Формирование ассортимента на предприятиях торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 11:57, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования в том, что на сегодняшний день на рынке присутствует огромное количество компаний. Каждая из них занимается каким-либо видом деятельности производство, торговля, услуги и т.п. Потребитель предъявляет всё новые, более изысканные требования к товарам. Покупатели хотят, чтобы купленные ими товары были более практичными, красивыми, долговечными. А производители вынуждены удовлетворять постоянно возрастающие запросы своих клиентов. Вот почему коррекция ассортимента очень важна сегодня.

Содержание

Введение 3
Теоретические основы процесса формирования ассортимента товаро 5
1.1 Значение процесса формирования ассортимента товаров в деятельности торгового предприятия 5
1.2 Основные принципы и этапы формирования ассортимента товаров 11
Организация процесса формирования ассортимента товаров в торговом предприятии 21
2.1 Факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров 21
2.2 Особенности формирования ассортимента для оптовых ярмарок и различия торговых предприятий 23
Пути совершенствования процесса формирования ассортимента товаров 28
Заключение 33
Литература 36

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование ассортимента на предприятиях торговли.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

 

Глубина определяется числом разновидностей товаров по каждому наименованию. Одним из принципов формирования товарного ассортимента на предприятии является обеспечение его устойчивости, что особенно важно, когда речь идет о товарах повседневного спроса. Устойчивый ассортимент позволяет обеспечить бесперебойное и ритмичное товароснабжение. Для оценки устойчивости ассортимента рассчитывают коэффициент устойчивости:

 

Ку = 1 – (О1 + О2 + … + Оn)/ n * a (1.2)

 

где О1, О2, …, Оn – количество разновидностей товаров, отсутствующих в продаже (на период проверок) из предусмотренных ассортиментным перечнем;

а – количество разновидностей товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем;

n – количество проверок.

Коэффициент устойчивости ассортимента выражается следующими значениями:

  • для универмагов и гастрономов – 0,90;
  • для универмагов – 0,80;
  • для магазинов обуви и одежды – 0,75;
  • для магазинов по продаже культтоваров, галантерейных, спортивных, хозяйственных товаров – 0,85.

И, наконец, одним  из важных принципов рационального  формирования ассортимента товаров является обеспечение условий его рентабельной деятельности, что особенно важно в условиях рыночной экономики.

Таким образом, управление ассортиментом предприятия  представляет собой комплексный  процесс, включающий основные классические функции управления: планирование, в процессе которого изучается спрос на товары, проводятся маркетинговые исследования, организацию, которая подразумевает создание коммуникационной системы по формированию ассортимента, координацию, в процессе которой осуществляется разработка ассортиментного портфеля организации, вырабатывается ассортиментная стратегия (выделяются стратегические группы товаров, определяются методы и принципы формирования торговых надбавок) и контроль, который включает анализ ассортимента (его широты и глубины, прибыльности отдельных видов и групп товаров), а также анализ влияния политики управления товарными запасами предприятия, политики поставок на товарный ассортимент.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Организация процесса формирования ассортимента товаров в торговом предприятии

 

2.1 Факторы, влияющие  на формирование ассортимента  товаров

 

Торговый ассортимент  – это совокупность объектов реализации (товаров, услуг), предлагаемых торговым предприятием для продажи.

Каждый товар  в структуре ассортимента обладает определенными свойствами и характеристиками, которые придают ему способность удовлетворять те или иные потребности человека. Эти свойства так или иначе становятся явными для потребителя и определяют его намерение приобрести товар.

Свойство –  это объективная особенность продукции, проявляющаяся при его создании, эксплуатации или потреблении. Термин «свойство» обычно обобщает ряд характеристик продукции.

Существуют  следующие классы характеристик.

1. Характеристики, создаваемые в процессе производства:

    • Физические (механические, электрические, химические, биологические и др.);
    • Органолептические (связанные с запахом, осязанием, вкусом, зрением, слухом);
    • Эстетические (например, вежливость, честность, правдивость);
    • Временные (пунктуальность, безотказность, доступность и др.);
    • Эргономические (например, физиологические характеристики или характеристики, связанные с безопасностью человека);
    • Функциональные (например, скорость автомобиля).

2. Характеристики, формирующиеся в сфере обращения:

    • Стоимостные (цена реализации товара, цена реализации сопутствующих и дополняющих товаров);
    • Ассортиментные (широта ассортимента, имеющийся в продаже ассортимент товаров-заменителей, дополняющих товаров);
    • Маркетинговые (факторы моды, сезонности, торговой марки).

Также основными  характеристиками ассортимента являются:

    • Ширина ассортимента – количество различных товарных категорий, предлагаемых предприятием;
    • Глубина ассортимента – количество разновидностей товара, представленных внутри товарной группы (например, различные варианты электрических бритв для разных типов кожи).

Поскольку удовлетворение потребностей зависит от количественного  значения представленных выше характеристик, то та или иная комбинация этих характеристик  рождает потребительскую ценность (полезность) продукции.

Потребительская ценность товара выступает как совокупность свойств, связанных как с самим товаром, так и с сопутствующими услугами. Например, функциональное назначение зубной пасты – ее способность очищать полость рта – определяется физическими, эргономическими и функциональными характеристиками. Но потребительская ценность зубной пасты рождается только во взаимодействии физических, органолептических, стоимостных и маркетинговых характеристик. Так, для людей с большими семьями большей ценностью будут обладать традиционные недорогие марки зубной пасты. Для подростков и молодых людей потребительская ценность зубной пасты заключается в ее косметическом эффекте, дети отдают предпочтение вкусовым свойствам продукта и т.д.

Собрав в  одном месте товары с разными  потребительскими свойствами и характеристиками, розничное торговое предприятие стремится удовлетворить потребности людей с различными вкусами, предпочтениями, уровнями доходов.

В основу построения ассортимента в розничной торговле должно быть положено рациональное соотношение отдельных групп товаров в зависимости от:

    • Объема товарооборота магазина;
    • Размера торговой площади;
    • Технической оснащенности;
    • Условий товароснабжения.

При формировании ассортимента следует также учитывать:

    • Численность обслуживаемого населения;
    • Наличие между населенными пунктами транспортных связей;
    • Месторасположение магазина по отношению к другим торговым предприятиям.

На процесс  формирования ассортимента товаров  существенное влияние оказывают  также факторы, определяющие спрос  населения:

        • Социальные (социальный состав обслуживаемого населения, его образовательный и культурный уровень, характер трудовой деятельности);
        • Экономические (развитие производства, уровень доходов и социальное обеспечение населения, уровень розничных цен на товары);
        • Демографические (численность и состав населения, количество и состав семей);
        • Природно-климатические (географическое расположение населенного пункта, климат);
        • Национально-бытовые (национальный состав населения, его традиции нравы, обычаи).

Заметное воздействие  на спрос оказывают мода и достижения научно-технического прогресса, поэтому их тоже нельзя не учитывать при формировании ассортимента.

 

 

2.2 Особенности формирования ассортимента для оптовых ярмарок и различия торговых предприятий

 

Формирование  ассортимента осуществляется постоянно во всех звеньях товародвижения - от производства до потребления. В каждом из них ассортимент товаров различен.

Необходимым условием бесперебойного снабжения розничной  торговой сети товарами в достаточном  ассортименте является создание оптимального ассортимента товаров на оптовых предприятиях. Поэтому правильное, научно обоснованное формирование ассортимента представляет собой важнейшую функцию коммерческой службы оптовых предприятий.

На конкретном оптовом предприятии для оптимизации  ассортимента товаров формируется ассортиментный перечень товаров. Главная цель создания ассортиментного перечня - контроль полноты и стабильности ассортимента товаров на складах и контроль снабжения ими оптовых покупателей своего целевого рынка.

Ассортиментные  перечни товаров на оптовых предприятиях разрабатываются, как правило, в два этапа.

На первом этапе  устанавливается групповой ассортимент  товаров. Основой для его определения  являются маркетинговые исследования в области целевого рынка, который  представлен оптовыми покупателями - магазинами и другими предприятиями розничной торговли.

На втором этапе  определяется развернутый ассортимент  товаров. Рассчитывается число разновидностей каждого вида товара ассортиментного  перечня, т.е. определяется количество разновидностей товаров, поступление которых обязательно в связи с заявками оптовых покупателей.

Разработанные ассортиментные перечни товаров  оптового предприятия должны подвергаться корректировке с учетом изменений  покупательского спроса, выпуска  промышленностью новых товаров, результатов закупок и других факторов. Чтобы ассортиментные перечни действительно способствовали созданию на оптовых предприятиях достаточного и стабильного ассортимента, необходимо регулярно контролировать, имеются ли на складах базы все товары, включенные в ассортиментные перечни, и в таком ли количестве разновидностей, которые требуются розничным торговым предприятиям. Результаты проверок по соблюдению ассортимента товаров на оптовом предприятии каждый раз должны анализироваться для принятия необходимых мер по восстановлению неснижаемых запасов отдельных разновидностей товаров, а анализ ассортимента должен быть использован при заключении договоров на поставку товаров в следующем году и в работе по их уточнению и изменению. Контроль наличия товаров в соответствии с ассортиментным перечнем осуществляют товароведы. С этой целью используются карточки количественно-суммового учета, которые сведены в картотеки для каждой группы товаров. Картотеку рекомендуется делить на три части. В первой устанавливаются карточки на товары, запасы которых имеются в необходимом количестве, во второй - на товары, запасы которых находятся на исходе, и в третьей - на товары, отсутствующие в данный момент на складах базы. Для большей наглядности целесообразно использовать карточки различных цветов: например, зеленый - для учета достаточных товаров, белый - для учета остальных товаров.

Оптовые торговые предприятия должны осуществлять контроль за ассортиментом товаров не только на собственных складах, но и в  обслуживаемой розничной торговой сети. С этой целью коммерческие работники оптовых предприятий выезжают к своим покупателям, предлагают товары, имеющиеся на складах, оказывают консультационные услуги по вопросам продажи товаров, по рекламе этих товаров и методам стимулирования продаж. Изложенный выше метод контроля за ассортиментом является самым простейшим и может быть использован на небольших оптовых предприятиях. В большинстве же случаев необходимо использование автоматизированных рабочих мест, оснащенных персональными компьютерами с соответствующим программным обеспечением.

Продажа-закупка  товаров на оптовых ярмарках –  одна из старейших форм оптовой торговли. Оптовые ярмарки проводились  еще в дореволюционный период, когда широкой известностью пользовались Нижегородская, Киевская, Харьковская и другие ярмарки. В условиях перехода к рыночным отношениям оптовые ярмарки в их административно-директивном виде утратили свое значение, так как они не обеспечивали свободных рыночных отношений и коммерческой инициативы производителей товаров и потребителей. В этот период коммерческим целям в большей степени стали соответствовать новые торгово-посреднические структуры – постоянно действующие товарные биржи. Однако в связи с некоторой сложностью выставления товаров на торги товарной бирже, оптовые ярмарки не утратили свое значение, как проводимые оптовые торги на свободной рыночной основе. Имеют перспективу развития в рыночной экономике оптовые ярмарки международного или общегосударственного масштаба, а также оптовые ярмарки регионального значения. В оптовых ярмарках международного или общегосударственного значения принимают участие международные компании (фирмы) – поставщики товаров из ближнего и дальнего зарубежья. На оптовых ярмарках усиливается воздействие торговых организаций на производство товаров в отношении ассортимента и качества товаров, ускоряется процесс заключения договоров, так как поставщики и покупатели находятся в непосредственном контакте. Руководит работой ярмарки ярмарочный комитет, который может создавать рабочие органы ярмарки (дирекцию, арбитраж, группу по учету договоров и др.).

Оптовые продовольственные  рынки – место купли-продажи  конкурентоспособного сельскохозяйственного сырья и продовольствия оптовыми и розничными торговыми предприятиями и частными лицами.

В ряде развитых рыночных стран важную роль играют оптовые рынки, занимающие серединное положение между оптовой ярмаркой и товарно-сырьевой биржей. Однако в отличие от двух последних оптовый продовольственный рынок располагает собственным складским хозяйством.

Разновидностью  оптового рынка являются мелкооптовые магазины-склады, ориентированные преимущественно  на мелких покупателей – розничных  торговцев. Мелкооптовые магазины-склады получили за рубежом широкое распространение и называются «кеш энд керри». Они появились впервые в 30-е годы, и сеть их развивается до настоящего времени.

Организация учета  и контроля за оптовыми закупками  – важная часть коммерческой работы. Целью оперативного учета и контроля оптовых закупок является осуществление повседневного наблюдения за ходом выполнения поставщиками договоров поставки для обеспечения своевременного и бесперебойного поступления товаров в согласованном ассортименте, надлежащего качества и количества. Учет выполнения договоров поставки может осуществляться в специальных карточках или журналах, где фиксируются сведения о фактической отгрузке и поступлении товаров и выявляются случаи нарушения поставщиками договоров. Все это необходимо для своевременного предъявления поставщикам претензий. Успешному проведению закупочной работы способствует разработка коммерческим аппаратом оперативных планов закупок, предусматривающих суммы товаров, подлежащих закупке, сроки заключения договоров, а также согласования и уточнения спецификаций и отгрузки товаров, ответственных лиц за проведением закупок.

Информация о работе Формирование ассортимента на предприятиях торговли