Фискальная политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – проследить воздействие инструментов фискальной политики на экономику с выявлением эффектов, возникающих в процессе её осуществления. В курсовой работе также уделено внимание реализации налогово-бюджетной политики в переходных экономиках в целом и в Республике Беларусь в частности.
При написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1. Установить цели фискальной политики в зависимости от её видов и способов осуществления.
2. Раскрыть принцип действия мультипликаторов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………3
1. Краткосрочные и долгосрочные цели фискальной политики…………………………....4
1.1. Виды фискальной политики………………………………………………………………5
2. Инструменты фискальной политики……………………………………………………...9
2.1. Мультипликатор государственных расходов…………………………………………….9
2.2. Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета……………11
2.3. Мультипликатор трансфертов……………………………………………………………14
3. Эффективность фискальной политики. Эффект вытеснения…………………………....15
4. Механизм реализации фискальной политики в переходной экономике. Особенности её осуществления в Республике Беларусь…………………………………………………..25
Заключение………………………………………………………………………………………...27
Список использованной литературы……………………………………………………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

Фискальная политика.doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)

     Вывод: эффект  вытеснения может ослабить экспансионистскую фискальную политику. Если этот эффект проявляется достаточно сильно, он может сделать фискальную политику совершенно неэффективной.

Некоторые специалисты  утверждают, что лица, определяющие политику, могут препятствовать проявлению эффекта вытеснения, повышая предложение денег настолько, чтобы полностью ликвидировать возникший в результате дефицита рост спроса на деньги. В этом случае равновесная процентная ставка не изменится, и эффект вытеснения окажется нулевым [4, с. 266].

Эквивалентность Риккардо – это теоретическое положение, утверждающее, что при определённых условиях изменение в налоговой системе с течением времени, например, более низкие налоги в настоящее время и более высокие налоги в будущем, не влияет на расходы частного сектора и поэтому не оказывает влияния на национальные сбережения, инвестиции и счёт текущих операций. Домашние хозяйства сберегают доход, получаемый от уменьшения налога, для компенсации будущего увеличения налогов. Однако эта теория является ограниченной, так как займы государственного сектора могут иметь больший временной горизонт, чем займы домашних хозяйств, а также существует неопределённость относительно уровня будущего дохода. [8, с. 234].

 

Все вышеперечисленные  недостатки фискальной политики характерны для закрытой экономики.  В случае открытой экономики на мероприятия государства влияют также:

  • Шоки зарубежного происхождения.
  • Эффект чистого экспорта.

Шоки зарубежного  происхождения. На экономическую ситуацию в стране оказывают влияние события, происходящие за границей, и экономическая политика других стран, затрагивающие её чистый экспорт. Национальные экономики подвержены воздействию непредсказуемых колебаний международного совокупного спроса, которые способны изменить ВВП отдельной страны и в той или иной степени ослабить меры фискальной политики, осуществляемые в ней.

     Предположим,  экономика данной страны оказались  в ситуации спада и для повышения  совокупного спроса и ВВП власти  прибегли к экспансионистской  фискальной политике, не вызывая  при этом роста инфляции. Теперь, допустим, экономика крупнейших торговых партнеров начинает неожиданно энергично расти. Возросшие занятость и доходы в этих странах приводят к росту закупок  товаров, производимых в нашей стране. Её чистый экспорт увеличивается, совокупный спрос возрастает настолько значительно и быстро, что страна сталкивается с проблемой инфляции спроса. Если бы лица, определяющие политику, заранее знали о столь значительном увеличении чистого экспорта, они бы не стали применять экспансионистские фискальные меры в таком масштабе. Все более активная интеграция национальных экономик в мировое хозяйство помимо выгод специализации и торговли приносит с собой и дополнительные сложности, в основе которых лежат взаимозависимости стран [4, с. 267].

Эффект  чистого экспорта, сопровождающий внешнюю торговлю, также может ослабить эффективность фискальной политики. Экспансионистская фискальная политика может привести к существенному повышению процентных ставок, что вызывает сокращение инвестиций и ослабляет мощь этой политики. Поэтому необходимо выяснить, как рост процентных ставок влияет на чистый экспорт.

Предположим, правительство  страны проводит экспансионистскую  фискальную политику, вызывающую повышение  процентных ставок. Более высокие  процентные ставки привлекают финансовый капитал из-за рубежа, где процентные ставки не изменились. Но для приобретения ценных бумаг зарубежным финансовым инвесторам потребуются деньги этой страны. Из-за описываемого процесса цена денег, выраженная в иностранных валютах, возрастает.

Поскольку в результате удорожания валюты для покупки товаров, производимых в данной стане, требуется больше единиц иностранной валюты, то экспорт становится дороже. Следовательно, он будет сокращаться. Наоборот, резиденты, которые теперь могут обменивать свои доллары на большее количество единиц иностранной валюты, станут покупать больше импортных товаров. Таким образом, в результате сокращения экспорта и одновременно увеличения импорта чистые экспортные расходы в стране уменьшаются и воздействие экспансионистской фискальной политики становится более слабым.

Эффект чистого экспорта, порождаемый фискальной политикой, присоединяется по направленности к  воздействию временных и политических проблем, эффекту вытеснения и инфляции, что в совокупности еще более  осложняет «управление» совокупным спросом [4, с. 268].

Последствия эффекта  чистого экспорта, вызванные фискальной политикой, в обобщенном виде представлены в схеме 1 Приложения 3.

 Побочные  эффекты фискальной политики. Цель фискальной политики – контролировать совокупный спрос. Однако при этом могут возникать нежелательные побочные эффекты. Они включают:

    1. Инфляцию затрат. Если экономический рост велик и инфляция возрастает, правительство может повысить налоги. Хотя это понизит совокупный спрос, рост затрат полностью или частично ляжет на плечи покупателя в виде возросших цен. Это, в свою очередь, может привести к требованиям более высоких зарплат, к этому может привести и рост подоходного налога.
    2. Благосостояние и честность при перераспределении. Использование фискальной политики может входить в конфликт с различными социальными программами. Правительство может сократить затраты, чтобы снизить инфляцию. Это сокращение, скорее всего, отразится на наиболее нуждающихся. Эти люди больше всего зависят от государственных пособий и предоставляемых государством товаров и услуг (например, образование).
    3. Стимул. И автоматический стабилизатор в форме прогрессирующего подоходного налога, и дискреционное увеличение налогов может уничтожить стимул работать больше. Однако может быть и обратный эффект: когда увеличивают подоходные вычеты, люди могут решить работать больше, чтобы сохранить существующий уровень жизни [10, с. 322].

Таким образом, фискальная политика подвержена различного рода факторам, негативно влияющим на её конечные результаты.

Большинство экономистов  убеждены, что фискальная политика остается важным и полезным политическим рычагом в наборе макроэкономических инструментов правительства. В настоящее  время популярна точка зрения, что фискальная политика может помочь «подтолкнуть экономику» в конкретном направлении, но не способна «настроить» ее так, чтобы на выходе получить желаемый макроэкономический результат. Ведущие экономисты обычно соглашаются, что кредитно-денежная политика более подходящий стабилизационный инструмент для экономики, которым можно регулярно пользоваться.

 

 

4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ  ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ПЕРЕХОДНОЙ  ЭКОНОМИКЕ. ОСОБЕННОСТИ ЕЁ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Беларусь относится  к странам с переходной экономикой, поэтому ей присущи типичные проблемы в области налоговой политики и фискального регулирования экономики, возникающие в период постсоциалистической трансформации.

Серьезным ограничением эффективности бюджетно-налогового регулирования в постсоциалистических государствах стал фискальный кризис, вызванный резким сокращением традиционной доходной базы бюджета и всевозрастающими расходами на стабилизацию экономики. Глубина и продолжительность фискального кризиса зависят от темпа институциональных реформ, а также от характера фискальной политики государства. Если отсутствуют жесткие бюджетные ограничения по отношению к государственным предприятиям, то фискальный кризис приобретает хронический характер, становится тормозом на пути дальнейшего экономического развития. Многим странам Центральной Европы уже к 1991-1992 гг. удалось преодолеть затяжной фискальный кризис. Это достигнуто посредством сокращения бюджетных дотаций; ограничения инвестиционных расходов и их передачи в руки частного сектора; сокращения налоговых льгот; ликвидации квазибюджетного финансирования со стороны Центральных банков (отказ от отрицательной процентной ставки, от множественности валютных курсов, от кредитов убыточным отраслям). В результате уже в 1991 г. многие государства смогли получить при умеренной инфляции практически сбалансированный бюджет (-2,2% от ВВП в Венгрии; +2,7% в Литве; -2,0% в Словакии) [16, с. 74].

Более 70 лет бюджетная  политика осуществлялась на основе общих  в Советском Союзе принципов  финансового планироания. Методическая работа по формированию бюджета проводилась централизованно Министерством финансов СССР, а значит, мало учитывала особенности республики.

С обретением Беларусью  суверенитета бюджетная политика получает качественно иное содержание. Стратегический курс на построение социально ориентированной рыночной экономики – со всеми присущими ей закономерностями развития – предъявляет к бюджетной политике государства требование служить эффективным инструментом регулирования совокупного спроса, проведения антициклической или проциклической политики в зависимости от текущих экономических условий и задач [18, с. 4]. По-прежнему актуальна задача обеспечения стабилизации экономики страны, и в первую очередь – ее финансов.

Анализ первого направления  бюджетной политики – выработка  и реализация подходов по формированию основных доходных источников – указывает как на имеющиеся положительные результаты, так и на ряд проблем, требующих скорейшего решения. Не менее (если не более) актуально одно из направлений бюджетной политики - государственные расходы. Политика государственных расходов, как составная часть бюджетной политики, формируется под воздействием следующих критериев:

  • приоритетное развитие реального сектора экономики, включая прежде всего наращивание экспортного потенциала, решение продовольственной и жилищной проблем;
  • сохранение социальной направленности бюджетных расходов;
  • финансирование целевых государственных программ, а также совместных в рамках Союза России и Беларуси;
  • выполнение заключенных международных договоров и соглашений [18, с. 9].

В 2006 г. расходная часть  государственного  бюджета Республики Беларусь включала расходы на государственные  органы общественного назначения, промышленность сельское хозяйство, международную  деятельность и составила 37 256 млрд. рублей. Причём большая часть расходов (53,3%) была направлена на социально-культурные мероприятия, из них 12,9 % – на образование (Приложение 5).

Политика государственных  расходов, с одной стороны, не должна быть расточительной и на деле ориентировать бюджетную политику на умеренно жесткие показатели, притом что, с другой стороны, эти расходы должны принимать форму инвестиций, когда можно будет добиваться больших результатов за счет мультипликационного эффекта [18, с. 10].

Вторым направлением бюджетной политики государства  является формирование доходов бюджета, которое осуществляется за счёт налоговой системы.

В переходный период в Республике Беларусь резко  усилились инфляционные тенденции. Многократный рост цен выдвинул в  число первоочерёдных задач разработку и реализацию антиинфляционных мер как основы формирования благоприятного производственного и инвестиционного климата. Нарастание инфляционных процессов привело к резкому обесценению средств предприятий и бюджетных средств, что побудило государственные органы управления увеличить налоги. По данным Министерства финансов доходы консолидированного бюджета за 2006 год составили    38 391,3 млрд. рублей. Причём наибольшую долю составляют налоги, а именно налоги на товары и услуги – 14 727, 4 млрд. рублей, или 18,6 % от ВВП. В эту статью также входят неналоговые доходы – 2 174 млрд. рублей (5,7% от ВВП) – и взносы на государственное социальное страхование – 9 288 млрд. рублей, или 24,2% от ВВП. На январь–март 2007 года доходы бюджета составили 10 415,9 млрд. рублей (для сравнения: январь–март 2007 года – 8 239,5 млрд. рублей) (Приложение 5).

Однако высокие налоговые ставки не могут решить проблему дефицита бюджетных средств. Причинами стали: наличие госсектора социалистической экономики, который требует соответствующей доходной базы, формируемой в основном за счет налоговых поступлений; бюджетные проблемы. Поэтому повышение налоговых ставок  может окончательно подорвать финансовые стимулы предприятий, что и произошло на практике. По данным социологических опросов 200 руководителей белорусских предприятий, более половины из них среди причин, сдерживающих развитие их предприятий, называют проводимую в республике налоговую политику [20, с. 85].

Рост налоговой нагрузки спровоцировал резкое снижение числа платежеспособных предприятий, а также уход в тень большого количества субъектов хозяйствования. Сегодня очевидно, что существующая налоговая стратегия нуждается в смене приоритетов, а налоговая система — в значительной либерализации [24, с.70].

     Реформа  налоговой системы нужна не только для удовлетворения потребностей бюджета и для стабилизации экономики, но и для повышения эластичности государственных доходов и эффективности макроэкономической политики. Важность и содержание налоговых реформ определяются выбором приоритетов социально-экономического развития страны. Поступательность реформирования обеспечивается осуществлением наряду с программами долгосрочного развития налоговой системы краткосрочных и среднесрочных программ, являющихся последовательными  этапами преобразований.

Эффективность предлагаемых программ изменения национальной налоговой системы обеспечивается проведением комплекса обязательных мероприятий на государственном уровне, предусматривающих рациональное сочетание между целями достижения эффективности и справедливости в формировании фискальной политики.

     На сегодняшний  день налоговая система Республики  Беларусь сформирована налоговыми платежами, адаптированными к применению в рыночной экономике, что позволяет сделать вывод о завершении важного этапа реформирования налогообложения, характерного для стран с переходной экономикой, и необходимости нового этапа, соответствующего перспективной стратегии социально-экономического развития национальной экономики [16, с. 22-23].

 

Проблемы, связанные с бюджетно-налоговой системой, можно рассматривать и решать только в контексте общей экономической политики, проводимой в республике. Начавшиеся в начале 90-х годов рыночные преобразования не проводились последовательно и комплексно, вскоре наметилось усиление государственного административного контроля над экономикой. До сих пор сохраняется ведущая роль государственной собственности, приватизация фактически приостановлена, сдерживается развитие малого бизнеса и предпринимательства, т. е. нет преобразований, которые создают предпосылки экономического роста, а следовательно, и возможности роста налоговой базы и на этой основе снижения налоговой нагрузки.

Информация о работе Фискальная политика Республики Беларусь