Финансовый рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:56, контрольная работа

Краткое описание

В своей повседневной деятельности люди понимают под институ-том разные социальные единицы. Это могут быть учебные или науч-ные организации и учреждения, любые крупные целевые организации. Среди социологов нет полного согласия в понимании этого термина. Не-которые ученые применяют его только к крупномасштабным организа-циям (например, к комитетам, объединениям и т.п.), используя для ма-лых организаций термин «группа» или «ассоциация». Такое понимание позволяет различать понятия «институт», «группа» и «ассоциация» исключительно по признаку размера социального объекта и делает не-понятными базовые особенности институтов, групп и ассоциаций.

Содержание

I Сущность институтов стр.4
II. Институт государства стр.9

III. Функции института государства стр.13
IV. Взаимосвязи между институтами стр.17
Заключение стр.20

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 40.54 Кб (Скачать файл)

Каждый социальный институт имеет как специфические  особен-ности, так и общие признаки с другими институтами. 

Для выполнения своих  функций социальный институт должен учи-тывать способности различных функционеров, формировать стан-дарты поведения, соблюдать верность основным принципам, разви-вать взаимодействие с другими институтами. Неудивительно поэто-му, что сходные пути и методы действия существуют в институтах, преследующих совершенно разные цели. 

Предметом социологии политики, является анализ закономерностей  социально-политической деятельности различных общностей, формы, проявления которой обуславливаются их социально-политическими  интересами и отношениями. 

В изучении процессов  функционирования и развития любого классового общества важнейшее место  занимают явления и процессы политической жизни, к которой по существу вся  область социальной деятельности, связанная  с осуществлением отношений власти. Политика как область социальных отношений определяется характером и содержанием этих отношений, складывающихся по поводу государственной власти, ее завоевания, удержания и использования. 

Государство появилось  на исторической сцене 5-6 тыс. лет на-зад и с тех пор постоянно развивалось как самостоятельный ин-ститут общества. К возникновению государства привели следую-щие, вполне объективные, причины. 

1. Плотность населения.  В первобытное время небольшие  группы людей по 40-60 человек разбредались  по огромным тер-риториям в поисках пищи. Они встречались лишь, когда надо бы-ло осуществить торговый обмен, кого-то женить на представителе другой группы или оттеснить со своей территории. Ученые счи-тают, что тогда на Земле было не больше 5-6 млн. человек. Сего-дня их 5-6 млрд. Сравним две цифры. В тысячу раз население вы-росло за неполные 10-15 тыс. лет. Небольшой срок, если вспом-нить, что первый человек появился 2-3 млн. лет назад. 

Когда у человека примитивные орудия труда, то для  прокорма ему нужна огромная территория - группе из 40-60 охотников и собирателей  необходимо несколько сот квадратных километров. Регулярные столкновения между ними, частый голод и объедине-ние одних групп с другими для защиты своей территории стано-вятся неизбежными. Завоевание одних народов другими стало следствием ускоренного формирования военных союзов племен то в одном, то в другом месте земного шара. Вскоре все люди вступили в такие союзы. 

2. Страх перед  внешней агрессией и внутренними  раздорами. Не-которые ученые считают, что к созданию государства людей тол-кал страх перед агрессией со стороны противника, опасение за жизнь и имущество. Но опасность со стороны разбойников и пре-ступников внутри страны сыграла не меньшую роль в объедине-нии в государство, которое способно применить силу и устано-вить порядок. Таким образом, опасение перед сородичами служи-ло не меньшим аргументом для создания государства, чем страх перед врагом. Государство как арбитр могло объективно решать все споры и издавать общие для людей законы. Уже в античности под государством стали понимать организацию власти, возвы-шающуюся над обществом, но подконтрольную ему и его обслу-живающую. Государственные чиновники мыслились как слуги народа. Не случайно министр на латинском языке обозначает слугу, а не начальника. 

3. Фактор силы. Посмотрите  на современное рыночное обще-ство. Каждая фирма, а их миллионы, окружена охранниками, сле-дящей и подслушивающей аппаратурой, сигнальными и компью-терными системами. Их бы еще глубокими рвами отделить друг от друга, и полной аналогии с феодализмом уже не избежать. Та-кая аналогия многое объясняет. Средневековая Европа - это множество феодальных княжеств, каждое со своей частной охранной армией, своим флагом, гербом, правительством, языком, культурой. Города и замки, деревни и округи - под охраной. В путь купцы отправлялись под охраной, а часто и сами являлись профессиональными военными. Дань с подданных собирали с оружием в руках, споры выясняли на мечах, спали и ели с мечами, даже пахали, зачастую не снимая оружия. 

Рассмотрим некоторые  институциональные признаки государства. 

1.Установки и образцы  поведения: 

а) Послушание 

б) Лояльность 

в) Субординация 

2. Символические  культурные признаки: 

а) Флаг 

б) Печать 

в) Герб 

г) Национальный гимн 

3. Утилитарные культурные  черты: 

а) Общественные здания 

б) Общественные работы 

в) Бланки и формы 

4. Кодекс устный  и письменный: 

а) Конституция 

б) Законы 

5. Идеология: 

а) Государственное  право 

б) Демократия 

в) Национализм 

Культурные символы. Все институты стремятся к  приобретению символов, которые в  предельно концентрированной форме  создают представления об институте, его образ. Так, для государства  это флаг или герб; для церкви -- распятие, полумесяц или звезда Дави-да, для семьи -- обручальное кольцо, для университета -- эмблема «альма-матер». Образ промышленного объединения в концентриро-ванной форме можно представить себе из его названия или торго-вой марки. Музыка может тоже стать символикой. Национальные ме-лодии, государственные гимны, студенческие песни, свадебный марш используются в целях формирования образа института. Символами институтов могут быть также здания, поскольку трудно представить себе родину без дома, религию без церковного сооружения, образо-вание без школы или правительство без правительственного здания либо королевского дворца. Таким образом, культурным символом ин-ститута может быть любой материальный или нематериальный эле-мент культуры, выражающий в наиболее концентрированном виде ос-новные специфические черты данного института, складывающиеся в его целостный образ. 

Кодексы поведения (устные и письменные). Ясно, что люди, включенные в деятельность институтов, должны принимать соответ-ствующие предназначенные им роли. Система этих ролей чаще всего выражается в формальных кодексах, таких, как присяга на верность стране, клятва при заключении брака, медицинская профессиональная клятва Гиппократа. Эти кодексы поддерживают институционально за-крепляемые роли и являются важной частью социального контроля. 

Формальный кодекс поведения, конечно, производит значитель-ное внешнее впечатление, но он не гарантирует должного исполне-ния ролей. Мужья и жены часто игнорируют супружескую клятву; гра-ждане, пылко повторяющие государственную присягу на верность, вполне могут совершить государственную измену; члены церковно-го прихода, клятвенно обещающие вести праведную жизнь, могут од-новременно с этим грешить, относясь с полным равнодушием к клят-ве. При оценке степени влияния на людей того или иного кодекса важ-но знать, что принятие устного или письменного кодекса в значитель-но большей степени гарантирует его соблюдение, чем самостоятельное формирование установок на ту или иную форму поведения. Однако, если кодекс правил и норм искусственно придуман, оторван от ре-альной жизни, он практически не будет выполняться. Не будет вы-полняться институциональный кодекс и в случае, когда не сущест-вует быстрого и неотвратимого наказания за его нарушение. 

Формальный кодекс -- лишь часть общего поведения, создающе-го институциональную роль. Существуют и нормы поведения в от-дельных ролях (солдата, родителя, профессора, политического деяте-ля), сущность которых составляет достаточно тщательно разработан-ный комплекс неформальных традиций, ожиданий и правил, отобран-ных в результате длительного опыта и наблюдений за исполнением данной роли. Дети, которые никогда не жили в гармоничной семье, вероятно, с трудом будут представлять себе истинную роль родите-лей, мужа или жены. Они не имеют достаточных возможностей для изучения этих ролей, чтобы успешно выполнять их впоследствии, ото-брать установки, необходимые для такого исполнения. Во всех инсти-тутах роли будут успешно исполняться только теми, кто обучен не-обходимым ролевым установкам и ролевому поведению. 

Идеология. Идеологию  можно достаточно приближенно оха-рактеризовать как систему идей, которая санкционирована совокуп-ностью норм. Опираясь на систему институциональных норм, идео-логия определяет не только то, как люди должны относиться к то-му или иному действию, но и то, почему они должны действовать оп-ределенным образом и почему они иногда недостаточно активно действуют или совсем не участвуют в действии. Идеология включа-ет в себя как основополагающие убеждения данного института, так и разработку таких убеждений, которые будут объяснять окружаю-щую действительность в терминах, принятых членами данного ин-ститута. Если повторение присяги формально привязывает индиви-да к текущим институциональным нормам, то идеология дает ему ра-циональное оправдание для применения их в повседневной жизни. 

Идеология, таким  образом, является одним из важнейших  культур-ных комплексов, поддерживающих влияние института и оправдываю-щих и объясняющих всю его деятельность. Именно через идеологию лидеры требуют кредита доверия у членов института. Поэтому всякое значительное действие должно быть идеологически выдержано, т.е. со-ответствовать основным идеологическим положениям данного инсти-тута. При этом критицизм институциональной идеологии рассматри-вается как еретический или как разрушающее нападение, которое должно быть устранено. 

III Функции института  государства 

Общество является сложным социальным образованием, и  си-лы, действующие внутри него, так взаимосвязаны, что невозможно предвидеть последствия каждого отдельно взятого действия. В свя-зи с этим институты имеют явные функции, которые легко распо-знаются как часть признанных целей института, и латентные функ-ции, которые осуществляются непреднамеренно и могут быть непри-знанными или, если они, и признаны, считаются побочным продук-том  

Люди со значительными  и высокими институциональными роля-ми часто недостаточно реализуют латентные эффекты, которые мо-гут повлиять на их деятельность и деятельность связанных с ними людей. 

Однако латентные  функции институтов могут, как поддерживать признанные цели, так и превращать их в неуместные» Они могут даже приводить к нанесению значительного ущерба нор-мам института. 

Явные функции. Если рассматривать в самом общем  виде деятельность любого социального  института, то можно считать, что  его основной функцией является удовлетворение социальных потребностей, ради чего он был создан и существует. Одна-ко для осуществления этой функции каждый институт выполняет в от-ношении своих участников функции, обеспечивающие совместную дея-тельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. Это, пре-жде всего следующие функции. 

1. Функция закрепления  и воспроизводства общественных отно-шений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведе-ния, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социаль-ный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна про-текать деятельность каждого члена института. 

2. Регулятивная функция  состоит в том, что функционирование  социальных институтов обеспечивает  регулирование взаимоотноше-ний между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Вся культурная жизнь человека протекает с его участием в различ-ных институтах. Каким бы видом деятельности ни занимался инди-вид, он всегда сталкивается с институтом, регламентирующим его по-ведение в этой области. Даже если какой-то вид деятельности не упо-рядочен и не урегулирован, люди немедленно начинают институционализировать его. Таким образом, с помощью институтов человек проявляет в социальной жизни предсказуемое и стандартизирован-ное поведение. Он выполняет ролевые требования-ожидания и зна-ет, чего ждать от окружающих его людей. Такое регулирование не-обходимо для совместной деятельности. 

3. Интегративная  функция. Эта функция включает  в себя процес-сы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов со-циальных групп, происходящие под воздействием институциональных норм, правил, санкций и систем ролей. Интеграция людей в институ-те сопровождается упорядочением системы взаимодействий, увеличением объема и частоты контактов. Все это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры, в особен-ности социальных организаций. 

Всякая интеграция в институте состоит из трех основных элемен-тов или необходимых требований: 1) консолидация или совмещение усилий; 2) мобилизация, когда каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей; 3) конформность личных целей инди-видов с целями других или целями группы. Интегративные процес-сы, осуществляемые с помощью институтов, необходимы для скоор-динированной деятельности людей, осуществления власти, создания сложных организаций. Интеграция -- это одно из условий выжива-ния организаций, а также один из способов соотнесения целей его уча-стников. 

4. Транслирующая  функция. Общество не могло  бы развиваться, если бы не  было возможности передавать  социальный опыт. Каж-дый институт для своего нормального функционирования нуждает-ся в приходе новых людей. Это может происходить путем, как рас-ширения социальных границ института, так и смены поколений. В связи с этим в каждом институте предусмотрен механизм, позволяю-щий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ро-лям. Государственные учреждения стремятся воздейст-вовать на граждан, чтобы привить им нормы повиновения и лояльности, а церковь старается приобщить к вере как можно боль-ше членов общества. 

5. Коммуникативная  функция. Информация, произведенная  в ин-ституте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодейст-виях между институтами. Причем характер коммуникативных связей института имеет свою специфику -- это формальные связи, осуще-ствляемые в системе институционализированных ролей. Как отмеча-ют исследователи, коммуникативные возможности институтов неоди-наковы: одни специально предназначены для передачи информации (средства массовой информации), другие имеют весьма ограниченные возможности для этого; одни активно воспринимают информацию (на-учные институты), другие пассивно (издательства). 

Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходи-мыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Когда институт не справляется с выпол-нением своих явных функций, его непременно ждут дезорганизация и изменения: эти явные, необходимые функции могут быть присвое-ны другими институтами. 

Информация о работе Финансовый рынок