансовых ресурсов и сокращения непроизводительных расходов.

     Механизм  финансового регулирования дает возможность государству сформировать такие условия для субъектов финансового механизма, которые бы принудили их действовать в соответствии с необходимыми для общества направлениями. Такое регулирование проводится с помощью инструментов фискальной, бюджетной, налоговой политики и др.

     Финансовый  контроль можно представить в двух аспектах:

  • Строго регламентированная деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов
  • Неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро-, и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

     Финансовый  контроль представляет собой две  взаимосвязанные, но обособленные сферы: государственный финансовый контроль и негосударственный финансовый контроль, который в свою очередь  подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).

     Государственный финансовый контроль призван отслеживать стоимостные пропорции распределения валового национального продукта. Он распространяется на все каналы движения денежных ресурсов и отслеживает полноту и своевременность их поступления в бюджеты и целевое их использование. Государственные контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки как в государственном секторе, так и в сфере частного и корпоративного бизнеса, если таковые предопределены общенациональными экономическими интересами.

     Целями  негосударственного контроля (главным образом, внутрифирменного), в противопоставление государственному, является минимизация своих отчислений в государственную казну и других издержек с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал.

Информация о работе Финансовые системы и фискальная политика