Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 01:49, реферат
Каждое предприятие функционирует в условиях действия различных рыночных механизмов, постоянно изменяющихся под влиянием макроэкономических процессов. С другой стороны, оно же функционирует в условиях конкретных особенностей собственного дела. Поэтому эффективность деятельности любого предприятия зависит от того, на сколько соответствуют или не соответствуют внутренние управленческие решения, принимаемые для достижения собственных целей, условиям внешней среды.
ВВЕДЕНИЕ
Обеспечение эффективного функционирования
организаций требует
Актуальность исследования связана с тем, что в настоящее время обозначилась острая потребность в более глубоком изучении процесса комплексной оценки финансового состояния организации, т.к. анализ является научной базой для принятия управленческих решений в деятельности организации. Для их обоснования необходимо выявлять и прогнозировать существующие и потенциальные проблемы, производственные и финансовые риски, определять воздействие принимаемых решений на уровень рисков и доходов субъекта хозяйствования.
1 ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛИ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА
Каждое предприятие
Под финансовой деятельностью предприятия будем понимать его хозяйственную деятельность опосредованную финансовыми отношениями.
С финансовой точки зрения
под хозяйственной
Если речь идет о промышленном
предприятии, то его финансовые ресурсы
вначале, пребывают в денежной форме,
затем вовлекаются в
Под финансовым анализом деятельности предприятия будем понимать комплексное изучение его финансовых ресурсов и их размещения с целью объективной оценки эффективности деятельности предприятия в изменяющихся окружающих условиях. В процессе проведения такого анализа деятельность предприятия оцениваются с точки зрения сбалансированности:
- самого предприятия и
действующих законов экономики,
- размера, имеющихся финансовых
ресурсов, и потребности в них
для осуществления
- максимальной рентабельности
проводимых операций и их
Предметом финансового анализа являются финансовые ресурсы и их потоки, которые анализируются путем изучения причинно-следственных связей между итоговыми показателями и факторами, повлиявшими на них.
В основе проведения финансового анализа лежат принципы:
1. научность; 3. оперативность;
2. системность; 4. объективность.
Основная цель проведения финансового анализа - обеспечении аналитической базой эффективного управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия на основе изучения текущего состояния и динамики объекта исследования. При этом аналитика может интересовать как текущее состояние, так и его проекция на перспективу, то есть ожидаемые параметры будущего финансового состояния. Поэтому изучается основная цель в следующем порядке:
- идентификация текущего
положения анализируемого
- выявление изменений
в состоянии анализируемого
- определение факторов, вызвавших такое изменение,
- прогноз основных тенденций
динамики анализируемого
2 Объекты и основные группы пользователей анализа финансового состояния организации
Являясь многогранным понятием, финансовое состояние организации представляет интерес для разных субъектов экономики, вступающих с ним в отношения различного характера в процессе финансово-хозяйственной деятельности.
Оценка финансового состояния проводится:
а) руководителями и соответствующими службами предприятия; -его учредителями, инвесторами с целью изучения эффективности
б) использования ресурсов;
в) банками для оценки условий кредитования и определения степени риска;
г) поставщиками для получения платежей;
д) налоговыми органами для выполнения плана поступления средств в бюджет и т. д.
В настоящее время часто информацией о финансовом состоянии собственной организации не располагает даже сам руководитель, хотя с показателями, дающими возможность определить финансовую устойчивость фирмы, он сталкивается по меньшей мере раз в квартал, подписывая бухгалтерскую отчетность.
Как правило, пользователи отчетной
информации различны, цели их конкретны,
а нередко и противоположны. Классификация
пользователей бухгалтерской
а) пользователи, внешние по отношению к конкретному предприятию (конкуренты, партнеры, специализированные государственные учреждения, поставщики и покупатели, кредитные учреждения, зарубежные инвесторы) - пользователи, опосредованно заинтересованные в деятельности предприятия;
б) сами предприятия (точнее, их управляющий персонал) и бухгалтеры - пользователи внутренние, т. е. непосредственно заинтересованные в деятельности предприятия.
В соответствии с этим принято выделять два вида финансового анализа - внутренний и внешний.
Внутренний анализ проводится работниками предприятия (например, финансовыми менеджерами), и его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния. Его цель -установить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы обеспечить нормальное функционирование предприятия, получение максимума прибыли и исключение банкротства. Результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия нужны внутренним пользователям в качестве исходной информации для принятия различного рода экономических решений.
Основное содержание внутреннего
финансового анализа может быть
дополнено и другими аспектами,
имеющими значение для оптимизации
управления, например такими, как анализ
эффективности авансирования
Внутренний анализ финансового состояния является реальным средством коммуникации, благодаря которому:
а) руководители получают представление о месте своего предприятия в среде аналогичных предприятий, правильности выбранного стратегического курса, сравнительных характеристик эффективности использования ресурсов и принятия решений по самым разнообразным вопросам управления предприятием;
б) внутренние аудиторы получают подсказку для выбора правильного решения в процессе аудирования, планирования своей проверки, выявления слабых мест в системе учета и зон возможных преднамеренных и непреднамеренных ошибок в отчетности предприятия;
в) аналитики определяют направления финансового анализа.
Внешний анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия (например, аудиторами, инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности). Его цель - установить возможность выгодного вложения средств, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери. Внешний анализ имеет ряд особенностей, которые определяются прежде всего различиями между пользователями информации о деятельности предприятия:
а) множественность субъектов анализа - пользователей информации о деятельности предприятия
б) разнообразие целей и интересов субъектов анализа;
в) наличие типовых методик анализа, стандартов учета и отчетности; -ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность предприятия;
г) ограниченность задач анализа как следствие предыдущего фактора; -максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.
Хотя внешние пользователи непосредственно и не заинтересованы в деятельности предприятия, они в соответствии с заключенными договорами должны защищать интересы внутренних пользователей информации:
а) аудиторские службы проверяют соответствие данных отчетности соответствующим правилам с целью защиты интересов инвесторов;
б) консультанты по финансовым вопросам используют отчетность в целях выработки рекомендаций своим клиентам относительно вложения капиталов в конкретное предприятие;
в) биржи ценных бумаг оценивают информацию, представленную в отчетности, при регистрации соответствующих предприятий, принимают решение о приостановке деятельности какого-либо предприятия, оценивают необходимость изменения методов учета и состояния отчетности;
г) законодательные органы нуждаются в информации об уплате налогов, объеме производства для формирования информации о валовом внутреннем продукте, национальном доходе и бюджете государства для рационального распределения ресурсов, формирования инвестиционной, налоговой политики, разработки и реализации общегосударственной политики и ведения статистического наблюдения;
д) юристы нуждаются в отчетной информации для оценки выполнения условий контрактов, соблюдения законодательных норм при распределении прибыли и выплате дивидендов;
г) пресса и информационные агентства используют отчетность для подготовки обзоров, оценки тенденции развития отдельных предприятий и отраслей, расчета обобщающих показателей финансовой деятельности;
е) торгово-промышленные ассоциации используют отчетность для статистических обобщений по отраслям и сравнительного анализа, оценки результатов деятельности на отраслевом уровне;
ж) профсоюзы заинтересованы в отчетной информации для определения своих требований в отношении заработной платы и выполнения условий трудовых соглашений, оценки тенденций развития данной отрасли, к которой относится исследуемое предприятие.
Всех пользователей можно разделить на несколько партнерских групп и в соответствии с их интересами определить объект анализа финансового состояния (таблице 1).
Основное содержание внешнего финансового анализа, осуществляемого партнерами предприятия по данным публичной финансовой отчетности, составляют:
а) анализ абсолютных показателей прибыли;
б) анализ относительных показателей рентабельности;
в) анализ финансового состояния, рыночной устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности предприятия;
г) анализ эффективности использования заемного капитала;
д) экономическая диагностика финансового состояния предприятия и рейтинговая оценка эмитентов.
Основные партнерские группы заинтересованы в успехах предприятия, так как от этого находится в прямой зависимости их благополучие.
Таблица 1. Основные партнерские группы
Партнерские группы |
Вклад партнерской группы |
Требования компенсации |
Объект финансового анализа |
1. Собственники |
Собственный Капитал |
Дивиденды |
Финансовые результаты и финансовая устойчивость |
2. Инвесторы, заимодавцы |
Заемный капитал |
Проценты на вложенный капитал |
Кредитоспособность |
3. Руководители (администрация) |
Знание дела и умение руководить |
Оплата труда и доля прибыли сверх оклада |
Все стороны деятельности предприятия |
4. Персонал |
Приведение в действие средств и предметов труда |
Заработная плата, премии, социальные условия |
Финансовые результаты предприятия |
5. Поставщики средств и предметов труда |
Обеспечение непрерывности и эффективности процесса производства продукции |
Договорная цена |
Платежеспособность |
6. Покупатели (клиенты) |
Реализация продукции |
Договорная цена |
Финансовые результаты предприятия |
7. Налоговые органы |
Услуги общества |
Своевременная и полная оплата налогов |
Финансовые результаты предприятия |