Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 16:59, курсовая работа
Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.
Введение………………………………………………………………………3
1. Сущность и формирование доходов в экономической теории.
1.1 Сущность и структура рыночных доходов……….............................5
1.2 «Кривая Лоренца» и «коэффициент Джини»…………………………9
1.3 Измерение и сопоставление доходов………………………….……..12
1.4 Потребление и сбережение……………………………………..…….13
2. Политика государства в области распределения и перераспредиления лоходов.
2.1 Распределение и перераспределение доходов………………….….14
2.2 Государственная политика доходов………………………………....17
2.3 Индексация доходов……………………………………………………..19
2.4 Социальная справедливость и рыночная эффективность……….…..20
2.5 Поддержка бедных слоев населения………………………………….21
2.6 Социальная политика государства………………………….…………..24
Заключение ……………………………………………………………………28
Список использованной литературы…………………………..…………….30
Заштрихованная область между линией абсолютно равного распределения и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов: чем больше эта область, тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы.
Кривую Лоренца можно использовать для сравнения распределения доходов в различные периоды времени или между различными группами населения
Если все богатство
страны находится в руках небольшого
числа семей, кривая Лоренца будет
практически совпадать с
Кривая Лоренца позволяет наглядно продемонстрировать процесс выравнивания доходов вследствие изменения налоговой и социальной политики государства (рис. 2):
Рис. 2
а - линия равномерного распределения доходов,
Ь - кривая распределения доходов до уплаты налогов,
с - после уплаты налогов,
д - после осуществления социальных программ.
Для характеристики распределения совокупного дохода между группами населения применяется индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини).
Графическая характеристика
уровня относительного благополучия позволяет
выразить его в виде численного показателя.
Если подсчитать площадь фигуры, ограниченной
линией абсолютно равномерного и
реального распределения
Если коэффициент Джини близок к единице, это приводит к дисбалансу: преобладание большинства семей, живущих одинаково бедно, над ограниченным меньшинством, присваивающим подавляющую долю национального дохода. В условиях рыночной экономики при нормальном осуществлении государством перераспределительных функций такие крайности исключены.
1.3 Измерение и сопоставление доходов
Поскольку доходы выступают основным показателем уровня жизни населения, должны существовать объективные критерии, определяющие величину доходов и количественные показатели, характеризующие динамику их изменения (номинальная и реальная зарплата).
Номинальный доход характеризуется той денежной суммой, которую работник получил на руки. Чтобы количественно оценить размер этой суммы, необходимо знать реальный уровень цен на товары и услуги, сколько их можно купить на полученные деньги. Реальный доход представляет собой то количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальный доход. Изменения реального дохода определяются направлением движения номинального дохода и уровня цен: если номинальный доход возрастает быстрее, чем уровень цен, реальный доход растет, и наоборот, более быстрый рост цен, чем номинального дохода, снижает реальное потребление. Особенно остро это ощущается в период инфляции, когда увеличение доходов не поспевает за ростом цен.
1.4 Потребление и сбережение
Макроэкономическое значение имеет динамика использования доходов на потребление и сбережение. Она определяется прежде всего движением нормы процента, общей экономической ситуацией в стране, а также стабильностью денежной и финансово-кредитной системы. Более высокая ставка процента (цена денег) стимулирует увеличение сберегаемой части дохода. Благоприятная рыночная ситуация способствует тому, что с ростом доходов населения сберегаемая их часть растет быстрее потребляемой.
Исключительное значение
соотношения между потребляемой
и сберегаемой частями доходов
состоит в том, что оно определяет
степень сбалансированности макроэкономических
процессов, в свою очередь влияющую
на это соотношение. Сбережения —
не только будущий спрос на товары
и услуги, но и будущие инвестиции.
Население, если его доходы обеспечивают
необходимый уровень
2. Политика государства в области распределения и перераспредиления лоходов.
2.1 Распределение и перераспределение доходов
Так как расходы на производство
ложатся на плечи собственников
производства факторов производства,
то первоначально доходы сосредоточиваются
именно в их руках. Это функциональное
распределение доходов, в процессе
которого формируется зарплата наемных
работников (собственников фактора
«труд»), прибыль крупных
Функциональное распределение доходов происходит между владельцами факторов производства. Однако в реальной жизни многие из факторных доходов переплетаются (например, участие наемных работников в прибыли предприятия) и перераспределяются (как в случае с социальными трансфертами).
Главными составляющими денежных доходов населения являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и собственности, а также социальные трансферты (пенсии, стипендии и т.д.).
При переходе к рыночной экономике в России произошли значительные изменения в структуре денежных доходов населения. Формируются и интенсивно развиваются новые формы доходов: от предпринимательства и от собственности (проценты, дивиденды, рента, поступления от продажи ценных бумаг).
Соотношение в денежных доходах населения доли заработной платы и социальных трансфертов играет важную роль в трудовой мотивации. При преобладании оплаты труда в формировании общей суммы доходов обычно развивается предприимчивость, инициатива, тогда как при повышении роли социальных трансфертов нередко усиливается психология иждивенчества.
Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого называются дифференциацией доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем. Наибольший разрыв в уровне доходов отмечался в традиционной системе. Этот разрыв был больше, чем в эпоху капитализма свободной конкуренции. Затем при переходе к современной рыночной экономике различия в уровне доходов (и имущества) заметно уменьшаются. При переходе от административно-командной к рыночной системе рост дифференциации доходов связан с тем, что часть населения продолжает жить в условиях распадающейся прежней системы и одновременно возникает общественный слой, действующий по законам рыночной экономики. По мере вовлечения все более широких слоев населения в рыночные отношения размеры неравенства сокращаются.
Объем доходов каждой интервальной группы определяется на основании кривой распределения населения по размеру среднедушевого дохода путем умножения середины доходного интервала на численность населения в этом интервале.
Для переходной экономики России первой половины 90-х гг. был характерен рост показателей дифференциации доходов.
Функциональное распределение доходов носит очень жесткий характер. Дифференциация доходов зависит в этом случае не только от уровня квалификации участников рыночных отношений, но и от того, что досталось им в наследство. Эти функциональные доходы могут быть абсолютно не связанными с трудовым участием в производстве (например, рента, процент на сданный в банк вклад, дивиденды от принадлежащих лицу ценных бумаг и т. п.). В результате функционального распределения некоторые группы населения (дети, престарелые, безработные), не имеющие доступа к распоряжению факторами производства, обречены на полуголодное существование в странах с рыночной экономикой, если бы не роль государства, которое перераспределяет доходы, сложившиеся у непосредственных участников рыночных отношений. Так формируется вертикальное распределение доходов. Главное отличие функционального распределения доходов от вертикального состоит в том, что первое обусловлено собственностью на факторы производства, второе есть результат вмешательства государства в сферу распределения и перераспределения доходов. Именно оно и характеризует фактическое распределение доходов по группам и социальным слоям населения (это называется «имущественной иерархией»), откуда и произошло его название - «вертикальное распределение доходов».
Государство непосредственно
вмешивается в первичное
Методы осуществления
политики доходов в условиях рыночной
и переходной экономики могут
быть различными. Предпочтение обычно
отдается методам добровольного
согласия работодателей и работников
при участии правительства, что
не исключает применения административных
мер государственного контроля за увязкой
повышения заработной платы с
финансовыми возможностями
Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (или ставки). Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации.
В России с 1991 г. действует периодически пересматриваемый минимальный размер оплаты труда (МРОТ). В условиях высокой инфляции в первой половине 90-х гг. данный показатель утратил связь с прожиточным минимумом.
В 1994—1999 гг. МРОТ колебался в пределах 10—20% от прожиточного минимума и поэтому в небольшой степени влиял на реальную оплату труда лишь в бюджетной сфере.
Значительное влияние
на уровень реальных доходов населения
оказывает инфляция. Поэтому одним
из важнейших условий
2.2 Государственная политика доходов
Государственная политика доходов
является составной частью социальной
политики и направлена на решение
двух главных задач: оказание прямой
помощи наиболее уязвимым слоям населения
через систему социального
Государственная политика доходов
заключается в
Социальные трансферты — это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.
Государство, организуя через
бюджет перераспределение доходов,
решает проблему повышения доходов
малоимущих слоев населения, создает
условия для нормального
Возможности государства в перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета, даже в пределах полученных доходов, ведет к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы.
Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне - и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменения цен, устанавливаемых рынком, например, гарантированием цен фермерам и введением минимальных ставок заработной платы.
Главный аргумент в пользу
равного распределения доходов
заключается в том, что оно
необходимо для максимизации удовлетворения
нужд потребителя, или предельной полезности.
Основное возражение против равенства
доходов состоит в том, что
для достижения этой цели государство
должно изъять в виде налогов часть
доходов высокооплачиваемых семей
и передать их низкооплачиваемым. Тем
самым уменьшается стремление и
тех, и других к максимальному
увеличению заработка. В результате
подрываются стимулы к
Информация о работе Формирование доходов в экономической теории