Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 21:51, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – проследить воздействие инструментов фискальной политики на экономику с выявлением эффектов, возникающих в процессе её осуществления. В курсовой работе также уделено внимание реализации налогово-бюджетной политики в переходных экономиках в целом и в Республике Беларусь в частности.
При написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1. Установить цели фискальной политики в зависимости от её видов и способов осуществления.
2. Раскрыть принцип действия мультипликаторов.
Введение……………………………………………………………………………………………3
1. Краткосрочные и долгосрочные цели фискальной политики…………………………....4
1.1. Виды фискальной политики………………………………………………………………5
2. Инструменты фискальной политики……………………………………………………...9
2.1. Мультипликатор государственных расходов…………………………………………….9
2.2. Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета……………11
2.3. Мультипликатор трансфертов……………………………………………………………14
3. Эффективность фискальной политики. Эффект вытеснения…………………………....15
4. Механизм реализации фискальной политики в переходной экономике. Особенности её осуществления в Республике Беларусь…………………………………………………..25
Заключение………………………………………………………………………………………...27
Список использованной литературы……………………………………………………………..29
Прогрессивная система налогообложения является фактором, способствующим ослаблению эффекта мультипликатора и стабилизации уровней занятости и выпуска. Чем ниже ставки налогообложения, тем, при прочих равных условиях, более значителен эффект мультипликатора.
В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения ВВП в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения [2, с.66].
Влияние трансфертов
Мультипликативным эффектом обладают и трансферты. Трансферты представляют собой как бы "антиналоги". Они, так же как и налоги, оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос (через изменение потребительских расходов). Рост трансфертов ведет к росту располагаемого дохода, а их сокращение — к уменьшению располагаемого дохода.
Мультипликатор трансфертов — это коэффициент, который показывает, на сколько увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу.
По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов равен мультипликатору автономных налогов. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) — прямое.
Социальные трансфертные выплаты — трансферты домохозяйствам — воздействуют на совокупный спрос, а трансферты фирмам — субсидии — и на совокупный спрос, и на совокупное предложение. Увеличение субсидий и субвенций, введение льготного инвестиционного кредита и др. расширяют возможности внутреннего финансирования фирм и увеличения производства, что не только ведет к росту инвестиционных расходов, увеличивая совокупный спрос, но и уменьшает издержки фирм на производство единицы продукции, а это служит стимулом для роста совокупного предложения. Сокращение трансфертов уменьшает и совокупный спрос, и совокупное предложение.
3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ.
ЭФФЕКТ ВЫТЕСНЕНИЯ
При проведении фискальной политики перед правительством встаёт задача определить, насколько успешной она будет, может ли обеспечить необходимый уровень национального дохода, способна ли она обеспечить полную занятость без инфляции. Эффективность фискальной политики будет зависеть от следующих факторов:
Экономисты признают, что при выборе и проведении фискальной политики на практике правительство может сталкиваться с рядом серьезных проблем. Среди них:
На реализацию фискальной политики могут повлиять некоторые временные проблемы.
Проблема временных лагов (разрывов) иллюстрируется на рис. 3.1. Траектория (a) показывает ход делового цикла без государственного вмешательства. В идеале при отсутствии любых временных лагов в экономике следует проводить политику сдерживания на стадии 2 и стимулирующую на стадии 4. Это смягчило бы циклы деловой активности и сделало бы траекторию более похожей на (b) или, если политика оказалась абсолютно стабилизирующей, даже на прямую линию. Однако из-за существования временных лагов ограничительные меры, принятые на стадии 2, могут не действовать до стадии 4, а экспансионистские меры, принятые на стадии 4, могут не заработать до наступления стадии 2. В этом случае окончательный ход цикла будет всё более походить на траекторию (c). Совершенно очевидно, что в этих условиях «стабилизационная» фискальная политика на самом деле делает экономику ещё менее стабильной [11, с. 609].
Рис. 3.1. Фискальная политика: стабилизация или дестабилизация? [11, с. 609]
Проблема увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет в долгосрочной перспективе разрешается на базе комплексной налоговой реформы, нацеленной на снижение ставок и расширение базы налогообложения. В краткосрочном периоде снижение налоговых ставок сопровождается:
К экономическим потерям приводит и введение подоходных налогов, например, на заработную плату. В этом случае предприниматели вынуждены будут платить за труд большую цену, чем раньше, а работники будут получать меньше, чем раньше. Кроме того, подоходный налог действует как отрицательный стимул — он уменьшает желание трудиться, в результате чего при высоких ставках налогов государство собирает меньше налоговых платежей. Иллюстрацией этого явления служит кривая Лаффера (рис. 3.1, Приложение 3).
На практике трудно дать точную оценку оптимальной ставки налога tA , после которой налоговые поступления начинают падать. Так, было установлено, что в Швеции tA соответствует налоговой ставке, равной приблизительно 70%. В середине 80-х гг. предельная налоговая ставка здесь была близка к 80%, и при этих условиях ее уменьшение могло бы привести к росту налоговых сборов [3, с. 196].
Политические аспекты. Фискальные меры принимаются и проводятся на политической арене. Эта реальность может не только замедлить реализацию фискальной политики, но и породить потенциальные политические конфликты, которые приходится учитывать при формулировании этой политики.
Лица, занимающие выборные должности, и политические партии могут совместно использовать фискальную политику в первую очередь в политических целях, тем самым вызывая ненужные изменения совокупного спроса, в результате чего усиливая (вместо сдерживания) экономические колебания. Они также могут стимулировать экономику, используя экспансионистскую фискальную политику накануне выборов и прибегать к сдерживающей фискальной политике, чтобы ограничить излишне высокий совокупный спрос после выборов. Если выразить эту идею более кратко, выбираемые политики могут порождать политические циклы деловой активности [4, с. 263].
Понятие фискального тормоза проиллюстрировано на рис. 3.2 Приложения 3. Пусть уровень первоначального равновесия y1 и уровень дохода полной занятости yF1совпадают. При увеличении производственной мощности уровень дохода полной занятости увеличится до yF2. Но в таком случае величина налогов начнет возрастать над уровнем государственных расходов. Для предотвращения этого разрыва следует увеличить инвестиции. Если этого не произойдёт, то возникает фискальный тормоз, который не позволит доходу возрасти до yF2, результатом чего станет увеличение безработицы.
Для устранения фискального тормоза государство должно либо пересмотреть (снизить) ставки налогообложения, либо увеличить государственные расходы, либо сделать то и другое одновременно [9, с. 160].
Когда экономика находится
в состоянии спада, правительство
прибегает к дискреционным
Графически эффект вытеснения показан на рис. 3.3 Приложения 3. Соответствующие условия по совокупному спросу и совокупному предложению представлены на рис. 3.2а. Предположим, экономика оказалась в состоянии рецессии с уровнем цен, равным в настоящее время Рх, и реальным ВВП Y1. Также допустим, что ВВП при полной занятости (или потенциальный ВВП) составляет Y2 и в настоящее время в экономике имеется отрицательный разрыв ВВП, равный (Y2 -Y1). Проведение в стране экспансионистской фискальной политики произойдёт смещение кривой совокупного спроса вправо вдоль пунктирной линии, от AD1 до AD2. В результате при полной занятости и без инфляции реальный ВВП будет равен Y2. При отсутствии тормозящих факторов экспансионистская фискальная политика полностью устраняет отрицательный разрыв ВВП, равный (Y2 -Y1) и восстанавливает уровень реального ВВП, соответствующий полной занятости.
На рис. 3.2б показано изменение, вызванное эффектом вытеснения. Когда фискальная политика является экспансионистской и предназначена для смещения совокупного спроса из положения AD1 в положение AD2, заимствование, необходимое для финансирования дефицитных расходов, как предполагается, повысит процентную ставку и выдавит с рынка часть инвестиционных расходов. Из-за этого кривая совокупного спроса смещается не до положения AD2, а лишь до положения AD2’. Равновесный реальный ВВП повышается до Y2’, а не до желаемых Y2, из-за чего отрицательный разрыв ВВП оказывается закрытым не до конца.
Таким образом, рост государственных расходов или снижение налогов в период спада ведет к мультипликативному увеличению совокупного выпуска, что вызывает рост спроса на деньги для обеспечения возможности покупки увеличившегося количества товаров и услуг. Люди начинают снимать деньги с банковских счетов, возможности банков по выдаче кредитов сокращаются, ставка процента по кредитам растет, т.е. кредиты становятся дороже. В этих условиях фирмы берут меньше кредитов, и инвестиционные расходы частного сектора сокращаются. Поэтому с целью стимулирования частных инвестиций в период спада целесообразно использовать не стимулирующую фискальную, а стимулирующую монетарную политику, результатом которой является снижение ставки процента в процессе увеличения предложения денег. Если целью стабилизационной политики выступает максимальное увеличение объема выпуска, то для нейтрализации эффекта вытеснения стимулирующая фискальная политика используется в сочетании со стимулирующей монетарной политикой.