Фискальная политика в современных экономических системах: предпосылки и анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 01:02, курсовая работа

Краткое описание

Главная задача управляющих структур государства, обеспечить стабильное экономическое развитие страны и не допустить появления различных кризисов. К сожалению, нельзя раз и навсегда создать идеальные законы, которые бы обеспечили безупречное функционирование экономической машины с постоянным ростом производства, высокой занятостью и низкой инфляцией. Более того, как показывает практика, вообще нельзя добиться стабильного экономического подъема продолжительное время. За периодом производственного роста неизменно следует период замедления темпов развития (в наилучшем случае).

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...5
Фискальная политика государства: содержание, цели, инструменты…….7
1.1 Содержание и цели фискальной политики…………………...………...…7
1.2 Инструменты бюджетно-налоговой политики…………………...………..10
1.3 Виды фискальной политики………………………………………………..12
2. Анализ налогово-бюджетной политики России ...…………………………….15
2.1 Политика государственных расходов……………………………………15
2.2 Основные инструменты налоговой политики……………………………..20
2.3 Использование инструментов фискальной политики в условиях
экономического кризиса с целью его преодоления…………………………...24
Заключение………………………………………………………………………….29
Библиографический список ………………………………………………………32
Приложения………………

Вложенные файлы: 1 файл

Фискальная политика.docx

— 475.88 Кб (Скачать файл)

Сокращение  объемов промышленного производства, негативная тенденция изменения  иных макроэкономических показателей  может привести к росту задолженности  по налогам и сборам перед бюджетной  системой Российской Федерации и  увеличению масштабов уклонения  от уплаты налогов. В целях минимизации  указанных рисков потребуется повышение  качества налогового администрирования, а также развитие института изменения срока уплаты налогов и сборов (инвестиционный налоговый кредит, рассрочки и отсрочки).

Необходимо  постоянно анализировать ситуацию в мировой, российской экономике  и исходя из имеющихся возможностей изыскивать варианты поддержки участников экономической деятельности, стимулировать темпы роста экономики, в том числе и с помощью механизмов бюджетно-налоговой политики.

Кризис  заставляет нас извлечь уроки, чтобы  предотвратить в будущем подобные шоки для российской экономики.

Во-первых, бюджетное планирование должно базироваться на консервативных прогнозах цен  на сырье. При этом надо продолжить сбережение части нефтегазовых доходов в условиях конъюнктурно высоких цен на сырье.

Во-вторых, нужна разумная политика сдерживания  роста государственных расходов. В нынешних условиях раздутые расходы  становятся неподъемными для государства  и могут стать дополнительным источником финансовой нестабильности.

В-третьих, при реализации антикризисных мер  нельзя решать  сиюминутные проблемы в ущерб долговременным приоритетам, принимать решения, влекущие за собой рост неэффективных расходов, иждивенчество, консервацию сложившихся перекосов и дисбалансов, нарушать базовые бюджетные принципы и процедуры, размывая финансовую, а значит, и правовую ответственность государства.

В-четвертых, поддержание макроэкономической стабильности является  фундаментальным условием устойчивого развития экономики. Ее нарушение в конечном счете ведет к замедлению экономического роста из-за удорожания кредитных ресурсов для частного сектора, уменьшения инвестиций, роста инфляции и  возрастания рисков для предпринимательской деятельности.

Нарушение макроэкономической стабильности чревато  неисполнением государством принятых обязательств, необходимостью повышения  налоговой нагрузки либо масштабным увеличением заимствований.

Учет  данных уроков позволит сформировать и реализовать ответственную  бюджетно-налоговую политику, которая будет служить одним из ключевых инструментов достижения долгосрочных целей.

 

 

 

Библиографический список

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Текст]. – М.: Норма, 2011. 
  2. Налоговый Кодекс Российской Федерации [Текст]. – М.: Норма, 2011.
  3. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 29 июня 2010 г. «О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах» // СПС «КонсультантПлюс», 2011.
  4. Актуальные проблемы российской экономики //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2011. - № 6 (162) . – 12-17 с.
  5. Анализ бюджетной и налоговой политики РФ// Вестник Банка России. - 4 августа 2011. - № 48 (392). – 33 с.    
  6. Анализ фискальной политики с точки зрения ее влияния на экономический рост в России// Курьер экономики. – 2008. - №4. – 46-48 с.
  7. Барашников, Л.В. Макроэкономика: учеб. Пособие [Текст]. – СПб.: Питер, 2008. – 264 с.   
  8. Бахмуров, А.С. Налоги и налоговая политика // Российский налоговый курьер. – № 10. – 2008. – 9-12 с.
  9. Болонин, А. Последствия кризиса для бюджетной и налоговой политики РФ//Транспортное дело России. – №6. - 2008. – 54-60 с.
  10. Бровкова, Е.Г. Финансово-кредитная система государства: Учеб. пособие [Текст] / Е.Г. Бровкова, И.П. Продиус. - К., 2010. – 344 с.
  11. Бюджетно-налоговая политика РФ в 1999-2009 гг. Аналитическая записка Института фискальной политики  России. -  22 января 2010.
  12. Гонтмахер, Е. Испытание бюджетом//Российская газета - Центральный выпуск. – №4802 от 1 декабря 2008 г.
  13. Горский, И.В. Налоговая политика России начала XXI века//Налоговый вестник. -  2007. - № 7. – 45-49 с.
  14. Девятых, Н.В. Цели и средства налоговой политики//Налоги. - №11. – 2007. – 21-28 с.
  15. Ефимова, Е.Г. Экономика: Учебник [Текст]. – М.: Веко, 2007. – 341 с.
  16. Калинченко, Е.О. Налоги 2010 - 2012 гг.: снижать нельзя совершенствовать //Главная книга. – 2009. – № 16. – с.5-12.
  17. Кобзарь-Фролова, М. Н. К вопросу о налоговой политике и стимулирующей роли налогов и сборов // Финансовое право. – 2011. - №1. – с. 44-51.
  18. Курс экономической теории [Текст]/под ред. Чепурина М.Н. – Киров, АСА, 2009. – 644 с.
  19. Кудрин А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию//Вопросы экономики. - №1. – 2009. с. 3-27.
  20. Литовцева, К.Г., Зотова, О.И. Основы экономической теории (Макроэкономика): учебное пособие [Текст]. – Екатеринбург, УрГТУ, 2009. 220 с.
  21. Николаев, И.А. О бюджетной и налоговой политике на 2008-2010 годы //Финансовые и бухгалтерские консультации. – 2010. – № 6. - с. 110-116.
  22. О стратегии развития России до 2020 г. (извлечения) // Налоги и налогообложение. - 2008. - №2. - С. 23 - 24.
  23. Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов.//www.minfin.ru
  24. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановой период 2011 и 2012 годов//www.fns.ru
  25. Основные результаты и направления бюджетно-налоговой политики Российской Федерации на 2008-2010 гг.//www.minfin.ru
  26. Основные результаты и направления бюджетной политики на 2012 год и период до 2014 года. – М.: Министерство Финансов Российской Федерации, декабрь, 2011.
  27. Правительство обсуждает бюджетно-налоговую политику России //Экономическая политика. - №45 (525). – 2011. – с. 3.
  28. Стратегия государственной денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики России//Экономист. - №4. – 2008. – 44 с.
  29. Фадеев, Д.Е. Налоговая политика в условиях кризиса //Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2009. – №14. - с. 66-69.
  30. Япишева, Ю.С. Цели и перспективы бюджетной политики в 2012 г. [Текст]. – М.: Институт открытой экономики, 2011. – 101 с.

 

Приложение А

Расходы федерального бюджета 2009-2010 гг.

 

2009

2010

Изменение

млрд. руб.

% ВВП

млрд. руб.

% ВВП

в млрд. рублей

в %

ВСЕГО

9 931

25,5%

9 887

22,9%

-45

-0,4%

Общегосударственные вопросы

959

2,5%

1 187

2,7%

227

23,7%

в том числе:

           

Без расходов на обслуживание государственного долга РФ

757

1,9%

883

2,0%

126

16,7%

Обслуживание государственного долга  РФ

203

0,5%

304

0,7%

101

49,9%

Национальная оборона

1 212

3,1%

1 253

2,9%

41

3,4%

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 006

2,6%

1 062

2,5%

56

5,6%

Национальная экономика

1 846

4,7%

1 347

3,1%

-499

-27,0%

Жилищно-коммунальное хозяйство

143

0,4%

138

0,3%

-5

-3,6%

Охрана окружающей среды

13

0,0%

12

0,0%

-1

-8,3%

Образование

413

1,1%

399

0,9%

-14

-3,5%

Культура, кинематография, средства массовой информации

115

0,3%

108

0,3%

-7

-5,7%

Здравоохранение, физическая культура и спорт

348

0,9%

333

0,8%

-16

-4,5%

Социальная политика

331

0,8%

329

0,8%

-3

-0,8%

Межбюджетные трансферты

3 545

9,1%

3 719

8,6%

175

4,9%

в том числе:

           

Межбюджетные трансферты субъектам  РФ

1 474

3,8%

1 123

2,6%

-351

-23,8%

Межбюджетные трансферты государственным  внебюджетным фондам

2 070

5,3%

2 596

6,0%

526

25,4%

ВВП

38997

 

43187

     

 

 

Приложение Б

 

Структура доходов консолидированного бюджета РФ

Динамика  поступлений основных налогов в  консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-мае 2010–2011

 

 

 

 

 

Приложение В

 

Структура доходов федерального бюджета

млрд. рублей

Показатель

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

отчет

% к ВВП

закон с учетом изменений

% к ВВП

прогноз

% к ВВП

прогноз

% к ВВП

прогноз

% к ВВП

Доходы, всего

7 337,8

18,8

7 783,8

17,3

8 617,8

17,4

9 131,7

16,5

9 983,9

16,1

в том числе:

                   

Нефтегазовые доходы

2 984,0

7,6

3 744,3

8,3

4 003,0

8,1

4 088,1

7,4

4 295,0

6,9

Доля нефтегазовых доходов в общем  объеме доходов, %

40,7

-

48,1

-

46,5

-

44,8

-

43,0

-

НДПИ 

969,2

2,5

1 317,1

2,9

1 314,0

2,7

1 392,8

2,5

1 495,2

2,4

Таможенные пошлины

2 014,8

5,1

2 427,2

5,4

2 689,0

5,4

2 695,3

4,9

2 799,8

4,5

Ненефтегазовые доходы

4 353,8

11,2

4 039,5

9,0

4 614,8

9,3

5 043,6

9,1

5 688,9

9,2

Доля ненефтегазовых доходов в общем объеме доходов, %

59,3

-

51,9

-

53,5

-

55,2

-

57,0

-

НДС

2 050,0

5,2

2 295,8

5,1

2 750,4

5,5

3 144,6

5,7

3 616,1

5,8

Налог на прибыль организаций

195,4

0,5

217,3

0,5

233,4

0,5

246,1

0,4

274,2

0,4

ЕСН

509,8

1,3

28,1

0,1

           

Акцизы

101,5

0,3

134,5

0,3

260,1

0,5

312,2

0,6

423,7

0,7

НДПИ 

(без нефтегазовых доходов)

12,3

0,0

16,7

0,0

31,0

0,1

35,1

0,1

36,0

0,1

Таможенные пошлины

(без нефтегазовых доходов)

494,6

1,3

558,8

1,2

673,7

1,4

718,2

1,3

784,4

1,3


1 Ефимова, Е.Г. Экономика: Учебник [Текст]. – М.: Веко, 2007. с. 284.

2 Бровкова, Е.Г. Финансово-кредитная система государства: Учебник [Текст]. - К., 2010. - с. 113.

3 Барашников, Л.В. Макроэкономика: учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2008. с. 32.

4 Барашников, Л.В. Макроэкономика: учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2008. с. 34.

5 Литовцева, К.Г. Основы экономической теории (Макроэкономика). – Екатеринбург, УрГТУ, 2009. с. 304.

6 Курс экономической теории/под ред. Чепурина М.Н. – Киров, АСА, 2008. – с. 420.

7 Фискальная политика государства: цели и виды //Тезисы докладов  конференции «Финансовая система России». - Екатеринбург, УрГТУ 2010. – с. 40.   

8 Бюджетно-налоговая политика РФ в 1999-2009 гг. Аналитическая записка Института фискальной политики  России. -  22 января 2010.

9 Основные результаты и направления бюджетно-налоговой политики Российской Федерации на 2008-2010 гг.//www.minfin.ru

10 Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов

11 Николаев, И.А. О бюджетной и налоговой политике в 2008-2010 годах //Финансовые и бухгалтерские консультации. – 2010. – № 6. - с. 111.

12 Анализ бюджетной и налоговой политики РФ// Вестник Банка России. - 4 августа 2011. - № 48 (392). – 33 с.

13 Бюджетное послание Президента России Федеральному собранию РФ о бюджетной политике в 2010-2012 г.//СПС Консультант Плюс, 2011.

14 Фадеев, Д.Е. Налоговая политика в условиях кризиса //Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2009. – №14. - с. 68.

15 Горский И.В. Налоговая политика России начала XXI века//Налоговый вестник. -  2007. - № 7. с. 46.

16 Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановой период 2011 и 2012 годов//www.fns.ru

17  Калинченко, Е.О. Налоги 2010 - 2012 гг.: снижать нельзя совершенствовать //Главная книга. – 2009. – № 16. с. 5.

18 Кудрин, А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию//Вопросы экономики. - №1. – 2009. С. 15.

19 Кудрин, А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию//Вопросы экономики. - №1. – 2009. С. 20.

20 Болонин, А. Последствия кризиса для бюджетной и налоговой политики РФ//Транспортное дело России. – №6. - 2008. с. 54


Информация о работе Фискальная политика в современных экономических системах: предпосылки и анализ