Фискальня политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: раскрыть содержание фискальной (налогово-бюджетной) политики как инструмента регулирования государственной экономики. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

- раскрыть цели и направления фискальной политики;

- рассмотреть инструменты, с помощью которых осуществляется фискальная политика;

- рассмотреть виды фискальной политики;

- проанализировать эффективность фискальной политики;

- выяснить состояние фискальной политики в России в современных условиях.

Содержание

Введение……….…………………...….………...………..……...…...
2

2.
Фискальная политика. Понятие, цели ……………………...…...….
5

3.
Прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики………………………………………………...….….……


6

4.
Типы фискальной политики….…………………………………...…
7

5.
Дискреционная фискальная политика…..……………...…………...
8

6.
Недискреционная фискальная политика (встроенные

стабилизаторы) ………………………………………………………


11

7.
Сочетание фискальной политики с денежной и налоговой политикой ………………………………………………….…....……


14

8.
Проблемы при проведении фискальной политики………………...
Природа фискальных проблем России в переходный период...
17

18

9.
Заключение…………………………………………………………...
25

10.
Список используемой литературы……………………………..…...
26

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик по экономике.docx

— 77.35 Кб (Скачать файл)

                       

                       Рис.  Денежное приспособление  фискальной политики 

     Фискальная  экспансия сдвигает кривую IS до уровня IS' и сдвигает равновесие из точки Е в точку Е". При высоком уровне дохода растет спрос на деньги, ставка процента увеличивается от i0 до i2, посредством чего вытесняются инвестиционные расходы. Но ЦБ может приспособить фискальную экспансию, выпустив больше денег. На рисунке это отражено сдвигом кривой LM до LM ' и новой точкой равновесия Е'. Ставка процента остается на уровне i0 и уровень продукта возрастает до i1. Теперь понятно, что и денежная фискальная политика может быть использована для расширения совокупного спроса и увеличения национального продукта.

     Итак, при растущем предложении денег  наблюдается сдвиг кривой LM вниз вправо, снижение ставки процента, рост совокупного спроса. С другой стороны, можно использовать экспансионистскую фискальную политику,  сдвигающую кривую IS вверх вправо. Альтернатива между денежной и фискальной политикой как инструментами стабилизационной политики - это сложный вопрос.

     Важно рассмотреть, как они влияют на рост совокупного спроса.             В этом отношении существует отчетливое различие между денежной и фискальной политикой. Денежная политика оказывает  воздействие при стимулировании процентно зависящих компонентов совокупного спроса, особенно инвестиционных расходов. Убедительное доказательство этому - быстрый и сильный эффект влияния денежной политики на жилищное строительство.

     Фискальная  политика, напротив, оказывает воздействие  через покупку государством товаров  и услуг или через изменение  налогов и трансфертов (под госрасходами здесь понимаются оборонные расходы, снижение налогов на прибыль корпораций, отчислений на соцобеспечение).

     Рассмотрим  влияние составляющих фискальной политики  на ключевые переменные. Один из интересных случаев - инвестиционные субсидии, когда государство субсидирует инвестиции, таким образом как бы оплачивая часть расходов каждой фирмы на инвестиции, т. е. при каждом уровне процента фирмы теперь планируют больше инвестиций (рис. а). 

        

     Рис. Влияние инвестиции на ВНП  
 
 

                               

                                               

     а)                                                                                 б)

     Кривая  IS (рис. б) сдвигается на величину роста инвестиций (рис. а) (еще действует мультипликатор времени а). Новое равновесие достигается в точке Е'. Ставка процента растет, но это не отменяет влияния инвестиционных субсидий.

     На  рисунке показана экономика, первоначально  находившаяся в точке Е. с неполной занятостью, а затем достигающая уровня выпуска продукта у* при полной занятости. Для достижения этого уровня продукта можно использовать фискальную политику (экспансию) с продвижением к точке Е1 (с более высокой ставкой процента). Можно выбрать денежную экспансию, ведущую к состоянию полной занятости с более низкой ставкой процента 2). Можно также подобрать сочетание фискальной и денежной политики приводящее к какому-либо промежуточному состоянию. (Денежная экспансия сдвигает LM вправо вниз, фискальная политика сдвигает кривую IS вправо вверх). Снижение ставки процента в случае денежной экспансии означает, что инвестиции увеличатся от E2 до Е1. Обе финансовые политики увеличивают продукт, но их влияние на различные отрасли экономики различно. Необходимо решить, что даст наибольшую выгоду.

     Консерваторы  доказывают необходимость снижения налогов. Они поддерживают стабилизирующую политику, при которой налоги снижаются в период регрессии и госрасходы сокращаются в период бума. Другие считают, что необходимо расширить поле деятельности государства в сфере образования, охраны окружающей среды, подготовки кадров и т. д. и следовательно, поддержать экспансионистскую политику в форме роста госрасходов Доказано, что необходимо действовать через снижение ставки процента поддерживая рост инвестиционных расходов, т. е. государственные деятели могут выбирать такую политику, которая будет не только приводить экономику к состоянию полной занятости, но и окажет содействие в решении других проблем.                                                   

     

                   Рис.  Выбор между  денежной и  

                           фискальной  политикой 
                 

     Налоговая политика - часть фискальной экономической  политики,  
проявляющаяся в установлении видов налогов, объектов налогообложения,  
налоговых ставок, условий взимания налогов, налоговых льгот. Все эти параметры государство регулирует таким образом, чтобы поступление денежных средств за счет уплаты налогов обеспечивало финансирование государственного бюджета. Но при этом приходится встречаться с главным  
противоречием налоговой и всей фискальной политики. 
 Чем выше налоговое бремя, тем ниже, начиная с некоторого предела,  
желание и возможность платить налоги и, что гораздо важнее, тем больше  
ущерб, наносимый производству, созданию налогооблагаемого продукта,  
взиманием налогов. Высокие налоги подтачивают само налоговое дерево,  
которое их питает. Так что в основу государственной налоговой политики  
должны быть положены не высокие, а рациональные налоговые ставки.  
Другое дело, что государство успевает связать себя такими бюджетными  
обязательствами расходов, что вынуждено искать спасения в налоговых  
поборах для обеспечения расходов бюджета.

       Налоговая политика государства  связана не только с обеспечением  поступлений в бюджет, но и  с проводимой структурно-инвестиционной  политикой. Регулируя налоги, налоговые ставки, налоговые льготы, государство способно стимулировать тем самым развитие определенных видов производств, оказывать воздействие на структуру потребления, поощрять вложение средств в развитие экономики.

     Таким образом, фискальная политика, будучи самым мощным направлением государственной экономической политики в целом, сочетает в себе набор самых разнообразных инструментов финансирования, бюджетирования, налогообложения.

4. ПРОБЛЕМЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
 

     Оценка  эффективности фискальной политики чрезвычайно  
проблематична.

     И дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют  важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако, ни та, ни другая не являются панацеей от всех экономических бед. Что касается автоматической политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить эти колебания они не в состоянии.

     Еще больше проблем возникает при  проведении дискреционной фискальной политики. К ним можно отнести:

  • наличие временного лага между принятием решений и их воздействием на экономику;
  • административные задержки;
  • пристрастие к стимулирующим мерам (сокращение налогов - популярное в политическом плане мероприятие, а вот увеличение налогов может стоить парламентариям карьеры). Тем не менее, максимально разумное применение инструментов и автоматической, и дискреционной политики может существенно влиять на динамику общественного производства и занятости, снижение темпов инфляции и решение других экономических проблем.
     4.1 ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
 

     Реформирование  бюджетной и налоговой систем в России проводится в сложных  условиях трансформации собственности  и становления национального  предпринимательства. Это связано  с реструктуризацией отраслевой структуры производства, переводом  оборонного производства на изготовление конкурентоспособной продукции, проведением  крупных мер по социальной защите населения и т.д.

     Переход к рыночной экономике изменил  и структуру доходной части государственного бюджета, которая в значительной мере формируется за счет налоговых  поступлений. Поэтому главное значение в осуществлении фискальной политики сводится к реформированию налоговой  системы и налогообложения.

     Трудности в ее осуществлении состоят в  том, что эволюция налоговой системы  России развивалась долгое время  не в соответствии с теми тенденциями, которые характерны экономике развитых рыночных стран.

     В современных условиях наметились основные вехи реформирования российской налоговой  системы. Для переходного периода  становится важной разработка концепции  повышения стимулирующей функции  налогообложения в развитии предпринимательства  и формировании инвестиций.

     Стратегия усиления стимулирующей функции  налогообложения и количественного  увеличения инвестиций предполагает их программное обеспечение. В состав этой программы должны входить определенные меры органов государственного и  территориального управления, реализуемые  в логической последовательности.

     К этим мерам относятся:

     - обеспечение стабильного налогового  законодательства, недопустимость  любых изменений в налоговой  схеме в течение всего хозяйственного года. Более того, предполагается продолжительный по горизонту мораторий на внесение поправок, усиливающих налоговое бремя;

     - отказ от неоправданной множественности  налогов, число которых только  в России с учетом местных  налогов приблизилось к 100;

     - устранение имеющейся дискриминации  в дифференциации налогоплательщиков  в зависимости от форм собственности;

     - установление низких налогов  на производителей и «удешевление»  кредита;

     - усиление целенаправленности налоговой  системы. В условиях спада производства  важно поставить в привилегированное  положение предприятия (фирмы), реально  увеличивающие объемы производства  и осуществляющие инвестирование  средств в его рост. Сделать  это можно разными способами,  например, освободив от налогов  часть прибыли, полученной от  увеличения объема реализации  в сопоставимых ценах. Желательно  также полностью освободить от  налогообложения вклады инвесторов  и прибыль предприятий, направляемую  на развитие производства, НИОКР,  содержание объектов социальной  сферы;

     - придание действенного и конкретного  характера налоговым льготам,  которые теперь в большинстве  носят декларативный и показной  характер, в результате чего теряют  стимулирующее значение. Вновь создаваемым  или реконструированным предприятиям  необходимо предоставлять льготы  с момента не их регистрации,  а получения первой прибыли.

     Как показывает мировой опыт развитых стран, современная налоговая система  должна стимулировать научно-технический  прогресс, структурную передислокацию ресурсов и рабочей силы, выпуск дефицитной продукции, развитие предпринимательства. В тоже время она должна подавлять  такие негативные тенденции, как  монополизм, рост издержек, спекулятивная  активность, инфляция.

     Такова  общая концепция перестройки  налоговой системы переходной экономики  в направлении безусловного экономического роста при одновременной максимизации индивидуального богатства налогоплательщиков и налоговых поступлений в бюджет.

     В итоге экономическая динамика общества будет обеспечиваться через концентрацию налоговых поступлений в бюджет и направлений бюджетных ассигнований на инвестирование средств в различные структуры и программы, а также социально-культурную сферу. Именно через бюджет реализуются прямые и обратные связи по регулированию и поддержанию макроэкономического равновесия совокупного спроса и совокупного предложения.

     Функции налогообложения в обеспечении  инвестирования не абстрактны. Они  выполняют задачи ресурсно-денежного  обеспечения этого процесса по разработанным  программам. Это связи прямого  характера.

     В свою очередь, экономический рост и  расширение масштабов производства увеличивают налоговое поле и  обратное увеличенное поступление  ресурсов. Это обратные связи в  общей экономической динамике.

     Изменение налоговых ставок незамедлительно  сказывается на мотивации экономических  собственников. Претензии государства  на чрезмерную долю конечного продукта могут не только ослабить, но и подорвать  мотивацию экономических агентов  к хозяйственной деятельности вообще. Налоги представляют собой субъективное «вторжение» в реальные процессы трансформации собственности, ускоряя  либо замедляя «способ работы над  продуктом». Так высокие налоговые  ставки с началом либеральных  реформ в России объективно не позволили  должным образом развиться малому бизнесу, да и крупные предприятия  испытывали экономический «дискомфорт» от проводимой государством воинствующей фискальной рестрикции.

Информация о работе Фискальня политика