Финансовые системы и фискальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 14:25, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе «Финансовые системы и фискальная политика» Рассмотрены такие темы как финансы и финансовые системы , а так же в частности сущность и структура финансовой системы с разных точек зрения. В следующем вопросе рассмотрены механизм и основные законодательные и правовые основы регламентирующие функционирование финансовой системы т.е. фискальная политика.
Рассмотрены такие вопросы как: проблема финансовой стабильности и пути совершенствования финансовой системы Украины.

Содержание

Введение 4
Раздел 1. Финансы и финансовые системы
1.1. Финансы современного общества 7
1.2. Сущность финансовой системы 10
1.3. Состав и структура финансовой системы Украины с разных точек зрения 15
Раздел 2. Фискальная политика
2.1. Механизм функционирования финансовой системы 23
2.2.Фискальная политика и законодательные и правовые основы регламентирующие функционирование финансовой системы 26
2.3. Проблемы финансовой стабильности в Украине 34
2.4. Пути совершенствования финансовой системы и её механизма 37
Заключение 39
Список литературы 42
Приложение 45

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по политэкономии.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)
    1. фискальная политика ,законодательные и правовые основы, регламентирующие механизм функционирования финансовой системы Украины.

     Фискальная (бюджетно-налоговая) политика – это система регулирования экономики посредством изменения государственных расходов и налогов. Цели фискальной политики :

    1. Сглаживание колебаний экономического цикла.
    2. Стабилизация экономического роста.
    3. Достижение высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции.

    Экономическая наука выделяет следующие типы фискальной политики ( см.  приложение схема 3):

      • Дискреционная;
      • Автоматическая;

    И дискреционная , и автоматическая фискальная политика играют важную роль в стабилизационных мероприятиях  государства, однако ни та  ни другая не является панацеей от всех экономических бед. Что касается автоматической политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы  могут лишь ограничить эти колебания они не в состоянии .

    Еще больше проблем возникает при  проведении дискреционной  фискальной  политики. К ним можно отнести:

    • Наличие временного лага между принятием решений и их воздействием на экономику;
    • Административные издержки;
    • Пристрастие к стимулирующим мерам (сокращение налогов- популярное в политическом плане мероприятие, а вот увеличение налогов может стоить парламентской карьеры ).

    Тем не менее максимально разумное применение инструментов и автоматической и  дискреционной политики может существенно  влиять на динамику общественного производства и занятости , снижение темпов инфляции и решение других экономических  проблем.

       Из вышеперечисленных данных видно какую сложную систему представляет из себя финансовая система Украины. Она состоит из большого количества сфер и звеньев и только проанализировав ее можно понять как такой сложный механизм может функционировать. А источником и регулятором финансовой системы выступают законодательные и правовые акты. Именно на основании их можно проследить механизм функционирования финансовой системы, понять как аккумулируются и распределяются и перераспределяются финансовые ресурсы. В данной курсовой работе мы рассмотрим несколько законодательных и правовых актов, которые составляют основу финансовой системы.

     Государственный бюджет- центральное звено финансовой системы. В нём объединяются все основные инструменты – расходы различные виды  доходов, государственные займы. 

       Так как отсутствует закон  Украины о финансовой системе,  то вторым по значению будут  выступать Закон Украины «О  бюджетной системе от 29 июня 1995 года».  Государственные финансы выступают  одной из главных сфер финансовой  системы и государственный бюджет – одно из самых больших их звеньев. Именно в нем объединяются самые главные доходы и расходы государства. Бюджет своим инструментарием объединяет такие основные финансовые категории как налоги, расходы, государственный кредит и другие, в их взаимодействие и динамике. Рассматривая социально-экономическую сущность государственного бюджета следует отметить, что она определяется:

    • Способом производства;
    • Наличием формы собственности на средства производства;
    • Функционированием основных экономических законов государства;
    • Характером производственных отношений;
    • Природой, целями и задачами государства.

       Содержание социально-экономической  сущности государственного бюджета  проявляется в том, что он  одновременно является:

     перераспределения НД;

     Инструментом государственного регулирования и стимулирования экономики;

     Инструментом  эффективного воздействия на процессы расширенного воспроизводства;

     Ведущим звеном финансовой и бюджетной системы  государства;

     Основной  финансовый план страны;

       доходов  и расходов государства;

     Источником  финансовой обеспеченности реализованных  в государстве основных социально-экономических  программ.

       В бюджете в условиях современности  централизуется значительная часть  денежных ресурсов, которые являются  необходимым условием для реализации государством своих функций, таких как экономическая, социальная, политическая. Бюджет является составной бюджетной системы. А бюджетная система регламентируется «Законом Украины о бюджетной системе»

«О бюджетной системе»

       В этом законе определено, что бюджетная система состоит из Государственного бюджета Украины, республиканского бюджета АР Крым и местных бюджетов. Бюджет является составной частью финансовой системы Украины. Взаимодействие бюджета с другими звеньями финансовой системы регулируются настоящим законом и многими законодательными актами Украины.5

     Бюджетная система строится на началах, определенных Конституцией Украины. Она отделена от финансов субъектов хозяйствования в части уплаты их долгов и обязательств.

       Налоги и сборы и другие обязательные платежи зачисляются в бюджет полностью, независимо от их целевого назначения.

       Граждане Украины, а также другие  физические лица уплачивают в  бюджет установленные законами  налоги, сборы и друге обязательные  платежи.

       Платежи, удержанные с субъектов предпринимательской деятельности, перечисляются в бюджет в первоочередном порядке. Достоинством этого Закона является не только то, что внесли указом механизм наполнения бюджета, но и то, что в нем регламентирован механизм формирования доходов и финансирование расходов по бюджету, а также источники финансирования бюджета.

      Доходы Государственного бюджета Украины:

  • часть НДС, которая определяется Законом о Государственном бюджете Украины на следующий год;
  • часть акцизного сбора, которая определяется Законом о госбюджете на следующий год;
  • налога на прибыль предприятий и организаций всех форм собственности и подчинения в размере, равном 30% от ставки, предусмотренной законодательством Украины;
  • налога на имущество предприятий и организаций всех форм собственности в размере 30% от ставки, предусмотренной законодательством Украины;
  • поступлений от внешнеэкономической деятельности;
  • части доходов от приватизации государственного имущества, находящегося в общегосударственной собственности;
  • поступлений от реализации государственного имущества, находящегося в общегосударственной собственности;
  • арендной платы за аренду имущества целостных имущественных комплексов, находящихся в общегосударственной собственности;
  • взносов в Пенсионный фонд Украины;
  • взносов в Фонд для осуществления мероприятий по ликвидации Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения;
  • взносов в Государственный фонд содействия занятости населения;
  • взносов в другие государственные целевые фонды, поступлений от внутренних займов;
  • превышение доходов над расходами НБУ;
  • возвращенных государству займов и % по кредитам;
  • дивидендов, полученных от акций и иных ценных бумаг, принадлежащих государству;
  • платы за специальное использование природных ресурсов;
  • других доходов, установленных законодательством Украины и отнесенных к доходам госбюджета Украины.

      Расходы Государственного бюджета  Украины

  • финансирование общегосударственных централизованных программ поддержания и повышения жизненного уровня народа, мер по социальной защите населения;
  • финансирование осуществляемых учреждениями и организациями мер в области образования, науки, здравоохранения, физической культуры и т.д.
  • финансирование производственного и непроизводственного строительства, геологоразведочных, проектно-изыскательских и других работ, осуществляемых в соответствии с общегосударственными программами;
  • оборону;
  • охрану окружающей природной сферы;
  • содержание правоохранительных и таможенных органов, налоговой защиты прав потребителей и контрольно-ревизионной служб;
  • содержание органов законодательной, исполнительной, судебной власти и прокуратуры;
  • осуществление внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности;
  • дотации, субвенции, которые передаются из Государственного бюджета Украины в бюджет АР Крым, областей, городов Киева и Севастополя;
  • выплату всех видов пенсий, расходов направленных на защиту граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы, выплату пособия по безработице, расходы на профессиональное обучение высвобождаемых работников и незанятого населения и меры для создания дополнительных рабочих мест;
  • образование государственных материальных и финансовых резервов;
  • обслуживание внутреннего и внешнего государственных долгов и их возврат;
  • другие меры, финансируемые из госбюджета Украины в соответствии с законами Украины.

       С помощью этого закона рассмотрим  бюджетную систему Украины и  главные источники доходов и расходов страны, то есть откуда аккумулируются и куда распределяются и перераспределяются финансовые ресурсы государства.

     Следующий закон регулирующий отношения в  финансовой системе является Закон  Украины“О государственном бюджете  Украины на 2002 г”

     Суть  этого закона в том, что в нем  рассматриваются рычаги получения  и распределения финансовых ресурсов страны.

     Законопроект  предусматривает объем доходов  Государственного бюджета Украины  в сумме 43610 млн. грн., расходов – 47888 млн. грн., предельный размер дефицита – 4278 млн. грн.

2.3. Проблемы финансовой  стабилизации в  Украине.

 

     Центральной проблемой настоящего и будущего финансовой стабилизации в Украине остается инфляция. Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить политику, направленную на укрепление национальной валюты. Значительное внимание всегда уделялось государством регулированию денежной массы. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.

     Оценивая  характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней три общих  подхода. В рамках первого (предлагаемого  сторонниками современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица.

     Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги.

     Однако  стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран  в 60-70е годы, может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности  маневрировать налогами и расходами.

     Второй  подход рекомендуется авторами-сторонниками монетаризма в экономической  теории. На первый план выдвигается  денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую  ситуацию. Этот вид регулирования  проводится неподконтрольным правительству центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Информация о работе Финансовые системы и фискальная политика