Фискальня политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: раскрыть содержание фискальной (налогово-бюджетной) политики как инструмента регулирования государственной экономики. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

- раскрыть цели и направления фискальной политики;

- рассмотреть инструменты, с помощью которых осуществляется фискальная политика;

- рассмотреть виды фискальной политики;

- проанализировать эффективность фискальной политики;

- выяснить состояние фискальной политики в России в современных условиях.

Содержание

Введение……….…………………...….………...………..……...…...
2

2.
Фискальная политика. Понятие, цели ……………………...…...….
5

3.
Прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики………………………………………………...….….……


6

4.
Типы фискальной политики….…………………………………...…
7

5.
Дискреционная фискальная политика…..……………...…………...
8

6.
Недискреционная фискальная политика (встроенные

стабилизаторы) ………………………………………………………


11

7.
Сочетание фискальной политики с денежной и налоговой политикой ………………………………………………….…....……


14

8.
Проблемы при проведении фискальной политики………………...
Природа фискальных проблем России в переходный период...
17

18

9.
Заключение…………………………………………………………...
25

10.
Список используемой литературы……………………………..…...
26

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик по экономике.docx

— 77.35 Кб (Скачать файл)

     СОДЕРЖАНИЕ

 
 
 
            Введение……….…………………...….………...………..……...…...            2
     2.            Фискальная  политика. Понятие, цели ……………………...…...….      5
     3.      Прямые  и косвенные финансовые методы регулирования  экономики………………………………………………...….….……        
     6
     4.      Типы  фискальной политики….…………………………………...…            7
     5.        Дискреционная фискальная политика…..……………...…………...            8
     6.        Недискреционная       фискальная       политика     (встроенные   

     стабилизаторы) ………………………………………………………

     
 
     11
     7.      Сочетание фискальной политики с денежной и  налоговой    политикой ………………………………………………….…....……        
     14
     8.      Проблемы  при проведении фискальной политики………………...
  • Природа фискальных проблем России в переходный  период...
     
     17

     18

     9.      Заключение…………………………………………………………...            25
     10.      Список  используемой литературы……………………………..…...            26

ВВЕДЕНИЕ
 

     Данная  тема очень актуальна сегодня, так  как наша экономика, бюджет и налоговая  сфера, в частности, находятся еще  в неустойчивой стадии формирования.

     В прошлом, в течение длительного  времени, экономисты понимали лишь тот  факт, что государство через фискальную политику определяет, в какой пропорции  объем производства страны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, а также  каким образом бремя платежей за коллективные блага следует разделить  среди населения. Только после разработки кейнсианской макроэкономической теории была обнаружена неожиданная закономерность: фискальная политика правительства оказывает большое воздействие на краткосрочную динамику выпуска, занятости и цен.

     Бюджет  играет важную роль в жизни каждого  государства. Он является статьей доходов  и расходов государства, в большей  или меньшей степени волнующей  каждого гражданина, оказывающей  влияние на благосостояние каждого. С давних времен бюджет волнует и  будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. На протяжении столетий его формирование и распределение  вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.

     Как известно, бюджет на всех его уровнях  играет огромную роль в развитии и  процветании государства, продвижении  научно-технического прогресса (бюджетные  финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики) посредством инвестирования, дотаций  и т.д.

     Как правило, раз в год, во время утверждения  проекта бюджета разворачивается  настоящая война за бюджетные  дотации и финансирование. Эта  война затрагивает всех: как министерства и исследовательские институты, так и государственные предприятия, и частный сектор.

     Финансирование  государственного бюджета происходит посредством особых экономических  форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения  стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы – удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие  у государства с организациями, предприятиями и гражданами в  процессе формирования бюджетного фонда  страны.

     Ныне  экономисты различных школ безоговорочно  признают, что фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие  на любую экономическую систему.

     Цель  данной работы: раскрыть содержание фискальной (налогово-бюджетной) политики как инструмента регулирования государственной экономики. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

     - раскрыть цели и направления  фискальной политики;

     - рассмотреть инструменты, с помощью  которых осуществляется фискальная  политика;

     - рассмотреть виды фискальной  политики;

     - проанализировать эффективность  фискальной политики;

     - выяснить состояние фискальной  политики в России в современных  условиях.

     При подготовке данной работы использовались: монографическая литература, статьи из периодических изданий, статистические сборники, учебные пособия и др.

     1. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ
 

     Главными  средствами перераспределения доходов  и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической  политики являются бюджет и налоги. Это тесно связанные категории, поэтому часто говорят о бюджетно-налоговой политике. Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный»       (от лат. fiscus - государственная казна и   fiscalis  - относящийся к казне).                              

     Фискальная (бюджетно-налоговая) политика это система регулирования правительством экономики с помощью изменений государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета, с целью изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

     Налоги  и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика  может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.

       

     

       
 
 
 
 

     Фискальная  политика объединяет в себе такие  крупные виды, формы финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов. 

1.1 ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ ФИНАНСОВЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
 

     Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.

     К прямым методам относятся способы бюджетного регулирования. Средствами государственного бюджета финансируются:

  • затраты на расширенное воспроизводство;
  • непроизводительные расходы государства;
  • развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.;
  • проведение структурной политики;
  • содержание военно-промышленного комплекса и т.п.
 

     С помощью косвенных методов государство воздействует на финансовые возможности производителей товаров и услуг и на размеры потребительского спроса.

     Важную  роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., государство стремится добиться возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства.

     К числу важных косвенных методов, содействующих накоплению капитала, относится политика ускоренной амортизации. По существу, государство освобождает предпринимателей от уплаты налогов с части прибыли, искусственно перераспределяемой в амортизационный фонд.

2. ТИПЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
 

     В зависимости от характера использования  прямых и косвенных финансовых методов  экономическая наука различает  два типа фискальной политики государства:

  • дискреционную;
  • недискреционную.
 

       

       

       
 

     

       
 
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 

     Инструменты фискальной политики используются государством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым на общую экономическую конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений.

2.1 ДИСКРЕЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
 

     Под дискреционной фискальной политикой  понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

     Выделяют  два вида дискреционной политики:

  • стимулирующую,
  • рестриктивную.  
             

     Стимулирующая бюджетно-налоговая  политика (фискальная экспансия) осуществляется в период спада,  депрессии, включает повышение государственных расходов, понижение налогов и приводит к дефициту бюджета.

     В краткосрочной перспективе имеет  своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер.

     В более долгосрочной перспективе  политика снижения налогов может  привести к расширению предложения  факторов производства и росту экономического потенциала.

     Осуществление этих целей связано с проведением  комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и изменением оптимизации структуры государственных расходов.

     Сдерживающая  бюджетно-налоговая  политика (фискальная рестрикция) осуществляется в период бума и инфляции, включает снижение государственных расходов, повышение налогов и приводит к избытку госбюджета.

     Имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер.

     В краткосрочной перспективе эти  меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы  и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции (спад, или значительное замедление экономического развития), особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда.

     Затяжная  стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периодов, том числе и в России.

     В рамках дискреционной политики рассматриваются различные социальные программы, государственная программа занятости, изменения налоговых ставок.

     Государственная программа занятости является одной  из мер в борьбе с безработицей и стабилизации экономики. Осуществляется эта программа за счет средств  государства и местных органов  власти. Например, широкое применение в рыночной экономике в период кризиса 1929-1933 гг. нашла программа организации общественных работ. По этой программе государство за счет бюджетных средств организовало различные виды работ для населения по принципу «лишь бы занять» — иногда одни копали ямы, а другие их закапывали. Поэтому довольно часто, с точки зрения экономики, эти программы были малоэффективны.

Информация о работе Фискальня политика